Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гулящая |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Кавалеридзе |
сценаристы: | Нонна Капельгородская, Панас Мирный |
продюсер: | Алексей Ярмольский |
видеооператор: | Владимир Войтенко |
композитор: | Борис Лятошинский |
художник: | Николай Резник |
монтаж: | Долли Найвельт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 декабря 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
По всем параметрам эта лента должна была стать настоящим хитом. Молодая известная актриса неожиданно оказывается в серьезной драматической роли. События прошлого напоминают советскому человеку о классовой несправедливости. Да и сама по себе история архетипична - на молодую невинную девушку 'наседает' тень общественного сомнения. Несколько спорных ситуаций, слухи... и совсем близко оказываются публичный дом, суд и изгнание.
Сама Гурченко в мемуарах весьма критично отзывалась об этой работе: 'В кадре во время самых страшных грехопадений героини от меня требовалась пуританская нравственность. Нужно было, как говорится, зачать без зачатия. Вот задача! Слабо, противно сыграла эту роль'. По ее признанию ей наиболее удались те моменты в которых она совершенно забывала, что идет съемка. И с этим трудно спорить. В одной из сцен одетая в модную шляпу и вечернее платье салонная дама с надрывом говорит 'Господи, как мне хочется порядка и покоя в жизни. Я так устала...'. Один из ключевых моментов оказывается смазанным в силу как раз совсем невыразительной игры актрисы. Но дело не только в ней.
Язык повествования отсылает нас к 30-м годам. Экспрессия и сумбурность, отрывистость преобладают над рациональностью. В силу этого лента получилась не слишком интересной. Смазанной была не только актерская игра, но и многие сцены. Криминальные интриги, публичный дом, суд... Все это можно было показать куда ярче, контрастнее, а вышло все достаточно блекло. Впрочем... финальный взгляд в окно Христи вышел на славу. Она стучится в окно и смотрит на семью. Из зимней стужи в домашнее тепло.
«Что же делать... Такая уж наша женская доля» - скажет одна из персонажей ленты. Но вот как раз вот эта доля тут и не раскрыта в полной мере. Парадокс в том, что номинально эта лента просто не могла не удастся. Для опытного режиссера это была лебединая песня. Известная актриса была более, чем мотивирована. Безусловный литературный материал, тем более, что Панаса Мирного не так часто экранизировали. А не срослось... Бывает и так.
4 из 10
23 марта 2024
Роман «Повія» («Гулящая») украинский писатель, драматург и общественный деятель Панас Мирный написал 150 лет назад. В 1961 году украинский скульптор и режиссёр Иван Петрович Кавалеридзе решил снять по этому произведению свой последний 10-й фильм. Написала сценарий супруга режиссёра – украинская актриса, певица и детская писательница Надежда Филипповна Капельгородская. Как это часто случается в кинематографе, литературный первоисточник вступил в противоречие с адаптированным текстом сценария, потому что «впихнуть» толстый роман в полуторачасовой фильм – задача непосильная. По этой причине сюжет выглядит несколько «рубленым», о чём в своё время писала критика: «в драматическом отношении картина распалась на сценки и эпизоды, едва-едва связанные между собой». В попытке показать наиболее важные сюжетные ходы романа, история на экране утратила логическую связь между некоторыми эпизодами.
Изначально на главную роль Христи планировалась Тамара Сёмина, но она отказалась, опасаясь стать 'актрисой одной роли', потому что совсем недавно великолепно сыграла Катюшу Маслову в «Воскресенье» (1961). Поэтому Кавалеридзе пригласил Людмилу Гурченко, у которой уже было 7 ролей в кино. Но все эти роли были в определённой степени музыкально-развлекательными. А роль Христины Притыки – это глубочайшая трагедия от начала до конца. Кто внимательно смотрел фильм, тот заметил, как изменилась и буквально преобразилась актриса, когда её героиня выступала в кафе «Шантан». В данной сцене Гурченко была абсолютно естественна и органична в своём образе. Не вина актрисы, что на экране «моральное падение» её героини произошло уж слишком быстро. В романе поступки Христины имеют и обоснованное начало, и логическое продолжение, а в фильме они порой выглядят пунктиром с большими пропусками.
Людмила Марковна сделала всё от неё зависящее, чтобы показать зрителю: фильм совсем не о проститутке и содержанке, фильм, прежде всего, - об обществе, где простой человек не хозяин своей жизни. Где любого могут «прижать к ногтю» если того захотят «сильные мира сего» Именно они – считающие себя столпами общества – играют человеческими жизнями, словно игрушками. Христина, кочуя от одного «папика» к другому, постепенно начинает сознавать полную никчёмность такой жизни. Автор сценария пощадила зрителей, посчитав излишне жестоким выносить на экран историю о том, как после нескольких лет такой «кочевой» жизни, в результате заражения сифилисом Христина лишилась носа. Вымарывание такого важного факта из жизни Христины, сделало киноисторию несколько поспешной в плане того, как быстро девушка согласилась на роль содержанки.
Хотя режиссёр использовал несколько довольно оригинальных приёмов для показа внутренней борьбы героини. Так в одном эпизоде камера намеренно акцентируется на губах девушки, скрывая в тени её глаза. Мимикой лица Гурченко пытается передать и душевный трепет, и сомнения. Не менее интересным выглядит и то, как снята сцена первого 'обольщения' - мужская фигура в виде огромной тени растёт, увеличивается, а затем буквально нависает над девушкой, словно лишая её даже попытки сопротивления. Одинокой девушке трудно бороться с мужчинами. А если среди этих мужчин ВООБЩЕ нет ни одного порядочного - тогда любая борьба теряет смысл. Христина это понимает далеко не сразу. Лишь спустя какое-то время, вконец разбитая физически и опустошённая морально она решает вернуться туда, где когда-то был её дом.
Все эти несколько лет, начавшиеся с романтического увлечения, и искренней веры в свою любовь, а закончившиеся страшной болезнью, явились для Христины кругами ада, по спирали которых девушка опускалась всё глубже и глубже в пропасть нравственного падения. Очень жаль, что в фильме не нашлось места для финальных видений Христины, которые в глазах читателя романа поднимают девушку из той пропасти, в которою её вверзли подлые стяжатели её молодости и красоты. Фильму не хватило буквально 'чуть-чуть', чтобы, если не обелить обманутую всеми девушку, то хотя бы заставить искренне ей сопереживать. Ведь по большому счёту то, что описал в своём романе Панас Мирный 150 лет назад, происходит прямо сейчас с такими же наивными деревенскими девушками, мечтающими встретить своего принца в Большом Городе...
Дай упокой души тем, кто был обманут в любви. Дай им смирения, спокойствия и гармонии. Дай им веры в себя. И тогда Вечность простит их...
19 февраля 2023