Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тишина |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Карпов |
сценарий: | Борис Теткин |
видеооператор: | Михаил Аранышев |
композиторы: | Евгений Брусиловский, Анатолий Бычков |
художник: | Юрий Вайншток |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 мая 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Данный фильм не имеет никакого отношения к экранизациям одноимённого романа (1962) Юрия Бондарева «Тишина» (1964) Владимира Басова и «Тишина» (1992) Ольгерда Воронцова. Фильм Александр Карпов — «камерный». Он негромкий и по-домашнему очень уютный. Это история о людях, которые волею судьбы оказались на станции с поэтичным названием «Тишина». Разные жизненные тропы привели героев на станцию, но именно она объединила их и породнила. Фильмы 50—60-х годов очень тёплые. Но вовсе не потому, что сняты во время «хрущёвской оттепели», а потому, что с искренним участием и даже сердечным трепетом относятся к судьбе каждого персонажа.
В истории, написанной Борисом Тёткиным нельзя выделить главных и не главных героев. Есть стержневой персонаж — начальник станции Оспанов (Канабек Байсеитов), вокруг которого вращается всё действие. Этот энергичный не по годам мужчина заставляет крутиться-вертеться всё, к чему прикасаются его руки. Однако не только дело спорится в его руках, у Хакима Оспановича ещё и очень доброе сердце. Он не может пройти мимо чьей-то беды. Он обязательно должен принять в ней посильное участие. В картине затронута очень интересная тема, когда подвижной состав страны переходил с паровозов на тепловозы. Этим он созвучен ленте Владимира Кочетова «Свет в окне» (1960).
А ещё одной своей гранью сценарий заставляет вспомнить бесподобную работу Константина Воинова о слепом преподавателе «Солнце светит всем» (1959). В этом нет ничего удивительного, ведь все эти картины, по большому счёту, об одном — о честном напряжённом труде, о семейных ценностях, о любви, без которой не бывает ни мелодрам, ни «производственных романов». Любовь есть и в этом фильме, но режиссёр показал её по-своему. Он не стал выпячивать чувства героев, он намеренно «приглушил» данную тему, отчего она зазвучала иначе — более проникновенно. Касается это диспетчера Нартая и стрелочницы Гули. Они не афишируют свои чувства, однако оба живут надеждами: вот закончим вечернюю школу, вот выучимся…
Несколько иначе режиссёр подаёт историю слепого учителя Сергея Петровича Сафонова (Александр Карпов) и учительницы вечерней школы Ольги Петровны (Раиса Куркина). У каждого из них за плечами жизненная трагедия. У одного — слепота, у другой — семейный разлад. Думается, что сценарист совсем не случайно «подарил» обоим героям одинаковые отчества, тем самым породнив их, ведь человек, сам испивший чашу страданий, легко поймёт чужое горе. А от понимания совсем недалеко до сочувствия, а там — до любви… «Тихое» кино, ненавязчиво рассказывающее о громких начинаниях в необъятной стране.
14 марта 2020
На мой взгляд, совсем недооценённый фильм. Есть в «Тишине» свой потенциал, что-то такое, что увлекает и заставляет досмотреть его до самого конца. Даже странно, что картина оказалась незаслуженно забытой, хотя и время, и тематика, и свой задор — всё у неё подходящее. Чем-то лента Александра Карпова напомнила мне «Весну на Заречной улице» — такая же производственная тематика, столкновение привычного уклада и прогресса, школа вечерней молодёжи, любовь, наконец — хотя она у каждого и своя.
Машинист Хаким Оспанов привык работать на своём старом паровозе. Несмотря на свой преклонный возраст он ещё полон сил и энергии, способен показать себя в деле. Оттого когда приходит весть о замене его паровоза на более современную машину — Хаким чувствует себя разбитым и никому не нужным. Переучиваться он не хочет — уже поздно, а начальство предложило должность начальника отдалённой глухой станции под названием «Тишина». Оспанов отправился в Алма-Ату в управление. Но когда проводник произнёс: «Скоро Тишина — не удержался — потянуло посмотреть, что же это за станция такая, мимо которой он тридцать лет водил свой паровоз. Вышел на минутку и почему-то остался. Так, казалось бы, просто решилась его судьба.
Но «Тишина» оказалась не такой уж и тихой, в ней также кипят свои страсти, также работают люди, со своими мечтами, идеями, целями и надеждами. Молодежь мечтает об открытии вечерней школы, дежурный по станции Нартай грезит о подвигах, не замечает девушку, которая предана ему и влюблена. Вместе с Оспановым на «Тишину» сходит и женщина с 5-летним сыном Макаром — кажется, Ольга сбежала по каким-то причинам из Москвы. Сын сильно болен и на ближайшие 2 недели эта маленькая железнодорожная станция становится её домом. Ольга постепенно привыкает к этой жизни, её людям и не уезжает, а остаётся на станции… Есть ещё талантливый профессор средних лет, который также по своим причинам живёт на «Тишине», оставив шумную столицу. Много интересных героев со своими судьбами на этой станции втягивается в круговорот событий, а тут ещё на «Тишину» обрушился поток грузов для строящегося рядом комбината. Тут уж не заскучаешь.
Очень колоритными и запоминающимися получились герои. Взять хотя бы Канабека Байсеитова в роли Хакима Оспанова — от его героя буквально веяло энергией и задором. Уже только ради него стоит посмотреть киноленту. Хотя увлекательно было наблюдать и за развитием отношений между Ольгой и Сафоновым, роль которого, кстати, исполнил сам режиссёр Александр Карпов. Задора картине придавал и дуэт диспетчера Нартая и учащейся вечерней школы Гули Шалимовой поданный несколько в комедийном ключе. Ну и, конечно, кто не узнает Павла Шпрингфельда — короля эпизодов в такой же небольшой, но запоминающейся роли директора школы. Это он — гардеробщик в «Джентльменах удачи», сельский пьяница Степан в «Хозяине тайги», французский офицер Летье в «Гусарской балладе»… В общем смотрите, если любите советские фильмы — не пожалеете.
9 из 10
4 февраля 2019