Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Плохие спят спокойно |
английское название: |
Warui yatsu hodo yoku nemuru |
год: | 1960 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Акира Куросава |
сценаристы: | Эидзиро Хисаита, Акира Куросава, Синобу Хасимото, Рюдзо Кикусима, Хидэо Огуни |
продюсеры: | Акира Куросава, Томоюки Танака |
видеооператор: | Юдзуру Аидзава |
композитор: | Масару Сато |
художники: | Ёсиро Мураки, Сёдзи Курихара |
монтаж: | Акира Куросава |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 31 мин |
TohoScope. Широкоформатный кадр. Двери открываются — мы видим свадьбу. Заходят полицейские и наблюдают за присутствующими: тут продажные политики, нечестные бизнесмены, криминальные авторитеты. Все вместе, но каждый сам за себя. Выкатывают огромный торт в форме здания. В него воткнута роза — на её месте было окно, из которого выбросился человек. Об этом знают все присутствующие. Служители закона ехидно комментируют происходящее, попутно рассказывая о расстановке сил на поле.
Можно пошутить, что перед нами один из самых оригинальных фильмов о борьбе с коррупцией (хотя скорее о бесполезности борьбы с ней). К сожалению, многие так думают всерьез, еще и прицепляя ярлык «остросоциального» кино. Ужас какой. Социальные реалии современной Японии здесь лишь фон для Гамлета, в котором остались одни лишь призраки.
Тосиро Мифунэ всегда умел быть в равной мере эмоциональным и по-хорошему инфернальным. Здесь это парадоксальное сочетание эксплуатируется по полной программе. Коити Ниси движим только волей отомстить, готов на всё ради этого — даже взять в жены дочь своего злейшего врага. Милейшая девушка так и не сможет определиться, кто для неё важнее: отец или муж. Но ему не так уж важен её выбор. Главное — сделать свое дело, ускорить бессмысленный круговорот мести, который никогда не остановится.
Ни о какой психологии или, простите, классовом конфликте тут не может быть и речи. Монументальный Мифунэ играет человека-машину, которому важно только осуществить акт мщения, причем за человека, который не был ему так уж близок при жизни. Не так уж важно, жив человек или мертв — эта грань ужасающе размыта. Внутри они уже все мертвы. Живые притворяются мертвыми, а мертвые — живыми.
Клерк Морияма оказывается на своих же похоронах. Он был мелкой сошкой в преступной организации, но стал важной деталью в плане мести. «Приятно быть призраком, не так ли?», — спрашивает у него герой Мифунэ, думая скорее о себе, чем о невольном собеседнике. Застывшая мимика, словно посмертная маска и живые глаза говорят всё за него. Без него этот фильм был бы невозможен.
Все они должны быть уже мертвы. Так гласит кодекс чести, извращенный до корпоративной этики. Более того — тут все к этому стремятся. Куросава снимает трагедию, в которой все и так уже мертвы. Если не физически, то морально, в крайнем случае — на бумаге. «Нет человека — нет проблемы», — этот нехитрый и жуткий принцип управляет здесь практически всем. Трагедия тут не в столкновении человека с Роком, а в следовании непреложным инструкциям.
Современная трагедия становится ужасающе прямолинейной. Шестидесятые выдались для Куросавы непростыми, а это один из самых депрессивных его фильмов. Он немного громоздкий, как и широкоформатные камеры, на которые был снят. При обилии движения, кажется совершенно статичным. И не поймешь — то ли это оцепенение перед грядущей расправой, то ли взгляд покойника. Злые остаются живыми.
26 августа 2017
Очередной эксперимент Акиры, который не может не привлечь к себе внимания широкого зрителя. Вот только представьте, что классик переводит сюжет «Гамлета» в наши дни, да еще и приоткрывает тайны корпоративной Японии. Это интригует, ведь хороших фильмов о корпоративных преступлениях в разы меньше, чем картин об ограблениях или изнасилованиях. И это неспроста, ведь латентная преступность самая опасная.
Конечно шекспировских сюжетных линий тут будет не так много, скорее упоминание о классике мировой литературы добавлено в рекламных целях. Но, то что герою предстоит жестоко мстить за отца и даже жениться на богатой невесте — дочери одной из будущих жертв — неоспоримый факт. Так что, я более склонен относить картину к жанру «ревендж»-фильмов. Во главе угла тут тема хладнокровной и жестокой мести, в которую Куросава не сумел удержаться и добавил «остро социальный» аспект.
Сразу же вспоминается вступление картины с весьма осуждающими диалогами о коррупции и растрате денег налогоплательщиков. Это вступление мне показалось слишком идеологическим и пропагандистским. Это смотрелось также искусственно и неестественно, как тема Кармен в очень динамичных и реально острых «Ворах в законе» Юрия Кары, равно как и сны комдива Котова о его встречах со Сталиным в сиквелах «Утомленных солнцем».
Абстрагируясь же от «главенствующей идеи», я отмечаю весьма интригующий, но тяжеловесный фильм, затянутый и односложный. Не самые приличные дела, творимые героями уравновешиваются их верой в победу над коррупцией. Собственно, даже финал ленты скорее удивляет своей наивностью, нежели радует победой идеализма.
В итоге: лента насколько интригует по замыслу, настолько же и разочаровывает по осуществлению. Это такой же пресыщенный идеологическими впрысками фильм Куросавы, как и «Рай и Ад». Именно в силу односложности, затянутости и пропагандистских прямолинейных посылов, мне кино не понравилось. Совсем не зря, после этой тяжеловесной атмосферы Куросава взялся за легкий «Телохранитель»
4 из 10
25 сентября 2013
Мощнейший фильм. Гениальная постановка Гамлета нашего времени.
Сюжет и сама идея посвящены коррупции, возможности противостоять чиновничьему беспределу, упадку общества. И если для Японии это (возможно) в прошлом, то для большинства других стран это реальность сейчас. Фильм поразительно актуален. Только посмотрев его я понял, почему Гамлет считается столь гениальным произведением. Люди не стали лучше со времен Шекспира. Тут то же чувство безысходности, борьбы со злом в которой теряется добро, то же сомнение и разочарование в жизни. Те же пороки. И все это в понятных, близких нам декорациях.
Я не в силах оценить этот шедевр. Я просто прошу вас: посмотрите его, посоветуйте своим друзьям.
21 февраля 2010
В 1960 году великий японский режиссер взялся за адаптацию классического произведения Уильяма Шекспира «Гамлет», переместив действие в послевоенную Японию, как раз в те времена, предшествующие достопамятному японскому экономическому чуду, проливая на него свет. Социальная драма, иллюстрирующая скорее Маркса, чем Шекспира, рассказывает запутанную социальную историю о мести молодого человека Коиши Ниши высокопоставленному чиновнику, убившему его отца. Взяв чужие документы и заручившись поддержкой хорошего друга, Ниши проникает в семью врага самым что ни на есть банальным способом — женится на хромой дочери. Шаг за шагом он напоминает участникам «Джентльменского соглашения» об их вине. Действуя некоторое время незаметно, Ниши лелеет в себе злость, помогающую ему двигаться дальше, но любовь к жене ставит весь его коварный план под угрозу.
Тосиро Мифуне, любимый актер Куросавы, исполнил в «Плохие спят спокойно» главную партию. Кёко Кагаве досталось роль молодой девушки, разрывающейся между долгом жены и долгом дочери, и даже узнав о низости отца, она старается сгладить конфликт всеми силами, обусловив трагическую развязку финала. Наиболее интересна второстепенная роль Такаши Шимуры, такого же винтика бюрократической машины как и отец Ниши, с тем же долгом самоубийства в случае непредвиденных обстоятельств. Человек, который увидел свои циничные похороны, не способен простить бывшего хозяина, даже несмотря на сложное для западного человека понятие «японская честь».
Вообще, «Джентльменское соглашение» по Куросаве — это вывернутое наизнанку харакири, которое должен совершить самурай в случае бесчестья. Те же кто втянут в аферу с черным налом строительной корпорации должны наложить на себя руки, если хоть тень подозрения упадет на них, что они совершили благородное дело. Это неправильное понимание чести подчиненными, такими как отец Коиши Ниши, свидетельствует об упадке нравов Японии, после второй мировой войны стремительно теряющей традиции и самобытность. Акира Куросава, мастер самурайских фильмов, демонстрирует нам до какой степени способна разложиться страна, не понимающая и не осознающая своих корней. Извратив обычаи и поддавшись жажде наживы, чиновник спит спокойно, в то время как герой гибнет благодаря своей жене, чтящей до последнего заповедь предков «Уважай отца и мать своих».
Япония выбрала другой путь развития, с точки зрения современного мира не прогадав. Но были и болезненные моменты этой трансформации, который с огромным талантом запечатлел Акира Куросава.
9 из 10
22 января 2010