Каток и скрипка
7.7
7.4
1960, драма, короткометражка, музыка
СССР, 46 мин
В ролях: Игорь Фомченко, Марина Аджубей, Юрий Бруссер, Вячеслав Борисов, Александр Витославский
и другие
Семилетнему Саше пора на занятия, а дворовые мальчишки как всегда поджидают маленького музыканта со своими обидными играми. Но в этот раз за мальчика вступается молодой рабочий Сергей. Спокойный и немного грустный Сергей так годится Саше в отцы, ведь у него можно узнать ответы на настоящие мужские вопросы: «Страшно ли на войне?» или «Что лучше — сигареты или папиросы?». Да и у молодого рабочего есть вопросы к мальчику, например, «Сколько лет надо учиться играть на скрипке?».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Каток и скрипка

год: 1960
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Вадим Юсов
композитор:
художники: Совет Агоян, А. Мартинсон
монтаж:
жанры: драма, короткометражка, музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 декабря 1961 г.
на DVD: 6 декабря 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 46 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка, музыка

Постер фильма «Каток и скрипка», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Каток и скрипка», 1960

Необычная история о дружбе

Фильм Андрея Тарковского “Каток и скрипка” – картина о взаимоотношении людей. Они сильно отличаются друг от друга, но при этом находят что-то близкое друг в друге. В киноленте повествуется о семилетнем мальчике из интеллигентной семьи, который ступил за порог своего обыденного мира. Во время этого он знакомится с рабочим, прошедшим войну. Спустя небольшой промежуток у них завязывается дружба.

Сам фильм я оцениваю на 10/10. Да, у Тарковского есть фильмы, которые глубже и тоньше показывают природу человека. Но не стоит забывать, что это одна из его первых работ, к тому же, короткометражная.

Первое, что бросается в глаза – картинка. Цветная киноплёнка придаёт картине особый шарм, в частности, мягкость картинки. Это касается как цветовой гаммы, так и всех объектов, попавших в объектив камеры. К тому же, для нас, потомков, это всё играет на ностальгических чувствах о стране и мире, в котором мы не жили, однако таких приятных и родных. Работа операторов вполне соответствует духу времени. Все важные детали нам видны, но они могли быть дополнены более изобретательными переходами и необычной постановки кадра.

Отдельного же внимания достоин сюжет фильма. Он плавно развивается и набирает обороты с первых секунд. Благодаря этому можно насладиться миром метафор, который для нас подготовил режиссёр. В частности, мне больше всего запомнился эпизод с хулиганами. Они долгое время донимали мальчика, хотели отобрать скрипку. В один момент они получили доступ к кофру с инструментом. Когда те его открыли, то долго наслаждались скрипкой. При всём этом, даже не коснулись её. Эта сцена демонстрирует, что в абсолютно каждом есть место для чего-то возвышенного.

В конце хочу подытожить. Однозначно, этот фильм стоит смотреть. Он определенно останется в вашей памяти, благодаря своей картинки и сюжету. Произведение затрагивает вечный вопрос – вопрос людских взаимоотношений. В этом плане оттуда можно почерпнуть для себя что новое не только маленькому, но и уже взрослому, прошедшее через многое, зрителю.

24 марта 2024

Есть, о чем задуматься.

Фильм «Каток и скрипка» Андрея Тарковского - глубокая и метафоричная работа советского периода о взаимодействии поколений. В произведении семилетний мальчик из интеллигентной семьи становится взрослым, познает «прелести» жизни за пределами материнской опеки, а взрослый мужчина, простой работяга, прошедший войну, ненадолго может погрузиться в искусство, оценить его. Почувствовать себя ребёнком. Свободным. Всемогущим.

Очень правдивый и жизненный фильм Андрея Тарковского оцениваю на пять из пяти!

Первое, на что обращаешь внимание - это, конечно картинка. Приятная глазу и для многих ностальгическая зернистость, характерная для кадров советского кинематографа сразу располагает к себе, создаёт родную, дружелюбную атмосферу. Отдельно можно отметить ракурсы съёмки: если кадр снят снизу вверх - как будто смотришь от лица мальчика, воспринимаешь мир его глазами, а если сверху вниз или же прямо, вдоль горизонта привычным нам образом - герой взрослый. Ракурсы ещё и описывают образы героев в какой-то мере. Взрослый персонаж - уже сформировавший свои взгляды, смотрящий твердо и уверенно, а бегающий, неустойчивый взгляд выдаёт героя-ребёнка.

Что касается сюжетной линии, у меня сложилось впечатление, что мужчина как будто стал заменой отца для мальчика, и очевидно, что отцовского воспитания парнишке не хватало. Он растёт со слегка деспотичной аристократичной мамой, которая, без сомнения, хочет лучшего для своего сына, но не интересуется, чего бы хотел он. Покататься на катке? А ты на скрипке-то играл сегодня? С другой стороны, мать ведёт себя оправдано, ведь мальчику-то всего семь. Она хочет вырастить личность, которая сможет заниматься чем-то большим, чем быть простым рабочим, она хочет лучшей жизни для сына и её можно понять. К тому же, мне запомнился момент, когда мать не отпустила мальчика в кино, потому что он уже обещал принимать гостей, а насчёт мужчины аргументировала, что что он им совсем незнаком и почему бы для начала не позвать его в гости. И эта позиция вполне обоснована, мама прививает верные ценности сыну.

А мужчина, на самом деле человек хороший и с ролью «отца», воспитателя, наставника справляется. Как многих детей учат плавать, оттащив на глубину, так он учит юного парнишку постоять за себя или защитить невинного. Справедливость в мальчике уже есть, но воплощать её в дело он пока только учится, обретая мужественность и решительность.

Такие ситуации можно долго рассматривать и анализировать, хотя фильм длится чуть больше 40 минут. На первый взгляд, обычная картина, обычная жизнь, но ведь в повседневной жизни больше всего скрытых смыслов, пищи для размышлений. Поэтому я советую обязательно посмотреть «Каток и скрипку», обязательно выделите что-то важное для себя.

8 ноября 2023

Становление великого режиссёра

Режиссер Андрей Тарковский в короткометражном фильме “Каток и Скрипка” (1960г) раскрывает тему классовой борьбы.

Я оцениваю этот фильм на 7 из 10. Я поставила такую оценку, потому что фильм отлично снят, имеет отличный сценарий, передает нужную атмосферу, но для меня он был весьма скучным и местами неинтересным. Режиссер погружает нас в атмосферу беззаботного советского детства. Картина начинается с того, что маленький мальчик спешит на занятия скрипкой, и всё казалось бы хорошо, но уже с первых минут фильма нам показывают неожиданный поворот событий.

Сначала фильм кажется скучным и нудным, хотя, я полагаю, что это способствует передаче атмосферы. Но примерно на середине фильма, события начинают развиваться быстрее, сюжет раскрывается и смотреть становится куда интереснее. Напряжение растет.

Больше всего мне понравился момент, когда хулиганистый пацан сначала дразнит главного героя, ездит вокруг него на велосипеде, говорит: «Эй, музыкант, слезай! Тебе только на скрипке пиликать!», и почти сразу карма настигает его, и тот наворачивается с велосипеда, и уходит домой с хромой ногой и с разрушенными надеждами на свою победу над «музыкантом».

В фильме используются некоторые операторские приёмы, которые помогают нам воспринять авторскую мысль. А музыкальное сопровождение играет очень важную роль.

Режиссер хотел показать пропасть между людьми разных классов в Советском Союзе.

Во мне это сообщение откликается, потому что я считаю, что данная проблема актуальна до сих пор, даже несмотря на то, что СССР уже не существует.

Этот фильм стоит посмотреть для общего развития. А так же в целях ознакомления с ранним творчеством великого русского режиссера – Андрея Тарковского.

7 ноября 2023

О дружбе, доброте и любви

'Каток и скрипка' – неповторимое произведение великого российского режиссёра Андрея Тарковского, выполненное в форме короткометражного фильма. Он был создан в 1960 году и до сих пор восхищает своей красотой и глубиной. Сюжет фильма прост: мальчик из интеллигентной семьи знакомится с простым рабочим, и между ними зарождается дружба.

Я оцениваю картину на 9 из 10. Режиссёру прекрасно удалось передать атмосферу советских солнечных дней. При просмотре фильма будто окунаешься в детство, в тёплые летние дни, когда не было никаких забот. По-настоящему добрый сюжет оставляет приятное послевкусие. Несмотря на изображение беззаботного детства, фильм затрагивает важные проблемы, такие как детская жестокость, контроль со стороны родителей, доброта, роль искусства в жизни человека.

В фильме нет моментов скучного или избыточного повествования, все передано с идеальным балансом и гармонией. События сменяются плавно, одно за другим, благодаря чему несложно обратить внимание на метафоры, которые режиссер искусно вплёл в кадры фильма. Мальчик, освещённый лучами солнца, играет на скрипке в то время, как мужчина наслаждается музыкой в тени. Не трудно заметить смысл, который Тарковский вложил в этот эпизод: светлое будущее, которое приходит с новым поколением, будущее, когда люди станут образованнее, начнут больше интересоваться искусством.

Операторская работа хоть и не столь совершенна, но выполнена качественно для того времени. Мне понравилось, как интересно в фильме используется свет и тень для акцентирования внимания зрителя на определенных деталях. Музыкальное сопровождение тоже достаточно приятное, особенно композиции, исполненные на скрипке.

Окончательные выводы о фильме 'Каток и скрипка' однозначны – он обязателен к просмотру. Это произведение, которое оставляет след в душе зрителя, заставляет задуматься о смысле жизни, доброте и красоте искусства, о том, что дружба возможна между абсолютно разными людьми: разными по возрасту, социальному статусу, интересам. Оно навсегда останется в сердцах тех, кто смог ощутить его глубину и магию. От просмотра 'Катка и скрипки' можно получить не только эстетическое удовлетворение, но и душевную насыщенность.

6 ноября 2023

Поговорить о мелочах...

«Каток и скрипка» - короткометражный фильм Андрея Тарковского, в котором каждое поколение и каждый человек сможет найти для себя что-то особенное, что-то своё. Дипломная работа Тарковского знакомит нас с трогательной историей дружбы семилетнего мальчика Саши и простого рабочего Сергея. Фильм 1960 года не просто наполнен теплыми чувствами, но и стойким духом времени СССР. Однако уникальное виденье создателя позволило ему на фоне этой милой истории, с помощью хулиганов во дворе, учительницы музыки, зданий и кино, показать отношения между интеллигенцией того времени и рабочим классом, закончив картину весьма фантастичной и, в какой-то степени, недостижимой, на тот момент, картиной. Значимость которой понимаешь после того, как поэтапно и детально разберёшь все приёмы, которые использовал Андрей, чтобы наполнить своё творение множеством тем «на подумать».

Если оценивать картину в целом, то, на мой взгляд, это 10/10! Причина оценки – гениальность построения фильма, тонкость и немногословность диалогов, и мастерское использование всевозможных приёмов и метафор.

Например, решение режиссёра уделить экранное время такому простому действию, как рассматривание мира через зеркала. С помощью данного приёма Тарковский показывает нам, что мальчик Саша способен видеть и находить удивительное даже в самых обычных местах и предметах, что его виденье мира отличается от привычного взрослого взгляда. Его взгляд живее, ярче и динамичнее. В своей картине Андрей использует яблоко, чтобы ближе познакомить зрителя с внутренним миром маленького скрипача. Саша не говорит ни слова с самого начала картины, ровно до момента встречи с девочкой в музыкальной школе, перед дверями аудитории. Слова сказаны в адрес девочки, которая, скорее всего ему симпатична, что отражается в его взглядах, движениях и жесте – угостить её яблоком, которое он принес для себя. Мальчик оставляет девчушке наливное, красивое, яркое яблоко и заходит в кабинет, можно сказать, что в кабинет он заходит такой же наполненный и яркий внутри, как это яблоко. Однако в кабинете, во время его игры, белёсая, напудренная учительница постоянно одергивает маленького скрипача говоря: «Не увлекайся!». Его игра – это всегда больше, чем выучено и закреплено, там его душа, чувственное состояние и т.д., но учитель этого не оценила. И вот тут режиссёр возвращается к яблоку. Саша выходит из аудитории расстроенным, в глазах нет блеска и радости от занятия, вот тут автор берет крупным планом яблоко – оно обкусанное, заветренное – режиссёр прямо показывает нам внутреннее состояние Саши.

Также меня удивил момент когда герои идут посмотреть на снос здания. Уже на стройке с помощью кадра, на котором мы точно видим снос обычного, жилого, серого здания под дождем и то, как открывается вид на прекрасное, озаренное солнцем, здание наталкивает нас на мысль: «Получается, теперь все преграды между простым рабочим классом и возвышенной интеллигенцией сломаны?» Да и Сергей все же дождался потерявшегося мальчика, не ушел без него.

Вообще Тарковский в данной картине очень мастерски играет с углом съёмки. Если посмотреть картину внимательно, окрас и посыл реплик зависит от того, с чьей «высоты» мы смотри – с точки зрения Саши или Сергея.

Практически в самом конце появляется ещё один значимый, с моей точки зрения, эпизод. Герои сидят под аркой во дворе и разговаривают. Всё началось с банального вопроса о молоке, а потом перешло на разговоры о войне. В принципе, тот факт, что маленький музыкант затрагивает такую непростую тему, уже удивляет. И благодаря диалогу на эту тему, мы можем понять, что война лишила Сергея детства и потому, его желание восполнить этот момент при помощи общения с ребенком становится более понятным.

Немаловажно в эпизоде то, что в нем оба получают подлинный урок – урок музыки, урок искусства. Саша, наконец-то играет на скрипке-половинке, так, как просят его душа и сердце. Игра принесла мальчику больше, чем радость, оно дало ему первое уважение к себе и искусству в нём. Ведь когда сам водитель катка слушает, блаженно прикрыв глаза, мальчик понимает, что его музыка – настоящая, такая же, как настоящая светлая дружба. Рабочий понимает, что перед ним профессионал, который готов «всю жизнь» учиться игре на скрипке. Сергей меняет своё восприятие и уже он смотрит на играющего мальчика снизу вверх.

Я считаю, что одним из заложенных в эту картину сообщением, был вопрос о классовом неравенстве и отношениям людей из разных классов друг к другу. Это хорошо просматривается в эпизоде с походом в кино. Совместный поход в кино у героев так и не состоялся. Причиной тому стала мама Саши, которая аргументировала отказ тем, что к нему должна прийти Наташа с мамой. С моей точки зрения, отказ был вызван не просто договоренностью, а не желанием и не готовностью мамы, как уже взрослого и состоявшегося представителя интеллигенции, к общению с рабочим классом, пусть даже и не ей предстояло общаться. Она говорит это и самому Саше, упрекает за грязные руки, которыми он трогал скрипку, и за междометие «ну», которое он использует. Саша пытается отправить Сергею самолетик с объяснением причины, но самолетик до рабочего не долетает и он, с неохотой, от безысходности, идет в кино с девушкой из того же рабочего класса.

На фоне данной ситуации, концовка фильма выглядит еще более сказочной, волшебной и светлой: мальчик догоняет каток на безлюдной улице, легко и весело запрыгивает на подножку и вместе с рабочим «укатывают в закат» оставаясь друзьями.

Данную короткометражку я бы рекомендовала к просмотру всем, кому нравится наслаждаться легкостью и чистотой, а также интересно искать символизм, размышлять и разбираться в себе. Картина не дает возможности оторваться ни на секунду. Складывается ощущение, что если поставишь на паузу, то действие останется незаконченным, будто прервали на полуслове. При просмотре все кажется таким простым, понятным и наивным, но, в то же время, оставляет ощущение посвященности в великую тайну, с которой теперь придется разбираться и обдумывать.

Фильм добрый, светлый, пропитанный теплом и чистотой, там нет чрезмерной агрессии или насилия, которые так часто встречается сейчас. Поэтому данную работу Андрея Тарковского я оценила на 10 из 10.

5 ноября 2023

'Каток и скрипка'

В самом начале просмотра фильма “Каток и скрипка” Андрея Тарковского (Сценарий: Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский) закрадывается мысль: “А ведь если задуматься, что тема актуальна по сей день, то отношение к фильму меняется”. Оказалось, идея показать важность нынешней проблемы старшего и младшего поколения опирается на поджанр “Бадди-муви”, рассказывающий историю от лица двух главных героев, связанных дружбой. Иногда, попадаешь пальцем в небо, и тебе раскрывается истина.

Разнообразная эстетика цветовой палитры фильма работает исключительно на пользу кинокартине. Такой картинкой режиссер пытается уведомить зрителя о чувствах и эмоциях главных героев. Например, в более темных сценах мальчик Саша (главный герой) чувствует, как общество давит на него своими уроками и нравоучениями, как это было показано на зачете по игре на скрипке. Творческий потенциал Саши и проявление невероятной импровизации не получают зеленого света от его преподавателя, а лишь пачку шаблонов, по которым следует играть и ни в коем случае иначе. В более красочных сценах, Сашка видит этот мир очень интересным, разнообразным и увлекательным, на что указывает сцена с зеркалом, в котором отражается жизнь города. Что же касается музыкального сопровождения, то Вячеслав Овчинников (композитор) смог вселить в сознание людей (в моё точно) важность музыки даже в мелких деталях, которые заставляют задуматься, что тут заложен некоторый смысл. Как это было в сцене с разрушением сооружения, указывающая на уничтожение старого, чтобы на его месте построить что-то новое. Если покороче, то нужно немного уйти от прошлого, чтобы построить будущее. Но как зритель может ещё понять, что же чувствует персонаж в конкретной сцене? Андрей Тарковский использует интересный метод диалога зрителя с героями картины, через позицию камеры, которая находится исключительно на уровне глаз, например, Сергей, когда он слушает игру на скрипке Саши. Через взгляд мы можем понять, что чувствовал первый. Потому что именно глаза могут сказать нам больше, чем уста. Подарить много эмоций. С помощью языка глаз мы можем наводить страх, уважение, можем влюблять и влюбляться, удивлять и удивляться. Эти параметры дают фильму тот особый эстетизм, при отсутствии как таковой драматургии. Одна из основных задач и тем фильма - не только влияние взрослого поколения на младшее, но и наоборот. В фильме также раскрывается тема доверия. Главные герои Саша и Сергей максимально приближены друг другу. Выслушивая позицию каждой стороны. Саша знает намного больше в сфере музыки, чем Сергей, но первый не видит в этом главной ценности его жизни. А вот Сергей наоборот чуть завидует Саше, ведь его детство прошло во время Великой Отечественной Войны, которая отняла у него счастливое детство. Возможно, он пытается заполнить эту пустоту в своей душе, общаясь с тем самым мальчиком, которым он был когда-то. Их обоих радует, что они просто-напросто есть друг у друга, их не пропитывает алчность и строгий расчет. Сергей может себе позволить лишний раз отдохнуть от работы. Исключительно ради того, чтобы побыть вместе. Могут позволить себе быть откровенными.

Подытожить хочу тем, что в жизни, действительно, происходит всё тоже самое. Большинство мальчишек не дружат с теми, кто занимается творческой деятельностью. Тем самым подтверждая, что класс интеллигенции и рабочий класс никуда не делись. Он всё также сидит на подкорке нашего сознания, просто на бумаге мы его отвергли. Но станут эти мальчики чуть взрослее и поймут, что многое упустили в этой жизни и будут часто жалеть себя и свою жизнь. Но это уже ни к чему не приведет.

5 ноября 2023

Вселенная Андрея Тарковского (часть 8)

Дипломная работа Андрея Тарковского настолько исполнена света, солнца, радости, что впору вспомнить «Красный шар» Ламорисса – без сомнения, источник вдохновения для этой волшебной картины. Сны Ивана из «Иванова детства», безусловно, берут свое начало отсюда: детское, райское, незамутненное грехом восприятие мира в «Катке и скрипке» еще не вступает в конфликт со взрослым миром, пытаясь с ним подружиться. Даже мелкая шпана – источник постоянных неприятностей для юного скрипача Саши, показана здесь не как всецело отрицательный образ. Можно даже рискнуть сказать, что «Каток и скрипка» - пример бесконфликтного искусства, здесь нет острых житейских коллизий, столкновения интересов, борьбы самолюбий.

Простая, бесхитростная дружба молодого рабочего и ребенка-скрипача показана Тарковским во всеоружии художественных средств, призванных опоэтизировать изображаемое: здесь символизм еще лишен болезненных черт «Иванова детства», детское восприятие и открытие ребенком мира, бесконечных горизонтов собственных возможностей переданы с невероятным для этого постановщика оптимизмом и верой в людей и будущее. Постарайтесь после «Катка и скрипки» засесть за «Жертвоприношение» - пред вами разверзнется подлинная бездна, долгая эволюция творческого духа от радостного детского жизнеутверждения до апокалиптического пессимизма и разочарования в людях. Однако, именно таким путем мы решили идти в нашем анализе, немного приободрив себя просмотром ранних короткометражек Тарковского.

Что и говорить «Каток и скрипка» - хоть и первая работа мастера, но, в то же время одна из вершин его творчества, это столь волшебное кино, что в сравнении с ним многие поздние работы Тарковского кажутся беспросветным мраком, в который мы и не замедлим погрузиться, пересматривая «Жертвоприношение» - коду, финал фильмографии великого русского режиссера, которую многие зрители ошибочно считают его худшей лентой.

1 января 2023

Дебют Андрея Тарковского

Прорывы и знаменательные события сгустились над 1960-м годом. Хичкок подарил миру «Психо», Кубрик — сотрудничество с Кирком Дугласом и их «Спартака», а СССР дал миру гения, экспрессиониста Андрея Тарковского. «Каток и скрипка» — своего рода проба пера, помимо незамысловатой, но драматической истории, данный короткий метр радует операторской работой, игрой со светом и отражением. Вообще зеркалам уделяется отдельный эпизод, чтобы показать возможности кадра и монтажных склеек. Не зря в будущем Тарковский снимет «Зеркало».

История кажется обычной детской, школьной повестью про маленького, талантливого мальчика. Но режиссёр затормаживает кадр, крупные планы позволяют делать акцент на предметах, чтобы прочувствовать через них эмоции героев. От очевидных скрипки и строительного катка до яблока и батона хлеба. Герой Саша — одинокий мальчик, который сталкивается с несправедливостью сверстников, скрывает эмоции внутри себя и разрывается от трусости и храбрости.

Фильм предлагает скрипачу различные ситуации, где нужна храбрость и упорство, заставляя тем самым побороть страхи и быть уверенным в своих действиях. Быть униженным и оскорблённым или самому заступиться за слабого, так как проходил через подобное, не набраться храбрости в романтическом порыве или перейти к противоречивым действиям, не давая отчёт последствиям? Выбор — главный спутник мальчика. Он выражается в любопытстве, в знакомстве с водителем катка Сергеем, в оказании помощи слабым.

Тарковский затрагивает эмоции ребёнка, чтобы в финале получить уже взрослую личность. Второй план занимает водитель катка — взрослый мужчина, взаимодействием с Сашей показывающий главный недостаток в жизни паренька — этот вывод ты делаешь самостоятельно, режиссёр не отражает семейного положения, только разговорами и взаимодействием мальчика с мужчиной открывает для зрителя общую картину.

Некоторые кадры завораживают, а впечатления персонажа хорошо соответствуют ситуации, тем самым позволяя зрителю пройти весь путь с главным героем. Драматические нотки в финале ознаменуют шаг во взрослую жизнь, доказывая, что принимать решения следует уже самостоятельно. Школа жизни у Тарковского получилась великолепной.

10 мая 2020

С чего начинал Тарковский?

Первая короткометражная дипломная работа Тарковского «Каток и скрипка» умещает в свои жалкие 45 минут будто бы всю жизнь. Режиссёр имеет уникальное видение этой казалось бы простой истории, которая заключается, на мой взгляд, в простой дружбе совершенно разных людей. Прибавляя к всему этому блестящий очерк городка, хулиганов что есть на каждой улице, дух времени СССР. И вроде бы всё нормально, пока мы не видим концовку этой ленты.

Как же непросто, да и не корректно дружить маленькому мальчику со взрослым мужчиной. То было советское время, сейчас совершенно всё по другому. Что ж, разные времена, разные мнения. Но мне кажется, Тарковский уже в те времена выстроил точную картинку действительности. Не стоит забывать и о столкновении двух противоположных миров. Тут у нас музыкант и работяга, соответственно, интеллигенция и рабочий класс. Что тоже очень интересно. В любом случае, фильм очень хорош, хотя бы даже за счёт актёрской игры. Не сомневаюсь, Тарковский сдал дипломную на отлично.

12 декабря 2017

Перед нами дипломная работа Андрея Тарковского — человека, который навсегда запечатлел своё имя в истории мирового кино. И вот, у нас есть замечательная возможность посмотреть с чего же начинался путь всеми признанного гения.

Начинается картина, как многие советские детские фильмы о дружбе, радости и доброте. Я прямо-таки ждал, что сейчас в кадре появится какой-нибудь Хоттабыч и будет вести с детишками хороводы. Для меня подобная атмосфера, очень добрая светлая и от того очень наивная, никак не вяжется с Тарковским, который снял такие тяжелые по настроению фильмы, как, к примеру «Иваново детство» или «Андрей Рублёв». И, наверное, главным козырем этой картины является то, что здесь Андрей показывает творчество, которого не встретить в других его работах.

Наверное, со мной согласятся все, кто посмотрел эту ленту, что интерес к ней вызван лишь тем, что режиссером является Тарковский. Сними эту ленту какой-нибудь другой режиссер и она, скорее всего, затерялась бы в сотнях других лент.

С другой стороны, ленту нельзя назвать скучной или «совсем проходной». В ней, на самом деле, поднимаются очень интересные вещи. Например, такие как важность и польза обычного общения. На примере встречи двух людей из разных социальных групп (мальчика-скрипача из интеллигентной семьи и простого рабочего, который занимается укладкой асфальта), «разделённость» которых в те времена чувствовалась особенно остро, нам показывают, что простой разговор, который в свою очередь раскрывает перед его участниками свои миры друг другу, может помочь стать друзьями и если не разрушить, то хотя бы нанести трещину стене, которая эти группы разделяет.

Также стоит отметить очень хорошую работу оператора Андрея Юсова. Этот виртуоз еще не раз будет сопровождать Тарковского в создании его картин. Юсов, как всегда, прекрасно справился со своей работой, найдя прекрасные кадры и в отражении луж, и в разрушении дома и даже в работе катка.

В общем и целом, могу сказать, что, возможно, эту ленту стоит показывать детям, чтобы они учились быть открытыми. Но, боюсь, что сильного интереса эта лента не вызовет. Она — это безусловно артефакт для историков кино, но в остальном довольно простая и не слишком интересная.

16 августа 2017

«А вы?» Саша

Данная фильм — дипломная работа небезызвестного Андрея Тарковского, в которой, несмотря на довольно посредственную подачу, классическое оформление сюжета в кадре и, в общем-то, обыкновенную постановку, уже виднеются некоторые отличительные, запоминающиеся черты великого, не побоюсь этого слова, художника, благодаря которым в дальнейшем его работы нельзя будет спутать с чем-то иным.

Итак, уже в данной своей работе Тарковский прибегает к чистейшему диалогу образами. Диалогу, понятно, со зрителями: образ Саши (Игорь Фомченко) — метафора Искусства, а образ рабочего Сергея (Владимир Заманский) — чистейшая интерпретация Промышленности, обыкновенного трудящегося класса. Тарковский в данной короткометражной ленте очень просто, но совершенно точно отображает нечто эфемерное, нечто косвенно помогающее народу, а именно то самое Искусство, как необходимую, всё-таки, деталь бытия, которая незначительна и сама по себе рудиментарна — возраст героев также имеет под собой особой смысл. Но, несмотря на это, она незаменима и обязательна. Без поддержки самого народа, без направления и наставления культурой более обыденной и менее возвышенной, нечто тонкое и прелестное, еле уловимое существовать не может. Именно это нам демонстрируется во взаимодействии юного семилетнего мальчика и состоявшегося, сильного мужчины, чьи ладони покрыты мазутом и мозолями. Притом, дабы более точно обуздать себя, более явственно выразить свои желания помочь, свои главенствующие умения, благодаря которым людям на душе становится легче, почему и приходит осознание, что эта самая помощь — вот она, уже есть, Искусству самому нужно встать, скажем так, на место рабочего класса, на место чего-то, к чему она имеет не косвенное, прямое отношение, но с которым, отчего-то, контактирует не так часто. И это правильно, ибо в этой закрытости, некоторой неловкости и не приспособленности кроется ценность, кроется эфемерный апогей воздействия. Это показано через слабость героя Саши, который в редкие моменты, понимая свою истинную силу, которой взаправду обладают мировые шедевры, возбуждая в людях небывалые порывы, способен пусть и не без вреда для себя, но постоять за кого-либо еще.

«Каток и скрипка» — простой, но несмотря на это философичный короткометражный фильм, чей смысл полностью зиждется на символизме и его осознании зрителем. Это — просто крепкая, хорошая, качественная и красивая работа не только с точки зрения операторского труда Вадима Юсова, не только с точки зрения отыгрыши данных актерам персоналий, не только с точки зрения постановки тогда еще начинающего Андрея Арсеньевича, но и с точки зрения всеобщей ленты, с точки зрения итога труда всей труппы создателей. Работа, которую следует посмотреть зрителю не только для обыкновенного ознакомления, но и для большего понимания, что такое символизм и работа с образами в кино.

P.S. Спасибо за внимание.

4 февраля 2017

Первая короткометражная дипломная работа Тарковского «Каток и скрипка» умещает в свои жалкие 45 минут, будто бы всю жизнь. Режиссёр имеет уникальное видение этой казалось бы простой истории, которая заключается на мой взгляд, в простой дружбе, совершенно разных людей. Прибавляя к всему этому блестящий очерк городка, хулиганов, что есть на каждой улице, дух времени СССР. И вроде бы всё нормально, пока мы не видим концовку этой ленты.

Как же непросто, да и не корректно дружить маленькому мальчику с взрослым мужчиной. То было советское время, сейчас совершенно всё по другому. Что ж, разные времена, разные мнения. Но мне кажется, Тарковский уже в те времена выстроил точную картинку действительности. Не стоит забывать и о столкновении двух противоположных миров. Тут у нас музыкант, и работяга, соответственно интеллигенция и рабочий класс. Что тоже очень интересно. В любом случае, фильм очень хорош, хотя бы даже за счет актёрской игры. Не сомневаюсь, Тарковский сдал дипломную на отлично.

22 декабря 2016

Мини-фильм «Каток и скрипка» — один из первых шагов признанного гения мирового кинематографа, ставший также первым опытом сотрудничества двух Андреев — самого Тарковского и Кончаловского. Вдвоем они написали сценарий, а Тарковский выступил еще и в качестве режиссера-постановщика.

Будучи выходцем из простого народа, но при этом творческим человеком, он намеренно выставил интеллигенцию в виде маленького мальчика, играющего на скрипке, который ничего не знает о реальной жизни, витая в своих «творческих облаках», а простой народ — в виде взрослого мужчины, среднестатистического работяги, рассекающего на асфальтоукладчике. Своеобразная метафора на то, что без обычных людей, рабочего класса, выполняющего всю трудную и грязную работу, интеллигенция попросту не сможет существовать. Но и без людей искусства, наполняющих жизнь простого люда эстетической красотой, существование скатится даже не к осознаваемому гедонизму, так презираемому многими, а к удовлетворению животных инстинктов. Одни дополняют других, при этом сосуществуя вразрез, каждый в своей иерархичной нише, на некотором расстоянии друг от друга, а разного рода конфликтов в любом случае не избежать. Не могут быть лучшими друзьями мальчишка-скрипач и мужчина-работяга — слишком уж они разные (на ментальном уровне). А ведь дело даже не в возрасте, пусть со стороны это и смотрится крайне странно (а сейчас так и вообще было бы принято за педофилию). Но одна общая черта, объединяющая главных героев, все-таки имеется: они оба пунктуальны и честолюбивы.

Довольно простая, но при этом очень яркая и обаятельная общественная притча, снятая режиссером-дебютантом в качестве дипломной работы. Поражает также и техническое исполнение — операторская работа, монтаж, работы и подбор актеров. Видно, что Андрей Арсеньевич вложил в данный короткометражный фильм всю душу: вот оно — настоящее старание!

19 декабря 2016

Красный, голубой, розовый

Даже если ты крепкий бутуз с элегантным шейным платком, но вся молодецкая удаль уходит во владение смычком, то постоять за себя во дворе перед толпой мальчишек можно лишь быстро сверкающими пятками. И это новое утро, на первый взгляд, не отличалось от всех остальных ничем привлекательным. Кроме…Кроме того, что за семилетнего Сашу вступился молодой рабочий Сергей, укладывающий асфальт возле дома. И начало дружбы уже взрослого человека и ещё ребёнка завязано нетривиально просто. Сергей, как и мальчишки во дворе, считает Сашу музыкантом, даже не подозревая, насколько обидным тому кажется это прозвище. Но разница между тем колоссальная, и, в конце концов, Саша это понимает.

Он ещё не умеет играть ровно, считать ноту за нотой и, порой, увлекается игрой, фантазируя уже что-то своё, да так, что все эти неточности выступают на первый план. И, конечно, учительница ставит соответствующую оценку в дневнике. А ещё есть настоящий мужской поступок — угостить девочку с розовым бантом, такую же скрипачку, яблоком. Где стремление попробовать фрукт, оказывается, может перебороть природную застенчивость и в следующем кадре на стуле вместо кругленького яблочка лежит уже объеденный со всех сторон огрызок. Так, из подобных мелочей и выстраивается общая картина фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка».

Казалось бы в таком коротком фильме так много персонажей: это и детвора, и рабочие, учительница, мама главного героя, да просто прохожие, спешащие по своим делам. Но здесь как в хорошем оркестре — каждая партия вступает в определённое время. Пока юный музыкант Саша осваивает основы укладки асфальта, объятые завистью его обидчики, стоят и понуро наблюдают. Тарковский даёт динамику каждому кадру, здесь практически нет статики. Даже самые потаённые мысли оказываются на виду: это и восторг ребёнка, управляющего такой мощной машиной и приобщение его к рабочему классу, это и трепет от попадания в простые рабочие руки скрипки — Саша весьма охотно демонстрирует её Сергею, объясняя, что она ещё половинка — ученическая скрипка. Это и свобода, и музыкальный полёт, когда Саша играет Сергею прямо на улице, а солнечные блики озаряют стены старых построек и лица главных героев, где капля дождя созвучна конечному аккорду игры. А сама музыка льётся и струится так мелодично, что, кажется, будто раздвигается временное пространство.

Вообще время играет в этой киноленте немаловажную роль. Оно тягуче и отчего-то солнечного цвета. И, кажется, что вечерние сумерки не наступят никогда. Однако рабочие чётко знают, сколько отпущено на перерыв и работа кипит вновь, но теперь уже каждый занят своим делом: Саша, стоя у пюпитра повторяет гаммы, Сергей на своём укладчике завершает укатку асфальта… А кинокамера Юсова, словно из перевертыша демонстрирует откат укладчика и кроны деревьев в огромной разлитой луже после дождя. По мнению оператора Вадима Юсова, «история рождения этого фильма связана с кинолентой французского режиссера А. Ламориса «Красный шар» (1955). Цветовой доминантой у Ламориса был красный шар, переходящий из кадра в кадр, создавая цветовой акцент и определяя восприятие вообще цвета в фильме. В «Каток и скрипка» таким камертоном были красный и желтый — цвета асфальтовых катков. Эти яркие, насыщенные цвета сопоставлялись с голубой одеждой рабочего (комбинезон) и мальчика (жилетка), голубизной неба, розовым платьем и бантом девочки».

В целом же этот фильм выступает как квинтэссенция дружбы, где на самом деле нет об этом ни единого слова. Но всё проявляется поступками и действиями. Это такое настоящее чувство, спутать которое с чем-то другим просто невозможно. И как в романе М. Булгакова прокуратор Иудеи Понтий Пилат идёт по млечному пути с Иешуа и ведет бесконечные разговоры, так и здесь: солнечным днём семилетний Саша догоняет каток, легко запрыгивает на подножку и вместе со своим другом Сергеем продолжает укатывать асфальт, ведя свои незатейливые беседы.

12 июля 2015

Послевкусие

Когда-то, не так давно, как может показаться, небо было совсем не таким, как сейчас. Оно было совсем-совсем синим и родным, словно нарисованным для каждого в отдельности. А деревья умели о чем-то тихо перешептываться на ветру, и устало покачивать кронами. А еще солнце. Оно тоже было особенным. Ярким и ласковым, как мама. Это было в те времена, когда каждое утро казалось неповторимым и запоминающимся, даже если все события повторялись изо дня в день. В те времена, когда ценности были неоспоримы, а красный каток во дворе мог подарить бесценные приключения.

У Тарковского получилось передать не только атмосферу детства, но и посмотреть наивными глазами семилетнего мальчишки на обычную жизнь современной ему Москвы. Получилось выхватить всего лишь день из повседневной жизни и показать, каким особенным он был. Получилось повзрослеть вместе с героем и показать зрителю жизнь «глазами ребенка».

У юного героя-музыканта все, как и положено в его семь лет, делится на «черное» и «белое», на «доброе» и «злое», на «правильное» и «неправильное». Но, как это ни странно, у его старшего товарища — рабочего Сергея — мир распределен по тем же категориям. Заступиться за слабого — хорошо, бросить батон белого хлеба на землю — плохо. И, может быть, именно поэтому герои так подружились. Подружились по-настоящему, той идеализированной дружбой, которой, наверно, и не существует в реальном взрослом мире.

Нельзя смотреть на эту картину лишь под одним углом, она многогранна, и у каждой из граней свое зеркальное отражение. В фильме все символично, как будто только с помощью деталей можно передать то важное, что хотел сказать режиссер. И, наверно, это действительно так, потому что это самое «главное» настолько простое и сложное одновременно, что не с первого раза удается его понять. И объяснить тоже не удается. Зато удается воспринять, пропустить через себя, прочувствовать вместе с героями.

Дружба Катка и Скрипки как взаимное проникновение взглядов, как синтез двух, только на первый взгляд разных, миров. Сила, уверенность, мужественность, героизм, справедливость Катка дополняются мечтательностью, бескорыстностью и доверчивостью Скрипки. Мальчик-музыкант Саша встретил того, кто понимал его скрипку-половинку, кто чувствовал музыку и то невыразимое, что в ней есть.

Но дружба не единственная тема, на которую следует обратить внимание при просмотре картины. Как уже было сказано, взгляд задерживается на деталях: на солнечных бликах в луже на свежем асфальте, на сломанном замке футляра для скрипки, на бело-синем галстуке Саши, на красно-розовом яблоке, на зеркалах и отражении неба. Наверно, эпизод с зеркалами, в которые заглядывает Музыкант, спеша к учительнице, ярче всех рисует город, да и саму жизнь, глазами мальчика. Ребенок находит необычное в самом простом: в проезжающих автобусах, рассыпанных яблоках, стаях голубей, и это ощущение усиливается, потому что он смотрит на мир через зеркало, и сложно понять, где реальность, а где те самые фантазии Саши, за которые его упрекают взрослые.

Складывается ощущение, что все в этой картине является зеркальным отражением одно другого. Девушка, работающая на соседнем с Сергеем желтом катке, пытающаяся показать герою свою симпатию к нему, проявляя это грубовато и неумело, так по-взрослому. И девочка в розовом платье, которую встречает Саша, дожидаясь учителя. Выражение их симпатии друг к другу настолько прозрачно и естественно, что заставляет улыбнуться. Взгляды исподлобья, демонстративные жесты с целью привлечь внимание, нарочито подчеркнутое безразличие и, в конце концов, красно-розовое яблоко, оставленное ей вместо тысячи слов.

Нужно сказать, что герои немногословны, все диалоги коротки и просты, но, в то же время, так нагружены смыслом, что не возможно не видеть этих подтекстов в каждой фразе. Слова порой и не нужны, все, ну, или почти все, передается через атмосферу и действие, и так, наверно, даже проще, понятнее.

Помимо всех плюсов картины, есть еще один — от нее невозможно оторваться. Нельзя выключить на каком-то из моментов или поставить на паузу, потому что сразу создается ощущение незаконченности, будто прервали на полуслове. Нельзя не досмотреть до конца. При просмотре все кажется таким простым, по-детски наивным, но, в то же время, оставляет ощущение посвященности в великую тайну, с которой теперь придется жить, которую придется осмыслять.

Показать, а не сказать — такой, наверное, и была задумка Тарковского. Заставить прочувствовать, посмотреть и увидеть нечто большее, чем есть на экране. Его дипломная картина, на мой взгляд, не настолько сильно отличается от последующих работ, как может показаться. Да, она, в чем-то более простая, но не менее глубокая, чем, например, «Зеркало». Я думаю, что те мысли, которые режиссер выскажет в своих дальнейших работах, брали свое начало именно из «Катка и Скрипки», так же, как и детальность, игра света и тени, цветов и бликов. Научившись однажды общаться с публикой через экран, Тарковский с каждой своей работой лишь усложнял этот диалог, оставляя горькое послевкусие после просмотра.

1 апреля 2015

Фильм — дипломная работа Андрея Тарковского, и если бы этот факт не был известным, то догадаться было бы непросто, потому что все: операторская работа, сюжет, актерская игра — более чем профессиональны. Практически все киноведы в один голос советуют это кино всем, кто его еще не видел, потому что, во-первых, фильм отлично снят, и во-вторых, в нем понятным языком говорится о добром, вечном и правильном.

Фильм снят в духе советских детских фильмов того времени. У Андрея Кончаловского есть подобная короткометражная работа «Мальчик и голубь». Также вспоминаются «Внимание, черепаха», «Человек идет за солнцем», «Валькины паруса».

Каждому человеку, каким бы интровертом он не пытался себя показать, нужен друг. И у главного героя — мальчика со скрипкой такой друг появляется, запуская круговорот добра. Взрослый человек делает добро мальчику, спасая его, а тот в свою очередь, спасает другого.

Друг может быть старше или младше. Он может также играть на скрипке или не знать о музыке ничего, но он оказывается в нужное время в нужном месте, то есть рядом, и вместе с ним заполняется пустота, а одиночество исчезает.

Конечно, тема того, что мальчику не хватает отца, и он получает от нового знакомого сразу и отцовскую ласку, и воспитание, показана явно. Но она не единственная. Есть и еще одна сюжетная линия — та, где корабль настоящей мужской дружбы сталкивается с айсбергом в виде женщин. И пусть у одного — это мама, а у другого поклонница, но результат один — вовремя забыв, что женщинам на корабле не место, можно потерять самое сокровенное. Как бы то ни было, а фильм, пожалуй, самый легкий у Тарковского в плане общей атмосферы. Он вызывает волну теплых эмоций, ощущение доверия миру, который вовремя спасет и позаботится, и детские воспоминания, ностальгию по тому времени, когда все было впервые, взрослые казались всемогущими, а подарки друзьям делались просто так.

26 марта 2015

Это легкая, воздушная, полная красок и впечатлений история возникновения дружбы между маленьким скрипачом и водителем катка. Умудренный опытом работяга Сергей дает своему юному другу уроки мужества и взрослой жизни, учит его уважать человеческий труд и плоды этого труда. Но и сам при этом начинает понимать красоту и роль искусства. Слова маленького мальчика о том, что искусству необходимо посвящать всю жизнь дают понять Сергею, что мозоли от игры на скрипке стоят не меньше, чем трудовые мозоли на руках рабочего. Но концовка напоминает нам о том, что не все в этом мире происходит как хочется и только мечты дают возможность забыть о грубых травмах действительности.

Первый фильм, где Андрей Тарковский работает в паре с оператором Вадимом Юсовым. Картинка завораживает и увлекает зрителя, место действия, цвета играют здесь не меньшую роль, чем главные герои.

8 из 10

23 января 2015

Возвращение блудного отца

Режиссер: Андрей Тарковский

Год:1960

Описание: Кинолента о случайной встрече и однодневной дружбе семилетнего мальчика-музыканта и мужчины, работающего асфальтоукладчиком. Рабочий и малыш-скрипач отлично подходят на роли отца и сына, и разговоры у них соответствующие, искренние: о войне, о том, какие папиросы лучше, и сколько нужно играть, чтобы овладеть скрипкой.

Замечания: «Каток и скрипка» — дипломная работа Андрея Тарковского как сценариста и режиссера. Сценарий был написан Андреем Арсеньевичем совместно с Андреем Кончаловским, оператором выступил Юсов. По сути, сюжет имеет всего один существенный драматический поворот, совсем под конец картины, и основная линия повествования не ведет нас к вышеупомянутому повороту и абсолютно не накаляет обстановку, что для драмы не характерно и, как правило, губительно. К слову, Андрей Тарковский сильно привязан к своей биографии, точнее, к одному определенному моменту — уходу Тарковского-старшего из семьи. Тема взаимоотношения ребенка и отца просматривается и в следующей картине Тарковского — «Иваново детство» 1964 года.

Особенно стоит отметить необычный подход оператора Юсова. Отдельно запомнилась манера съемки-подглядывания, большое количество дальних и общих планов, камера, выглядывающая из-за двери. А игра с резкостью в одной из первых сцен совершает абсолютное волшебство, одергивая зрителя вместе с юным Паганини, увлекшимся игрой.

10 из 10

19 декабря 2014

Дипломный фильм

Картина как и большинство настоящих типично советских картин (видимо именно поэтому Тарковский не причислял свой дипломный фильм к списку своих произведений) светлая, поучающая к добру и справедливости, не оставаться равнодушным к чужой беде.

Рассказывает о том, как семилетний мальчик Саша, занимающийся игрой на скрипке по воле случая заводит дружбу с рабочим — Сергеем, который вступается за мальчишку, когда тот оказывается в беде. Такая дружба, а по большей части наставничество со стороны Сергея, являются главным противопоставлением в фильме — утонченная скрипка и грубый каток для укладки асфальта.

Саша — обыкновенный мальчик, интересующийся такими вопросами как «страшно ли на войне?» и «чем папиросы отличаются от сигарет?», заставляет Сергея посмотреть на жизнь с другой стороны, вероятно, вспомнить себя в детстве, а также еще больше ценить победу на войне. Он не на долго доверяет «мальчику» управление катком, а тот в свою очередь рассказывает рабочему об игре на скрипке и исполняет одну из композиций. Новоиспеченные друзья договариваются сходить в кино на «Чапаева», но Сашу не отпускает мама. Он отправляет записку-самолетик в окно, но Сергей уходит к этому моменту, так и не дождавшись мальчика. Зато он встречает свою подругу, которая также хочет пойти на «Чапаева». Видно, что Сергею за это короткое время стал очень близок Саша, но опять же по воле судьбы он идет в кино с девушкой…

В этой картине уже прослеживается операторский талант Вадима Юсова, а также высочайший потенциал великолепного дуэта Тарковский — Юсов.

Юсов в этом фильме блистает — картинка и операторские ходы на загляденье.

Рекомендую просмотреть данный фильм любителям советских фильмов, а также фанатам творчества А. Тарковского и В. Юсова дабы ознакомиться с зачатками их творчества в виде простой и доброй картины «Каток и Скрипка».

8 из 10

15 декабря 2014

Первый шаг великого гения кинематографа

«Каток и скрипка» — это дипломная работа величайшего советского режиссера Андрея Тарковского.

Фильм повествует нам о Саше, мальчике семи лет. Он занимается игрой на скрипке, за что его презирают другие ребята по двору. Но однажды, за него вступается рабочий по имени Сергей, который кладет асфальт во дворе у Саши. Между ними завязывается искренняя, светлая и бескорыстная дружба.

Этот фильм пропитан светом и теплом, чего не скажешь о последующий работах Андрея Тарковского. В нем царит добрая, почти идеалистическая атмосфера. Данная картина наивна. А наивна она потому, что в нашем современном мир, к сожалению, уже невозможна такая дружба между маленьким мальчиком и взрослым незнакомым дядей. Сейчас такое неправильно поймут. Хоть этот фильм в корне и отличается от последующих работ постановщика, в ней, тем не менее, уже прослеживается стиль Тарковского. Его фильмы метафоричны. В них отсутствуют лишние эпизоды. Все продумано до мельчайших подробностей, и данная лента не исключение. К примеру дождь. Во всех фильмах Тарковского идет дождь. В данном фильме он так же имеет символическое значение. Он идет в тот момент, когда грозная металлическая машина разносит в щепки старый дом. Саша пропадает из поля зрения рабочего Сергея. Тревога. Страх. Тарковский использует саспенс — средство, которое действует на всех без исключения зрителей. Но вот дом разрушен. Старое пало. И теперь, на новом фоне мы видим недавно построенное строение. Дождь заканчивается. Саша и Сергей вновь встречаются. Так же неслучайно в короткометражке упоминается легендарный фильм братьев Васильевых «Чапаев». Саша стыдится быть музыкантом. Он тянется к рабочему. Хочет быть таким, как он. Мальчик предлагает сходить в кино на «Чапаева». На фильм, который повествует о большевиках, о простых рабочих, которые воюют против белых за лучшую для них жизнь. Но Саше так и не удается сходить на этот фильм с его новым другом. Тарковский говорит нам о том, что «каток» т. е. инструмент рабочего и «скрипка» т. е. инструмент музыканта, более интеллигентного представителя, требующего таланта и творческих навыков, не могут быть вместе. Или во всяком случае одно не должно смешиваться с другим.

Кроме того в фильме присутствуют множество других сцен, ставшие культовыми. И среди них, конечно же сцена с яблоком. Еще немаловажной чертой фильма является юмор. Не пошлый, а искренний, добрый юмор, который придает фильму легкости и чувство некоего волшебства в кадре.

Вадим Юсов — оператор данного фильма, так же, как и Тарковский, является признанным гением своего дела. Проделанная им работа — на высоте. Кадры с операторской тележки, операторского крана, игра со светом, отражения в воде, эффект калейдоскопа в начале фильма, яркие, теплые, насыщенные цвета. Все это делает фильм «каток и скрипка» таким притягательным, и заставляет посмотреть картину не один раз.

Теперь об актерах. Игорь Фомченко, который сыграл мальчика Сашу, заставляет поверить его персонажу с первых же кадров. Его игра очень харизматична. Он смог уверенно справиться со своей ролью. Владимир Заманский, сыгравший рабочего Сергея, так же не вызывает каких-либо пререканий в свой адрес. Роль советского рабочего очень хорошо ему удалась.

Вячеслав Овчинников, композитор, написавший музыку к фильму, сумел грамотно дополнить видеоряд своей музыкой, которая помогает еще глубже погрузиться в атмосферу фильма.

Таким образом Андрей Тарковский снял нетипичный для своего творчества фильм о дружбе мальчика и рабочего. Фильм, который можно и нужно смотреть всей семьей. Фильм, который просто обязан понравиться всем, ведь сейчас таких фильмов уже не встретишь.

10 из 10

9 ноября 2014

Как отец и сын

Для нынешнего зрителя дипломная короткометражка Тарковского будет во многом сюрреалистична. Канули в Лету безопасные дворики нашего детства, где самой большой угрозой могли быть соседские пацаны. Редко какой родитель практически спокойно отреагирует на то, что его ребенок познакомился во дворе с каким-то добрым дядей, да еще собирается с ним в кино. Да и саму тягу взрослого мужчины к ребенку сегодня не поймут. Сегодня, когда немыслимы мужчины-воспитатели в детских садах, и все меньше преподавателей-мужчин в школах. Сегодня, когда дети во дворах гуляют под бдительным присмотром взрослых. Но мир короткометражки «Каток и скрипка» фантастичен еще и тем, что в нем присутствуют отношения, которых уже не существует.

Машинист катка Сергей заступается за маленького Сашу, когда того обижает местная шпана, по одному ему известным причинам. Вряд ли он увидел в Саше себя, ведь Сергей наверняка был рубаха-парнем, да и в разговоре мелькает фраза о том, что попал на фронт совсем пацаном. Это скорее глубоко сидящий в мужчине отцовский инстинкт. Что-то недосказанное о прошлом Сергея, о его бывшей семье и детях, проскальзывает в его недоверии к флиртующей с ним сослуживице, в его необдуманной фразе, брошенной в адрес мальчика: «Да какой он работяга, он музыкант!»

Излишне говорить, что Саша с ходу воспринимает Сергея практически как отца, которого у него нет. Сергей ненавязчиво, мимоходом, учит мальчика, воспитывает его, доверяет ему опасную технику, тем самым поднимая авторитет Саши в глазах шпаны. Покровительственный тон Сергея несколько забавен: он будто забывает, что рядом с ним — семилетний мальчуган. Но вот происходит переломный момент: из футляра возникает скрипка-половинка, и в глазах взрослого загорается огонь неподдельного восхищения. И здесь уже Саша становится взрослым, он открывает перед Сергеем совершенно незнакомый тому мир, посвящает его в таинства природы звука, и счет становится равным.

Короткометражка длится чуть более получаса, многое остается недосказанным, но зритель может догадаться или предположить, что будет дальше. Хотя в словах Саши есть грустная правда. Отвечая на вопрос матери, почему мальчик не позвал взрослого друга домой, Саша отвечает: «Да он не придет!» Мир, в котором укладывают асфальт громадные машины, он скорее принадлежит той шпане, что бегает во дворе до самой полуночи. Тот мир, в котором звучит скрипка, для Сергея никогда не станет своим. И это понимает даже семилетний ребенок.

11 мая 2013

Интеллект и мышление, сила и созидание.

' Каток и скрипка»

Для чего снимают кино? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Но совершенно очевидная истина для всех, что кино — вид искусства, понятный каждому. Главное, чтобы было, что понимать, и было желание зрителя озадачиться какой-то духовной или умственной работой.

Фильм Андрея Тарковского «Каток и скрипа» заслуживает внимания уже только потому, что это первая серьезная работа режиссера. Она мало известна, но не обделена широким творческим чувством и эстетическим естеством этого замечательного режиссера. Конечно, эту картину сложно назвать классикой Тарковского кино — она внешне динамична и драматическая структура фильма совсем не такая, как в «Зеркале», «Сталкере» или «Солярисе». Это объясняется, опять-таки, ранним этапом карьеры режиссера и временем (1960), в которое оно было снято. Есть ряд совсем тривиальных, не свойственных манере Тарковского приемов съемки и подачи смысла. Например, кадр, который презентует нам новую Москву-столицу (снос старого дореволюционного дома на фоне мощных новостроек) преподнесен манерой истинно-советской школы М. И. Ромма (наставника Тарковского во ВГИК). Актеры, также (за исключением главного героя — мальчика) играют, используя старую актерскую школу. Тарковский, позже, вообще руководствовался принципом жизненности исполнителей ролей — не давал актеру понять основную идею фильма, а заставлял проживать роль настоящим моментом — это дает уникальное, новое ощущение происходящего на экране. Зритель больше доверяет истории.

Все вышеперечисленные штампы имеют место быть, но не сказываются отрицательным образом на самой сути фильма и на её восприятии. А суть заложена поистине огромная — о положительном, то есть плодотворном взаимодействии двух кардинально противоположных людей. Противоположных по своим взглядам, воззрениям, социальному уровню, даже возрасту, но все-таки, сумевших найти общий язык и достигнуть полнейшего взаимопонимания. Весь этот смысл подан просто, весьма просто — совокупностью всех режиссерских рычажков: актерской игры, метафоричностью (скрипка и каток), операторской работы. Но эта простота — неглупая, непустая, а проработанная и сбалансированная — ни один из художественных приемов, не тянет на себя одеяло. В результате — совершенно гениальное сочетание противоположностей, но достижимое, как мы можем понять благодаря этому фильму.

Примечательно, что на этой картине вместе с Тарковским впервые работал оператор Вадим Юсов. В будущем, Юсов участвовал во всех картинах Тарковского кроме одной — «Зеркала» (ему не понравился сценарий, но после просмотра фильма, он признался, что это лучшая работа режиссера).

«Каток и скрипка» — дипломная работа Тарковского. В нем можно отследить зарождение основной идеи, постулата режиссера, которому он будет следовать до конца жизни — кино (в идеале) — это о духовной работе и для нее, а не для развлечения зрителя.

Смотреть — обязательно!

10 из 10

6 октября 2012

Эта лента является выпускным экзаменом и первым «большим» дебютом в кино Андрея Тарковского. Здесь сюжет фильма разворачивается на фоне случайных отношений между играющим на скрипке мальчиком — Сашей и рабочим — Сергеем. На фоне этой по-настоящему милой и забавной истории дружбы показывается становление интеллигенции в молодой социалистической, пролетарской, по своей сути, стране.

Фильм наглядно демонстрирует какую пользу могут получить Саша и Сергей от простого общения, находя друг в друга ответы на вечные вопросы, ведь у обоих есть еще о чем спросить и сказать, да и диалог в любом случае лучше, чем недоразумение и взаимная глухота.

Также нельзя не отметить шикарную работу оператора Вадима Юсова, который умудряется находить красоту даже в отображении из лужи, или в разваливающемся доме — красочно играя, при этом всем, с планами и цветами.

При всем, сразу показываются все трудности бытия при «диктатуре пролетариата», ведь только стоит Саше выйти из дома, как сразу малолетние хулиганы отбирают у него скрипку и начинают ею бросаться, обзывая его — «музыкант», где учительница накричала за то что «увлекается», и даже яблоко и то отобрали, и где потом сам мальчик, еще не определившийся со своими приоритетами обижается на Сергея, когда тот, поправляя коллегу, называет его музыкантом, а не рабочим. Даже когда мама Саши закрывает перед ним дверь и не отпускает из дома, небезосновательно опасаясь нового знакомого сына, а Сергей обижается и уходит; надежда на диалог и взаимопонимание не умирает — мечта побеждает и Саша всё-таки освобождается из своего заточения и уплывает с новым другом куда-то вдаль.

8 из 10

21 мая 2012

«Вдвоем на одного?»

Я бы сразу хотел сказать, что для меня это прежде всего хороший детский фильм, а не серьезная работа, рассрывающая проблему классовой борьбы, которая, на мой взгляд, является здесь только необходимым фоном действия. Для детского фильма просто шикарная работа оператора Вадима Юсова и постановщика Андрея Тарковского. Постоянное движение камеры, наезды, отъезды, трэвеллинг и другие движения камеры делают фильм визуально намного интереснее. Это в выгодным свете отличает этот фильм от других детских фильмов с почти статичной камерой, перед которой развивается несложная мизансцена. Как известно, на съемку детей и животных пленки требуется в 2 раза больше в виду большего количества запорченных дублей, поэтому из-за этого еще больше хочется оценить сложность построения этого фильма. Единственное, что портит эту красоту это несочетаемый порой монтаж кадров, вплоть до пересечения линии взаимодействия персонажей. Пространство из-за этого становится менее осязаемым, так как постоянно теряешь местонахождение персонажа за кадром.

Чем приятен этот фильм для просмотра, так это той чистотой, которая есть в большинстве советских фильмах, наиболее уместной именно в этом жанре. Дружба шофера катка и мальчика-скрипача не имеет никакой подоплеки кроме дружбы. Никакого Фрейда и прочих извращений. История одного дня из жизни мальчика имеет абсолютно светлый характер, не смотря на происходящие с ним подчас неприятности.

Также мне показалось, что образ матери из этого фильма является переходящим в фильмах Тарковского. Его уже развитым во времени взаимоотношений можно встретить в фильме «Зеркало». Мать Тарковского и мать по-Тарковскому одинокая женщина. Известный факт, что отец Андрея Арсений Тарковский бросил семью, когда самому Андрею было лет 5, примерно столько же, сколько мальчику из этого фильма, так что дружба шофера и мальчика — это, прежде всего, творческе воссозданный поиск маленьким героем своего отца, человека, на которого он бы мог равняться. Таким другом и «отцом» становится ему на этот, а может и последующие дни, Сергей. Тяга же в рабочему классу это выбор, обусловленный детскимм видением мира. Все дети вертятся вокруг катка, поэтому и маленький герой делает объектом своего признания именно шофера.

8 из 10

27 июля 2011

Писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты

Андрей Тарковский один из моих любимых режиссёров, а «Каток и скрипка» является его первым фильмом, поэтому рано или поздно я должен был его посмотреть. Это была его дипломная работа и снимал он его ещё будучи студентом. Ну, честно говоря, тех философских мотивов какие были, например в «Солярисе» или «Сталкере» тут даже близко не видно. Честно говоря, Тарковский пока не узнаётся вообще, но обо всём по порядку.

Семилетнему Саше пора на занятия, а дворовые мальчишки, как всегда, поджидают маленького музыканта со своими обидными играми. Но в этот раз за мальчика вступается молодой рабочий Сергей — рядом с домом кладут новый асфальт.

И вот после этого между ними завязывается дружба. Сергей рассказывает ему о многих вещах, как он в таком же возрасте был на войне, что лучше сигареты или папиросы, учит жизни молодого Сашу, как нужно постоять за себя, что правильно, что нет, а Саша за это играет ему на скрипке.

Вообще, как ни крути, но Тарковский должен быть Тарковским в любом возрасте, хоть в молодом, хоть в старом. Ведь первый свой шедевр «Иваново детство» он снял ведь всего лишь через год после «Каток и скрипка». Но зато, какой прогресс. Что интересно и там и тут речь ведётся про детей. Но только если в «Иваново детство» было видно по-настоящему сильную драму, то в этом фильме чувствуются только какие-то лирическо-поэтические мотивы. Нет какой-то основы для по-настоящему сильной драмы. Красной нитью через весь фильм проходит какие-то наивные мотивы. И радостная улыбка Саши, на то, что он видел как «яблоком» разрушают дом, как раз и является тому подтверждением.

При просмотре возникает такое ощущение, что Тарковский не хотел вложить в это произведение абсолютно никакой мысли. Даже в той короткометражной работе «Убийцы» и то финальная фраза бармена много значит. Но здесь режиссер, кажется, настолько увлёкся создание такого иллюзорного образа Москвы, который больше подошёл бы для настольгических баллад, что просто о какой-то серьёзности даже не может идти речи. Хотя первоначально все, казалось бы, начиналось серьёзно, было видно социальную подоплёку, хоть и банальную, и которая есть в каждом фильме про подростков, но её видно. Видно было по настоящему серьёзный образ, противоборствующий стороны, образ героя в виде Сергея, и актёр играющий Сашу поначалу смотрелся очень здорово, но уже ближе к середине всё, просто всё испарилось.

Снято, конечно, всё очень здорово, но постановка сильно проигрывает по сценарию. Может потому что соавтором был Кончаловский. Я не знаю, он же тоже писал сценарий для «Андрея Рублёва» и фильм вышел замечательный. Что здесь произошло, совершенно непонятно. Даже не видно какой-то скрытой мысли, даже метафоры, которая присуща всех без исключения фильмам этого выдающегося режиссёра. Виден просто хорошо отшлифованный фильм. Хотя, всё-таки финальный эпизод фильма меня очень тронул. Он был хоть и такой наивный, но настолько душевный, что я за этот самолётик целый балл фильму добавил бы.

8 декабря 2010

Гений. Начало.

Если б этот фильм снял кто-то другой, а не Тарковский думаю количество зрителей у него было гораздо скромней. Но судьба распорядилась так что человек после диплома «Каток и Скрипка» снял «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Сталкер».

Но начало всегда интересно. Конечно, можно бесконечно копаться и находить параллели с последующим творчеством Тарковского. Скажем в «Жертвоприношении» тоже присутствует мальчик и в конце он тоже переживает трагедию, но все равно продолжает жить дальше. Таким образом, Тарковский представляется неким «кольцевым» автором… и так далее и так далее. Можно конечно, но не нужно. Просто хочется посмотреть на фильм без всяких призм и параллелей.

«Каток и скрипка» очень наивное, но в тоже время очень доброе кино. На поверхности — невозможный в реальной жизни советский симбиоз рабочего класса и интеллигенции. Кстати общий точкой для них оказался кинематограф. Глубже — некие философские проблемы.

Как найти место в своей жизни? Чем заниматься? Как, в конце концов, вырасти настоящим человеком? Пусть все это преподносится в весьма простой форме, но ведь и авторы были только вчерашние студенты.

Простая история, простые герои профессионально хоть и совсем не новаторски (естественно это все-таки диплом) выстроенные композиции и как итог отличный фильм.

Думаю «Каток и скрипки» — это картина для тех кто одинаково устал и от большеэкранных блокбастеров и от длинных и глубоких арт-хаусных фильмов (даже того же Тарковского). Истину он вам не откроет, но если убрать налет «совковскости», то получится отлично эстетическое времяпрепровождения с несомненным позитивным результатом в душе.

P.S. А эпизод «Яблоко» вообще можно занести в классику.

8 из 10

23 июля 2009

Игра света.

Потрясающе проделана работа оператора: игра света, тени, цвета — всё это восхитительно. А как подобрано место съёмок! Старая Москва, такую уже не увидишь.

Сюжет прост, но фильм примечателен тем, что противопоставляются два непохожих между собой человека — мальчик, который играет на скрипке и зрелый мужчина, который укладывает асфальт, при этом они становятся друзьями и продуют что-то новое.

Фильм достаточно светлый и добрый, в нём нет насилия, которого и так много в нашем мире. Мне фильм очень понравился, поэтому

10 из 10

9 мая 2009

В небольшом отрезке жизни семилетнего мальчика задаются такие жизненные вопросы, ответы на которые можно искать всю жизнь.

- Сколько надо учиться играть на скрипке?

- Учительница говорит — всю жизнь…

Та самая мучнобелая учительница, которая курит Дукат, олицетворяет порядок во всем. Она заставляет ребенка играть под метроном, когда он играет неровно, увлеченно. Мальчик не понимает, почему он должен подстраиваться под метроном, а не играть как ему хочется? Вот и первое разочарование — плохая оценка… Первые эмоции всегда самые сильные, потому что маленький человек еще не знает, что такое бывает, и малейшая обида принимает размеры вселенной.

Отчаяние от невозможности сдержать обещание — безгранично, и каждый зритель вспомнит что-то похожее из своего детства. Но и новые открытия приносят ребенку гораздо большую радость, чем взрослому. Как здорово управлять катком на расплавленном асфальте! И не меньших размеров трагедия разворачивается в душе девочки наедине с чужим яблоком…

Ребенку интересно все. Жизнь в любых проявлениях. Интересны отражения в витринах и жизнь асфальтоукладчика. Дети во дворе дразнят его «музыкантом» и мальчик начинает думать, что быть музыкантом — плохо и тянется к рабочему. Рабочий же тянется к интеллигентному мальчику, с уважением говорит «Он не рабочий, он музыкант», а ребенка это оскорбляет. У них разные системы ценностей, но каждый тянется к противоположной, это и составляет главный конфликт в фильме. Подсознательно мальчик чувствует это несоответсвие, когда говорит маме, что рабочий все равно не придет к ним в гости. Мама же делает вид, что не видит разницы, она не может позволить себе искренность ребенка…

Мальчик противопоставляется и враждебным дворовым детям, и добродушному рабочему. Дети и рабочий олицетворяют разные стороны рабочего класса, к которому маленький музыкант не принадлежит, но всячески стремится. Он лезет в драку, пьет сырое молоко, которое мама не разрешает. В рабочем парне мальчик видит свой идеал и хочет именно от него узнать, что такое хорошо и что такое плохо. Зачем курить, если это плохо? Страшно ли на войне? Но и взрослый мужчина узнает от мальчика новое для себя. Что это за зигзаги? Как играть на скрипке? В свои семь лет мальчик уже знает больше него в своей области, и даже имеет мозоль от скрипки.

Мальчик — портрет взрослого интеллигента: разбирается в своей области и ничего не умеет из практических надобностей. Рабочий народ же — исполинская сила, которая крушит дома, но она же их и строит, эта сила строит университеты, в которых потом интеллигенты учатся отвлеченным наукам. Этот маленький, но интеллигент простому парню интереснее девушки из своего круга. Две противоположности тянутся друг к другу, хоть вместе они будут только в воображаемом финале фильма.

11 мая 2008

Драма Каток и скрипка появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Андрей Тарковский. Кто играл в фильме: Игорь Фомченко, Марина Аджубей, Юрий Бруссер, Вячеслав Борисов, Александр Витославский, Людмила Семенова, Наталья Архангельская, Женя Федченко, Марина Фигнер, Гена Клячковский, Игорь Коровиков, Коля Козарев, Антонина Максимова, Татьяна Прохорова, Галина Жданова.

Страна производства - СССР. Каток и скрипка — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.