Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Карфаген в огне |
английское название: |
Cartagine in fiamme |
год: | 1960 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «Wild Roman hordes ravage a golden city!» |
режиссер: | Кармине Галлоне |
сценаристы: | Кармине Галлоне, Эмилио Сальгари, Эннио Де Кончини, Дуччо Тессари |
видеооператор: | Пьеро Порталупи |
композитор: | Марио Нашимбене |
художники: | Веньеро Колазанти, Гуидо Фьорини |
монтаж: | Никколо Лаззари |
жанры: | боевик, мелодрама, драма, приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Несколько противоречивые впечатления остались от этого фильма. Он одновременно и масштабный, и какой-то театрально-камерный. Вроде и много событий, персонажей, схваток, но при этом есть какая-то затянутость... И нет, это не из-за возраста фильма, я и более старые вещи смотрю с удовольствием.
Я ожидал увидеть рассказ о 3-ей Пунической войне (или её окончании) в типичном для пеплума около-историческом ключе, с искажениями и добавлением какой-нибудь личной истории. В принципе по большому счёту так и есть, но в данном случае та самая личная романтическая история слишком вы-ходит на первый план и затмевает исторические события на протяжении 2/3 фильма. Достаточно сказать, что у нас тут не один, а целых два любовных треугольника! Это не считая злодея, который тоже претендует на одну из девушек. Персонажей действительно много, но не так, чтобы запутаться. Все они довольно типичны для того времени - храбрые благородные герои, подлые вероломные зло-деи, красивые преданные женщины, - всё это лично мне нравится. К сожалению, большая часть из них – погибает.
Во-первых стоит сказать, что фильм не про римлян, и снят не с их стороны. 'Винтажных римлян' в мягких кожаных сегментатах – мало, они появляются только в самом конце. Большая часть фильма происходит в Карфагене и его окрестностях, большая часть боёв - между разными «фракциями» карфагенян. Это не плохо, но необычно. Во-вторых – битвы тут вообще не главное.
Масштабных битв всего две, за то одна из них происходит на кораблях! Такое в фильмах того времени увидишь не часто, особенно с учётом того, что эти корабли реально построили (а один, возможно, ещё и сожгли), а не нарисовали на компьютере! Невольно проникаешься уважением к киноделам того времени. А вот финальная битва за Бирсу, после которой римляне вторгаются в Карфаген - очень странная. Мало того, что это не осада (Бирса - это крепость), а битва в чистом поле, она ещё и полностью конная! Да, конные римляне в подобных фильмах - явление обычное, но чтоб армия состояла только из них - такого я не припомню. К тому же эта битва выглядит откровенно дешево, что контрастирует с остальным фильмом, изобилующим красивыми декорациями и реквизитом (вроде дворцов и кораблей). Такое чувство, что съёмки этой битвы оставили под конец, и у команды попросту кончились деньги.
Что касается одиночного фехтования (а небольших стычек в фильме полно), то.. бывало и лучше, причём в фильмах того же периода. Доспехи карфагенян напоминают скорее каких-нибудь персов из фильмов про греко-персидские войны, чем эллинистических карфагенян, но за то мне очень понравились гражданские костюмы. За историчность не ручаюсь, но выглядит это всё красиво и действительно создаёт атмосферу древневосточного города. Да и вообще, как я уже сказал, фильм этот прежде всего не про битвы, а про судьбы отдельных людей, поэтому в «мирных» сценах он ощущается как-то атмосфернее (кроме морской битвы – она шикарна!)
Отдельно хочется отметить ритуал Баала – он очень мрачный, атмосферный, где-то даже напомнил второго Индиана Джонса (Кали Мааа!)
На мой взгляд, главная проблема фильма в том, что он пытается быть больше, чем может. Он хочет быть «Клеопатрой», но на такой размах не хватило ни денег, ни умения этот размах подать.
Вообще, надо сказать, после первого просмотра он мне не особо понравился, но я решил, что просто подошёл к нему не с тем настроением, ожидая чего-то более лёгкого, боевикового, менее драматичного, и дал ему второй шанс. И действительно, когда я смотрел фильм второй раз, зная, что смотрю, я получил от него удовольствие. От самого сюжета, трагических историй героев, разворачивающихся на фоне не менее трагичных исторических событий. От актёрской игры – гипер-драматичной, театральной по меркам нашего времени, но очень подходящей для «шекспировских страстей» и вписывающейся в атмосферу. От собственно атмосферы и великолепных декораций, не дотягивающих до той же «Клеопатры», но превосходящих «средние по Италии». И я точно знаю, что этот фильм останется у меня в памяти дольше, чем многие «римские боевики» того времени.
25 сентября 2024
Экранизация романа Эмилио Сальгари о 3-ей Пунической Войне, которая, как всем известно, завершилась тем самым Delenda Est. Опережая вопросы, скажу: разрушение Карфагена показано, но показано лишь на последних 5 минутах, показано мельком, халтурно, неподробно и, пардон за каламбур, «без огонька». Батальных сцен в фильме вообще, к сожалению, мало. Зато есть масса всяких интриг, заговоров продажной декадентской знати, опереточных злодеев, плюс немного поединков на мечах, беспомощных девушек в опасности, храбрых героев в смешных костюмах и т. п. Приключенческий пеплум, всё как обычно. Церемонию жертвоприношения Баалу еще показали, с голыми девками даже (девки на заднем плане, естественно — 1960-ый год все-таки).
В общем, еще один образец нерационально использованного потенциала. Пожалуй, главный недостаток этого фильма в том, что он слишком старательно копирует структуру романа: слишком много персонажей, слишком много сюжетных линий. Ну и излишняя концентрация внимания на взаимоотношениях в любовном треугольнике тоже интереса не добавляет. Получилась довольно заунывная и старомодная мелодрама на историческом фоне, вместо грандиозного эпоса об одном из самых трагических событий эпохи. Обидно и досадно.
24 мая 2014