Девичий источник
Jungfrukällan
7.9
8
1960, драма, криминал
Швеция, 1 ч 29 мин
18+

В ролях: Биргитта Вальберг, Биргитта Петтерссон, Тор Иседаль, Ове Порат, Аксель Слангус
и другие
Юная Карин, избалованная родительской заботой и любовью, протанцевала всю ночь и проспала заутреню. Но канон требует, чтобы непорочная девушка совершила паломничество в далекую церковь. Карин покидает хутор вместе со сводной сестрой-язычницей. Она держит путь через глухой лес, где судьба готовит ей страшную встречу с тремя бродягами.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Девичий источник

английское название:

Jungfrukällan

год: 1960
страна:
Швеция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Свен Нюквист
композитор:
художники: Пер Аксель Лунгрен, Марик Вос-Лунд
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $1 528
Дата выхода
Мировая премьера: 8 февраля 1960 г.
на DVD: 28 октября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постеры фильма «Девичий источник», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Девичий источник», 1960

девушки

Религиозно-философско- фольклорная история. Историческая трагедия от Бергмана по мотивам шведской народной баллады и под влиянием творчества Акиры Куросовы.

Несколько пафосная и нарочитая, но при этом по большей части красивая игра, идеальные съёмки, чёткие образы и безупречная стилистика. Макс фон Сюдов во всей красе.

Тематика природы зла, которая есть в любом человеке. Вопрос только, какие триггеры поспособствует высвобождению этой тёмной силы. Зависит, гнев, алчность, похоть. К каждому может найтись ключик, открывающий путь к ещё большему злу. А пути господни не исповедимы и всё есть испытание силы духа. Хотя, если ты красивая, добрая и богатая, то наверное как-то мириться со всей этой несправедливостью - проще. Но, не всем дано.

Фильмец именитый. Нахватал груду призов. При этом в 1962 в США его отцензурили из-за сцены изнасилования девушки.

26 ноября 2021

Неисповедимы пути Господни

Лаконичный и простой по форме фильм-постановка скандинавского мифа о рождении источника на месте страшного преступления. Фильм-дихотомия как черно-белый кадр, где встречаются разные религии (язычество и христианство), разный подход к вере (умерщвление тела и следование правилам), форма-концепция общения с богом (католическая, требующая места поклонения и протестантская, допускающая прямой контакт с богом). Главное линия, разумеется, религиозная — найти путь к богу.

Бергман исследует природу бога несправедливого, но милостивого. И природу человеческую, склонную к похоти, греху, возмездию и раскаянию. Фильм прекрасно иллюстрирует выражение «Неисповедимы пути Господни». Сначала, как кажется, мы видим бога несправедливого и жестокого, но позже мы видим чудо — рождение святого источника, который вероятно станет местом паломничества для многих христиан.

8 из 10

2 ноября 2021

Вредные советы в области теологии от И. Бергмана.

Trapped in a cage of stone, we`ll destroy your home

Consequence of your action… (с) Sabaton, in the Name of God

То, что фильмы этого режиссёра не для всех, не было для меня секретом. Это нормально для фильмов, и ничего такого тут нет. Артхаус для этого и существует. Однако не будем говорить обо всех фильмах Бергмана, остановимся на одном из самых известных и знаковых его киноработ — на фильме Девичий источник.

Осмелюсь предположить, что данный фильме прекрасно описывает взаимоотношения человека с Богом, а именно поиски Бога порой весьма специфичными методами. Перед нами семья христиан: отец, мать, родная дочь Карин, и сводная — язычница Ингрид. Последняя, видимо, должна быть крайне рада тому, что «добрые христиане» ее не убили и не выгнали, а всего лишь заставляют беременной на последних сроках делать всю самую тяжелую работу. Киновечер перестаёт быть томным. Мать, которая считает себя искренне верующей и даже обжигает себе руку на свече в память о Страстях Христовых, и отец отпускают свою родную дочь одну в путешествие через лес в компании только лишь беременной сестры, которой поездки на лошади, видимо, как раз и не хватало! А потом? Они удивляются, как же могла случиться такая трагедия! Слезы, раскаяние, обещания… Если бы они действительно были добрыми христианами, без кавычек, всё сложилось бы совсем по-иному.

На мой взгляд, никого главные герои не любили. Ни детей своих, ни Бога.

Возможно, фильм можно было бы назвать и гениальным. Может, этот фильм — своеобразная сатира? Насмешка над тем, как люди искали веру не там, где следовало бы? Не теми путями шли к Богу?

Наверное, я просто не поняла этот фильм, не поняла, зачем мне смотреть именно на этих героев. Единственный персонаж, которому я действительно сочувствовала — язычница Ингрид, у которой в этой жизни только и осталось, что её вера в Одина, единственное, что она сумела сберечь. Она одна не лицемерит. И пусть в конце она винит себя, её вины здесь вовсе нет. Мне неприятны родители Карин, лицемеры под маской благочестия, а вот саму Карин, которую, как мне показалось, нужно ненавидеть, мне было даже жалко. Совсем юная девушка, ставшая жертвой как раз этого самого лицемерия, не успевшая научиться различать его в людях. Только, быть может, в такой семье, она бы и не научилась этому и, рано или поздно, все равно пала его жертвой, как было суждено ей и её матери и отцу…

6 из 10

P.S. Посвящается А. Е. Желаю тебе обрести мир в твоей беспокойной душе.

29 июня 2021

Искупление.

Фильм снят по мотивам одной или нескольких скандинавских баллад. Две сестры, одна из них, в исполнении Биргитты Петтерссон, миловидная блондинка, любимица отца и матери. Другая, которую играет Биргитта Вальберг, смугла лицом, с черными волосами. Смуглянка старшая и рождена от другой матери, так что в доме их общего отца, фермера Тёре, она живет на правах падчерицы недовольной своим положением.

Известно, что И. Бергмана критиковали за эту работу, несмотря на то, что в целом фильм был принят и оценен положительно, заслужив статуэтку Оскара и другие награды. И сам Бергман впоследствии пересмотрел взгляд на «Девичий источник», признавая несколько допущенных ошибок. Например, внесение психологии в «дух простой народной мелодии» (Киногородок, Сольна, 25.06.1968) или непроясненности понятия бога (там же). Бергман не скрывал своего увлечения фильмографией Акиры Куросавы в тот период и естественной подражательности. Экранизация была задумана как воспроизведение «грубой средневековой баллады» на стадии обсуждения сценария включившей в себя не совсем удачные поправки.

В доступном на русском языке источнике (издательство «Наука», 1978, серия лит. памятники), легенда «Дочери Тёрреса из Вэнге», повествует о трёх сестрах, которые во время поездки в церковь подверглись нападению бродяг и убийству. Сестрам был предложен радикальный выбор: выйти замуж или умереть — они предпочли последнее. Бродяги, которых тоже трое, мечами посекли головы сестер, сняв с них дорогие платья, юбки и чулки и направили свой путь в Вэнге. Там они встречают фру Карен, мать убитых девушек, и показывают ей платья, желая поскорее сбыть с рук кровавую наживу. Мать узнает одежду своих дочек, зовет мужа и тот немедленно расправляется с двумя бандитами, а у третьего, занеся над ним меч, выпытывает кто они такие и откуда взялись. Оказалось, что три брата искали потерянного в детстве отца, которого звали Тёрес из Вэнге. Драматизм легенды, таким образом, заключается в том, что отец становится детоубийцей — расплата за грехи юности. Поучительная история для злостных алиментщиков того времени. Пораженный горем отец, строит церковь во искупление кровопролития, а на месте убийства сестер чудесно открываются три источника, которые называют «девичими».

Но есть другая история, под названием «Две сестры», в которой затрагивается мотив зависти старшей смуглянки к хорошенькой, светлой лицом и кожей, младшей сестре, сводящей с ума местных парней. Смуглянка увлекает младшую сестрицу к реке и, не в силах вынести превосходства её красоты, сталкивает её с валуна в воду. Утопая, девушка обращается с мольбой о помощи, обещая за это открыть свой ларец и подарить чернявке последовательно: серебряный нож, золотой браслет и даже собственного жениха. Но смуглянка остается неумолима в своей мстительности, отвечает сестре: «всё это теперь, возьму я сама, уж больно парней ты сводишь с ума». Затем утопленницу находит рыбак и делает из её прекрасных волос струны для арфы. Он попадает на свадьбу к старшей сестре, где играет песню. Смуглянка узнает в звуках струн голос младшей сестры и к ней приходит позднее раскаяние. (Шв. и Дт. нар. баллады, «детская литература», 1982).

Полагаю, что фильм вобрал в себя мотивы той и другой истории, а может, Бергман пользовался вариантом, которого на русском языке нет. Так или иначе, «Девичий источник» Бергмана — нечто третье. Что касается подражательности Куросаве, то, оставляя в стороне технические приемы, хотелось бы обратить внимание вот на что.

В фильме Куросавы «Расёмон», где так гениально показаны разные до противоположности взгляды на одно и тоже событие, все его участники дают показания, которые представили бы каждого из них в наиболее выгодном свете, в отличие от оппонентов, которых наоборот, стремятся по возможности очернить. Этим раскрывается дурная человеческая природа — эгоистичность натуры. У Бергмана же, напротив, мы наблюдаем раскаяние и признание каждым из активно действующих лиц вину за собой: мать признается, что любила дочь больше чем Господа и находит в этом свою вину в случившемся; отец раскаивается в пролитии крови и задается вопросом теодицеи — зачем Богу нужно было страдание его невинной дочери; сестра-смуглянка исповедует свою зависть и тайный умысел навредить, а также обращение к языческому богу Одину. Таким образом, в сюжетной развязке Бергман спорит с Куросавой, показывая, что несмотря на слабость человека он несет в себе зерно доброты и искренности, которые пусть с опозданием, но просыпаются в нем и себя обнаруживают под влиянием религиозного чувства. Тем самым, я рассматриваю обе картины, как дилогию с анализом темы вины и искупления. Как взаимодополнимые части целого не исключающие друг друга.

16 июня 2021

Месть человека, прощение Бога

Отец средневекового семейства вынужден кроваво отомстить звероподобным представителям рода человеческого за изнасилование и убийство любимой дочери.

Это высоко художественное произведение поражает великолепием мстительного сюжета, истинной дикостью отдельно взятого человека (как хорошего, так и безобразного) и умопомрачительно точной связью человека с Богом.

Та самая сцена насилия изображена настолько страшно и пугающе, что трудно себе представить, как зрители воспринимали её в годы выхода ленты. А вендетта удивляет маскулинностью, безропотностью и беспощадностью главного героя, сметающего всё на своем пути. Подготовка к багровой резне также ошеломляет: повал берёзы, мытье в бане. Эти действия будоражат фантазию о предстоящих действиях твёрдо настроенного мужчины.

Стоит выделить сходство данной картины с «Расёмоном» Акиры Куросавы в части центральной сюжетной сцены — изнасилования. Но в то время как лента японского постановщика удивляет глубиной разветвления повествования, картина Бергмана чрезвычайно проста и минималистична, что делает её несколько более очевидной для понимания.

Финальная вендетта главного героя фильма похоже вдохновила Сэма Пекинпа на создание его великолепного шедевра «Соломенные псы», в котором персонаж Дастина Хоффмана защищал свой дом от нападения разъяренных дикарей, изнасиловавших его девушку.

Как итог, «Девичий источник» по-настоящему шедевральное кинопроизведение Ингмара Бергмана, скрывающее за мнимо простым средневековым сюжетом широту человеческих пороков и беспристрастность Бога по отношению к людям, достойных его прощения.

11 марта 2021

Прекрасный фильм

Первый раз столкнулась с творчеством режисера и он меня поразил. Поразило все — от кадра, до яркой живости эмоций и действий (особенно для тех времен). Тут много хорошего сказали и без меня. Повторятся не буду.

Единственное, для меня странным является чудо явления источника. Дева чиста без сомнения, но не по заслуге своей, а большею частью по любви родителей, оберегавших ее и растивших в безумной свободе и потакании. Автор являет ее в начале фильма ленивой, капризной, с нотками девичьего эгоизма, ветреной.

Святые не те, кто добр не зная горя и печали. А те, кто в горе остаются добры и независтливы. Что хотел сказать создатель этим ходом? Возможно это лишь невероятно эффектное окончание повествования. Но скорее всего, в этом тоже есть смысл, понять который мне пока не посчастливилось.

25 июня 2019

Вперед, к обезьяне

Фильм, как и все у Бергмана, исключительно проблемный. Человеческое переплетается с христианским, христианское со средневековым, а средневековое с животным. Не знаю, как выглядит основа — скандинавская легенда, по мотивам которой снят этот фильм, но над тем, как это изобразил Бергман, над каждым поступком, фразой, мотивацией героев можно спорить до бесконечности. Эта многогранность и неоднозначность в простых на первый взгляд вещах мне нравится в режиссере больше всего.

Дичайший реализм, шокирующие образы, запоминающиеся картины — всего этого переизбыток, если такое вообще можно вообразить. На откровенный религиозный стеб похоже тоже мало, Бергман вообще ничего не утверждает, а только ставит вопросы. Минус за некоторые слишком неприятные сцены, которые вполне можно бы было снять иначе. Частично он это сделал, частично нет. Профессиональные нравоучения, которых наверняка не было в этой истории изначально, тоже не к месту, они теряются на фоне происходящего.

Но все это мелочи на фоне вечности, к которой относится уже этот фильм. «Оскар» лучшему иностранному фильму. Для Бергмана это норма. Фильм не очень легко смотрится, еще и черно белый, но удовольствие гарантировано.

p.s. Мертвая дышит — хаха-хаха. У любого другого режиссера и внимания бы на такое не обратил.

10 из 10

10 февраля 2019

Ингмар Бергман безумно уникален. Объяснений сему факту превеликое множество. Те, кто с его работами знаком и получает от них удовольствие, может в нескольких словах выразить всё своё восхищение, указав на противоречивость автора, на множество затронутых общечеловеческих вопросов, на различный подход к тематике и различное мироощущение.

Здесь же хочется остановиться на совершенно наивной категории. Творчество Бергмана состоит из простых и сложных фильмов. И «Девичий источник» — это один из самых явных примеров безумно простой ленты. Он основывается на древнем скандинавском сказании, в котором шведский режиссёр сделал широкий театральный реверанс — он просто его поставил. Даже не экранизовал, тут больше подходит ощущение подмостков. Весь фильм — это практически дословный пересказ истории, основанной на одной сюжетной линии, где нет ничего, кроме неспешного, самоуверенного повествования.

Есть у отца две дочери — одна, постарше, от прошлой жены и одна от нынешней. Старшая недолюбливает младшую и просит у бога помощи в своей ненависти. Отец отправляет их на лошадях в церковь, старшая пропадает по дороге, после чего на оставшуюся в одиночку младшую нападает трое бродяг, которые насилуют её и убивают.

Именно таким является вступление шведского сказания, который привычно приведёт к возмездию и свершающемуся чуду, сиё возмездие одобряющего. Фильм безумно чистый и простой, ставящий общую святость, казалось бы только религиозную, но оказывающейся источником человечности, превыше любой другой внутренней характеристики.

Финал с тем самым девичьем ручьём, начинающим бить из-под земли, во многом говорит не столько о божественной составляющей, сколько о единении человека и природы, о соболезновании земли своему собрату — человеку, о перерождении добра и чистоты из одной формы в другую, творящую то самое благо. Во всяком случае, слова скандинавского эпоса и слова Ингмара Бергмана говорят об этом настолько открыто и твёрдо, что кажется, эти понятия давно читателями и зрителями были усвоены.

6 апреля 2018

«Королева мая уезжала под солнцем…»

Нельзя.

Никогда нельзя ни снимать такие фильмы, ни смотреть их. Внутри них-бездонная и беспощадная тьма человеческих душ, тёмная, как колодец. Эта тьма затягивает, заставляет всмотреться не только в героев фильма, но и в себя самого. Как знать, какая чёрная глубина обнаружится в тебе.

Нельзя смотреть такие фильмы, потому что жутко. Внутри просыпается тот самый первобытный страх, убаюканный современным благоустройством и привычной мантрой: «Меня это не касается». Кажется немыслимым то, что после просмотра боишься засыпать в своей удобной кровати, далёкой от лесов, залитых солнцем, с бродящими по ним пастухами.

Карин, золотоволосая и лёгкая, как лесная фея. Трепетный цветок, заботливо опекаемый отцом и матерью, своевольное, но очаровательное дитя. Карин, которая при всей своей избалованности, добра и внимательна, и так невинна, что не думает о том, что в мире может существовать злоба и ненависть.

Маленькая птичка взлетела ввысь

И парит в небесах на ветру.

Как же, должно быть, хорошо летать,

Глядя с высоты на горы и деревья…

Улетай, Карин. Не будь такой доверчивой, не останавливайся посреди леса, чтобы преломить хлеб с незнакомыми путниками.

Возможно, когда-то и Ингери была такой же весёлой и отзывчивой, как её сводная сестра. Была-но Ингери нанесли непоправимую травму, и как бы не хотела она казаться циничной и равнодушной, душа её изранена. Её злобные поступки и мрачные мысли-всё это подпитывается произошедшей с ней несправедливостью.

«Я виновата больше, чем они! Я хотела этого!»

Один, к которому взывала отчаявшаяся Ингери, противопоставлен Богу. Тому самому, чьи выточенные из дерева фигуры охраняют каждый дом в этой деревне. Тому Богу, что остался слеп и глух к происходящему с его последователями. Ярость, злоба и последующая месть оказались ему неподвластны. Всё, совершённое неправедно и жестоко-всё происходит и по сей день, и вряд ли хоть одна молитва смогла пересилить неизбежное. И вся суть веры отражена в горьких словах отца: «Я не понимаю Тебя, и всё равно молю о прощении. Я не знаю иного способа примириться с самим собой».

Сложны люди. Сложны и беспощадны. И страшно от осознания того, что всё самое плохое, всё самое отвратительное и мерзкое — всё совершено человеком.

5 октября 2016

Вряд ли мне удастся добавить, что-либо существенное по поводу фильма «Девичий источник». Но, как говорится, попытка не пытка, тем более, что это третий фильм шведского режиссёра мной виденный. Если предыдущие два «Осенняя соната» и «Сцены из супружеской жизни» — это одна ипостась, то «Девичий источник», совсем из другой оперы. Здесь вы не найдёте крылатых слов и афоризмов, цитат для глубокого осмысления. Зато можете увидеть и созерцать жизнь одного шведского хутора, согласно одной легенде. Персонажи все яркие и сочные, одна дикарка чего стоит. Но о ней немного попозже.

Итак, перед нами набожная семья. Могучий глава (Макс фон Сюдов), зачехлённая на все пуговицы, это метафора разумеется, мать (Биргитта Вальберг) и красавица дочь. Её льняные волосы, это украшение всего фильма. А какие у неё наряды ? Да, в том сундучке чего только нет, каких только платьев и кружев. Ты попадаешь в атмосферу сказки, доброй сказки, в которой родители любят своё чадо. Любят, холят и лелеят, позволяя спать и не обременяя домашними заботами.

И как антипод нашей дочери красавице, девица приблизительно её возраста. Но уже совсем другое выражение лица, совсем другая одежда и мысли по Чехову. На таком вот разительном контрасте построил начало картины Ингмар Бергман. Что ж, пока всё достаточно спокойно и прозаично, не считая одной маленькой детали. И эта деталь, как бы расшевеливает зрителя, не даёт ему убаюкаться атмосферой благодушия и единения этой семьи, исключая дикую. И тут она, эта девушка с глазами дикой серны, словно почувствовав, что о ней идёт речь, махнув не глядя, кося по сторонам, дабы её не спалили, берёт и кладёт лягушку или жабу уж не знаю, в пирог приготовленный для отправки в церковь. И вам уже становится любопытно, кто сим пирогом полакомится. Да-с. Ничего-с найдутся желающие-с, можете не сомневаться. А пока, что две девушки отправятся в путь дорогу до ближайшей церкви…

Доброе и злое всегда идут рядом, всегда трутся рука об руку. И где такая граница от которой одно можно отделить от другого. Одним кажется убийство добром, а другим злом. Это как посмотреть. Не случайно в конце фильма Бергман выводит отца семьи, чтобы тот не просто своей могучей хваткой, но нечеловеческим воплем, воззвал к Богу. Совсем не случайно. Хитрец, Бергман. И легенду в ярких красках обозначил и под божественную суть подвёл. И конечно темные силы в лице трёх человек показаны достаточно колоритно. Найди такие с ходу. А Бергман нашёл.

Квинтэссенция картины — открытия девичьего источника. Буквально одним движением зрителя можно повергнуть в ступор, в состояния катарсиса, исступления и прочая. Пробежали ли у меня мурашки по коже ? Не то слово. Как будто марафон устроили. За что спасибо Ингмару Бергману. Кстати, этот образ дикарки никак у меня не выходит из головы. Что с ней будет ? Как думаете ?

10 из 10

11 июня 2015

Если делать какие-то выводы, то можно сказать так: все мое творчество на самом деле основано на впечатлениях детства. Я могу буквально в мгновение перенестись туда. Я думаю, вообще все, что имеет какую-то ценность, уходит корнями в мое детство. И говоря диалектически, я никогда не порывал со своим детством, все время вел с ним диалог. Ингмар Бергман

Когда Бергман был еще маленьким Ингмаром и впервые посмотрел фильм в кинотеатре его «одолела лихорадка, так никогда и не прошедшая». Самым страстным его желанием было обладание кинопроектором, подаренным брату на Рождество. После долгих криков и слез Ингмару пришло неожиданное решение и он реализовал свою мечту, выменяв кинопроектор у брата на сотню оловянных солдатиков. С тех пор он покупал в магазине использованную кинопленку, погружал ее в крепкий раствор соды на полчаса и смывал изображение. Пленка становилась прозрачной и позволяла делать кино с «чистого листа». Впоследствии эта детская изобретательность проявится в способности снимать кино и каждый раз отвечать на вечные вопросы, заново переосмысливая и переоценивая свою собственную жизнь. Все детские переживания и размышления о семье, религии, двуличии, образы отца и матери перешли во многие его фильмы. Интересно то, что к сорока двум годам его отношение к религии претерпевает серьезные изменения. «Мои собственные религиозные представления уже дали сильный крен влево», — пишет Бергман. Это не могло не отразиться на его творчестве. Именно на этот период и приходится создание кинокартины «Девичий источник». С нее начинается цикл фильмов Бергмана, где мир со всей его нестабильностью можно считать предъявленным, но никак не обрисованным.

Сюжет основан на шведской легенде XIV века и повествует об изнасиловании и убийстве Карин — юной дочери богатого землевладельца Тере, не успевшей ещё даже сплести ноги ни с одним мужчиной в отличие от своей сводной сестры Ингери. Пастухи, совершившие поругание, снимают с Карин шелковый наряд, чтобы продать, и отправляются на юг. По дороге они просят ночлега в доме Тере и преступление раскрывается.

Простота повествования в кинокартине подкупает своей непринужденностью и прозрачностью исполнения. За игрой света и тени прослеживается противопоставление образов Карин и Ингери. Первая находится в блаженном неведении о несправедливости этого мира и беззастенчиво любуется им и собой, и кажется, что сам Фрейер является ее покровителем, а вторая одержима завистью и страхом, блокирующими проявление любви к самой жизни. Такое отношение Ингери обусловлено суровостью средневекового быта и уклада общества. Режиссер намеренно вводит в кинокартину сцены трапезы, дающие полное представление об аскетизме существования и второстепенности плотского перед духовным. Человеческая душа, ее святость — вот то, что прежде всего интересует Бергмана. Образ Бога, «давно покрывшийся трещинами» для самого режиссера, служит здесь мастерски выстроенной декорацией. День страсти Господней, начавшийся с веселья, разговоров о повседневных делах, пронизанных святостью, и поездки в церковь со свечами для Пресвятой Девы Марии заканчивается материнскими слезами и поиском Бога в себе. Абстрактность киноязыка этой ленты очень ярко иллюстрирует богооставленность. Причем именно такую, где может быть ни слова о Боге, но это не значит, что ни слова к Богу не обращено. Даже природные явления здесь выступают в роли божественного провидения. Ведь неслучайно, когда режиссер хочет акцентировать внимание на летней свежести Карин, все пространство заливает теплый струящийся свет солнца, столь редкий и ценимый в Скандинавии. Снег как плач о погубленной молодости. Холод под покровом ночи как пора расплаты за содеянное. Робкий утренний свет, когда на месте совершенного преступления сквозь землю прорывается источник, смывающий всю скверну и очищающий души людские, словно божественное откровение. Одиноко стоящая береза, ломаемая отцом Карин, символизирует человека с исчезнувшим Богом внутри. И в этом случае человек начинает действовать не так, как ему велят душа и совесть, а по традиции, сложившейся веками. Возникает мысль о мести — ведь с древнейших веков в Скандинавии месть за убийство и другие преступления против женщин входила в круг обязанностей родичей-мужчин. Процесс осознания отцом Карин своего назначения представлен в картине нетривиально, и выбор его состоялся: Тере сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося. И есть только один верный путь, позволяющий сохранить душу. Ищешь Бога в себе — значит ты человек.

17 апреля 2015

Очень страшное кино

Этот фильм вызывает сильнейшие эмоции и очень долго не отпускает. Почему насилие и зло так помнится? В «Девичьем источнике» Бергман показал историю жестокого преступления — надругательство над невинной душой. Сцены насилия сняты настолько грязно и омерзительно, что могут посоревноваться с современными и даже превзойти их, а фильму-то больше полувека. «Девичий источник» — это черно-белое кино, если бы добавили цвета, возможно, вышло бы еще что-то более ужасающее. «Почему так мрачно на душе, почему зло торжествует, почему?» — вопрос, на который хочется ответить, но не получается.

В основу фильма легла скандинавская легенда. Историю, рассказанную Бергманом, можно назвать страшной сказкой. Только вот непонятно почему в этой сказке девушка умирает просто так. Кто виноват в этой трагедии: колдующая и ненавидящая ее сестра или это просто случайность? Где был Бог, когда невинная девушка ехала с чистыми помыслами в церковь, почему он не уберег ее?

Макс фон Сюдов показал все муки и страдания отца, который потерял любимое дитя. Способна ли месть очистить душу, залечить раны? Ответ вы найдете сами.

10 из 10

23 марта 2015

«Девичий источник» — фильм одного из моих «любимых» режиссёров.

На удивление, у этого фильма есть сюжет, такой незамысловатый, простенький. Есть своя атмосфера, такая средневековая, со странностями, даже немного сказочная — колдуньи, проклятья, разбойники, религиозная наклонность, свойственная Бергману и так далее.

Но вся история в этом фильме уместилась бы в короткометражку или мультфильм-притчу. Собственно поэтому и ощущение такое, что вроде смотрел полтора часа, а произошло в фильме пару событий. Вот и приходится любителям жанра выискивать в каждом действии героев какой-то смысл или может знак, символ.

Не будет в рецензии ничего конкретного про сюжет фильма, потому что, как уже написал выше, спойлер всего фильма уместится бы в пару предложений.

А так скучноватый фильм, снятый в отвратной глазу атмосфере, игра актёров, а точнее образы героев, созданные режиссером и актерами, тоже не привлекают своей утонченностью.

Оценка такая только из-за того, что это самый терпимый фильм Бергмана из всех что я видел. В общем лучший среди худших.

7 из 10

3 июня 2014

Умыться после скверны

Несколько лет подряд просто не решалась смотреть этот фильм. Решилась. Посмотрела. Встала с дивана. И пошла на полусогнутых. Кажется, легче пережить одинокую ночь в темном лесу в окружении злых духов и диких зверей, чем увидеть такую киноленту — такова она по силе воздействия и испытанному ужасу. Вместе с тем, возникает чувство умытости, очищения, исцеления, как ни странно. Только таким и может быть настоящее искусство: сначала обожжет рану в сердце острым перцем, а зачем приложит повязку с живительной мазью. Открывая глаза на действительность — не забывает дать снадобье от внезапно нахлынувшей слепоты, а точнее — желания ослепнуть. Или: будто приставляет своему зрителю ладонь над бровями, создавая тень — чтобы свет правды не обжег роговицу.

В отличие от Бергмана другой мастер воздействия на психику — Ларс фон Триер — отмыться после грязи не предлагает. Ты встаешь с дивана — поверженным ничтожным неумытым маленьким человеком. Бергман же вместе с ядом бытия преподносит и чашу с противоядием для души. Правда, может быть, не во всех своих фильмах. Но «Девичий источник» с этой точки зрения совершен: на месте, где ничтожества надругались над девушкой, из земли пробивается вода и смывает всю скверну… И тогда — девушка выглядит не просто бессмысленной жертвой, а жертвоприношением во имя омовения мира.

24 апреля 2014

Великое скандинавское пророчество

В данной киноленте великолепного шведского режиссера Ингмара Бергмана сокрыт разнообразный букет смыслов. Тем не менее, вполне очевидной и центральной является тема жертвенности, которая пронизывает, словно «золотое сечение», саму суть картины. Молодая девушка Карин любима своими родителями и, особенно, матерью. Она для нее единственное и любимое дитя. Подобное отношение матери к своей дочери порождает целый клубок страстей во взаимоотношениях Карин со своей сестрой Ингери, которая оказывается «в тени», более любимой сестры.

Семья очень набожна. Исповедуют христианство. Карин обладает поразительной невинностью и доверчивостью (столь неэффективными в жестоком мире насилия). Карин живет в своем мире, где нет места злу. Точнее в ее опыте нет зла, поэтому она может сохранять свою невинность. Она по-человечески добра. Без каких-либо догм и долженствований. Она — дитя природы. Подобно природе, которая невинна, Карин также невинна. Но мир людей — это мир свободы. А цена свободы — неизбежность зла.

Тема природы в картине играет первостепенное значение, наряду с актом жертвоприношения. Природа также невинна, как и Карин. И любое насилие, которое человек совершает над своей планетой, так или иначе обернется для тех, кто делает это неминуемым наказанием. Потому что «насилуя» природу, частью которой все мы являемся, мы выносим сами себе приговор.

Невинность девушки неотвратимо отправляет нас к образу Христа, который также был невинен, добр, милосерден. Он был выше Закона Моисея, подчиняясь «закону любви».

Иудеи, распявшие Христа, лишились Божественного благословения, которое вылилось в окончательное уничтожение Иерусалимского Храма, в котором они поклонялись своему Богу Яхве. Но несмотря на это появилось христианство в виде нового «источника жизни» и божественного благословения, но уже для всех народов земли, а не только евреев.

Эта же мысль отражена и в картине Ингмара Бергмана. Сама природа не может принять насилия и поэтому она раскрывает свою живительную твердь, как-бы показывая, что невинность и любовь никогда не могут быть поглощены насилием и животным безразличием, свойственным людям, которым «все, все равно». Поэтому и сегодня, несмотря на колоссальное насилие, которое люди совершают над собственной планетой, будто принося безумную и бессмысленную жертву, неизбежно обернется для них как проклятием, так и новым освежающим прощением, дарованным новым поколениям.

Данная картина великого шведского мастера вне всякого сомнения экзистенциальна, поскольку она вновь поднимает вопросы вины, мести, наказания, прощения и веры в Бога, который хранит стоическое безмолвие, несмотря на творящееся беззаконие. «Если Ты, Отче, есть и видишь беззаконие, совершающееся над творением твоим, то почему ты молчишь и бездействуешь? Если ты так поступаешь, то что остается делать мне, кроме как не мстить и не брать в свои руки справедливое возмездие? Но что же мне делать после этого, ведь несмотря на торжество справедливости, я все равно нуждаюсь в твоем прощении? Ведь я так ненавижу тебя за твое безмолвие, но так же безумно нуждаюсь в тебе. И, тем более, теперь». Таковы вопросы, которые так или иначе задаешь себе, людям, Богу, размышляя над равнодушием бытия. И на них не может дать ответ никто, кроме одного Бога, который хранит вселенское безмолвие.

10 из 10

13 февраля 2014

Бог простит

Картина сильная и заставляет зрителя задуматься над многими вещами. Ингмар Бергман раскрыл тему Библии показав, как люди убивая друг друга за провинность пытаются искупить свои «не смытые» грехи. Вот только не всем дано за эту исповедь искупить свою вину. Режиссер фильма правдоподобно показывает все настроение фильма: актерская игра всех героев картины просто на высоте, хорошая работа оператора и монтаж фильма, специалистам в этой области удалось добиться нужного результата — Свен Нюквист реалистично отражает все сцены фильма, а Оскар Розандер выбирает самые нужные моменты для зрителя. Так же нужно отметить хорошую работу художников/декораторов и работу художника по костюмам — они правдоподобно отразили те давние времена.

Картина, получив «Оскар» в 1961 году, доказывает своё истинное прибывание в «шедевры кинематографа», потому что реалистично снята каждая сцена фильма, потому что режиссер добился от съемочной группы нужного ему результата и потому что главной задумкой было показание того, что Бог есть на Земле и в очень трудный и нужный для истинного христианина момент он откликнется! Самое важное понять этот отклик!!! Картина заслуживает Вашего внимания.

21 мая 2013

Волшебная сказка…

Бергман для меня всегда был образцом мастерства режиссерского искусства. Все его фильмы идеальны. Если честно, я даже побаиваюсь их смотреть (и уж тем более пересматривать). Его сюжеты и диалоги настолько тяжеловесны, правдивы и глубоки, что мне становится не по себе. Словно читаешь что-то древнее, наподобие Илиады Гомера или Метморфоз Овидия. С одной стороны поначалу тяжело, а потом втягиваешься и не можешь оторваться.

Больше всего мне, наверное, нравится то, как в этом фильме создается образ сказки. С одной стороны в сюжете нет ничего сказочного. Он о семье в которой две сестры, одна, словно нелюбимая Золушка, от первого брака отца, другая — любимая — от второго. Старшая завидует младшей. Хочет ей всячески испортить жизнь, но даже не хотела бы, чтобы с ней произошло то, что случилось по пути через лес.

Фильм жесток и реалистичен. Но вместе с тем удивительно нереален, словно сказка. Не могу понять за счет чего достигается этот эффект. Может быть за четкого сказочного сюжета. Злодеяние и жестокая неумолимая расплата. Может быть за счет сказочных персонажей. Красавица блондинка главная героиня, три брата, младший из которых пастушок, прогулка по лесу. Без всякой помощи со стороны сюжета, погружаешься в сказку. Кажется вполне реалистичным, что сейчас из кустов выйдет говорящий волк, появится добрая волшебница, жестокие разбойники, благородный принц. Но всего этого нет. Есть только реальность.

Режиссер, словно, заставляет поверить в его версию. Если в седьмой печати я погрузился в мистический мир религии, то в девичьем источнике погрузился в сказку для взрослых.

Не знаю почему, но все фильмы Бергмана оставляют в моей душе тихую белую грусть. Словно произошло что-то приятное или неприятное, но оно закончилось.

10 из 10

13 февраля 2013

Земля будет оплакивать грехи наши

«Девичий источник» поражает своей реалистичностью, состоящей из истинной человеческой жестокости, которая не способна щадить. Там, где есть жизнь, есть и смерть, и день, начавшийся с приветливого и теплого солнца за окном должен закончиться ощущением горечи в горле и горестью на устах. Скорбь, ставшая нежданной гостьей, пропитывает каждую клетку, перечеркивая крест-накрест все светлое, что было задано утренними приветливыми лучами. Чем больше оберегаешь, тем яснее становится итог, что ударит по самому уязвимому и дорогому. Несправедливость всегда соседствует с несчастьем, а последнее в свою очередь граничит с положительным.

В основе картины заложена древняя мифология, и конкретный случай, повествующий о дне, когда одну из сестер отправили через лес в церковь для передачи свечей, другая же была приписана для сопровождения. Плод невинности рано или поздно будет съеден грязным животным, как ты тщательно не храни его. Шайка голодных оборванцев-преступников покушается на милую девушку с белоснежной кожей, гладкими руками и доброжелательным нравом, поступая с ней самым жестким образом, не дав возможности продолжить путь, как в церковь, так и по бренной земле.

Шокирующие виды, нарастающее напряжение, которое обозначается еще в самом начале действа, и достигающее с каждой последующей минутой все большей отметки. И если все идет очень спокойно, то это не значит, что таким образом и будет продолжаться далее. Сестра, упустившая булыжник, имеющая возможность, но не желающая помочь, вооружившаяся своей ненавистью, которая достучалась до самого Одина. Блуждающий дух режущих сердце сказаний, где даже в истинной реальности есть место необъяснимым откровениям, что наделяют людей непреодолимыми пороками.

Глушь. Природа, терпящая до поры и до времени все, но не желающая мириться с порывами откровенной несправедливости, смывающая следы жестокости, тем самым выдавая знаки своего ярого неравнодушия. Эмоции, достигающие пика, гнев отца, горе матери, страдания, бесконечные вопросы, на которые нет ответов. Почему ты смотрел, равнодушно наблюдал за всем, и направил не в то русло? — читается по состоянию отца. Но, быть может, он сделал то, о чем его молили все и каждый, не задумываясь о возможном.

«Девичий источник» — один из тех фильмов, что возбуждает неописуемые эмоции только спустя некоторое время после просмотра. Картина Ингмара Бергмана состоит из множества смыслов, впивающихся в голову композиций, где Макс фон Сюдов борется с березой, символом девственности, красоты, чистоты плода, что подразумевает факт уязвимости всего окружающего. Здесь же и сидящий на троне отец в исполнении Сюдова, знаменующий вершителя, которого только лишь шаг отделяет от других убийц. А источник — как знамя людской силы, а одновременно и льющийся рекой траур. И эта картина, говорящая с особым акцентом о всеми известных вещах будет еще долго преследовать зрительские умы.

23 июня 2012

Запоминающийся фильм. Бергман создал философскую притчу, на достаточно «примитивном» материале. В сущности, концепт «Девичьего источника» построен по всем канонам фильмов о мести: отец мстит за насилие причиненное его ребенку.

Между тем, работа Бергмана совершенно неожиданно погружает нас в диалог с Богом о пределах личной ответственности.

В фильме меня потрясли две сцены:

- сцена омовения в бане героя Макса фон Сюдофа. Спокойствие и размеренность с которыми он совершал этот обряд (принимая во внимание сюжетную остроту ситуации) делают фильм по настоящему религиозным. Спокойствие персонажа — следствие его религиозности, он не понимает волю Высшего начала, но принимает ее;

- сцена когда разбойники передают матери одежду ее дочери и мать понимает, что произошло. Режиссер наслаждается психологизмом ситуации и натужный (сквозь зубы) ответ матери становится знаковым: «Я должна спросить у мужа какой должна быть истинная цена столь дорогой вещи».

Не стал бы говорить о гениальности фильма. У него есть явные преимущества: архетипический сюжет и религиозный подтекст. Между тем, есть и недостатки: актеры слишком техничны и не всегда естественны, поэтому, иногда кино в большей степени напоминает «телеспектакль». Если для экзотической версии «Макбета» в постановке Акиры Куросавы такая стилистика не была критичной, то в данном случае — это ослабляет впечатления от фильма.

8 из 10

5 мая 2012

На все воля Божья.

Бергман великий художник, каждый кадр словно картина, четко прорисованная и продуманная. Смотреть этого режиссера сплошное удовольствие для глаз и мозга. «Девичий источник» это третий фильм Бергмана, который я посмотрела, впечатлений много. История-легенда о вере, безверии, любви и ненависти. Мне очень нравится как режиссер показывает нам средневековье, у него оно всегда аутентичное, без прикрас. На этот раз мы видим семью, внутри которой не смотря на внешнее благополучие творится смута и непонимание. Две сестры, разные судьбы и разные характеры, они не понимают друг -друга, одна ненавидит другую. Разные взгляды на мир, на религию. Их мать и отец больше не испытывают теплых чувств, она ревнует его к дочери, а он слишком ослеплен любовью к своему ребенку и слишком беспечен. В семье так же имеет место быть резонанс по отношению к религии, старшая сестра язычница, она не принимает другой веры, ей понятен Один и ворожба. Мать и дочь верующие люди, мать даже слишком, она умерщвляет плоть превращая веру в фанатизм. Так много понимания и противоречий, но всех примирит горе, боль поставит все на свои места, покажет где истинная вера, а где иллюзия.

Прекрасный фильм, рассказывает об очень многом, простым и понятным языком. Задает вопросы и сам же дает ответы на них. Бог одной рукой дает, другой отнимает, он забрал самое дорогое, но в тоже время прекратил сумятицу в душах этих людей, открыл глаза на то, чего до этого они не замечали.

Проблемы поставленные в этом фильмы актуальны и по сей день, Бергман делал кино на века, интересное и понятное всем, кто хочет и умеет размышлять.

1 ноября 2011

Ингмар Бергман — «Девичий источник»

Богоборческий и богоутверждающий фильм о явлении и провидении Бога как очень спорного и сложного существа. Вера представляется в фильме как спорное дело, впадающих в отчаяние героев фильма — она есть оправдание интеллектуального существования, данное тогда, когда интеллектуальность бытия оказывается под большим вопросом. Бог есть последняя причина, придающая смысл жизни, тогда, когда крайне странным кажется верить в это.

Кому она нужна, эта причина, которая нам является? Может ли Бог спасти от отчаяния, а, вернее, не лучше ли полное отчаяние? «Вера», не хуже ли это чем отчаяние? Не лучше ли предпочесть атеизм вере?

Ингери молится, пусть не ветхозаветному, Богу, но Богу тоже — Одину — влача жалкое существование в чужом доме и неодолимо желая зла этому дому. Чем Бог поддержал ее? Поддержал ее маниакальное желание вредить, мстить за уязвленное чувство собственного достоинства? И что дало Ингери это вмешательство Бога? Радость от свершившейся мести? Сознание, что ее несчастие и мстительность провидятся? Но ведь это же ужас!

А отец, хозяин хутора? Вера у него фанатичная, которую нельзя поколебать ничем, но нужно ли ему подтверждение Господом своего существования? Подтверждение Господом, что его дочь ужасно погибла на глазах у Бога? Карин жестока с Ингери и глупа и ее не очень жаль, но ведь это, получается, от Бога? Бог является в обстоятельствах, когда его явление кажется мне крайне неуместным. Если бы речь шла о человеке-наблюдателе, то мы сочли бы его циником или даже сообщником насильников. О, Бог, о … этот баловень человечества.

Бог является Ингери и отцу сближая этих людей, имеющих разные страсти. Чужие люди, которым плохо получается ужиться, сталкиваются лбами в единстве, которое образуется между ними тем, что они узнают о существовании Божием. Мне лично кажется очень неудобным это явление Бога в фильме, он редкостный … парадоксалист. Мне кажется, что в жизни отца и Ингери добавился парадокс, а не смысл. Бог Ингмара Бергмана явил парадокс, но в самом деле, не живем же мы ради парадоксов.

Мы живем ради какого-никакого счастья, а не ради веры в непредсказуемое существо. Бог в своем явлении не делает жизнь Ингери и отца легче, яснее и я сомневаюсь, что он может сделать ее лучше. Парадоксальный, он делает ее много труднее. Мне кажется, легче для Ингери и отца было бы узнать, что все абсурдно, впасть в атеизм и материализм, Бог же оказывается сложной, ничего не объясняющей и ничего не облегчающей силой.

Не лучше ли впасть в атеизм, жить настоящим, ловить миг удачи, жить для себя, жить для развлечений, жить в суматохе безумного мира не отправляя молитв и положась на собственные силы? Бог Ингмара Бергмана, мне кажется, делает только сложнее и так суматошную, непредсказуемую жизнь, понуждая нас искать в ней смысл, когда легче было бы уверовать в ее бессмысленность. Религия делает жизнь пафосной и делает ее … хуже.

Интересно, от чего мы веруем? Из страха перед всемогущим существом или из-за детского оптимизма твердящего нам, что «все будет хорошо»? Если объединить эти точки зрения то получается, что верим мы из приятного страха. Может быть, это играет в нас адреналин и Бог лишь страшная забава, в которую играют те, кто много думает о нем.

Ингмар Бергман развивает в кинематографе тему Бога, вообще говоря, в кинематографе не очень популярную, оказываясь едва ли не в одиночестве. О ком еще из режиссеров можно сказать, что он много говорил о Боге? Ингмар Бергман, безусловно, великий одиночка.

Бог Ингмара Бергмана не делает жизнь понятнее. Рационалист не может найти в этой идее ничего полезного.

Да, Ингмар Бергман, интеллектуалы … верят … в Бога-парадоксалиста.

4 июля 2011

Свою юбилейную, пятидесятую рецензию хочется посвятить какому-нибудь достойному фильму. Пожалуй, это будет «Девичий источник» Ингмара Бергмана. Черно-белый фильм, основанный на старинной шведской легенде, повествующий о жестокости, несправедливости и Боге.

С первых же минут фильма зрителя захватывает атмосфера Средневековья. Это сейчас, во всяких кэтринхардвиковских «Красных Шапочках» напомаженные герои 14-го века как будто сошли с плакатов рекламы французского парфюма, а здесь все по-честному, господа. Грубый, мужественный и справедливый глава семейства в исполнении Макса фон Сюдова. Набожная, послушная мужу супруга в наглухо закрытой одежде. Капризная, избалованная, но все же всеми любимая дочь Карин — главное родительское сокровище. Режиссер рисует нам типичную семью зажиточных крестьян. Есть еще один немаловажный персонаж — сводная сестра Карин — Ингери. Она — язычница, занимается магией на дилетантском уровне и всей душой ненавидит ни свое положение, ни своих благодетелей, давших ей кров.

По ходу фильма режиссер как бы ведет диалог со зрителем, заставляя его задуматься над вопросами вроде: почему за добро эта набожная семья получила зло? Почему Бог допустил это? Здесь мистика мастерски переплетена с религией, единобожие с языческими верованиями.

Красивый, очень атмосферный фильм, с гениальной режиссурой и потрясающими пейзажами.

22 мая 2011

Око за Око, Зуб за Зуб

Это однозначно мой любимый фильм Бергмана. Это шедевр на все времена. Этот фильм о нелепости и жестокости мира. Сюжет прост и сложен одновременно: Бергман рассказывает зрителю легенду о целебном источнике. Невероятную в своём цинизме и в своей жестокости легенду.

Жили-были на свете две сестры: одна милая, добрая, красивая, наивная, этакая Наташа Ростова. Вторая… Самый противоречивый персонаж во всей истории. Она беременна неизвестно от кого, она завидует сестре, так как всё самое лучшее достаётся ей, она никем нелюбима.

И вот вдвоём они отправляются в лес. Этот лес переполнен не говорящими животными, а говорящими тварями. Три брата нападают на добрую девушку, насилуют, а затем убивают её. А злобная, но в то же время несчастная в своей злобе сестра, наблюдает всё сцену и не смеет вмешаться. Хотя, наверное её вмешательство не помогло. Просто жертв было бы больше. Но потом совесть всё не даёт ей жизни, и когда три брата стучатся в дом к отцу и матери девушки, злюка указывает на них.

Фильм чёрно-белый. Он не мог быть в цвете. Нельзя такое показывать в цвете. Этот фильм страшнее всех ужастиков вместе взятых, ведь нет ничего ужаснее, чем человек. Обязательно посмотрите этот фильм и задумайтесь о том, что же мы творим. Мы правда этого не ведаем.

10 из 10

27 апреля 2011

Очищение кровью

Не знаю как для кого, а для «вашего покорного слуги» кино — это в первую очередь богатый, а может во многом и иррациональный внутренний мир автора-режиссёра. И уже во «вторую голову»: талантливые актёры, изощрённые визуальные красивости и захватывающие дух истории. Основой, соединяющей все выше перечисленные элементы в «магию зрелища», всё равно должна быть недюжинная фантазия создателя и индивидуальный творческий почерк.

Киноработы Ингмара Бергмана с этой субъективной позиции, едва ли не идеальный пример желаемого. Его фильмы — это ряд бесконечных «параллельных диалогов»: с самим собой(рассуждением вслух), со своим зрителем(отвечающим ему мысленно) и конечно же самим Господом(отвечающим шведу вековым молчанием, но неизменно наделяющим его ленты заслуженной благодатью). А вообще удивительно, что именно у рьяных атеистов(помимо Бергмана, это например ещё и Бунюэль), получались самые духовно наполненные картины. Возможно, потому что они всё таки дерзали своими работами, осознавать феномен Бога.

В своей автобиографии гениальный скандинав утверждал, что «Девичий источник» — лишь во второстепенной мере наделён религиозным подтекстом, а главным для него было показать саму историю преступления и мести. Наверное всё же маэстро лукавил, говоря это, тем паче, что некоторые моменты картины условно созвучны — вышедшему за пять лет до этого «Слову» Дрейера, где как раз аспект веры был центральным местом.

Фильм начинается в некоторой театральной манере, побочным поприщем авторской мысли Бергмана, как известно была сцена. Первая четверть действия происходит в декорации жилища семейства главных героев, но этот мнимый минус, наделяет всё последующие события ещё большим совершенством. Режиссёр, словно «по капле» выдавливает из своей работы сценическую инертность, придавая эпизодам на естественной «натуре» ощущение воздушной витальности, пусть и сопряжённую с жестокой натуралистичностью.

Воссоздавая реальность, в которой побочно сосуществуют два «человеческих измерения» — тела и духа, автор стремиться изобразить постижение одного другим, именно на этом держа фокус фильма. Заведомо показав нам момент драмы, он переводит сюжет в детективную стилистику, продолжая традиции целого субжанра авторского киноискусства — средневекового триллера. Давая возможность, понаблюдать зрителю за реакцией героев фильма, на уже случившееся для них несчастье, покуда персонажи ещё пребывают в его неведении.

Конечно лента пестрит явными символами.

Итак Бергман создал очередную кино мифологему, дойдя до сути бытия, своими фирменными приёмами(которые как не странно всегда приводили его к разным результатам, хоть и были частью и сторонами одного и того же): пессимистичным взглядом на вечность, богооставленностью и зеркальным отражением сущности людей и их поступков…

9 из 10

14 апреля 2011

Это тот фильм, который затрагивает самые чувствительные струны в человеческой душе. Ещё долго после просмотра вас не покинет ощущение внутренней надломленности. Лучшее, на мой взгляд, слово, подходящее для описания «Девичьего источника», — безыскусность. Речь, конечно, идёт не о самом замысле, а об удивительной естественности, неразделимости человека и природы, которой добился Бергман при создании картины.

Каждому жесту, каждому взгляду, каждому слову внутренне вторишь: «Верю». Каждое движение и действие значительно, весомо, но воспринимается это опять же как нечто естественное, словно перед нами стряхнувшие многовековую пыль исполины, в которых гений режиссёра вдохнул вторую жизнь.

Любое злодеяние — это нарушение естественного порядка вещей, и природа, как и полусумасшедший провидец в доме крестьянина, ощущает неизбежность трагического события. Если страдает человек, будет страдать и природа: как невинная девушка стала жертвой диких пастухов, так и молодая берёза упала, не выдержав тяжести ударов одержимого местью отца.

Но ни христианский бог, ни языческий Один не дадут ответов на вечные вопросы: откуда берётся насилие? имеет ли право человек на свой собственный суд? Пройдёт время, и животворящий источник смоет и боль, и запоздалое раскаяние, и жажду крови, и новой весной засияет новое солнце, лучистое, как девушка с золотыми волосами.

1 апреля 2011

Средневеково, величественно и бесконечно талантливо

Вот это фильм, шедевр! Очень впечатлил. Сколько же в мире зла… До сих пор как-то не знакома была с творчеством Ингмара Бергмана. Спасибо, что у нас есть люди, которые находят такие шедевры и выкладывают. Очень рекомендую, будет страшно, средневеково, величественно и бесконечно талантливо. Буду скачивать и смотреть другие работы титана шведской режиссёрской школы Ингмара Бергмана.

Браво!

10 из 10

18 сентября 2010

Анализ жестокости

Третий увиденный мною фильм Ингмара Бергмана. И после трех работ я на самом деле убедился, что Бергман — гений!

Но, разберем этот фильм по порядку. Во-первых, первое, что бросается в глаза — Бергман снял фильм не по своему сценарию, а по древней шведской легенде. И лично меня это насторожило. Я думал, что фильм будет абсолютно безличностным, Бергман не привнесет в фильм ничего своего и т. п. Но, как это часто оказывается, мои ожидания не оправдались и я этому, как обычно, очень рад.

Жестокость — главное явление, которое разбирается в этой картине. Жестокость бывает разная, а именно, направленная на злые умыслы и побужденная чувством мести. В данной ленте нам представляются оба вида жестокости. Трое подростков, увидев красивую девушку, решили немного «позабавиться» и, чтобы их поступок хоть какое-то время оставался в тайне — они убивают эту девушку. За всем этим наблюдает сестра девушки, но не решается ей помочь, потому как она очень, мягко говоря, недолюбливала свою сестру и даже просила Одина забрать ее жизнь. Но когда эта самая наблюдавшая сестра увидела последствия изнасилования своей сестры она пришла в состояние невероятного шока и раскаялась в своем поступке, да только вот сестру уже не вернешь…

Те, кто думают, что я рассказал весь фильм, сильно ошибаются. Если у кого появится желание посмотреть, то вы увидите еще много интересного.

Бергман воплотил на экране целую плеяду персонажей, в некоторых из которых зритель может узнать себя, а также проанализировать действия героев и свои собственные в этой ситуации и т. п. В общем, после этого фильма, как впрочем и других фильмов Бергмана, придется серьезно задуматься. Так что те, кто ожидают легкого фильма могут не садиться за просмотр данной картины.

Бергман создал настолько красивые черно-белые(!) кадры, что его таланту постановщика после просмотра остается только завидовать. Он так умело переплел мистику, драматизм, чуть-чуть комедия, религию, красоту природы, жестокость людей — его фантазией нельзя не восхищаться.

Чуть ли не подробно показанная сцена насилия вызывает отвращение, но, я думаю, Бергман и пытался добиться именно этого эффекта. В этой сцене мы видим весь ужас ситуации, когда Зло, в лице двух бродяг, издевается (в данном случае, насилует) над Добром, в лице девушки — чистом и непорочном создании. Сейчас бы, в современном кино, эта бы сцена не привлекла особого внимания — «И пожестче видели!» — ответили бы определенные граждане. И не означает ли это, что Зло укрепилось в нашем сознании так прочно, что мы его уже не замечаем…

В общем — шедевр, как и другие увиденные мною фильмы Бергмана!

10 из 10

P.S. Не зря великий Вуди Аллен в каждом своем фильме советует смотреть картины Бергмана.

27 апреля 2010

Чистый и ясный фильм Бергмана снят по скандинавской легенде XIV века.

В зажиточной семья крестьянина живут сводные сестры, на первый взгляд являющиеся антиподами друг друга. Карин, всеобщая любимица, нежна, мила, слегка легкомысленна и невинна. Другая, темноволосая язычница Ингере, выполняет грязную работу по дому, мстительна, пуглива, да еще и беременна вне брака. По вполне понятным причинам она жгуче завидует сестре и молится языческому богу Одину о помощи.

В один из солнечных весенних дней Карин наряжается в свою лучшую одежду и отправляется отвезти свечи в церковь. Ингере сопровождает ее…

Такова диспозиция драмы. Будет совершенно безжалостно раскрывать сюжет дальше, однако, можно сказать, что далее раскрывается тема преступления, возмездия и покаяния за совершенные грехи.

«Девичий источник» можно рассматривать как захватывающую трагедию в черно-белых тонах, с практически хичкоковским саспенсом и драматически снятыми эпизодами в лесу и деревне.

Но в фильме затронута и тема религиозного противостояния. XIV век — это время, когда христианство еще не полностью утвердилось в северной Европе. И в этой драме происходит своеобразное противостояние двух богов: Одина и Христа, к которым взывают герои притчи. При этом христианский Бог, проиграв первую партию, выигрывает в концовке.

Шокирующий трагизм происходящего заставляет нас вслед за героями спросить у Бога, как он мог допустить такое насилие. Что же получается, Месть является более сильным и высоким чувством, чем Вера? И вот на минуту мы видим сомнения героя Макса фон Зюдова в существовании Бога вообще. Но, балансируя на пороге безумия, он вдруг прозревает, а очищающий, не иначе как данный милостью Божьей финал смывает людские грехи…

Сам Бергман считал этот фильм слабым подражанием Куросаве, но мастерски снятый в стилистике средневековья «Девичий источник» производит мощнейшее впечатление.

9,5 из 10

24 декабря 2009

Полвека спустя

Странно было бы толковать этот фильм и выставлять Бергману оценки. Это как в электронной библиотеке выставлять оценки Шекспиру или Достоевскому.

Понятно, что это классика. Понятно и то, что это не лучший фильм Бергмана, хоть и оскароносный (судя по воспоминаниям, Оскар оказался для самого автора довольно неожиданным).

Сцена насилия, вызвавшая цензурные запреты и создавшая, надо полагать, фильму дополнительную рекламу, сегодня выглядит очень сдержанной. К тому абсолютно оправданной: нам показывают омерзительность побеждающего зла перед лицом Всеблагого Бога. «Я не понимаю Тебя!» — восклицание отца — продолжение темы, начатой в «Седьмой печати». Там девочку жгли на костре, здесь…

Сам Бергман пишет, что в этом фильме отношения с Богом были для него уже не лейтмотивом, а декорацией, что главной была идея возмездия. Наверное, так. Прав ли отец, вершащий суровый самосуд? Где грань между христианским прощением и справедливым воздаянием? Без малого полвека этому фильму, а вопросы остаются.

Что касается стилистики, режиссуры, игры актеров — без комментариев. Достаточно сказать: это Бергман.

26 октября 2009

Предтеча жанров

Сценарий, постановка, работа художника, невероятной красоты черно-белые планы, превосходные актерские работы, потрясающая внутренняя наполненность внешне простого и понятного сюжета — все заслуживает наивысшей оценки!

Это несомненный шедевр, классика жанра.

Впрочем, самокритичный режиссер этой своей работой, как известно, не гордился… Хотя я считаю, что это выдающийся фильм и он важен для понимания творческих посылов и развития таланта изначально уникального режиссера.

Ближайшая из родственниц эпоса — Библия. Это предтеча жанров, я бы сказала. О христианском и языческом боге Одине я даже и не слышала раньше, но после этой истории вряд ли забуду. Очень полезно посмотреть людям, интересующимся всякой мистикой и поверяющим экстрасенсам свои тайные желания…

Мистика, вторгающаяся в реальность, переплетающаяся столь плотно, что за чистую монету принимаешь уже все. В конечном итоге, природа человеческих чувства не познана, а речь здесь идет именно о них.

Мне эту захватывающую историю о добре и зле смотреть было на самом деле страшно. Причем, эта жуть чисто психологического свойства — от внутреннего протеста неизбежной несправедливости, которая вот-вот случится на твоих глазах, вот уже случилась, Боже, что они творят дальше…

Нечто отдаленно похожее я испытывала во время просмотра «Забавных игр» Михаэля Ханеке…

В общем, такое раз увидишь — не забудешь…

8 ноября 2008

Драма Девичий источник появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ингмар Бергман. Кто играл в фильме: Биргитта Вальберг, Биргитта Петтерссон, Тор Иседаль, Ове Порат, Аксель Слангус, Гудрун Брост, Оскар Льюнг, Тор Боронг, Макс фон Сюдов, Гуннель Линдблум, Аксель Дюберг, Аллан Эдвалль, Лейф Форстенберг.

В то время как во всем мире собрано 1,528 долларов. Страна производства - Швеция. Девичий источник — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.