Рикша
Muhomatsu no issho
6.6
7.6
1958, комедия, драма
Япония, 1 ч 43 мин
В ролях: Тосиро Мифунэ, Хидэко Такаминэ, Хироси Акутагава, Тёко Иида, Харуо Танака
и другие
После внезапной смерти мужа молодая женщина с сыном находит помощь у бедного рикши.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Рикша

английское название:

Muhomatsu no issho

год: 1958
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Кадзуо Ямада
композитор:
художник: Хироси Уэда
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 апреля 1958 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Рикша», 1958

Видео: Трейлер (Рикша, 1958) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Рикша», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Рикша», 1958

Мацу-забияка и Рёоко-вдова

«Жизнь Мухомацу» — творение режиссёра Хироси Инагаки. Творение, настолько дорогое ему, что он ставит его дважды. Сначала фильм снимается в 1943 году, а затем в 1958 делается его цветная копия по тому же сценарию, но уже с другим звёздные составом. Инагаки верил, что нашёл вечный сюжет о добродушном, простом рикше, славившимся своей горячностью, и небесной красоты госпоже Рёоко — жене благородного военного, чей маленький сынишка Тосио остался без отца. Поэтому, когда режиссёр уловил смену эпох, то незамедлительно дал фильму вторую жизнь за счёт современного популярного состава. И не прогадал: его ремейк закрепился в истории японского кинематографа намного прочнее своего предшественника и стал одним из классических образцов японского кино.

В центре внимания судьба рикши-забияки, что понятно из названия фильма. Но с ним также тесно соседствует другой сильный образ на котором мы и остановимся.

В японской традиции нет привычки обращать внимания на женские образы. Это связано с культурным самосознанием японцев, о чём могут свидетельствовать и их труды. Ихара Сайкаку, почитаемый в России классик, писал о прекрасной половине человечества нелестные вещи, потому как не считал нужным об этом говорить вообще: «…женщина — пренеприятнейшее существо! Но ведь без нее не проживешь на свете».

Сейчас современным женщинам это кажется оскорбительным и недопустимым, а между тем в Японии всегда так было есть и будет. Как в христианстве существует триединство бога, так в японской культуре — триединство женщины.

Женщина-жена

Благодарная, учитывая, кроткая, покорная, достойная, сдержанная. Она управляет хозяйством, но не считает себя властной над ним, она распоряжается финансами, но благодарит за это мужа и родителей, которые выдали её замуж, она воспитывает детей, чтобы их отец(муж) гордился ими, поддерживает в доме очаг, чтобы муж ни в чём не нуждался. Она служит ему, и без мужа ей нет жизни.

Женщина-Гейша

Недосягаемая неземной красоты девушка, загадочная, умная, свободная в помыслах, грациозная. Те немногие, кто удостоил чести видеть и разговаривать с ней испытывают поистине райское наслаждение. Она живёт в роскоши и впивается самой собой, что приводит в восторг и других. Она умеет писать и ей есть, что сказать миру. И она говорит. Но не всем доступно это испытать.

Женщина-жена

Ловкая, наглая, привлекательная, изящная, простая, весёлая, с железной волей, умелая. Ей приходится быть прекрасной в условиях бедности и безработицы. Её призвание, обязанность удовлетворить мужчину, дать ему то, чего ему не хватает(и это не обязательно плотские отношения).

В традиции Японии все эти 3 образа не переплетаются, а существуют отдельно и дополняют картину образа мужчины в культуре. Вернёмся к Рёоко. Безусловно, она является олицетворением типа жены. Это нам дают понять с первой встречи. Но после смерти мужа происходит переломный момент в жизни Рёоко. Она лишена своего смысла жизни, своего мужа и жить ради другого мужчины ей не представляется возможным. Она концентрирует на сыне все свои жизненные силы и каждую секунду чтит память умершего мужа.

Сюжет, хотя и не типичен, но достаточно кононичен. А как ещё могла поступить Рёоко? У зрителя не должно и возникнуть другой мысли. Но Инагаки всё же сеет семя сомнения в нас. Он даёт понять, что это не просто срисованная с установленных правил образцовая жена, она тонко-чувствующая и сомневающаяся женщина. Мы видим это по нескольким эпизодам.

Любовь к сыну

Отношения Рёоко и Тосио не только нежные, они преисполнен в слепой материнской любовью. Жертвенность, которая присуща любой порядочной жене, отравляет мальчика. Только гордый и сильный мужчина(муж) может с достоинством принять такую покорность от женщины. Маленький мальчик же тонет в материнской вседозволенности. Но это не делает Рёоко в глазах зрителя глупой. Инагаки даёт нам увидеть её ошибку, но не делает её роковой, как это бывает в классических сюжетах.

Дом после мужа

Эта часть знаменательна двумя эпизодами. Первый из них, это то, как Рёоко выживает. Вместо того, чтобы распродавать старые вещи, сдавать дом и т. д., она ведёт своё дело — учит молодых девушек шить и обучает их друг м хозяйственным премудростям. Судя по тому, как много у неё воспитанниц, соседи её уважают и отдают ей дань, доверяя учить своих дочерей. Рёоко является примером достойной жены и хозяйки не только для своего мужа и нас, зрителей, но и для её окружения. Она занимает своё место в обществе, которое только укрепляется в последствии.

Второй эпизод — сватовство. Не будем забывать, что Рёоко — женщина в незавидном возрасте и к тому же вдова. Инагаки здесь показывает почти парадоксальным ситуацию, говоря, что эта женщинаесть исключение. А когда она отказывается, обрекая себя и своего сына, на безденежье и тяжелую жизнь, она становится исключением из исключений. Память мужа для неё превыше всего, и отдать себя другому браку, означает предать своего любимого. Она остается непоколебима.

Мухомацу

Преданность рикши-забияки Рёоко принимает за благочестие простого рабочего. С одной стороны так и есть, но когда Мацу-забияка невольно выдаёт свои чувства, слыша в её словах то, что ему хотелось бы, она принимает его любовь. Принимает, как очередное испытание, как ношу, которую она должна вытерпеть. Это придаёт ей сил и оставляет её образ в глазах читателя чистым и незапятнанным. Ровно таким, как на полотне в баре.

Таким образом, режиссёр даёт нам понять, что женский образ, несмотря на всю его чистоту не является ожившей иконой. Рёоко настоящая и искренняя, она умна, а потому умеет жить с горем. В конце произведения звучит светлая музыка. А значит природная мудрость женщины-жены восторжествовала.

P.S. Выбор режиссёр им актрисы тоже не случайность. Хидэко Такаминэ, будучи талантливая актрисой, всё же не играла эту роль, а жила в ней. Многие современники актрисы говорят о том, что она была в жизни именно такой как Рёоко. Характерные черты времени и жизни Хидэко были увековечены в получившем ряд наград анимационном фильме Кона Сатоси «Актриса тысячелетия» (2001).

16 марта 2017

Комедия Рикша появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссером является Хироси Инагаки. Кто играл в фильме: Тосиро Мифунэ, Хидэко Такаминэ, Хироси Акутагава, Тёко Иида, Харуо Танака, Дзюн Татара, Кэндзи Касахара, Нобуо Накамура, Итиро Арисима, Тиэко Накакита, Бокудзэн Хидари, Кокутэн Кодо, Ёсио Цутия, Китидзиро Уэда, Ёсио Косуги.

Страна производства - Япония. Рикша — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.