Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна острова Бэк-Кап |
английское название: |
Vynález zkázy |
год: | 1958 |
страна: |
Чехословакия
|
слоган: | «Never before seen! Like nothing on this planet! Like no other screen adventure ever seen in America!» |
режиссер: | Карел Земан |
сценаристы: | Франтишек Грубин, Карел Земан, Жюль Верн, Милан Ваха |
продюсеры: | Зденек Новак, Джеффри С. Хог |
видеооператоры: | Антонин Горак, Богуслав Пикхарт, Иржи Тарантик |
композитор: | Зденек Лишка |
художники: | Карел Земан, Карел Постреховский, Зденек Розкопал |
монтаж: | Зденек Стеглик |
жанры: | фантастика, фэнтези, приключения, мультфильм |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 июня 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Фильм, снятый отнюдь в не древний 1957, но вполне можно представить его и как созданный ещё на заре кинематографа или даже во времена самого Жюля Верна (чему в фильме есть забавный эпизод, как такое возможно). Комбинированные съёмки, рисованная и кукольная мультипликация, всё то, чем известно чехословацкое кино (не Я. Шванкмайером единым живо).
За всем этим, «Флаг Родины» Жюля Верна, упрощённый до неузнаваемости так, что даже не увидим того самого флага, на коем делал финальный акцент первоисточник. Повествование ведётся от третьего лица, мало того что и так субъективного, так ещё и постфактум, с позиции победителей. К тому же, все события рассказчик наблюдал из тюремной камеры, что не помешало сделать из себя главного героя всей этой истории (в связи с гибелью всех ключевых свидетелей, чему остаётся верить на слово). А для пущей убедительности, лишив остальных участников истории каких-то ни было черт характера, кроме разве что — человеческой глупости. Это даже не беря в расчёт девицу, не понятно каким боком приписанной к истории (очевидно любовницы кого нибудь из чехословацкого Госкино).
В этом и главный антагонист, даже получив в руки сверх-оружие не понятно сколько собирался продержаться на одном изобретении под натиском прогресса развитых стран (ведь о полётах оставалось лишь мечтать, исключительно из-за неверия в аппараты тяжелее воздуха, а отсутствие мультипликации, отложило эпоху кинематографа до изобретения фотоплёнки). Так же не ясна цель затеи. Ну, через насилие прийти к власти, легитимизировав свои преступления, схема надёжная, но имеет смысл если эту власть хоть кто-то признаёт, тут же весь мир против, а за спиной лишь горстка головорезов готовых убить за шоколадку. Касаемо изобретателя, то ещё прозорливый Ж. Верн прописал в историю американцев, так что логично что прототипом профессора стал А. Эйнштейн, приложивший руку не только к созданию, но и распространению атомного оружия. Надо заметить, что это больная тема чехословацкого кино, к примеру фильм с говорящим названием «Я убил Эйнштейна, господа» (1969) или «Завтра встану и обожгусь чаем» (1977), где атомную бомбу пытались всучить самому А. Гитлеру. В 1957 так далеко не зашли, ограничившись этическим осознанием последствий подобных изобретений.
Но не о бомбе которую не создали 120 лет назад, применили 70 лет назад или о той что всех когда-нибудь погубит. Это о прощании с эпохой, когда одиночки боролись за независимость своей страны, прогресс служил на благо простого человека, а поднятый флаг его родины мог остановить самого отчаянного безумца.
6 ноября 2017
Я во многом согласен с автором более ранней рецензии synph: действительно, «гравюрность» здесь чуть ли не во главе визуального «угла». Причём она исполнена в духе и манере 19 века! Вероятно, режиссёр-постановщик Карел Земан, прежде чем что-то снимать и рисовать, капитально ознакомился с тогдашними гравюрами, дагеротипами и последующими фотографиями. Так что «картинка» «века пара и электричества» здесь воспроизведена вполне достоверно.
Как сообщается в Википедии, основой сценария картины послужил роман Жюль Верна «Флаг родины» (1896), с различными «добавлениями». Как видим, роман классика мировой литературы для него довольно поздний: уже и первые автомобили появились, и первое кино от целой кучи изобретателей (в фильме присутствует эпизод пародийного «кинопоказа»), и многое другое. Но, тем не менее, «технический прогресс человечества» в фильме показан хоть и с юмором, но уважительно и оптимистично (а что, в нашем XXI веке много глобальных изобретений? все только и роются в компьютерах да мобильниках…)
… Конечно, и роман Верна, и фильм «Тайна острова Бэк-Кап», по нынешним временам, воспринимаются… наивно. Вспоминается целая галерея романов и фильмов в стиле «научной фантастики», где действуют фанаты-учёные вроде нашего доктора (режиссёр тактично проследил, чтобы он в финале «классически» и наигранно не воскликнул «Боже, как я был слеп!»), либо явные злые гении (см. хотя бы «Гиперболоид инженера Гарина»), либо заведомые безумцы (излюбленная тема Голливуда и не только). Но- «кто первым начал»? Вот то-то и оно!
Отдельная, глобальная тема, звучащая как чья-то диссертация по киноведению- «Об использовании приёмов кино и мультипликации в создании фильмов», или вроде того. Да, «чехословак» Земан действительно был в своё время новатором (кстати, в открытой им манере до сих пор никто не работает!). Но нельзя забывать и советский, ещё довоенный (1935) фильм Птушко «Новый Гулливер», где вполне «мультяшные» куклы играли наравне с реальным актёром… И все, конечно, вспомнят блестящий фильм «Кто подставил кролика Роджера?» Но, повторюсь, это отдельная, глобальная тема…
Нашу же «Тайну острова Бэк-Кап» я склонен причислить к мировой киноклассике.
8 из 10
19 апреля 2014
«Тайна острова Бэк-Кап» это переводное название. Фильм называется «Губительное изобретение» (Vynalez zkazy). Автор этого фильма чех Карел Земан нашёл очень яркое и интересное решение, которое использовал в целом ряде своих фильмов. Живых актёров поместил в полумультиплакционную среду — интерьеры и пейзажи у него частично рисованные. Конкретно в этой идее нет ничего особенного. Однако Земан сделал необычный ход — он сохранил условность рисунка, его фактуру, визуальные приёмы и добился немыслимо яркого воздействия. Море, как и стены, как и обшивка кораблей здесь штрихуется парараллельными линиями. Кирпичи и каменная кладка стен заметно похожи на театральный задник и хорошо видно что рисунок плоский, что его кирпичи предельно условны. А громадная шестерня, повёрнутая к зрителю на 3\4 — это картонка толщиной в милиметр, как в театральных декорациях.
Вместо того чтобы совершенствовать похожесть фильма на реальность, Земан отправляется в обратную сторону — действует наперекор, создаёт визуально условную Вселенную, где эстетика важнее реальности. Особенно удачна сохранённая эстетика гравюры, подчас её поддерживают нерисованные, реальные объекты: например диван, оббивка которого окрашена контрастными прямыми параллельными линиями. Пир для глаз.
18 августа 2011