Убийцы
6.4
6.6
1956, драма, короткометражка
СССР, 21 мин
В ролях: Александр Гордон, Валентин Виноградов, Вадим Новиков, Юрий Дубровин, Василий Шукшин
и другие
Обычный вечер в маленьком городке. В бар заходят два подозрительных молодых человека. Они будут ждать Оле Андерсона, чтобы убить его…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Убийцы

год: 1956
страна:
СССР
режиссеры: , ,
сценаристы: , ,
видеооператоры: Альфредо Альварес, Александр Рыбин
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 октября 2002 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Убийцы», 1956

Вселенная Андрея Тарковского (часть 6)

Однако, прежде чем погрузиться в анализ «Жертвоприношения», отмотаем время назад и вернемся в начало режиссерской карьеры Тарковского – время работы над короткометражками «Убийцы», «Сегодня увольнения не будет» и «Каток и скрипка». Первая из них длится всего двадцать минут, но за это время перед нами разворачивается почти хичкоковская по психологическому напряжению история, не уступающая в мастерстве и Сиодмаку с его экранизацией хемингуэйевских «Убийц». Правда, Сиодмак допустил некоторую художественную вольность, растянув адаптацию маленькой новеллы до полуторачасового фильма, рассказав нам историю шведа Андерссона, предшествующую повествованию. В результате этой вольности у Сиодмака получился хороший нуар, Тарковский же и его сорежиссеры следуют тексту почти буквально, также как и Хемингуэй, работая с подразумеваемым колоссальным подтекстом.

В результате почти посекундной просчитанности сценария у них получается чрезвычайно психологически напряженное кино о неких событиях, которые мы не видим, но которые постоянно подразумеваются, по этой причине получается невероятное сюжетное напряжение. Рассказ Хемингуэя невероятно кинематографичен, и Тарковский с его сорежиссерами это хорошо понимают, потому внутрикадровый монтаж здесь преобладает над межкадровым. Можно, конечно, сказать, что «Убийцы» - это еще не Тарковский, здесь нет примет его стиля, но зато присутствует постоянно ощущаемая зрителем огромная работа над литературным материалом. Главных ролей здесь нет, все эпизодические, оттого важно появление самого Тарковского в кадре, насвистывающего замысловатую песенку, - это, безусловно, кульминация всей картины.

Одним словом, «Убийцы» - хорошо ощущаемое сразу с первых кадров начало большого пути серьезного художника, выбравшего себя для дебюта невероятно сложный рассказ. Это изображение десяти процентов при девяноста подразумеваемых – то, что станет принципом Тарковского-художника, впоследствии привыкшего работать с многозначной символикой, грандиозными по своему объему коннотациями, упрятанными в подтекст. Пусть это и не совсем его самостоятельная работа, однако, режиссерское доминирование Андрея Арсеньевича заметно и в «Убийцах» - это вопиюще несоветское кино, эстетически несовместимое с соцреализмом.

1 января 2023

Анализ художественных приёмов в короткометражном фильме «убийцы»

(В рецензии встречаются, объяснения и определения тех или иных терминов киноязыка, прошу не осуждать меня за это, ведь возможно не все читатели знакомы с ними)

Мы знаем Андрея Тарковского, как артхаусного режиссёра, сценариста, деятеля искусства.

Его кинокартины «Андрей Рублев», «сталкер» и «Зеркало» находятся в списках лучших кинопроизведений всех времён.

Его режиссёрский почерк является одним из самых узнаваемых: длинные планы, обилие символизма, медитативность и немалый хронометраж.

Но до того как Тарковский сформировал узнаваемый стиль своих фильмов, он, во время учебы во ВГИКе, снял короткометражную экранизацию «Убийцы», одноимённого рассказа Эрнеста Хемингуэя. Из всех кинолент Тарковского этот фильм максимально выбивается, как и в визуальном плане, так и в сценарном. Стоит и упомянуть тот факт, что с созданием этой киноленты Тарковскому помогал его друг — режиссёр Александр Гордон (он отснял сцены вне кафе)

Сразу и не скажешь, что фильм снимали два человека, но дьявол кроется в мелочах. Я решил частично проанализировать то, как оба режиссёра подошли к созданию визуальной части своих работ.

Сцена в кафе, которую снял Андрей Тарковский, начинается со статичного плана, где бармен наливает кофе посетителю, по прошествии минуты кадр оживляется плавным наездом камеры, что начинает ехать только когда два новых посетителя заходят в бар. Таким с виду непримечательным для рядового зрителя кадром Тарковский уже дает понимание о чужеродности этих посетителей для сего места, словно сейчас что-то произойдёт. Подобных деталей в фильме немало.

Замечу и то, что отдельная роль в фильме отдана зеркалам.

Они являются неотъемлемыми участниками визуального повествования, ведь изображенное в зеркале отражение способно не просто осуществлять дублирование живых и неживых предметов, но и создавать новую интерпретацию, толкование образа. Изображение, будучи представленным в рамках зеркальной плоскости, выделяется в качестве чего-то избранного авторским вниманием, это отражение словно наделено дополнительным смыслом. В фильме «Убийцы» можно проследить за тем, как отражаются образы героев в зеркалах, для каждого персонажа отражение несёт отдельный смысл. Докажу свой тезис на примере кадров, где участвует только бармен Джордж.

В зеркалах не мелькает ни один человек, в отражениях можно увидеть только пустые помещения и уходящее во мрак пространство. Скорее всего, этим приемом Тарковский намекает на то, что персонажу в предстоящей ситуации вряд ли кто придёт на помощь. Хотелось бы рассмотреть режиссуру Александра Гордона в «Убийцах», но так как он снял финальную сцену, её анализ был бы спойлером, а для короткометражки, длящейся 20 минут, это преступление.

Достойна упоминания и американская двухчасовая экранизация убийц, на которую был выделен приличный бюджет. В этом фильме сыграли именитые актёры, в том числе и легендарная Ева Гарднер. Визуальная и сценарная часть фильма полностью соответствуют жанру нуар. Фильм вышел раньше чем короткометражка Тарковского и Гордона, а именно в 1946 году.

Нет истинного подтверждения, что два наших режиссёра видели этот фильм, но в отечественной версии «Убийц» можно заметить схожие с американской версией визуальные решения.

Так как этот обзор, по большей его части, нацелен на анализ киноязыка, то я раскрою ещё один аспект по операторской работе, а именно рассмотрю композицию кадров и визуальный ритм в фильме «Убийцы».

Для тех, кто впервые слышит об этих терминах, попробую дать базовое представление. Кадр может быть статичен, а может быть динамичен, но в любом случае он имеет определенную композицию, а композиция, в свою очередь, может быть горизонтальной, с тремя точками схода и тд.

В «Убийцах» можно встретить разные виды композиций: сферические, треугольные, с тремя точками схода, даже золотое сечение — все они грамотно подобраны по смыслу.

Здесь, как и во многих фильмах, в кадре чаще всего встречается правило третей. Само же правило третей заключается в том, что существует сетка из двух линий по вертикали и горизонтали, вы можете встретить подобную даже в настройках камеры телефона. Так вот, особой «силой» и зрительским вниманием способен обладать тот объект, который расположен в правой верхней точке. Обращаясь к короткометражке

Тарковского, помимо правила третей часто встречается ещё один популярный прием, а именно персонажный треугольник.

Сам персонажный треугольник можно получить, если расположить действующих лиц в одной сцене так, чтобы направления их взглядов создавали треугольник, это придает действу цельность и выразительность.

Если же говорить о визуальном ритме в «Убийцах» (это определённое дробление пространства из кадра в кадр, создающее цельный узор всего фильма), то он создаётся различными объектами, имеющими рамки, а также предметами сервиса.

На этом рассказ о визуальной составляющей закончен.

Теперь изучим актёрскую игру в «Убийцах», намеренно обходя сюжет, ведь как мне кажется он несложен, и наибольший интерес представляет эта кинолента тем, как справились начинающие Тарковский и Гордон с задачами постановки.

Так как нельзя говорить об актёрской игре в фильме, как об отдельной структуре и называть её «в общем плохо» или «в общем хорошо», я расскажу обо всех её участниках в отдельности. Актёрский состав в картине довольно мал, и к тому же две роли из него играли сами режиссеры — Андрей Тарковский и Александр Гордон. Остальные роли были заняты их однокурсниками. Говоря о Гордоне, могу сказать, что он, помимо замечательной режиссёрской деятельности, дал фильму и роль лавочника Джорджа, с которой отлично справился. Он смог показать достойный уровень и продемонстрировать себя как хорошего актёра. Роль Тарковского в фильме была довольно мала, однако, благодаря его природной харизме, сомневаться в себе он тоже не дал права. Собственно, сами «Убийцы» (Вадим Новиков в роли Макса и Валентин Виноградов в роли Эла) уже не смогли держать хорошую планку и фальшивили во многих моментах, чем и подпортили общее впечатление от фильма. Благо одна из последних сцен с Ником Адамсом и Оле Андерсоном (Юлий Файт и Василий Шукшин) смогла дать глоток свежего воздуха и дать почувствовать некое сопереживание героям. Мы, находясь по ту сторону экрана, вместе с Адамсом никак не можем понять поведение самого Андерсона. Переживаем и недоумеваем вместе с Ником. А если действия персонажей, то есть их поступки и слова, смогли повлиять на наше душевное состояние и заставили хоть как то нас сопереживать им, то это ли не знак того, что они справились с их актёрской задачей и смогли донести до нас соответствующие мысли. Но нельзя забывать о том, что все эти режиссёры-актёры, на момент съёмки фильма были ещё юны и неопытны. Так, что с поставленной задачей они справились более чем достойно.

9 из 10

18 мая 2020

«Убийцы» — это дебютная работа Тарковского, которую он снял вместе с А. Гордоном и М. Бейку еще будучи студентом ВГИКа. В основу истории лег одноименный рассказ Эрнеста Хэмингуя, который был передан почти дословно. Несмотря на то, что в режиссерах числится три человека, основную часть короткого метра (сцена в баре) поставили именно Тарковский и Бейку — оставшейся частью с боксером в исполнении Василия Шукшина, как не трудно догадаться, занимался Гордон.

Курсовая работа молодых студентов получила высокую оценку от их педагога — Михаила Ромма, и оценка эта явно заслужена. Да, в фильме еще нет символизма, который был присущ позднему Тарковскому, но даже без этого фильм хорош. Картина хоть и коротка, но все равно способна показать напряжение, интересные операторские ходы и неплохую актерскую игру. Вообще, фильм скорее напоминает театральную постановку — почти никакого декоративного разнообразия и активного действа — лишь диалоги, через которые и передается сюжет. Сюжет, к слову особой оригинальностью не блещет — но тут скорее претензии к автору оригинала, и, к сожалению, не знаю, как было в первоисточнике, но к сюжету фильма вопрос возник — не совсем было понятно, за что собираются убить героя Шукшина. Лишь прочитав сюжет фильма из сторонних источников, до меня дошло, что к чему. Но, в то же время, как бы парадоксально это не звучало, этот минус играет в пользу, придавая его образу больше таинственности.

Также, стоит упомянуть, что финал картины наводит на довольно интересные и философичные мысли, вроде неизбежности смерти и ответа за свои проступки. Возможно, вкладывать что-то подобное в свою работу студенты и не планировали, но в этом и вся прелесть. Хорошее кино — это то кино, в котором каждый найдет что-то своё.

Актерские работы хороши — как раз благодаря им и создаётся то напряжение, о котором я говорил выше. Да, видно, что не все люди опытные артисты, но все же задачу свою они выполняют отлично. И, возможно, как раз-таки благодаря этой театрализованной постановке и веришь, что перед тобой бандиты, бармен, да и вообще Америка 50-х. Кстати, об Америке 50-х. Если бы я не знал, что это советская постановка, я бы подумал, что это классический американский нуарный триллер тех лет.

Итак, начало положено. Хорошее начало. Уже прослеживается явный талант молодого студента — даже из такой простой истории, вместе с друзьями, он снял хорошую, короткометражную ленту, возможно благодаря которой мы и увидели его будущие полнометражные работы.

17 сентября 2019

«Мне надоело бегать от них…»

Американским прозаиком Эрнестом Хемингуэем примерно в конце двадцатых годов прошлого столетия был написан один из самых сильных и в то же время самых коротких рассказов. Своей сжатой и предельно камерной историей лауреат Нобелевской премии по литературе пытался отобразить и в полной мере рассказать обществу читателей посредством повести видение того, насколько обычный человек слаб и ничтожен перед коварным лицом зла и ужасной гримасой скорой смерти. При этом великий автор умудрился передать с помощью сюжета все сильные и слабые стороны кровавого и жестокого мира людей, где за любым человеком способны прийти убийцы средь бела дня и в любую минуту спокойно его дождаться, попутно убивая жертву одной лишь мыслью о грозящей расправе.

Тридцать лет ожидания понадобилось для того, чтобы одному из студентов советского института по кинематографии Андрею Тарковскому пришла в голову идея поставить свой первый короткий фильм по тексту упомянутого обладателя Пулитцеровской премии. Для работы над дебютом будущий режиссер «Сталкера» и «Соляриса» позвал своих сокурсников и только еще начинающих сниматься артистов, которые должны были воплотить на экране образы различных персонажей, сотканных когда-то в воображении самого Хемингуэя. Тарковский создал детальную обстановку сюжета и полную прорисовку интерьера всего хода рассказа, акцентируя при этом основное внимание зрителя на тотальном анализе действующих героев и лиц. Ему как будто бы удалось заново прочесть от начала и до конца этот труд писателя, но уже дополнив его свежими красками и некоторым материальным объемом.

Тарковский снял очень самобытную картину и заключил в ней все прописные истины и аксиомы. Еще студентом он проявил свою способность улавливать философские нотки и проявлять их на широких просторах своих кинокартин. В собственной зачетной работе у него сложилось весьма контрастное и щекотливое давление на злобу дня и актуальность обычного мгновения в людской судьбе. Изображая упавшего и обреченного боксера в гостинице и его палачей в забегаловке, Тарковский проводил некое исследование и пришел к выводу, что неосторожные решения и дела способны довести абсолютно каждого из нас до ручки, что зритель и пронаблюдал на примере бойца, плачевно заканчивающего свой жизненный путь. Главная тема фильма только тем и наделялась, чтобы в который раз доказать верность опасного положения при любом проигрыше или выигрыше.

Философия обречения тут чуть ли не первый оплот для стараний Тарковского и Гордона, если бы у них на руках лежал только один сценарий. Потому что качество отснятой пленки и порывистого монтажа сыграло явно не на пользу режиссеру и его помощникам, к тому же оно могло и вовсе испортить все впечатление от увиденного рассказа. Однако как затаенный козырь в рукаве игрока спасло положение автора и создателя диковинное исполнение ролей актерами и их отличное преображение. Особенно порадовал на момент съемок молодой и талантливый Василий Шукшин. Учитывая, что его персонаж появлялся почти в самом финале картины, он все равно ухитрился исполнить поникшего духом и телом мужчину на самом высоком уровне. Впереди его ждали более сильные и великие роли, но отправной точкой была именно эта.

Дебютная постановка стала лишь пробой пера для Андрея Тарковского. Оканчивая институт и становясь самостоятельным режиссером, он в ученические годы нашел оригинальный метод подачи и технического мастерства в будущем. В своей же курсовой работе он сопоставил силы и средства и снял добротную короткометражку про смысл жизни и про её бесценность, если говорить откровенно. Под занавес устами одного из героев автор напоминал своему читателю, чтобы тот не думал слишком много над происходящим, а режиссер же пошел куда дальше и рискнул предположить, что именно размышления и думы готовы были свести мнительного человека в глубокую могилу бездействия. Однако что из этого хуже всего так никто не сказал, а зрителю же осталось выбирать самую меньшую из двух зол.

6 из 10

16 февраля 2015

Умницы

Несмотря на то, что один из режиссеров небезызвестный всем Андрей Тарковский, все же куда интереснее, как сотрудничали на площадке все три режиссера вместе, все-таки это совместная работа Марика Бейку, Александра Гордона и Андрея Тарковского.

Этот короткометражный фильм является добротной работой, в которой показана небольшая зарисовка с теми самыми убийцами. Называя так свою работу, стоит задуматься, как изобразить убийство, когда главное событие раскрыто уже в названии фильма. Мне кажется, в этом фильме нашлось удачное решение для этой проблемы. Принял ли в этом ключевое участие Андрей Тарковский, который всегда общался посредством фильма с умным зрителем, давая последнему додумать и дорисовать в своем воображении недостающие звенья, я не могу знать наверняка. Что-то подсказывает, что «да».

Вряд ли этот фильм будет интересен широкому кругу зрителю, меня он заинтересовал в первую очередь тем, что является первым фильмом Тарковского. Смущает же в нем ужасное качество пленки для 1956 года и не очень гармоничный монтаж, хотя в свою очередь операторская работа выполнена на должном уровне.

7 из 10

26 июля 2011

Первые шаги гениальности

Андрей Тарковский… Легенда! О фильмах которого написано не мало книг и снято в десятки раз больше «документалок». Его кадры цитируют другие именитые режиссеры. По его сценариям постигают высокое искусство. И это после того, когда Тарковский был безжалостен к зрителю и попирал критиков.

«Убийцы», ни для кого не секрет, первая работа Тарковского. Он не единственный здесь режиссер, и еще юн. И все равно дух гениальности проскальзывает по кадрам легкой тенью.

Картина обладает редким свойством взять зрителя за шкирку и забросить в море волнений, переживаний за персонажей, интереса как происходящее развернется, ошарашенности от сюжетного поворота. Для этого режиссеры используют несколько рычагов воздействия. Ведомый из которых — операторская работа. Плавные, классические наезды камеры. Помещение центрального действия и персонажа в простую среду, где предметы подчеркивают тональность. Использование теней отдает нуаром в сочетании старого друга вестерна, ловко манипулируя атмосферой фильма и дирижируя зрительскими эмоциями.

Строго выверенные персонажи, тональные диалоги во сто крат увеличивают воздействие камеры. Пусть есть пара несуразных моментов в одежде чуточку смазывают сцепление с образами, но это придает легкую пикантность происходящему.

Несомненно сама история — философская притча, размышления о поступках людей, высокомерия, иронии, надменности, болтливости, самолюбования, горечи, безысходности, грусти, помощи и отрешенности для сохранения собственного душевного равновесия. Как бы невзначай заданы вопросы, что задается человечество от начала времен. Дан коварный совет, с ярким ударением. Следовать ли ему и куда он может завести рассказывает само кино.

Короткая лента «Убийцы», не игровая, хотя приближена к ней, а учебная, на материале которой авторы учились творить, познавали самих себя, нащупывали струнки воздействий. Интересное и интригующее кино. Робкое и юное, на границе сложного и развлекательного.

12 мая 2011

-Но можно же это все как-то уладить? -Слишком поздно!

Ну что же, хочется рецензировать изученную картину Тарковского и его компании… их первую работу.

Не хочу сказать, что работа очень удачная, но в ней уже на то время есть прогрессирующие шаги в развитии Мирового кинематографа.

Актерская игра на должном уровне, отметить в особую сторону никого не могу. Но брутальность В. Шукшина уже тогда очень сильно выделялась.

Оператор поработал довольно неплохо, видно, что любит поэкспериментировать (кухонная комната, показанная под углом).

Режиссерская работа (те кто поинтересовался, то первая, и третья сцены поставлены Андреем, а вторая — Александром): может быть, мой глаз не настолько опытен, но я не смог заметить особой разницы (хотя Шукшин «зажег» во второй сцене), поэтому также — режиссура на должном уровне.

В положительную сторону отмечу только атмосферу… Вот атмосфера очень хорошо показана, никаких признаков Советского режима, абсолютно никаких. Господа, мы находимся за пределами железного занавеса, мы в Европе.

Вот такие картины снимали наши гении, один из которых в будущем станет выдающимся постановщиком за всю историю кинематографа.

Считаю, что еще не дорос, чтобы оценивать таких талантливых людей.

Без оценки!

16 января 2011

А ты не думай

Сейчас просматриваю фильмы с Шукшиным. Но в какой-то момент заметил, что один фильм всё время проходит как-то мимо меня, хотя именно с него по идее и надо было начинать. Имею в виду первый фильм Шукшина, который к тому же оказался ещё и первым фильмом Тарковского и первой ну или одной из первых экранизаций Хемингуэя в нашем кинематографе. Представляет он из себя, по сути, небольшую зарисовку во-первых, и представляет он из себя интерес по сути энциклопедический во-вторых. То есть если вы фанат Тарковского и/или Шукшина, то смотреть обязательно, в остальном…

Есть вещи которые мне лично очень понравились. Во-первых, работа оператора. Это и скошенная перспектива в поварской, и забычкованная стена, Шукшин — красавчик. Ну, вот, собственно и всё.

Позабавили кандидаты на убийц. Такое впечатление, что взяли с улицы пару гопников и попросту попросили быть собой. Они и сделали всё в лучшем виде. Собственно имеем короткометражку, которая если и будет интересна то либо фанатам, либо специалистам киноведам(?).

Ключевой была фраз в самом конце фильма: «А ты не думай».

5 мая 2010

США, 20-е

На мой взгляд, потрясающая короткометражная работа трёх студентов ВГИКа: А. Тарковского, А. Гордона, М. Бейку. По найденной мной информации, над эпизодом в кафе работали М. Бейку и А. Тарковский, а над эпизодом с Оле Андерсеном А. Гордон. В итоге из этих трёх режиссёров этой ленты, прославился только Тарковский и не только прославился, но и стал великим режиссёром. И уже в этом фильме видна его «рука художника».

В фильме снятом по мотивам рассказа Э. Хемингуэя, идёт история о двух убийцах, которые «охотятся» на Оле Андерсена (первая роль Василия Шукшина), поджидая его в местном кафе, где он, по их словам, каждый день обедает. Но, не дождавшись его, они уходят… После, один из тех, кто находился в кафе, идёт предупреждать Оле, что его хотят убить. Но он и так всё знает, и убеждён, что ему уже не помочь… Вот насколько мала цена жизни в криминале. Ну и в финале фильма диалог в кафе хозяина забегаловки Джорджа и парня-свидетеля Ника:

- Что он такое сделал, как ты думаешь?

- Нарушил какой-нибудь уговор. У них за это убивают.

- Уеду я из этого города, — сказал Ник.

- Да, — сказал Джордж. — Хорошо бы отсюда уехать.

- Из головы не выходит, как он там лежит в комнате и знает, что ему

крышка. Даже подумать страшно.

- А ты не думай, — сказал Джордж.

Я думаю, что для первой работы, для работы короткометражной — это почти шедевр.

8 из 10

19 июня 2009

Драма Убийцы появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Марика Бейку, Александр Гордон, Андрей Тарковский. Кто играл в фильме: Александр Гордон, Валентин Виноградов, Вадим Новиков, Юрий Дубровин, Василий Шукшин, Эрменгельд Коновалов, Юлий Файт, Андрей Тарковский.

Страна производства - СССР. Убийцы — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.