Сила мундира
Der Hauptmann von Köpenick
6.6
7.2
1956, комедия, драма
Германия (ФРГ), 1 ч 33 мин
В ролях: Мартин Хельд, Ханнелор Шрот, Вилли А. Кляйнау, Леонард Штекель, Фридрих Домин
и другие
Его имя Фридрих Вильгельм Фойгт, и он - один из самых знаменитых мошенников мира. Когда-то он был простым сапожником - правда, с незаурядным воображением. Однажды он купил у старьёвщика форму гауптмана и, нарядившись в неё, приказал двум отделениям прусских гвардейцев сопроводить его в ратушу Кёпеника. В результате ратуша была захвачена солдатами под его командованием, бургомистр арестован якобы за растрату, а касса с кругленькой суммой изъята «для нужд армии».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сила мундира

английское название:

Der Hauptmann von Köpenick

год: 1956
страна:
Германия (ФРГ)
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Альберт Бениц
композитор:
художники: Альбрехт Бекер, Херберт Кирххофф, Эрна Зандер
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 августа 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Сила мундира», 1956

Видео: Трейлер (Сила мундира, 1956) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Сила мундира», 1956

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сила мундира», 1956

Смекалка прусского зэка

В Пруссии у постоянного клиента тюрем Вильгельма Войгта существует одна практически неразрешимая проблема. Ему никто не дает паспорт, потому что он нигде не работает, но чтобы найти работу — необходим паспорт. Этот замкнутый круг периодически разбавляется зоной, в которой Вильгельм от скуки прочитывает все книги не богатой местной библиотеки, включая армейский устав. И когда-то ему это пригодится, особенно, когда на руках Вильгельма появится хорошо отутюженный капитанский мундир.

А вот, кстати, и первый немецкий гость на празднике «Оскар». Не скажу, что фильм Хельмута Койтнера (в Германии режиссер считается классиком) произвел какое-то особое впечатление, хотя в целом лента смотрится с небольшим запасом интереса. Койтнер экранизировал пьесу Карла Цукмайера «Капитан из Кёпеника» (в немецком варианте фильм так и называется), которая в свою очередь, была написана на реальных событиях. В 1902 году, действительно, экс-зек, купив армейский мундир и взяв буквально с улицы взвод солдат, завалился в ратушу небольшого немецкого городка Кёпеник (сейчас уже района Берлина), и стащил оттуда городскую кассу. Правда, в фильме делается акцент на попытке героя стащить для себя именно паспорт, но сути это не меняет.

А вот послевоенная подводка фильма Койтнера как раз попала в конъюнктурную атмосферу. По сути, царившая прусская военщина, отрицающая все, кроме повиновения и иерархии, легко в фильме читается, как сатира уже на немецкие порядке времен Третьего рейха. Пожалуй, это и стало базовой причиной, почему этот далеко не выдающийся фильм все же был выдвинут на премию «Оскар». Хотя стоит отметить еще и колоритную игру главного героя в исполнении Хайнца Рюманна (тоже считается на просторах Германии знатным актером). И Койтнер, и Рюманн активно работали при Гитлере, но считались такими себе современными аналогами «макаревичей» — вроде и зарабатывали денежку, но при этом шли в тренде либерализма. Это и позволило им (в отличие от многих других актеров/режиссеров времен Третьего рейха) успешно продолжить свои карьеры уже в послевоенной Германии.

Вполне занятная сатира о шулере, ставшем впоследствии почти национальным героем Германии.

6,5 из 10

18 января 2018

«Капитан из Кепеника» («Сила мундира»)

«Капитана из Кепеника» по праву можно назвать одной из лучших немецких комедий 50-х и настоящим шедевром антимилитаристского кинематографа. Такой картина получилась во многом благодаря мастерству Хайнца Рюмана и Хельмута Койтнера, блестящему профессиональному тандему актера и режиссера, нашедших в лице друг друга единомышленников. Сюжет этого фильма, поставленного по известной пьесе, экранизировался не раз, но, возможно, лишь в реальности послевоенной аденауэровской Германии, не изжившей свое нацистское прошлое, это сатирическое обличение милитаризма, стало как никогда более актуальным.

Пария общества, повсеместно наблюдающий всеобщее преклонение перед мундиром, воинскую дисциплину и гражданский произвол им творимый, в какой-то момент решается получить от жизни все и встроится в эту военизированную систему, и. что самое забавное, его прощают, ведь его мошенничество совершено не без трепета перед мундиром. Койтнер усваивает уроки ренуаровских «Правил игры», создавая сложную мизансцену, насыщенную перемещениями и диалогами, пластическим и интонационным многообразием, удачной, буффонадной работой оператора с цветом, актерским мастерством Рюмана, не щадящего комических красок в воссоздании образа зарвавшегося «маленького человека».

Фильм блестяще монтажно выверен, с точки зрения кинематографической пунктуации он представляет собой достаточно членораздельное киновысказывание, не сбивающееся на полуоборотах, но четко и внимательно рассказывающее нам историю с необходимыми для любой хорошей комедии драматическими обертонами (чего стоят одни вдохновенные монологи главного героя о своей социальной ущербности и ненужности обществу, достойные лучших сцен из фильмов Фассбиндера).

«Капитан из Кепеника» заставляет нас, российских зрителей, задуматься о том, что такое власть военного мундира и почему она так сильна, что повелевает массами. Фашизм вызревает отнюдь не только там, где цветет национализм и невежество мелких бюргеров и лавочников, он прежде всего рождается там, где военщина и нарочитое стремление к порядку и дисциплине, уничтожает любые проявления свободомыслия, где мелкобуржуазные надежды на военный реванш развязывают руки правящим классам, оборачиваясь социальной незащищенностью для неимущих.

Конечно, этот горький фильм, этот нелицеприятный портрет немецкого национального характера облачен в формы фарса, порой достаточно легкого (это не фильмы Феррери), но его сатирическая мощь, его разоблачительный пафос в прямом смысле зовут на баррикады, на борьбу с засилием военщины, в среде которой зачастую и дают ростки самые гнусные проявления ксенофобии, шовинизма и антисемитизма. Самые реакционные слои общества — это военные, это не для кого не секрет, потому, когда военные управляют государством, страна всегда скатывается к фашизму. Об этом говорит хотя бы политическая история Латинской Америки.

«Капитан из Кепеника» лишь в последней своей трети превращается в историю о военном-самозванце, до этого он представляет собой достаточно острое сатирическое противопоставление тех, у которых есть все есть (военные или люди в мундирах) и тех, у кого нет ничего (все остальные), бесправные и незащищенные. Власть мундира — власть как таковая, идущая напрямую от кайзера, власть феодально тупая, основанная на кумовстве и конформизме. Об этом в свое время писали Генрих Манн в «Верноподданном» и Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка», для них мишенью становился сам немецкий дух, сам менталитет, готовый отказаться от явлений высокой культуры, которую сам создал (что говорить, немецкая культура — великая культура) в пользу сомнительно понятой дисциплины и стремления к тотальному уравниванию всех и вся.

«Капитан из Кепеника» усилиями Рюмана, Койтнера и целого ансамбля профессионалов-кинематографистов стал одним из примеров точного социального диагноза мира, который не собирается расставаться со своим прошлым, по-прежнему веря в педагогическую силу кнута и того, кто осуществляет экзекуцию. Военщина будет править теми народами, которые обуреваемы национальным самомнением, кто преклоняются перед силой палок и наказаний, кто не изжил в себе раба, но всячески пестует и кормит его безоговорочным повиновением. В качестве эпилога приведу слова Чацкого, хорошо известные российскому читателю, и выражающие саму суть этого замечательного фильма:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, —

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!

19 сентября 2016

Комедия Сила мундира появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссером является Хельмут Койтнер. Кто играл в фильме: Мартин Хельд, Ханнелор Шрот, Вилли А. Кляйнау, Леонард Штекель, Фридрих Домин, Эрих Шеллов, Вальтер Гиллер, Вольфганг Нойс, Бум Крюгер, Йозеф Оффенбах, Ильза Фюрстенберг, Мария Зебальдт, Эдит Ханке, Зигфрид Ловиц, Вилли Розе.

Страна производства - Германия (ФРГ). Сила мундира — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.