Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поэт |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Барнет |
сценарий: | Валентин Катаев |
видеооператор: | Владимир Николаев |
композитор: | Владимир Юровский |
художник: | Леван Шенгелия |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 февраля 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Поэзия в Октябрьской революции играла особую роль. Единственным средством агитации для малограмотного населения страны были ораторы, способные яркой образной речью буквально воспламенить сердца: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей. И обходя моря и земли — глаголом жги сердца людей!» (В. Маяковский) Фильм, посвящённый 40-летию Октябрьской революции доверили снимать тем, кто видел её своими глазами. Режиссёр Борис Васильевич Барнет встретил её 15-летним юношей, работая в семейной типографии. Сценарист Валентин Петрович Катаев в 18 лет добровольцем вступил в действующую армию, а летом 1917 года ему было присвоено звание подпоручика. И у Барнета, и у Катаева, был свой взгляд на события 40-летней давности, поэтому фильм, при всех его неоспоримых достоинствах, получился неоднозначным, а местами даже спорным.
Оправдывая своё название, картина буквально до краёв наполнена поэзией. Безусловная удача фильма - приглашение Сергея Дворецкого на главную роль поэта Николая Николаевича Тарасова. Актёр словно вобрал в себя облик сразу трёх великих «певцов революции» - светлые кудри Есенина, бархатная куртка Блока, ритм стихов Багрицкого. Зрители иногда задаются вопросом: чьи стихи декламирует экранный поэт? «Графитный гранёный, как штык воронёный!» «Стой, буржуй обиженный, пришёл тебе конец! А мы простились с хижиной, и едем во дворец!» «Стоит поп у ворот — удивляется, что народ не несёт ему яица!» Многие считают, что это Эдуард Багрицкий: «Только ветер да звонкая пена, только чаек тревожный полёт, только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поёт»
Мне думается, что поэт Тарасов — собирательный образ. В разных жизненных ситуациях его душа выплёскивает стихи, авторами которых были яркие поэты революционной поры. «Весь мир — два грозных фронта, два лагеря, два класса, Весь мир — арена битвы. Весь мир — они и мы» (Илья Садофьев) «Он был как выпад на рапире. Гонясь за высказанным вслед, Он гнул своё, пиджак топыря и пяля передки штиблет» (Борис Пастернак «О Ленине») «Небо — как колокол. Месяц — язык. Мать моя - Родина. Я — большевик» (Сергей Есенин) «Будущее не придёт само, если не примем мер. За жабры его, - комсомол! За хвост его, - пионер!» (Владимир Маяковский) Кроме того, сам Валентин Катаев был прекрасным лирическим поэтом: «Я люблю тебя. Люблю свежо и чисто. Я люблю в тебе, не сознавая сам, эту ночь, что движется лучисто, этот свет, что льётся с неба к нам!» (1915)
Такие стихи можно написать только в 17 лет. А эти: «Там юность кинулась в окоп, плечом под щит, по колесу, пока шрапнель гремела в лоб, и сучья резала в лесу...» написаны уже после того, как прапорщик Катаев был награждён «за храбрость» двумя Георгиевскими крестами. Поэтому нет ничего странного в том, что экранный поэт Тарасов откликается на происходящее вокруг «рифмованным сгустком дней». В этом ему помогает и матрос-большевик Царёв (Николай Крючков), и любимая девушка Ольга (Изольда Извицкая), и мать Екатерина Васильевна (Зоя Фёдорова), и даже бывший приятель по поэтическим вечерам Сергей Орловский (Всеволод Ларионов). Откликается мгновенно потому что настоящий поэт живёт поэзией, дышит поэзией и верит только поэзии...
24 февраля 2023