Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночь и туман |
английское название: |
Nuit et brouillard |
год: | 1956 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Ален Рене |
сценарий: | Жан Кэйрол |
продюсеры: | Сами Халфон, Филипп Лифхиц, Анатоль Доман |
видеооператоры: | Гислен Клоке, Саша Вьерни |
композитор: | Ханс Эйслер |
монтаж: | Ален Рене |
жанры: | документальный, короткометражка, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 апреля 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 32 мин |
Помимо общеизвестных фильмов «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, моя любовь» в фильмографии французского режиссера Алена Рене есть не менее интересный короткометражный документальный фильм «Ночь и туман», получивший также мировое признание. Название фильма отсылает зрителя к одноименной директиве Гитлера, согласно которой было разрешено похищение оппозиционеров режима на оккупированной Германией территории в годы войны. Данная документальная работа раскрывает лагерную тему от строительства страшных мест уничтожения до описания быта и пыток заключенных.
Фильм построен на чередовании черно-белых и цветных кадров, что придает куда большее напряжение ленте, поскольку черно-белое изображение, прочитываемое нами, как архивная информация и отголоски прошлого, встает на одну ступень с цветом, который мы видим ежесекундно вокруг себя. Минувшее и настоящее внезапно становятся неотделимыми друг от друга, и зритель остается наедине с тем, что палачи и жертвы и сейчас находятся среди нас.
На протяжении всей киноленты сопровождающим выступает закадровый голос рассказчика, придающий различные оттенки видеоряду. Усиливающий шоковый эффект от фиксации смерти хроникальной камерой или тревожно взывающий к тому, что колесо истории продолжает вращаться.
«Отдаляясь от образов минувшего, мы покоряемся надежде, что отныне и навсегда исцелились от лагерной напасти. Мы убеждаем себя, что все осталось в прошлом, и больше не повторится. Мы остаемся слепы к тому, что творится вокруг нас. И глухи к нескончаемому плачу человечества.» (с) «Ночь и туман»
8 из 10
1 октября 2017
Смотря подобное, понимаешь, что никакой документалкой не достучаться до зрителя. Глаза смотрят, но не видят, всё сквозь, чаще в сторону. На слух воспринимаешь лишь отдельные слова, смысл ускользает. Здоровый человек, если он хочет остаться таковым, блокирует любую информацию, старается отделаться одним лишь отстранённым состраданием. Мне удалось окунуться в фильм на несколько мгновений, непозволительная роскошь, которая вызвала жгучую ненависть ко всей немецкой нации. Ненависть, которая порождает лишь ответную ненависть.
Полезность картины вызывает у меня большие сомнения. Это не историческая справка, а убийственные смотрины, которыми руководят моральные уроды. Люди, у которых были семьи. И идеалы, ради которых они топтали себе подобных. Такое лучше знать, но видеть не обязательно.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, но только тем «умникам», которые фантазируют на тему победы нацистов, типа, вот тогда бы зажили… Я не патриот нашей современной России, но за такие мысли, даже намёк на них, готов презирать, по — настоящему, люто ненавидя.
5 июля 2016
Ален Рене изобразил в данной картине лагерь Освенцима — лагерь смерти. Ночь и туман — документально-исторический фильм о нацистских концлагерях. Фильм имеет в себе богатую иллюстрацию ужасов нацистских концлагерей т. к. он включает задокументированные кадры холокоста так сказать история из первых источников — реальных кадров.
С технической точки зрения этот фильм хорош, принимая во внимание тот факт, что фильм был снят аж в далеком 1955 году. Фильм не включает в себя главных героев, красивых актеров, он снят без эмоций!!! Только факты, только история. Ни без каких преувеличений Рене просто показал зрителям часть того что было во времена Второй Мировой Войны. «Фильм» сопровождается информативным повествованием, в которых имеются довольно таки богатые исторические факты, мысли которые наталкивают зрителя на мысль того, на что человек готов, чтобы добиться своих целей. В данном случае истребить еврейский народ. Таким образом, целью создателей проекта было не только передать суть Холокоста, но и почувствовать боль и ужас евреев, которые прошли через нечеловеческие условия жизни. И думаю для многих «актеров» желание умереть было сильнее, чем желание жить в таких условиях. Что касается названия «Ночь и Туман», содержит глубокий смысл в себе, фильм назван именно так потому, что евреев привезли в концлагеря и весь этот ужас начался в туманную ночь…
У многих людей со словом холокост в голову приходит мысль о миллионах невинных жизней, которые почувствовали на себе жестокость, безнравственность и абсолютное отсутствие толерантности, аморальное убийства, унижения и пытки в концлагерях со стороны «людей». Их жизни были неожиданно изменены за одну лишь ночь. У них было все: большие счастливые семьи, уважение, достойные работы, любовь, дети, но, тем не менее, мир рухнул для них в один момент и только рана в сердцах, и боль потери близких осталось у них в душе. Ночь и Туман показывает не только историю холокоста, но он также изображает жестокость и бесчеловечность в лице человека.
История холокоста помогает нам понять, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения дают толчок для расизма. Любая теория превосходства определенных рас создает условия для агрессии, как это было показано в фильме. Фильм учит, что человеческое равнодушие, неспособность и нежелание сочувствовать, может привести нас к катастрофе еще раз. Это можно понять на примере ИГИЛ, но это уже другая тема…
7 из 10
10 апреля 2016
Короткометражный фильм о концлагерях. Достаточно ли 30 минут, чтобы описать это? Наверное нет. Как говорит сам диктор, «наша история невероятно поверхностна», ссылаясь вовсе не на метраж.
Этому фильму предсказывали даже не выйти в прокат из-за огромного количества жестокости. Вы не находите это странным? Тогда, видимо, и историю нужно переправить, так как в ней слишком много жестокости. Что пытаются скрыть эти проповедники отказа от жестокости на экране именно в этом случае?
30 минут неверия, что все это действительно история. Кто либо из Вас может представить, что это действительно БЫЛО? Не тысячелетия, не века назад, совсем недавно. Уже после поколения философов-гуманистов, после веков христианства, после веков прославлений славной человеческой жизни. «Так ли сильно их лица отличаются от наших?»
Диктор за кадром повествует прохладным, почти бытовым тоном, описывая фотографии, старые здания бывших лагерей, ужасающие отрывки видео. Хотя его слова почти поэтичны. Без давления на жалость, без драмы — кусок истории в 30 минут. 30-минутная видео-экскурсия.
Возможно, если Вы хотите ознакомиться с ужасами войны (как хотела я перед просмотром), действительно с ужасами. Увидеть своими глазами сквозь десятки лет и кинопленку ад на Земле. Без главных героев, без красивых женщин, без мясорубки, почти без эмоций. Ни в коем случае не намекаю на негодность художественных работ на тему Холокоста. Но не кажутся ли они Вам фальшивыми? Что же, после этого фильма, вероятно, покажутся.
2 февраля 2015
Мое знакомство с данным фильмом, как человека увлеченного темой, прошло уже после изучения десятков других проектов. И все же, учитывая уважительную дату выхода, мало на что похожий стиль повествования, мощную ознакомительную с темой основу, французский документальный проект произвел на меня исключительное впечатление. Для людей любознательных он послужит тридцатиминутной квинтэссенцией темы зверств нацистского режима и побудительным мотивом для изучения всемирной истории.
Видеоряд фильма можно условно поделить на две части: хроника военного времени с непосредственными участниками и экскурс времен создания фильма, так сказать, постфактум. Территории концентрационных лагерей остались мрачным напоминанием нечеловеческого отношения и на неподготовленного зрителя, скорее всего, произведут довольно гнетущее впечатление. В данном случае, создателям фильма удалось вместить большое количество фактического материала в скромный хронометраж — отдельные, если так можно выразиться, интересные моменты, можно пересматривать прямо во время просмотра. Ощущается, что фильм стал в определенной степени вдохновителем для ряда последующих документальных исследований притом, что здесь нет интервью — исключительно повествовательный стиль.
Видеохроника сопровождается информативными закадровыми комментариями, насыщенные, кроме исторических фактов, размышлениями, метафорами, параллелями. Таким образом, ощущается, что целью создателей проекта было не только донести до зрителя суть темы, но и побудить к осмыслению увиденного. Отдельно стоит отметить немного необычный для подобного формата подход к музыкальному сопровождению. Оркестр не ограничивается лишь протяжными грозными нотами, а происходящее местами ощущается как звуковое сопровождение мюзикла, с поправкой на более чем серьезную тему.
8,5 из 10
11 октября 2014