Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дружеское увещевание |
английское название: |
Friendly Persuasion |
год: | 1956 |
страна: |
США
|
слоган: | «WHAT FUN YOU'LL HAVE...AND WHAT A FAMILY! YOU'LL FEEL AS IF YOU ARE A PART OF IT...OR WOULD LIKE TO BE! (re-release print ad - all caps)» |
режиссер: | Уильям Уайлер |
сценаристы: | Джессамин Уэст, Майкл Уилсон |
продюсеры: | Уильям Уайлер, Роберт Уайлер, Гарри Ф. Хоган, Harry F Hogan, Уолтер Мириш |
видеооператор: | Эллсворт Фредерикс |
композитор: | Дмитрий Тёмкин |
художники: | Тед Хаворт, Дороти Джикинс, Джозеф Киш |
монтаж: | Роберт Белчер, Эдвард А. Бьери, Роберт Свинк |
жанры: | мелодрама, драма, семейный, вестерн, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3000000 |
Сборы в США: | $8 000 000 |
Мировые сборы: | $8 000 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 октября 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 17 мин |
1862 год. Южная Индиана. Штаты сотрясает гражданская война. Члены местной общины квакеров стараются следовать постулатам своей веры и не вмешиваться в военные действия, исповедуя принцип ненасилия. Среди них Джесс Бридуэлл, его жена Элиза и трое их детей. Но придет время, когда война придет на порог дома Бридуэллов.
Один из знаковых режиссеров золотой эпохи Голливуда Уильям Уайлер («Римские каникулы», «Бен Гур») удостоился в 1957 году Золотой пальмовой ветви в Каннах за эту картину. Причем при сильной конкуренции:' Седьмая печать» Бергмана, «Канал» Вайды.
Это не совсем вестерн, скорее драма, несколько перегруженная бытовыми эпизодами, где нам показана такая идеальная американская семья квакеров. Они исповедуют толстовский принцип ненасилия, но следовать ему сложно когда вокруг война. Кстати, южане тут показаны довольно неприглядно, что вообще нечасто встречается в голливудских фильмах той эпохи (достаточно вспомнить «Унесенных ветром», да и в вестернах частенько южане показываются сочувственно и даже порой являются главными героями). Боевые эпизоды тут появляются в финале, а до этого идет весьма затянутая экспозиция. Ну здесь выделяется, пожалуй, эпизод, когда Бридуэлл со своим старшим сыном приезжают на ферму к вдове, у которой три дочки на выданье. Очень забавно, когда изголодавшиеся по мужскому вниманию девицы буквально вешаются на младшего Бридуэлла.
Актерское исполнение, в общем, достойное. Чету Бридуэллов играют Гэри Купер и Дороти Макгуайр. Строгая супруга, старающаяся соблюдать постулаты своей веры (Дороти Макгуайр хороша в этих строгих нарядах). И супруг, стремящийся разнообразить их жизнь: то орган купит, то в гонках на повозках поучаствует. И химия между ними присутствует. Ну и стоит выделить молодого Энтони Перкинс в роли старшего сына Бридуэллов, который решает все-таки пойти в армию северян (кстати, единственная оскаровская номинация для этого выдающегося актера).
Главная тема фильма непротивление злу насилием. Конечно, решена она прямолинейно и в типично американском духе. Типа, ударили по левой щеке подставь правую, а сам уйди вниз и апперкотом в челюсть. Ну иного ждать тут не приходится.
Неплохой фильм, хотя вся эта тема американского квакерства такое себе. Да и затянуто местами. И картина зайдет далеко не всем. Но постановка, актеры, картинка на хорошем уровне. Саундтрек, правда, от Дмитрия Темкина не очень.
6,5 из 10
4 мая 2019
Мудрость жюри, отдавшего пальму первенства этому фильму, можно оценить только тогда, когда вопросы, поднятые в «Дружеском увещевании», стучатся в дом к тебе самому. Только тогда понимаешь, что это вечные вопросы, к тому же, одни из самых важных. И при этом какое изящное решение!
При всей драматичности обстоятельств фильм полон искрометного веселья и жизнерадостности. В нем много забавных эпизодов. Война мальчика с гусыней… Воскресные гонки отца с соседом по дороге в церковь и то, как он старается примирить свой азарт с квакерской благопристойностью жены… Девушки на выданье, пытающиеся заполучить жениха, и их мамаша-вдова, вынужденная взвалить на плечи ответственность за семью… Ревизоры из церкви, пришедшие в самый неподходящий момент, и как отец выруливает из ситуации… Эпизоды на ярмарке, особенно с наперсточником… Это действительно смешно.
А сколько в фильме теплых, душевных моментов, заставляющих смахнуть с глаз слезу, эпизодов, демонстрирующих неохладевающую любовь мужа и жены и юное чувство их дочери!
И конечно, во главе угла основополагающий вопрос веры: по букве или по духу? Мы видим, как герои картины решают этот вопрос в пользу духа в бытовых условиях. И мы видим, как этот вопрос с необычайной силой встает перед ними, когда война подходит к порогу их дома. Дилемму позволить врагу бесчинствовать или встать на защиту своего дома члены семейства решают каждый по-своему. И эти решения, какими бы они ни были, тоже являются победой духа над буквой, победой живой веры и любви. Ведь нет большей любви, чем отдать жизнь за ближнего своего. И герои этого фильма готовы пожертвовать жизнью ради любимых.
Я очень люблю все фильмы Брессона, люблю «Ночи Кабирии», ценю «Седьмую печать». Но проблемы, поднятые в фильме «Дружеское увещевание», не менее глобальные. А способ реализации, избранный Уайлером, не менее оригинален, чем в «Седьмой печати», пусть на первый взгляд это и не очевидно. Если в «Седьмой печати» Бергман для демонстрации победы жизни над смертью обратился к притчевости, то в «Дружеском увещевании» Уайлер избрал юмор. Я не была на фронте, но говорят, там нет места унынию.
Фильм свежий не по годам, веселый и мудрый, несмотря на кажущуюся простоту. Два часа просмотра пролетели для меня незаметно. Я получила истинное удовольствие, совместив приятное с полезным. Игра актеров на высшем уровне, включая мальчишку-нахаленка и гусыню.
9 из 10
15 марта 2015
Я увидел этот фильм в трех измерениях, лишь частично связанных друг с другом. Поэтому, дифференцировав их, я приступлю к описанию:
#1. Измерение первое — зритель
Перед нами весьма и весьма заурядное кино. Привычная для американского кинематографа затянутая структура «южного» вестерна упирается в неожиданное отсутствие стрельбы на протяжении большей части фильма. Все дело в том, что семья владельцев имения, вокруг которых и строится повествование, придерживаются много лет простой заповеди — «не убий». На фоне разгорающейся войны между Севером и Югом, все их традиции могут показаться реликтовыми, но Уайлер не станет ничего пропагандировать. Расскажет лишь историю.
Очевидно, что вся монотонность вела нас к сцене стрельбы — молодому наследнику династии придется познать войну. Справится ли он со своим первым боем? Дорого ли дастся ему первый выстрел? А что, если ему суждено погибнуть? Тут то и развернется настоящая интрига, правда фильм уже будет подходить к концу. Все герои окажутся перед нелегким выбором. Идеалы пацифизма сама жизнь поставит под угрозу.
Другое дело, что вся динамика начинает происходить минут за двадцать пять до конца картины. Это и вызывает самые большие вопросы. Концовка конечно разыграна безупречно, что сглаживает картину. Но едва ли тут можно говорить о чем-то выдающемся.
#2. Измерение второе — фестиваль
Этот фильм получил широкое признание после получения Гран-При в Каннах. Ко многому обязывает. Однако, по всем уважении, едва ли кино может быть само по себе интересно. Конечно интересно поразмышлять о войне и мире, идеалах любви к ближнему, смотря на мужественных героев Гэри Купера и Энтони Перкинса, но все ведь весьма поверхностно и прямолинейно. Сама жизнь так складывается, что убежденные «толстовцы» вынуждены применять силу.
В тот год в Каннах были похоже куда более интересные работы: «Канал» Вайды, «Ночи Кабирии» и «Приговоренный к смерти» Брессона. И это я еще не упомянул про «Седьмую печать». Так что, не иначе как к недоразумению к этом Гран-При я и не могу относиться.
#3. Измерение третье — в рамках кинематографических архетипов
Если проложить параллель между ролью в этом фильме и другой, самой известной работой Энтони Перкинса, то получится очень интересная связь. Заметив ее я даже поднял фильму оценку. Посудите сами. Если представить, что мы видим молодость Нормана Бэйтса, то все выходит более чем пикантно. Грозная фигура отца, которая уравновешивается весьма властной и своевольной матерью. Строгий запрет на насилие, который семья в сущности не соблюдает (как выясняется по итогам фильма). Ну и, разумеется, первое убийство, которого герой Перкинса противился. Видно, как разум борется с инстинктами, а Ид с Супер-Эго — именно в «Дружеском увещевании» Перкинс показал нам того самого Нормана Бэйтса. Лучше и не придумаешь.
6 из 10
1 июля 2014