Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Море зовет |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Браун |
сценаристы: | Нелли Морозова, Нелли Морозов, Валентин Морозов |
видеооператор: | Алексей Герасимов |
композитор: | Игорь Шамо |
художники: | Михаил Юферов, А. Петрова, Феликс Вакериса-Гальдос |
монтаж: | Надежда Ратманская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 апреля 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
«Мать родная тебя не обманет, а обманет туман голубой. Не надейся, рыбак, на погоду, а надейся на парус тугой…»
Трудно найти режиссёра более преданного морской тематике, чем Владимир Александрович Браун. Почти во всех названиях его фильмов есть слова, сразу определяющие принадлежность картины: «берегов», «матросы», «корабля», «морской», «плавании», «матрос», «море» и т. д. Он ни разу не изменил своей любви на протяжении всей творческой карьеры. Среди его работ есть настоящие шедевры, например, как «Максимка» (1952) или «Матрос Чижик» (1955), а есть просто очень душевные ленты о море, о моряках. Предпоследняя в биографии Брауна лента «Море зовёт» — именно такая. Нелли Морозова и Валентин Морозов написали сценарий, в котором несколько отошли от традиционных случаев изображения многодетных семей, в которых каждый ребёнок обладал всем набором положительных качеств.
В картине у вдовы черноморского моряка Екатерины Матвеевны Чумак (Людмила Скопина) четверо сыновей. Старший Матвей (Анатолий Соловьёв) только что демобилизовался и приехал к матери с намерением продолжить дело трагически погибшего отца. Второй сын — Виктор (Юрий Пузырёв) — работает помощником капитана на рыболовецком катере «Медуза». Третий сын — Борис (Александр Суснин) — служит в порту радистом. А самый младший — Тимка (Вава Улитин) — пока учится в школе, но тоже мечтает когда-нибудь стать моряком. Фильм назван «Море зовёт» совсем не случайно, потому что все Чумаковы — от мала до велика — только им и живут. И даже вдова Екатерина Матвеевна по-женски прощает гневливое море за то, что отняла мужа.
В картине Владимир Браун сделал акцент не столько на морскую романтику, сколько на «береговую жизнь» моряков. Сделал он это интересно, наделив каждого персонажа индивидуальным характером. Несмотря на то, что все четверо — родные братья, — они совершенно разные. Матвей — волевой и решительный (таким его сделал война). Виктор — непредсказуемый, взбалмошный. Борис — целеустремлённый, при этом, по-мальчишески мягкий. Тимка, которого чудесно сыграл Вова Улитин — настоящий сорвиголова, каким и должен быть мальчишка в его возрасте. Основной конфликт картины построен на втором сыне Екатерины Матвеевны — Викторе. Впрочем, в фильмах тех лет это скорее правило, чем исключение.
Не стоит забывать, что кинематограф того времени нёс в себе не столько развлекательный, сколько воспитательный характер. Зачастую заранее выбранный персонаж искусственно акцентировался до положения «белой вороны», чтобы его потом всем миром «перевоспитывали». В этом нет ничего странного, потому что даже в 80-е годы коллективам приходилось «нянчиться» с такими вот проблемными работягами. Разумеется, оба сценариста прекрасно понимали, как отреагируют зрители на поведение Виктора в самых различных жизненных ситуациях — исключительно возмущением. Даже любовную линию они специально сделали «раздвоенной».
К слову сказать, и Антонина (Надежда Семенцова), и Настенька Федоренко (неподражаемая Надежда Румянцева!), сыграли блестяще, создав яркие и запоминающиеся характеры. Правда, Настенька Федоренко воспринимается иначе, нежели Антонина. Происходит это потому, что сочувствие всегда на стороне «проигравшей», да и учительнице — серьёзному рассудительному человеку — как-то не с руки так торопиться со свадьбой. Но всё перечисленное — это вовсе не недостатки картины — это и есть сам картина, какой её задумали и сняли талантливые люди. А дело зрителя — лишь смотреть и благодарить их за то, что позволяют нам из 21 века, будто на машине времени, перенестись в эпоху первого десятилетия после Великой Отечественной войны.
«В прозрачной волне покачнулась луна, а звёзды в глазах твоих светятся. Любимая, слышишь, как море шумит?.. Зовёт, чтобы снова нам встретиться…»
5 января 2016
Это классика советского кино. Но, к сожалению, в плохом смысле этого слова. Я не люблю советские фильмы 50-х годов. «Мир, труд, май», неунывающие работяги, поедание кукурузы в кадре, лощёные лица актёров и многое другое. Кино было очень по-советски пафосное, всё такое правильное, коммунистически одобренное и обязательно про будни рабочего класса, который живёт весело и трудится с энтузиазмом.
А фильм «Море зовёт» — ярчайший представитель, собравший все узнаваемые штампы советского кино 50-х годов. Его хронометраж составляет 95 минут, но оно бесконечное. Да, такой парадокс. Я его смотрел и реально чувствовал как старею. Почти все герои-мужчины все слова произносят с интонацией «эгегей!» или «эх, как же я счастлив говорить любые слова, потому что я советский трудящийся человек!». Вот так. С соответствующей жестикуляцией и мимикой. Все героини произносят свои реплики с интонацией «а я говорю так неспеша и проникновенно, потому что я мудрая советская женщина, мать и верный товарищ». И ещё если парень и девушка гуляют, то она, разумеется, накрыта его пиджаком, а у него брюки натянуты до самого пупка. Ну и первый час фильма сюжет не пестрит какими-то драматургическими переходам, сломами, поворотами. Нам просто показывают жизнь женщины и четверых её детей. Вот они едят, вот каждый занимается своим делом, вот они поют песню о море, вот они показательно счастливы. И это реалити-шоу длится не менее часа.
Конечно же, в фильме будет присутствовать пьяница, которого не будет любить весь коллектив, но который под конец фильма всё поймёт и исправится. И ещё будет фигурировать тунеядец, который не будет хотеть работать со всеми, но потом тоже всё осознает и исправится. Ну и отдельной песней льются сами трудовые часы команды рыболовецкого судна. Там тоже свой драматизм: не выполнили план и нужно рисковать. А риск заключается в том, чтобы вновь закинуть сети туда, где вчера ничего не поймали, но сегодня вдруг что-то будет. Я так переживал. Ну и, конечно, когда показывают, как сети спускаются в воду звучит такая торжественная музыка, под которую можно было бы поднимать красный флаг над Рейхстагом.
В целом, смотреть рекомендуется только тем, кому нравятся вот эти характерные черты советских кинофильмов 50-х годов. Их в этом фильме навалом. И я понимаю, что таково было время, такими были люди и такие были фильмы. И вроде красная рецензия незаслуженно написана, но я же опять-таки понимаю, что это типичный конвейерный фильм о том, как счастливы трудящиеся, об их трудовых победах и неудачах. Это мало кому может быть интересно.
4 из 10
9 ноября 2013