Море зовет
6.8
5.6
1956, драма
СССР, 1 ч 35 мин
6+

В ролях: Людмила Скопина, Алексей Ивашов, Юрий Пузырёв, Александр Суснин, Надежда Семенцова
и другие
Екатерина Чумак, вдова черноморского моряка, растит чеверых сыновей. Дети погибшего моряка решают посвятить свои жизни морю. Двое плавают на одном сейнере. Один из них - капитан, второй мечтает о дальних берегах и пытается игнорировать приказы капитана, но вскоре поняв, что так он ничего не добьется, берет уроки мужества и порядка у старшего брата. Младший братишка - шкодливый пятиклассник Тимка - тоже когда-нибудь станет капитаном, а пока решает оставить мать в покое и устроиться юнгой на корабль.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Море зовет

год: 1956
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Алексей Герасимов
композитор:
художники: Михаил Юферов, А. Петрова, Феликс Вакериса-Гальдос
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 апреля 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Море зовет», 1956

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Море зовет», 1956

Кто в море не бывал — тот Богу не молился

«Мать родная тебя не обманет, а обманет туман голубой. Не надейся, рыбак, на погоду, а надейся на парус тугой…»

Трудно найти режиссёра более преданного морской тематике, чем Владимир Александрович Браун. Почти во всех названиях его фильмов есть слова, сразу определяющие принадлежность картины: «берегов», «матросы», «корабля», «морской», «плавании», «матрос», «море» и т. д. Он ни разу не изменил своей любви на протяжении всей творческой карьеры. Среди его работ есть настоящие шедевры, например, как «Максимка» (1952) или «Матрос Чижик» (1955), а есть просто очень душевные ленты о море, о моряках. Предпоследняя в биографии Брауна лента «Море зовёт» — именно такая. Нелли Морозова и Валентин Морозов написали сценарий, в котором несколько отошли от традиционных случаев изображения многодетных семей, в которых каждый ребёнок обладал всем набором положительных качеств.

В картине у вдовы черноморского моряка Екатерины Матвеевны Чумак (Людмила Скопина) четверо сыновей. Старший Матвей (Анатолий Соловьёв) только что демобилизовался и приехал к матери с намерением продолжить дело трагически погибшего отца. Второй сын — Виктор (Юрий Пузырёв) — работает помощником капитана на рыболовецком катере «Медуза». Третий сын — Борис (Александр Суснин) — служит в порту радистом. А самый младший — Тимка (Вава Улитин) — пока учится в школе, но тоже мечтает когда-нибудь стать моряком. Фильм назван «Море зовёт» совсем не случайно, потому что все Чумаковы — от мала до велика — только им и живут. И даже вдова Екатерина Матвеевна по-женски прощает гневливое море за то, что отняла мужа.

В картине Владимир Браун сделал акцент не столько на морскую романтику, сколько на «береговую жизнь» моряков. Сделал он это интересно, наделив каждого персонажа индивидуальным характером. Несмотря на то, что все четверо — родные братья, — они совершенно разные. Матвей — волевой и решительный (таким его сделал война). Виктор — непредсказуемый, взбалмошный. Борис — целеустремлённый, при этом, по-мальчишески мягкий. Тимка, которого чудесно сыграл Вова Улитин — настоящий сорвиголова, каким и должен быть мальчишка в его возрасте. Основной конфликт картины построен на втором сыне Екатерины Матвеевны — Викторе. Впрочем, в фильмах тех лет это скорее правило, чем исключение.

Не стоит забывать, что кинематограф того времени нёс в себе не столько развлекательный, сколько воспитательный характер. Зачастую заранее выбранный персонаж искусственно акцентировался до положения «белой вороны», чтобы его потом всем миром «перевоспитывали». В этом нет ничего странного, потому что даже в 80-е годы коллективам приходилось «нянчиться» с такими вот проблемными работягами. Разумеется, оба сценариста прекрасно понимали, как отреагируют зрители на поведение Виктора в самых различных жизненных ситуациях — исключительно возмущением. Даже любовную линию они специально сделали «раздвоенной».

К слову сказать, и Антонина (Надежда Семенцова), и Настенька Федоренко (неподражаемая Надежда Румянцева!), сыграли блестяще, создав яркие и запоминающиеся характеры. Правда, Настенька Федоренко воспринимается иначе, нежели Антонина. Происходит это потому, что сочувствие всегда на стороне «проигравшей», да и учительнице — серьёзному рассудительному человеку — как-то не с руки так торопиться со свадьбой. Но всё перечисленное — это вовсе не недостатки картины — это и есть сам картина, какой её задумали и сняли талантливые люди. А дело зрителя — лишь смотреть и благодарить их за то, что позволяют нам из 21 века, будто на машине времени, перенестись в эпоху первого десятилетия после Великой Отечественной войны.

«В прозрачной волне покачнулась луна, а звёзды в глазах твоих светятся. Любимая, слышишь, как море шумит?.. Зовёт, чтобы снова нам встретиться…»

5 января 2016

Это классика советского кино. Но, к сожалению, в плохом смысле этого слова. Я не люблю советские фильмы 50-х годов. «Мир, труд, май», неунывающие работяги, поедание кукурузы в кадре, лощёные лица актёров и многое другое. Кино было очень по-советски пафосное, всё такое правильное, коммунистически одобренное и обязательно про будни рабочего класса, который живёт весело и трудится с энтузиазмом.

А фильм «Море зовёт» — ярчайший представитель, собравший все узнаваемые штампы советского кино 50-х годов. Его хронометраж составляет 95 минут, но оно бесконечное. Да, такой парадокс. Я его смотрел и реально чувствовал как старею. Почти все герои-мужчины все слова произносят с интонацией «эгегей!» или «эх, как же я счастлив говорить любые слова, потому что я советский трудящийся человек!». Вот так. С соответствующей жестикуляцией и мимикой. Все героини произносят свои реплики с интонацией «а я говорю так неспеша и проникновенно, потому что я мудрая советская женщина, мать и верный товарищ». И ещё если парень и девушка гуляют, то она, разумеется, накрыта его пиджаком, а у него брюки натянуты до самого пупка. Ну и первый час фильма сюжет не пестрит какими-то драматургическими переходам, сломами, поворотами. Нам просто показывают жизнь женщины и четверых её детей. Вот они едят, вот каждый занимается своим делом, вот они поют песню о море, вот они показательно счастливы. И это реалити-шоу длится не менее часа.

Конечно же, в фильме будет присутствовать пьяница, которого не будет любить весь коллектив, но который под конец фильма всё поймёт и исправится. И ещё будет фигурировать тунеядец, который не будет хотеть работать со всеми, но потом тоже всё осознает и исправится. Ну и отдельной песней льются сами трудовые часы команды рыболовецкого судна. Там тоже свой драматизм: не выполнили план и нужно рисковать. А риск заключается в том, чтобы вновь закинуть сети туда, где вчера ничего не поймали, но сегодня вдруг что-то будет. Я так переживал. Ну и, конечно, когда показывают, как сети спускаются в воду звучит такая торжественная музыка, под которую можно было бы поднимать красный флаг над Рейхстагом.

В целом, смотреть рекомендуется только тем, кому нравятся вот эти характерные черты советских кинофильмов 50-х годов. Их в этом фильме навалом. И я понимаю, что таково было время, такими были люди и такие были фильмы. И вроде красная рецензия незаслуженно написана, но я же опять-таки понимаю, что это типичный конвейерный фильм о том, как счастливы трудящиеся, об их трудовых победах и неудачах. Это мало кому может быть интересно.

4 из 10

9 ноября 2013

Драма Море зовет появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссером является Владимир Браун. Кто играл в фильме: Людмила Скопина, Алексей Ивашов, Юрий Пузырёв, Александр Суснин, Надежда Семенцова, Надежда Румянцева, Григорий Козаченко, Петр Савин, Владимир Емельянов, Иван Рыжов, Иван Матвеев, Борис Кудряшов, Николай Пишванов, Анатолий Соловьев, Александр Лебедев.

Страна производства - СССР. Море зовет — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.