Человек на рельсах
Czlowiek na torze
7.3
7.6
1956, драма
Польша, 1 ч 29 мин
В ролях: Казимеж Опалиньский, Жигмунт Мачеевский, Зигмунт Зинтель, Зыгмунт Листкевич, Роман Клосовский
и другие
О том, как старый, опытный машинист Ожеховский, уволенный с паровоза за «враждебное отношение к новому порядку», ценой собственной жизни предотвращает крушение.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек на рельсах

английское название:

Czlowiek na torze

год: 1956
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Ромуальд Кропат, Ежи Вуйчик
художники: Роман Манн, Галина Добровольская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 января 1957 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Человек на рельсах», 1956

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Человек на рельсах», 1956

Встать на пути у поезда

«Человек на рельсах» — второй из пяти художественных фильмов Анджея Мунка, одного из наиболее ярких представителей так называемой «польской школы кинематографии» — направления в польском кино середины 1950-х — середины 1960-х годов, сложившегося под влиянием итальянского неореализма в эпоху ослабления политического диктата в Польской Народной Республике, обусловленного смертью Сталина. Это и второй фильм «железнодорожной тематики» в фильмографии Мунка после 22-минутной документальной ленты «Слово железнодорожников» 1953 года, которая одновременно в пропагандистской и поэтической манере рассказывала о каждодневной и столь важной для экономики страны работе трудящихся на польских железных дорогах.

«Человек на рельсах» был снят Мунком в 1956-м году по сценарию знаменитого польского писателя и сценариста Ежи Ставинского, премьера состоялась в январе следующего года. На международном кинофестивале в Каловых Варах эта картина принесла Мунку приз как лучшему режиссёру, получив также номинацию на «Хрустальный глобус» за лучший фильм.

В фокусе повествования, которое, что важно, атрибутировано 1950-м годом, оказывается загадочная гибель под колёсами пассажирского поезда Владислава Ожеховского — бывшего машиниста, отправленного на пенсию незадолго до несчастного случая. Вскоре выясняется, что вынужденная остановка состава спасает жизни пассажиров, так как семафор, расположенный в нескольких метрах от места наезда, показывал неправильный сигнал. Для выяснения обстоятельств происшествия в депо, в котором работал Ожеховский, собирается комиссия. В ходе работы комиссии, привлекающей к расследованию различных свидетелей, зритель знакомится со сложным и противоречивым характером Ожеховского. Фильм выполнен не без влияния шедевра «Расёмон» Акиры Куросава: события и личность главного героя представлены пересекающимися рассказами людей, знавших погибшего, ключевые сцены по ходу фильма повторяются, будучи показаны с разных углов. Подобная многогранная структура позволяет современному зрителю не только увлечься хорошо проработанной полудетективной историей и непростой судьбой «человека на рельсах», но и познакомиться с комплексом проблем, характерных для рабочего класса Польши в первые годы коммунистического режима.

Машинист Ожеховский, которого посмертно пытаются «разобрать» члены комиссии — колоритный представитель железнодорожников старой закалки, начавший свою трудовую деятельность ещё во времена Российской империи, чуждый реалиям новой послевоенной Польши. Он презентует собой стареющую «рабочую аристократию» — рабочих старой формации, которым не остаётся места в социалистическом обществе, воспитывающем «нового человека».

Ожеховский большую часть жизни проработал в условиях чёткой иерархии в паровозной бригаде, где кочегар и помощник машиниста беспрекословно подчинялись и находились едва ли не в личной зависимости от машиниста. Последний мог применять к ним меры вплоть до рукоприкладства. Времена изменились, но не изменился сам Ожеховский. Он по-прежнему залезает в кабину в белых перчатках, которые не только подчёркивают статус, но и используются для проверки того, насколько хорошо подчинённые «вылизали» паровоз. Образ «машиниста-диктатора» Ожеховского дополняют короткие усы.

Ожеховский чужд новой производственной дисциплины, ему, как и другим воспитанникам «старой школы», непонятен смысл рабочих собраний, на одном из них он устраивает демарш. Будучи самым опытным специалистом в своём депо, зная лучше, чем кто бы то ни было вверенную технику, он неизменно занимает одно из последних мест в показателях по экономии угля, со скандалом отказывается подписать обязательство использовать худшие сорта топлива. С его квалификацией и требовательностью к бригаде, и то и другое Ожеховскому ничего бы не стоило, но «Я езжу так, как всегда ездил. Я сжигаю столько угля, сколько мне нужно», — говорит он. Ни социалистическое соревнование, ни призывы председателя рабочего собрания пана Тушки помочь восстановлению государства более эффективным расходованием ресурсов не находят отклика у ветерана Варшавско-Венской железной дороги.

Устаревшее кастовые представления Ожеховского вступают в противоречия с новым строем, где социальные лифты несутся с невиданной доселе скоростью. Ожеховский вспоминает, что раньше помощнику машиниста нужно было не менее восьми лет, чтобы «перейти на правую сторону» — занять место машиниста. Сам он шёл к этой должности с самого низа двенадцать лет. При коммунистах картина складывается совершенно другая. Ожеховский с удивлением видит, как быстро учится новая молодёжь. Молодой пан Тушка, который перед войной некоторое время работал помощником машиниста под началом Ожеховского, почувствовавший на себе его методы «дрессировки», к 1950-му году становится начальником депо. И на этой должности вступает в борьбу со старомодными взглядами Ожеховского, противоречащими духу времени.

Тушка олицетворяет в себе того самого «нового человека» — строителя нового мира, который с головой окунается в работу. Ожеховский ему непонятен, он видит в нём идейного врага и вредителя. Сначала Тушка назначает Ожеховскому помощником юного Запору — самого идейного и политически грамотного работника депо, которому всецело доверяет. А после скандала, устроенного Ожеховским на рабочем собрании, Тушка отправляет его на пенсию. «Быстро вы выставили человека после сорока лет работы», — с укоризной говорит Тушке самый пожилой член комиссии по расследованию. Он не спешит соглашаться с версией Тушки и его коллеги и ровесника Варды, что «обозлённый вредитель» Ожеховский из мести испортил семафор, а затем, не помня себя, попал под поезд. «Я работаю на железной дороге на двадцать лет дольше, чем вы, Варда. Он не мог этого сделать».

Необходимый импульс в деле «изучения Ожеховского» — представителя, казалось бы, изжившего себя, но ещё живого поколения — даёт непредвзятый рассказ Запоры. Запора — плоть от плоти нового коммунистического строя, ведь именно новая власть в лице Тушки дала ему, занимавшемуся бродяжничеством молодому человеку, работу и жизненные ориентиры. Назначенный в бригаду Ожеховского помощником машиниста, он вступает в жёсткий конфликт со старым тираном, не желая терпеть унижений и помыкательства. Тем удивительней то, что именно Запора осознаёт всю противоречивость и трагедию характера Ожеховского. В столовой на одной из станций он наблюдает трогательную встречу своего начальника со старым товарищем. Лишь с ним Ожеховский может заговорить тепло и по-человечески, вспомнить общую молодость и то, как их в ежовых рукавицах держал машинист Якомбек. Запора подслушивает разговор и после безуспешно пытается расспросить Ожеховского об уже покойном Якомбеке. Встретив однажды Ожеховского в парке, Запора вдруг замечает, что вне изматывающей службы он приятный в личном отношении пожилой человек. Но даже это открытие не может помочь примириться на работе двум принципиально разным людям, взращенным в разные эпохи, людям разных формаций. Во время одной особенно яростной стычки они обмениваются такими фразами:

- В прежние времена разговор у нас был бы короткий!

- Прошли времена машиниста Якомбека!

И словно в подтверждение этих слов — именно Запора, вставший на должность уволенного Ожеховского, ведёт тот злополучный поезд. Запора сносит с пути прогресса косного и устаревшего Ожеховского? Режиссёр подкидывает зрителю эту аллюзию лишь с тем, чтобы самому же её и развенчать…

Данный текст имеет продолжение, но здесь я вынужден его оборвать во избежание спойлеров.

8,5 из 10

21 февраля 2014

Драма Человек на рельсах появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анджей Мунк. Кто играл в фильме: Казимеж Опалиньский, Жигмунт Мачеевский, Зигмунт Зинтель, Зыгмунт Листкевич, Роман Клосовский, Казимеж Фабисяк, Януш Быльчинский, Юзеф Пара, Станислав Яворский, Селина Климчакувна, Наталия Шиманска, Юзеф Новак, Януш Палушкевич, Эугения Херман, Ludoslaw Kozlowski.

Страна производства - Польша. Человек на рельсах — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.