Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Авиценна |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Камил Ярматов |
сценаристы: | Виктор Виткович, Сатым Улуг-Заде |
видеооператоры: | Грайр Гарибян, Леонид Акимов |
композитор: | Муталь Бурханов |
художник: | Варшам Еремян |
монтаж: | Владимир Сухобоков |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 декабря 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Соцреалистический байопик обычно имеет в себе все признаки не исторического, но мифологического мышления. Поэтому в конкретной личности всегда раскрываются некие универсальные, эйдетические признаки, но никак не субъективное и неповторимое. То есть это ложноклассицистский стиль вперемешку с фэнтезийно-сказочной эстетикой, и сочетаются они хорошо, так как в обоих случаях очевидна абсолютизация морали или того, что нужно понимать как мораль в контексте.
Авиценна в фильме — идеально положительный персонаж, архетип врача, гуманиста, просвещенца, культурного деятеля и культурного героя. Характер героя непроницаем, в нем нет никаких противоречий, сомнений или даже мелких штришков дурного нрава. Рядом с ним могут быть правители из тех, что поумнее и ценят науки, и обязательно простые люди, проницательность которых всегда зашкаливает, в отличие от тех, кто олицетворяет власть. Этим второстепенным портретам противопоставлены как будто приходящие из сказки злые ханы и их их вельможи с воинами. Царство их держится на саблях и копьях, они религиозные мракобесы и гонители всего живого. Вот такой незамысловатый Мордор, по мнению создателей фильма, и есть богатейшая и разнообразнейшая по своим процессам и результатам жизнь исламского Востока в канун первого тысячелетия нашей эры.
Подобный метод, конечно, проигрышен. В самом деле, когда Авиценне противостоит не достойный соперник, но самодур-падишах или полушаман-полулекарь, нет нужды обращаться как раз к истории. Как известно, ее освещение в рамках советской идеологии позволял выписывать только вот такие узоры, где одна его половина была революционной и прогрессивной, а другая — реакционной и регрессивной. Вот такое противостояние идеологических света и тьмы и изображается в картинах, как эта. Долгосрочный поединок двух сил может быть привязан к любой эпохе и территории, но его сущность от этого не меняется: в перспективе силы света должны победить, но пока они предъявляют времени своих пророков, опережающих это самое время. Пророки обладают еще и признаками мучеников, фильм парадоксально (потому что он про исламский Восток) обладает всеми признаками жития, что вызывает невольную усмешку.
В общем, вот такая в меру удачная адаптация исторической личности Авиценны, которая, конечно, интересна только с позиций своего времени, когда был отснят весь этот материал.
11 марта 2014