Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний мост |
английское название: |
Die letzte Brücke |
год: | 1954 |
страны: |
Австрия,
Югославия
|
режиссер: | Хельмут Койтнер |
сценаристы: | Хельмут Койтнер, Норберт Кунце, Хельмут Ашлей, Танасие Младенович, Радош Новакович, Столе Янкович, Густав Гаврин |
продюсер: | Карл Шоколл |
видеооператор: | Элио Карниэль |
композитор: | Карл де Гроф |
художники: | Коста Кривокапич, Отто Пишингер, Вольф Вицеман |
монтаж: | Паула Дворак, Хермин Дитхельм |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 февраля 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Тема «мостов» не раз привлекала внимание кинематографистов, снимающих фильмы о войне. Наверное, самый известный мост в этом смысле — «Мост через реку Квай» Дэвида Лина; были ещё снятые в разное время «Мост слишком далеко» Р. Аттенборо с целой армией прославленных актёров, «Ремагенский мост» Дж. Гиллермана, «Мост Ватерлоо» М. Лероя, более современная балканская история — «Мост через Ибар» и ряд других заметных работ. Среди подобных фильмов выделяется пацифистская картина Хельмута Койтнера «Последний мост».
В этом фильме мосты являются героями повествования, символами, показывающими судьбу немецкой медсестры (Мария Шелл), которая открывает для себя, что же такое война. На первом мосту на оккупированной югославской территории женщина впервые сталкивается с партизанами, готовыми на всё ради освобождения родной земли. На следующем мосту Хельга Райнбек оказывается уже в качестве заложницы югославских партизан, которые после капитуляции Италии стремятся занять ничейную землю. Именно на этом мосту немка понимает, что её главная миссия на этой войне — спасать людей, что она как медсестра в ответе за каждого, кого встретит на своём пути, здесь нет деления на своих и чужих. А после разрушения подвесного моста через горную реку Хельга переходит по мосту с опорами из человеческих плеч не только на другой берег реки, но и на другую сторону на этой ужасной войне. Она понимает, сколько горя её народ принёс на землю ни в чём не повинных людей и пытается всеми силами искупить вину немцев перед оккупированным народом, постоянно рискуя не только своим здоровьем, но и жизнью. И именно жизнь станет той ценой, которую она в итоге заплатит на своём последнем мосту.
Этот фильм стал уникальным для своего времени. В послевоенном кино практически не было полутонов: немцы — ужасные и бесчеловечные — и точка! Они постоянно убивают, издеваются, и уж точно не влюбляются, не разыскивают своих возлюбленных, в общем, даже отдалённо не напоминают людей. В этом же фильме практически нет свойственной тому времени жестокости, да и война — не главный герой этой истории, а лишь фон для демонстрации непростой судьбы сильной женщины, оказавшейся на мосту между двумя могучими, но бессмысленными силами, зажавшими её в тиски, из которых она так и не смогла выбраться.
Уникальность этого абсолютно пацифистского фильма подчёркивает и тот факт, что «Последний мост» — это единственный военный фильм среди 212, которые были сняты в Австрии в 1945—1955 годах. Несомненным плюсом картины стали и съёмки на натуре, на югославской земле, с настоящими мостами, горами, руинами, оставшимися после войны — этого мощного духа достоверности не заменят ни красочные декорации, ни самые современные компьютерные технологии.
Как итог, уникальность, свежесть и новизна принесли фильму немало наград, в том числе и на Каннском кинофестивале. Международный успех фильма прославил и тех, кто над ним работал. Режиссер Хельмут Койтнер благодаря «Последнему мосту» впервые громко заявил о себе, получил возможность снимать за границей и в последствие стал одним из самых влиятельных немецких режиссёров. С этой же картины началось восхождение молодых австрийских звезд — прекрасной Марии Шелл и Берхнарда Викки, который в 1959 году дебютирует в режиссуре, сняв другой фильм о безумствах войны — «Мост».
12 декабря 2016
Завязка сюжета этого фильма типично авантюрная. Медсестра немецкого госпиталя оказывается среди югославских партизан-коммунистов в статусе не пленного, но врача. До этого момента она смотрела на войну как на само собой разумеющееся: мы воюем с врагами, у нас нет ничего общего. Но пребывание среди «врагов» учит её предельно простой мысли: враги тоже болеют и даже умирают. Она же как врач не может оставаться безучастной к их страданиям.
Фильм, конечно же, насквозь пацифистский. У режиссера совершенно не было желания показывать вторую мировую как сплошные зверства со стороны немцев и сплошной героизм со стороны оккупированных народов, эта почти обязательное для кино о Второй мировой сентенция, к счастью, в картине практически отсутствует. Он просто рассказывает частную историю о женской судьбе, волею судеб оказавшейся меж двух огней. Историю о том, как категорический императив заставляет отказаться человека, врача от эгоистических мыслей и связать себя совершенно добровольно долгом по отношению к нуждающимся в помощи. Собственно, к концу фильма его авантюрная составляющая никуда не делась, ведь фильм крайне динамичен и полон перипетий, но на первый план в итоге выходит абсолютно трагедийное звучание, особенно в блестящей концовке фильма, где вот это самое нахождение главной героини «меж двух огней» подчеркнуто точным операторским решением, которое совершенно точно запомнится тем, кто посмотрит этот фильм.
6 октября 2013