Синяя гардения
The Blue Gardenia
6.6
6.9
1953, триллер, драма, криминал
США, 1 ч 25 мин
В ролях: Энн Бакстер, Джефф Доннел, Ричард Эрдман, Джордж Ривз, Рэй Уолкер
и другие
Телефонный оператор Нора Ларкин решает встретить свой день рождения наедине с фотографией и письмом своего жениха, проходящего военную службу вдалеке от дома. Из письма она узнает, что он собирается жениться на медсестре-японке. Убитая этой новостью, она соглашается на свидание с местным Дон-Жуаном в клубе «Голубая гардения». Там она выпивает лишнего, после чего он затаскивает ее к себе в квартиру и пытается изнасиловать. Обороняясь, она ударяет его по голове... Проснувшись утром у себя дома, она не помнит, что произошло, но читает в газете, что ее спутник убит, а на месте преступления найден ее носовой платок...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Синяя гардения

английское название:

The Blue Gardenia

год: 1953
страна:
США
слоган: «There was nothing lily-white about her !»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Николас Мусурака
композиторы: ,
художник: Чарльз Д. Холл
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 марта 1953 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар

Постеры фильма «Синяя гардения», 1953

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Синяя гардения», 1953

Пессимистическая антропология Фрица Ланга (часть 2)

Присутствие режиссерского таланта Ланга в такой ленте, как «Синяя гардения», минимально, фильм получился посредственной мелодрамой с элементами нуара, которые, однако, не делают его ни реалистичнее, ни мрачнее. Тем не менее эту картину можно рассматривать как своеобразную заготовку к двум последним работам Ланга в Голливуде: фильмам «Пока город спит» и «По сторону разумного сомнения». В частности, с первым из них ее объединяет пунктирно очерченная тема всевластия прессы и беспринципности журналистов, их профессионального цинизма и делячества (в то же время не лучше ли посмотреть более острую ленту Маккендрика «Сладкий запах успеха», чем эти художественно компромиссные картины Ланга?).

Несмотря на все свои недостатки и пестроту разнообразных сюжетных штампов и клише актерской игры (первые полчаса исполнители так беззаботно улыбаются и шутят, что хочется кинуть в них чем-нибудь тяжелым – так тошнит от их лицемерного добродушия и «кип смайлинг») «Синяя гардения» довольно плотно, без лакун смонтирована и имеет бодрый, залихватский ритм, смотреть ее не скучно, но от стереотипов в понимании жизни и оставляющего совсем уж скверные чувства детективного хеппи-энда с души воротит. Картина также в отличие от «Дома у реки» эстетически бедна: здесь почти нет фирменного нуаровской игры света и тени, нет фатальной обреченности преступника, этого центра повствования.

Все элементы нуара здесь кажутся спародированными посредством мелодраматической фабулы, расстановки этических акцентов и голливудского торжества добра в финале. Однако, в том момент, когда зритель поверит в беспринципность героя-журналиста и поразится хитрости и коварству его игры с жертвой, пока в дело не смешается вездесущая любовная линия, делающая его положительным, до тех пор фильм смотрится с интересом, уж точно большим, чем современные голливудские поделки. 1953 год, когда фильм был снят, нуар как жанр сходил на нет, то и дело вступая в конвергенцию с другими голливудскими жанрами, все больше заражаясь от них фальшью и неправдоподобием.

В отличие от «Пока город спит» и «По ту сторону разумного сомнения» аморальность прессы не становится в «Синей гардении» нарративным стержнем, социальное наполнение здесь минимально. К тому же не будем забывать, что голливудский зритель середины 1950-х (не берем в расчет французских синефилов тех лет) ждал от кино не только отдыха и развлечения, но и, что особо важно, удобных в своей поверхностной подаче жизненных коллизий. Да, Годар и его команда оценивала в тех годы голливудское кино с позиций совершенства формы, увлекательности, драйва, противопоставляя его скуке и нудности «папиного кино». Однако, «Синяя гардения» - не лучший материал для синефильского обзора, здесь глазу любителя кино просто не за что зацепиться, ибо почти все пространство фильма укатано катком голливудских клише.

27 июля 2022

История одного цветка

За несколько лет до прощания с кинокарьерой в Голливуде, Фриц Ланг снимает криминальный нуаровый триллер «Синяя гардения» (1953), который кажется далеко не самой характерной (по крайней мере, для этого режиссёра) картиной.

Сюжет фильма: В день своего рождения телефонистка Нора Ларкин (Энн Бакстер) читает полученного письмо от любимого парня, в котором тот пишет, что полюбил медсестру, которая спасла ему жизнь и после окончания войны они собираются пожениться. Нетрудно догадаться, что девушка подавлена этой новостью.

В этот момент звонит телефон и она соглашается пойти на свидание в ночной клуб «Синяя гардения». с художником Гарри Пребблом (Рэймонд Бёрр), который был уверен, что приглашает её соседку по квартире Кристел Карпентер (Энн Сотерн). Немного переборщив с алкоголем, она отправляется к нему домой, где он пытается к ней приставать.

Схватив попавшуюся под руки кочергу, она ударяет его по голове, но алкоголь делает своё дело и она тут же отключается. Проснувшись, она в спешке покидает его квартиру (даже забыв надеть туфли и оставив некоторые свои вещи там) и наутро ничего не помнит о произошедшем там. А тем временем, полиция констатирует смерть художника и среди улик — окровавленный платок, пара туфель, синяя гардения и пластинка, игравшая на проигрывателе…

Криминальный нуаровый триллер «Синяя гардения» при просмотре очень сильно смахивает на типичный детектив, в котором центральным вопросом является «убила ли главная героиня художника на самом деле?». Режиссёр достаточно грамотно увеличивает напряжение, показывая отчаяние героини Энн Бакстер.

Но вся проблема в том, что у внимательного зрителя может возникнуть мысль о том, кто «реальный убийца» уже после первых 15 минут фильма и, хотя затем зрителя пытаются отвлечь от этой мысли, откровенно провальный финал, по сути, перечёркивает всё лучшее, что было в этой постановке.

Ещё одним недостатком фильма можно назвать то, что в первые минут 20—25 ощущения того, что зритель смотрит нуар совсем не появляется — наличие героини Энн Сотерн даже настраивает на то, что это романтическая комедия — исключением можно назвать только персонаж Рэймонда Бёрра, который кажется слишком хищным для этого жанра.

Актёрский состав этой картины подобран, в целом, удачно. Энн Бакстер весьма убедительна в роли телефонистки, которая в отчаянии из-за уверенности в том, что она и есть убийца. Менее впечатляюще смотрится Ричард Конте в качестве журналиста, неравнодушного к главной героине. Энн Сотерн в роли остроумной соседки главной героини вполне органична, но присутствие её персонажа нередко кажется необязательным.

Рэймонд Бёрр ожидаемо выглядит «хищником, который охотится на Красную шапочку». Кстати, и заканчивает свою жизнь этот персонаж, по сути, также, как волк из сказки Шарля Перро. Ещё выделяется Нэт «Кинг» Коул его исполнением песни «Blue Gardenia», которая играет весьма роковую роль в этой истории.

В целом, перед нами фильм-нуар, на деле являющийся вполне заурядным детективом. Так что, и рекомендаций к просмотру будут соответствующие — для любителей детективов и почитателей творчества Энн Бакстер, Ричарда Конте и Энн Сотерн. Спасибо за внимание!

7 из 10

7 сентября 2015

Фриц Ланг — синяя гардения

Забудем о Ланге. Вы слышали сингл группы «Ленинград» — «Дала не дала»? Значит вспомните женское соло о прошедшем вечере, где дама с явной истерикой размышляет о своих провалах в памяти в категориях «водка отдыха не портит» или «Я очнулася в кровати в платье с одним каблуком». Ну и еще много резких оценочных суждений. Так вот, фильм «Синяя гардения» как раз именно о такой ситуации.

Героиня Энн Бакстер играет вполне приличную женщину, которая неожиданно для себя принимает решения провести вечер в компании с известным ловеласом. Чрезмерная доза спиртного, сексуальные приставания, разбитое зеркало, кочерга и крик. Факт убийства никто не отрицает, а вот обстоятельства наша «золушка» оставившая свои красивые туфельки у новоявленного покойника никак не может вспомнить. Вот тут Ланг и высекает юридический дискурс — пока на экране неторопливо протекают совершенно тривиальные и предсказуемые розыскные мероприятия, а наша героиня пытается вспомнить происходящее, очевидно, что режиссер позволяет нам осмысливать начало ленты. Там ведь все так динамично и совсем не картинно, почти как в жизни. Самозащита или аффект, глупость или попытка изнасилования? Именно об этих категориях не может не поразмыслить зритель. Ну, а когда нам позволят сформировать свое мнение Ланг высечет в граните неожиданный и, как мне видится, совершенно лишний безвкусный, финал.

В сущности, режиссер опять заходит на свою излюбленную территорию соотношения Права и Бессознательного. Разыгрываемая комбинация вполне соответствует хичкоковской парадигме. Правда последний большее внимание уделял как раз вопросам психоанализа и не стремился к академизму. Оттого «Марни» в сравнении выглядит шедевром.

Наверное отсутствие эффектности в «Гардении» связано и с более чем скромной актерской работой Энн Бакстер. Актриса, которая практически каждую свою роль могла превратить в шедевр и подарившая феноменальное исполнение в «Все о Еве» на этот раз была чрезмерно правильной. Она переигрывала как в сценах пьяного обольщения, так и в прогрессии аффективных расстройств. Да и Ричард Конте совсем не обладал фактурой Марлона Брандо или Пола Ньюмена, на харизме которых фильм мог бы «выстрелить».

Именно поэтому предложенная лента Ланга не вызывает никакого впечатления. Потому и вспоминается Сергей Шнуров. Тут нужен был трикстер или МакГаффин, нечто совершенно неправильное, неверное, что ставило бы все происходящее с ног на голову, кардинально изменяя первоначальный расклад. Увы, от Ланга в тот период таких выпадов дождаться было просто невозможно.

5 из 10

30 мая 2015

«Извините, чтобы попасть на обложку журнала, нужно сначала совершить убийство».

Один из красивейших фильмов в жанре нуар, да наверное и один из красивейших фильмов в принципе. И это даже несмотря на то, что его исполнение чёрно-белое. Но здесь столько деталей, выполняющих как эстетическое, так, возможно, и символическое назначение, что камера просто не может не останавливаться на всех этих подробностях, любовно смакуя их. Туфельки маленького размера, выполняющие здесь почти такую же роль, как в «Золушке», только по ним требуется найти не невесту для принца, а предполагаемую виновницу убийства. Разбитое стекло, чей тревожный звон долго ещё будет напряжённо прорезать туго натянутую ткань сюжета… Свежая, хрупкая и нежная гардения, порывом внезапного неистовства сшибленная на пол…

Произведение несравненно атмосферное и будоражащее. Разные элементы способствуют этому, в том числе и таинственная амнезия героини, которая сама не в силах вспомнить, совершала ли она то убийство. Большое значение имеют и контрасты: изысканная обстановка — и такое грубое орудие убийства, как банальная кочерга. Зыбка грань между действительным и ирреальным; а ещё зыбче, пожалуй, между жанрами, которых, несмотря на один основополагающий, здесь видится превеликое множество, как тончайших оттенков аромата у прекрасного цветка. То романтика — но тут же она словно переплавляется в почти невидимое жало искусного антимилитаризма, ведь юноши, ушедшие на войну, вот так раз, совсем не всегда сохраняют верность своим оставшимся подругам, а в госпитале находят себе другую.

То будто бы комедия положений — ведь если позвонишь в квартиру, в которой вместе проживают три девушки, то свидание можешь в итоге назначить совсем даже не той, которой предполагал. Но комедия вмиг обернётся трепетным триллером. И тут опять до романтики недалеко, ведь щекотать нервы романтике и триллеру сподручней в тесном слиянии и соприкосновении. Однако чтобы приобнажить самые потаённые струны человеческой личности, потом оставьте же от романтики одни осколки, чтобы продемонстрировать всё саркастичное, расчётливое, чёрствое, беспринципное и корыстное, что имеется в сем мире. Заставьте думать, что кроме этого ничего в человеке и не существует. Используйте людей как вещи, разрывайте в крохотные клочки лепестки доверия, докапываясь до корней детективных интриг, покажите жертве, неважно, невинной или нет, её полнейшую загнанность, уязвимость перед нелепым стечением обстоятельств. Но надругайтесь даже над этим — над священной для любого солидного произведения совершеннейшей жутью и безнадёгой действительности, когда все чёткие парни знают, что возможности на благополучный исход не осталось. Пусть гардения снова наполнит флюидами сознание, и её аромат станет вестником близкой разгадки, противоречащей фактам как можно сильнее, зато столь дружественной интуиции, столь же воздушной и привлекательной, как и ускользающая красавица, в сугубо журналистских целях получившая сначала прозвище Синей Гардении…

21 октября 2013

Нуарные фильмы в творчестве крупнейшего немецкого экспрессиониста Фрица Ланга, занимают, несомненно, особое место. Помимо того, что многие художественные приемы в поздних нуарах заимствованы из «М», сам Ланг после переезда из Германии, где были сняты его главные произведения, в Америку, посвятил «черным» фильмам большую часть своих работ. «Синяя гардения», незаметно поселившаяся в поздней фильмографии режиссера, представляет собой именно тот отрезок, описанный выше. Снятый в 53-м году прошлого века, фильм просто попал в конвейерный поток и не смог ничем выделиться.

Сценарной оригинальностью Гардения похвастаться едва ли может. Молодая женщина, опечаленная после разрыва с молодым человеком, решается пойти на свидание с первым встречным незнакомцем. Её спутник, предварительно напоив девушку, попытался после изнасиловать, но получил по голове первым подвернувшимся тяжелым предметом. На утро, Нора в спешке покидает дом, ничего не помня, в то время как заголовки всех газет сообщают об убийстве того самого мужчины, с кем она провела вчерашний вечер. Незамысловатая завязка растягивается на добрых 40 минут и занимает половину хронометража. Интрига хрупка, как фарфоровая ваза, а выстроить мощный саспенс на тонком фундаменте практически невозможно. Нет загадки, но постановщик всеми силами пытается создать иллюзию обратного. И надо сказать, скепсис быстро сменяется поначалу неподдельным интересом, а после и сопереживанием несчастной девушке. В печальных глазах Норы, внутреннее беспокойство отражается как в зеркале. Наивность ретро-фильмов, которым пропитан нуар Ланга, в этом произведении ни капли не раздражает, он наоборот делает его очень живым, искренним.

По-хорошему, такие фильмы служат отличным примером уровня постановщика, ибо далеко не каждый способен из тривиального сюжета сотворить действительно любопытное произведение, имеющий в полном достатке все необходимые атрибуты жанра. Здесь и отлично передано душевное состояние главной героини посредством отлично подобранного музыкального сопровождения, прекрасно сняты ночные сцены, мрачная атмосфера безысходности витает в воздухе — все как положено. Разве что саспенс, постепенно нагнетаемый по ходу фильма, к развязке рассеивается и снова обнажает главный недостаток фильма, возвращая зрителя к начальному скепсису. Вот и выходит, что отлично поставленный основной отрезок, обрамляется длинной банальной завязкой и пятиминутной невразумительной развязкой, лишенной кульминации.

Если задаться вопросом, чем же Синяя гардения отличается от сотни других нуаров, то помимо именитого постановщика в титрах и несвойственного жанру отсутствию образа роковой женщины, сказать что-либо будет сложно. Крепко сбитый жанровый фильм, который будет интересен в первую очередь поклонникам Ланга. Он как тот цветок гардения. Непримечателен, знаком разве что натуралистам, но ежели наткнулся на него, потратить свое время на его изучение, дело весьма занятное.

7 июня 2012

Триллер Синяя гардения появился на свет в далеком 1953 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фриц Ланг. Кто играл в фильме: Энн Бакстер, Джефф Доннел, Ричард Эрдман, Джордж Ривз, Рэй Уолкер, Нэт «Кинг» Коул, Фэй Бэйкер, Роберт Байс, Лела Блисс, Гэйл Бонни, Эдвард Кларк, Майк Донован, Фрэнк Фергюсон, Элизабет Флюрной, Долорес Фуллер.

Страна производства - США. Синяя гардения — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.