Вива, Сапата!
Viva Zapata!
7.3
7.3
1952, драма, вестерн, военный
США, Мексика, 1 ч 48 мин
12+

В ролях: Марлон Брандо, Джин Питерс, Энтони Куинн, Джозеф Уайзмен, Арнольд Мосс
и другие
Фильм про великого Сапату, простого мексиканского крестьянина, поднявшего свой голос против произвола богачей и поднявшего руку на их ценности.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Вива, Сапата!

английское название:

Viva Zapata!

год: 1952
страны:
США, Мексика
слоган: «A BANDIT WHO BECAME A LEGEND!...Roaring Story of Mexico's Tiger on a White Horse!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Джозеф МакДональд
композитор:
художники: Лелэнд Фуллер, Лайл Р. Уилер, Травилла, Клод Е. Карпентер, Томас Литтл
монтаж:
жанры: драма, вестерн, военный, биография, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1800000
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 1952 г.
на DVD: 6 ноября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, вестерн, военный, биография, история

Видео к фильму «Вива, Сапата!», 1952

Видео: Трейлер (Вива, Сапата!, 1952) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Вива, Сапата!», 1952

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Вива, Сапата!», 1952

«Иногда и мервый человек может быть ужасающим врагом»

С самых первых минут фильма — который сразу же зацепил — меня не покидал вопрос «Отчего же американцы так любят снимать фильмы про революционеров, чьи идеи отличны от «американской мечты»?

Сначала я было думала, что просто потому, что любят они всяких героев — только раньше это были реальные личности, из истории, а теперь как-то больше на фантастику перешло.

А с другой стороны — фильмы обычно завершаются смертью этих самых героев, а потому.. Впрочем, мне кажется, я слишком ухожу в политическую подоплеку, которая вполне возможно никак не связана с кино. С этим кино. (Хотя кого я обманываю).

Несмотря на то, что фильм был достаточно типичной историей борца за справедливость, смотреть его было совсем не скучно. По опыту могу сказать, что правды с вымыслом там в лучшем случае 50/50, но как любят повторять все те же американцы: «не важно, сколько правды в этой истории — главное, что это была хорошая история».

Так вот, самым значительным отличием я считаю поведение Эмилиано с Хосефой. Нет, оно мне не показалось странным как, назовем это, культурно-социальный феномен, мне оно показалось странным, опять же, с точки зрения подачи — обычно всякие отношения главных (и не очень) героев всячески романтизируют рано или поздно (не смотря на то, как там было на самом деле), чтобы все как в мультфильмах «Дисней», а тут с Хосефой обошлись довольно жестоко. Но это ерунда.

Не менее, чем положение Хосефы меня по-своему порадовал момент, где Эмилиано был буквально за шаг от того, чтобы стать тем, против кого всегда боролся. И вообще вся эта его дерганная «простолюдинность». Ведь он искренне не понимал, зачем ему какое-то ранчо, если он боролся за общее дело. Даже его брат уже начал считать его дураком. И их обоих можно понять. Идеалисты и оппортюнисты редко понимают друг друга — и это не удивительно.

Также мне понравилась финальная идея. «Он не умер, он — в горах, просто сейчас мы не можем его найти». Жаль только, что.. «хорошая мысля приходит опосля».

20 января 2020

Диффузия

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!

Эмилиано Сапата

В 1952 году оскароносный режиссер Элиа Казан предстал перед членами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности — «американской инквизицией» ХХ века — реакционной организацией, занимавшейся выявлением и истреблением «подрывных элементов» в среде американской интеллигенции, по сути — чистками, менее жесткими, чем сталинские, но от того не менее омерзительными и позорными. На кострах этой охоты на ведьм горели добрые имена Чарли Чаплина и Зеро Мостела, Артура Миллера и Бертольда Брехта, Поля Робсона и Альберта Эйнштейна, и многих других. Многие из них пострадали без всяких на то оснований, Казану же действительно было, что скрывать. Он всегда симпатизировал левым, и состоял в коммунистической партии. Однако в отличие от многих других, Казан перед комиссией выложил абсолютно все — и даже, говорят, больше, чем у него спрашивали. Без тени сомнения он сдал своих бывших товарищей по партии, которые вместе с ним когда-то мечтали о светлом и справедливом будущем для всех, а также просто случайных и по каким-то причинам не угодивших комиссии людей. Трудно сказать, что руководило Казаном — страх за будущее или банальный расчет — в конце концов, у большинства «неблагонадежных» серьезно пострадала карьера, но от этого позорного пятна Казан не смог отмыться до конца жизни. Несмотря на действительно восхитительные фильмы, огромный вклад в мировое кино и ворох премий, американские деятели культуры до сих пор кривятся при упоминании фамилии Казан, считая его предателем.

Самое интересное, что пока Казан стучал на друзей, доносил и предавал, в кинотеатрах шел, пожалуй, самый «пролетарский», идеалистический и «прокоммунистический» его фильм — «Вива Сапата!», фильм, убеждения которого он самолично предал.

Но оставим политический момент, попробуем вернуться к искусству. Этот фильм мог бы сделать честь агитационному советскому кинопрому. На той же эпически-возвышенной ноте сняты «Александр Невский» и «Великий гражданин», «Щорс» и «Чапаев». Рискну предположить, что Казан, вхожий в круги, как тогда выражались в СССР, «прогрессивных американских художников», основательно изучил шедевры советского кино и сделал фильм идеологически верный, народный, идейный, совершенно не схожий с типичной американской кинопродукцией своего времени, ведь в центре его — революционер, мифологизированный герой, а тема — народный бунт, классовая борьба и поиски народом справедливости.

Язык этого фильма пронизан поэтической образностью и взволнованной патетикой. Он искусно и талантливо сочетает легенду с историей, эпос с лирикой, пафос с правдой характеров, метафоры с реализмом. Белый конь, символ чистоты помыслов революции и мечты о светлом будущем, красиво и символично смотрит с горы на не побежденную Мексику, которую Сапата научил бороться. Клика посягнувших на революцию генералов обречена — даже видя прошитое пулями тело своего вождя, люди не верят в его смерть, потому что невозможно убить бессмертную идею.

Правда, в отличие от того же Эйзенштейна, народная масса в фильме Казана весьма инертна и пробуждается лишь ближе к финалу, Казан, будучи все-таки американцем (хоть и эмигрантом), верил в личность, в Наполеона и Линкольна, оставляя народ за скобками. Зато Сапата в фильме говорит важные и для нашей сегодняшней российской действительности слова: «Сильным людям не нужен сильный правитель, он нужен людям слабым» и «Если нет справедливости для народа, то не должно быть покоя и для правительства». Так что надо сказать, что фильм, снятый 65 лет назад о событиях, происходивших более 100 лет назад, оказывается удивительно актуальным!

Недружелюбно, исподлобья, волком смотрит вокруг Сапата. Могучий человек, возведенный крестьянами почти в ранг святого, освободитель и герой, принявший мученическую смерть, предстает в исполнении Брандо несколько «притормаживающим» от объема свалившейся на него информации и власти простым крестьянином — грубоватым, тяжеловатым на подъем, малограмотным, ищущим не власти, а прежде всего — искренне жаждущим справедливости. Он вовсе не хотел быть «совестью всего мира», он, в отличие от борцов за советскую власть, оказался случайно в жерновах революции, просто потому что «если не он, то кто?» и потому что терпеть больше было нельзя.

Он мучительно стыдится собственной неграмотности, пасует перед грузом грандиозной ответственности и отказывается от власти, предпочитая оставаться не государственным, а народным избранником. Фильм показывает его на войне и дома, в общении с друзьями и врагами, Брандо прекрасно передает неловкость и «неуместность» этого человека «от сохи» в просторных президентских залах, его неумение общаться с людьми как «своими», так и «чужими», грубоватую нежность, с какой он любит свою жену, и как держит ее на расстоянии, понимая, что не может ей дать ничего, кроме боли и страха. Но есть в нем и своеобразное мужицкое обаяние, какая-то добрая «медвежья» неуклюжесть, придающая его каноническому образу жизни, трогательная крестьянская рассчетливость. Брандо играет прекрасно. Например, в сцене, где он узнает о предательстве друга, он долго, томительно долго принимает решение о его казни, видно как в нем борется человек с революцией, государственная необходимость с простым крестьянином… Или как душераздирающе тяжело уезжает он на верную смерть от любимой жены, не сумев даже попрощаться. Или как тягостно выслушивает отповедь старшего брата, променявшего идеалы революции на сытую «генеральскую» жизнь.

Старшего брата, кстати, великолепно сыграл Энтони Куинн, заслуженно получивший за роль Оскар. Его тут не много, но, в отличие от насупленного хмурого Брандо, Казан играет легко и весело, хотя и не без надрыва. Его герой — весельчак и задира, не смог побороть в себе мещанство, предал идею за комфорт, хотел просто хорошо жить. Назвать его предателем не поворачивается язык, настолько Куинн убедителен, когда говорит, что берет лишь то, на что имеет право, как представитель новой власти и силы.

Интересно, что, в отличие от эрмлеровского «Великого гражданина» и некоторых других картин тоталитарной эпохи, с потерей идеологического ориентира начавших отдавать фальшью, «Вива Сапата!» остается абсолютно искренним, поскольку берет из коммунистической идеологии сугубо поэтические, возвышенные, кристально чистые образы, очищенные от казарменной шелухи и партийных обязательств. И звучит он сейчас так же возвышенно и честно, растеряв всю свою «левацкую сущность», как «Спартак» или «Чапаев» — как прекрасная легенда об удивительном человеке, лидере, борце за справедливость, павшем в борьбе за людское счастье любимом сыне своего народа. Диффузия Голливуда и коммунистической идеологии вышла на редкость удачной, эмоциональной и эффектной.

Элиа Казан же, удивительным образом повторивший одного из малоприятных героев-предателей в своем фильме, продолжил снимать отличные фильмы. Он так и не рассказал, почему так охотно пошел на сделку с правительством и совестью. Надеюсь, на то были веские причины, ибо смотря фильм «Вива Сапата!», ни секунды не сомневаешься, что его снимал человек, искренне верящий в идеалы.

9 из 10

30 октября 2017

- Куда он поехал? — Не знаю он мне не сказал.

Добротный фильм с массой интересных сцен и множеством запоминающихся персонажей, как положительных, так и отрицательных. Фильм о войне, но что интересно, она не ограничивается одним противником, за каждой победой следуют новые войны и новые враги. Правда с таким наплывом войн сами сражения не показываются, поэтому любителям вестернов и батальных сражений этот фильм может показаться мелодрамой. Примерно это выглядит так: главный герой собирает своё снаряжение, садится на коня и говорит спутнице я отправляюсь на возможно многолетнюю войну, а через секунду он уже входит в дверь своего дома и говорит война окончена мы победили.

Порадовали актеры, исполнявшие второстепенные роли, их персонажи вышли весьма живыми и наделенными своей значимостью. Джин Питерс сыграла нормально, её персонажу не столь много отведено внимания в этой картине, главное было не испортить и она справилась достойно. Что касается игры главного героя, то это третий фильм с Марлон Брандо который я посмотрел за последний месяц, и во всех трёх фильмах («Мужчины», «Трамвай „Желание“» и „Вива, Сапата!“) он играет разные роли, но везде один сценический образ. Меня это не сильно смущает, например Джеки Чан практически во всех фильмах тоже играет в одном образе, но это не вызывает отрицательного эффекта. Всё же хочется отследить, как он из образа такого принципиального, привлекательного, дерзкого, уверенного в себе молодого человека превратился в крёстного отца.

23 января 2017

«Почему ради хорошей идеи человек должен совершать что-то плохое?»

Мексиканская революция, разгоревшаяся в начале XX века, стала реакцией населения на несправедливость, творимую властью президента Порфирия Диаса. Как и многие революции, Мексиканская подарила стране национальных героев, о которых мексиканцы до сих пор вспоминают с гордостью. Одним из таких героев был Эмильяно Сапата, чья история борьбы легла в основу сюжета исторической драмы «Вива, Сапата!».

Синопсис Мексика, 1909 год. Во время аудиенции у президента Порфирия Диаса делегация мексиканских крестьян требует, что президент разобрался с помещиком, отобравшим у этих крестьян их земли. Диас лишь обещает разобраться, но этот ответ не устраивает члена делегации Эмильяно Сапата, смелого легендарного борца за свободу и справедливость, что война начинается с этого самого момента.

Игра актёров Марлон Брандо, как всегда, был просто великолепен. Кому-то может показаться, что в фильме он воплотил образ легендарного красавчика с пафосными привычками. Однако в «Вива, Сапата!» он исполнил роль реального человека, который до конца жизни был по-настоящему предан своей идее и эту преданность с успехом распространил на своих сторонников. Также понравилась второплановая роль Эуфемио Сапата, исполненная легендарным актёром Энтони Куином, воплотившим образ немного грубого и глуповатого старшего брата Эмильяно, однако смышленого человека, который увидел, что эта борьба не имеет смысла, потому что не увидел в ней конца, т. е. мира.

Режиссура Знаменитый режиссер Элиа Казан уже давно занял почётное место в списке моих самых любимых режиссёров. На первый взгляд, его картины могут показаться обычными, однако, присмотревшись, чувствуется, что в них что-то уникальное, свойственное стилю только этого режиссёра. «Вива, Сапата!» — это не обычный пафосный боевик и сентиментальная драма, а простая, но в то же время глубокая психологическая повесть о том, как важно быть преданным своей идее. Если борешься за свободу и справедливость, то борись за них до самого конца, будь готов на пойти самопожертвование. Как мне кажется, эта мысль пронизывает весь фильм, что несомненно является заслугой Казана.

Сценарий Сюжет фильма не представляет собой летописную сводку, которая погодно описывает события Мексиканской революции и ту роль, которую в ней сыграл Эмильяно Сапата. В центре внимания находится только сам Сапата, и начинается его история с той самой встречи президента Диаса и мексиканской делегации, когда Эмильяно понял, что установить справедливость смогут только сами крестьяне, которых возглавил Сапата. Однако эта часть сюжета служит лишь фоном, поскольку периодически сценаристы уделили внимание таким проблемам как любовь, семейная жизнь, преданность, предательство и власть. Главному герою через все приходится пройти, однако чрезмерная вера в людей его и подвела.

Итог Честно говоря, еще до просмотра немного пафосное название фильма меня немного смутило, однако «Вива, Сапата!» оказался по-настоящему хорошим фильмом, который не оставит зрителя равнодушным. Самое главное, что отличает картину, то что она проникнута человечностью, здесь нет какой-то наигранности, чувствуется натуральность. От этого фильм оставил приятный осадок на душе.

10 из 10

5 сентября 2015

К справедливости, взяв в руки оружие

Даже в самые трудные, до боли невыносимые, годы тирании, несправедливости и моральной безвыходности всегда может вспыхнуть незаметная искра среди отчаявшихся в своём угнетении простых крестьян, и вот искра, подхватываемая дуновением ветра, превращается в небольшой костёр, а далее в настоящий пожар. Этой искрой может являться самый простой бунтарь, у которого хватило сил воспротивиться политике своего государства, своей страны, и гордо поднявшись с колен, одурманенный злобой и ненавистью к творцам, медленно кующим хаос, громко заявить о неправоте и попытаться разрешить данный конфликт. Но что может сделать самый обычный крестьянин, который даже не умеет читать? Бесконечные мольбы не услышаны, и ничего не остаётся делать, как доказывать свою правоту, свои законные права силой, взяв в руки оружие.

Эмилиано Сапата не был рождён героем, но данная участь постигла именно его, и отстаивать права самых обычных крестьян и ремесленников, теперь уже возложено на его плечи. Но тяжела ноша, и только сильный волей, с пылающим от любви сердцем человек, сможет её нести.

Исторические события картины Элиа Казана «Вива, Сапата!» разворачиваются в Мексике в начале XX века, где раскаленными песками и безудержной атмосферой правит Порфирио Диаз. Но шаткая обстановка и вечные недовольства низшего класса, не могут оставаться долгое время неизменными, одна искра — и безудержный пожар, называемый «революцией», вмиг окутает каждого жителя этой высыхающей от жажды воды и крови страны. С первых кадров картины происходит столкновение того самого Сапаты, обведённого чернилами в списке посетителей президента, с верховным правителем. И жалкий вид Эмилиано, у которого, как и у многих крестьян, силой забрали исторически родные земли, оставленные предками, хоть и вызывает лёгкое сострадание, но огонь в глазах и высоко поднятый подбородок всё же даёт понять, что на экране предстаёт не самый простой крестьянин, готовый смириться со своей участью.

Прямолинейный, дерзкий, но справедливый Сапата с лёгкостью вступает в драку, видя несправедливость и бескорыстие. Но нельзя противостоять высшим ступенькам правления, имея только грозные кулаки и безудержное желание справедливости, ведь должно быть что-то ещё, то, что будет тобой повелевать и подсказывать пути решения в трудных ситуациях, а именно любовь. Ведь именно это чувство к друзьям, простому народу, к родному брату и к возлюбленной, не дают ему сломя голову рвать и метать всё на своём пути, а поцелуй милой девушки и крепкое объятие родного брата утешает, воодушевляет, придаёт новые силы и идеи. И с сильной волей, необъятным чувством справедливости и чести, ловко вскочив на своего коня, Сапата будет вершить историю во благо своего народа.

Казан во второй раз работает с таким превосходным актёром, как Марлон Брандо. И, кажется, что Брандо изначально не подходит на роль мексиканца, но это совсем не так, и дело здесь не в гриме и в мексиканской шляпе, а в отшлифованном образе, горящих глазах Марлона и безудержной хватке актёра каждого эмоционального момента его персонажа. Но, получив лишь вторую номинацию на «Оскар», награду смог унести только великолепный Энтони Куинн за роль старшего брата Сапаты.

История Мексики и её героев столетней давности не широко известна в наше время. Может, страна за океаном не так близка нашим сердцам, и большую известность и уважение получил такой же бунтарь низшего класса из Шотландии как Уильям Уоллас, отчасти благодаря нашумевшей картине Мела Гибсона. А может, причина в том, что для Элиа Казана год выхода картины в прокат стал роковым в судьбе и карьере, и это отразилось на успехе фильма.

Но в любом случае, режиссёру удалось воссоздать на экране образ настоящего героя, истинного патриота и борца за справедливость. И не важно, в какой отдалённой стране он защищал интересы своего народа, главное же чтобы наиболее правильно раскрытый образ послужил примером для каждого, для всех тех, кто не побоится отстаивать свои права и свою свободу.

29 января 2009

Он жил ради своего народа

С незапамятных времен человечество стремилось создать во всех отношениях идеальное общество. В первую очередь преследовалась цель образовать государство, способное показать будущим поколениям что такое правда и справедливость. Но что если в глазах властвующей элиты подобные идеалистические намерения отойдут на второй план и люди перестанут верить, перестанут чувствовать заботу или хотябы элементарную честность по отношению к себе? Именно в такой момент должен появиться тот, кто сможет открыть глаза и повести за собой свой народ

» — Ты! Как тебя зовут?

— Сапата. Эмилиано Сапата.»

Образ, созданный Марлоном Брандо, образ простого крестьянина с чистой душой, показывающего нам легенду, национального героя Мексики в самых ярких тонах — необыкновенный человек, мексиканский Че Гевара, способный понять, по достоинству оценить, щедро отблагодарить за верность, мужество, любовь к своей стране, человек, способный пожертвовать всем, ради великой цели. Такие люди рождаются раз в столетие, в самое трудное время для своего народа. В нём должно сочетаться одновремено божественное благородство, потрясающая сила духа и необьятная жизненная мудрость.

» — У нас есть пословица: хорошо думают о том, кто хорошо одевается.

— Но обезьяна в шелках все равно останется обезьяной. ..»

Вместе со своими верными друзьями, (надо отдать должное всем актерам, сыгравшим их, в первую очередь Энтони Куинну — блистательный артист, каждая роль — бриллиант в короне любого фильма с его участием, никогда не перестану восхищаться этим человеком) Эмилиано Сапата идёт против ненавистного режима. Главное в гражданской войне не сама война, а люди, которые вершат и ради которых вершится. И главное помнить, верить в то, ради чего ты готов пролить свою кровь, пойти на все возможные жертвы. Только Сапата сможет вдохнуть веру в сознание народа, поднять его на великую борьбу, его дух будет витать в умах и после его смерти у многих и многих будущих поколений, с его именем на устах люди будут рваться в бой под пули и снаряды.

«Могучий народ — действительно вечная сила…»

Элиа Казан снимает биографическую сагу, будто слепив её из кусочков жизни великого революционера. Он показывает только самое нужное, принципиальное, судьбоносное. Фильм не изобилует батальными сценами, зато как красиво и трогательно раскрывается настоящая и вечная любовь Эмилиано к той единственной и боготворимой им. Плавное, неспешное, поголливудски логичное повествование к концу фильма вплоть до финальных титров наполняется дьявольским коктелем самых сокрушительных открытий, как для Сапаты, так и для зрителя.

Своим фильмом режиссер будто хочет сказать — научитесь любить, искать и находить правду, стремитесь к счастливому будущему для своих детей с таким же самопожертвованием и верой, с какой шёл по жизни Эмилиано Сапата и все обязательно сбудится.

9 из 10

25 ноября 2008

Драма Вива, Сапата! появился на свет в далеком 1952 году, более полувека тому назад, его режиссером является Элиа Казан. Кто играл в фильме: Марлон Брандо, Джин Питерс, Энтони Куинн, Джозеф Уайзмен, Арнольд Мосс, Алан Рид, Марго, Гарольд Гордон, Фрэнк Сильвера, Эбнер Биберман, Флоренц Амес, Ричард Гаррик, Фэй Руп, Сальвадор Багес, Джон Ф. Брэй.

Расходы на кино составляют примерно 1800000. Производство стран США и Мексика. Вива, Сапата! — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.