Господин Легиньон-стрелочник
Monsieur Leguignon, lampiste
7.2
6.3
1952, комедия
Франция, 1 ч 45 мин
В ролях: Ив Деньо, Жана Маркен, Кристиана Бэрри, Жак Эмманюэль, Пьер Манье
и другие
Диоген Легиньон, бедный фонарщик, был выселен из своего дома вместе с женой в рабочий квартал, застроенный деревянными домами. Он поселился в заброшенном доме, в котором находился тайник местных детей, хранивших в нём столовое серебро. Как-то ночью дети решили пробраться в дом и вынести свои сокровища. За этим делом их и застал мсье Легиньон. Детей он прогнал, а серебро решил забрать себе. Но не тут-то было: об этом стало известно, и Диоген предстал перед товарищеским судом, на котором было решено конфисковать серебро и продать его с аукциона. Полученная сумма оказалась внушительной, осталось только решить, что делать с деньгами. И тогда Легиньон советует вложить деньги в застройку нового района.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Господин Легиньон-стрелочник

английское название:

Monsieur Leguignon, lampiste

год: 1952
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Jean Lehrissey
композитор:
художник: Поль-Луи Бутье
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 мая 1952 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Господин Легиньон-стрелочник», 1952

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Господин Легиньон-стрелочник», 1952

Триумф маленького человека

«Господин Легиньон — стрелочник» — стал еще одним шедевром в ряду французских трагикомедий 40—50-х гг., в которых на первый план вышли представители среднего класса — трудовые люди, обремененные семьями и кучей проблем, жаждущие лишь какого-никакого благополучия, мира и спокойствия. Создававшиеся в противовес изящным салонным комедиям 30-х гг., в которых господствовали представители высшего света, эти фильмы с простым, подчас грубоватым юмором, понятными проблемами, прозрачной моралью, реалистичностью и народными героями быстро завоевали признание широкой публики и скоро заняли во французском кино лидирующие позиции. «Повесть о среднем французе» в разных переложениях вплоть до прихода в кино «потерянного поколения» новой волны оставалась главной темой французского кино, а ее видоизмененная, преподнесенная с большей долей гротеска и эксцентрики, и меньшей долей жизненности, форма вернулась через два десятилетия и оказалась на вершине популярности в комедиях Вебера, Зиди, Лотнера, Дери и др.

Среди многочисленных фильмов о вполне жизненных, порой забавных, порой грустных приключений средних французов-обывателей и такие шедевры, как «Папа, мама, служанка и я», «Странное желание господина Барда», «Господин Такси», «Бонифаций-лунатик» и др. «Господин Легиньон» занял в этой почетной галерее свое законное место и навсегда остался в классике мирового кино.

Начну с того, что русский вариант названия может ввести в заблуждение. Дело в том, что французское «lampiste» вовсе не то, что у нас понимается под словом стрелочник. Главный герой работает на железной дороге, но не стрелочником, а монтером или, если еще точнее с французского, «лампочником» или «фонарщиком». А стрелочник — это, во-первых, другая профессия, во-вторых, появляются ненужные ассоциации и человеком, любящим сваливать свою вину на других, а это как раз полная противоположность господина Легиньона. Так что перевод названия неудачный.

Но оставим его в покое. Вернемся к фильму, который, без сомнения, с переводом или без оставляет только самые замечательные чувства и эмоции после просмотра. Достаточно традиционная, но очень обаятельная, трогательная, забавная, правдоподобная, жизнеутверждающая, ироничная, легкая и не лишенная проблематичности история о простом «маленьком`человеке, который совершенно случайно стал народным героем, гласом бедняков, и борцом с социальной несправедливостью и беззаконием. На самом деле Морис Лабро своим фильмом откликался на вполне реальные события, происходившие в послевоенной Франции, да и в других странах тоже, когда государство встало перед проблемой расселения огромного числа неспособных обеспечить себе нормальное жилье рабочих, ютящихся в ветхих бараках в трущобах городских окраин.

Естественно, со скоростями работы государственных чиновников, многие оказывались переселенными в еще более ветхие трущобы, в ожидании, пока государство построит новые коробки многоэтажек, а то и вовсе на улице. Конечно, многие простые люди, не сведущие ни в каких деловых вопросах, обратились за кредитами и помощью не к тем людям и стали жертвами махинаций ловких бизнес-прохиндеев, отнимавших и последнее, что было у бедных людей, обещая баснословные прибыли, и оставляло их ни с чем, а иногда — еще и виновниками своих преступлений.

В такой ситуации оказался и Легиньон — честный и простой работяга, всю жизнь отдавший работе на железной дороге. В череде многочисленных приключений и судебных заседаний, помощи друзей и единомышленников, Легиньону удается доказать вину нечистоплотных коммерсантов и исполнить мечту всех своих друзей — постройку нового дома для жителей трущоб.

Морис Лабро тактично проводит в фильме вполне понятную социальную политику — призывает простых граждан к солидарности, к объединению, говорит устами Легиньона о праве бедняков отстаивать свою правду и о искоренении в современном обществе бесчеловечной поговорки «Бедный — значит неправый всегда и сразу». Призыв не сдаваться и верить в лучшее произносится человеком, чрезвычайно близким простому зрителю, и оттого вселяет искреннюю надежду. И тут большая заслуга Ива Деньо, замечательного актера, к сожалению, мало известного у нас. Деньо, как и Мишель Симон, который, к слову, вообще идеально бы смотрелся в этой роли, что по виду, что по характеру играемых персонажей — самый простой и обычный человек, близкий всем и каждому. Внешность у него — самая мещанская, и сам он — упрямый, ворчливый, кристально честный, бесхитростный, наивный и фантастически невезучий пожилой средний француз без предрассудков и каких бы то ни было умений вертеться в жизни. Такие герои были характерны для послевоенного поколения — как будто еще немного не опомнившиеся, слишком добрые, чтобы «отвоевывать» жизненное пространство, слишком простые в сложном мире технических ноу-хау, слишком человечные — они, дети прошлого века, как и Легиньон, испытывались волчьими законами современного бизнеса, подлыми и двуличным людьми «новой формации», законами, о которых не имели понятия. И побеждали не потому, что имели какие-то идеи, а, напротив, благодаря полному отсутствию оных, исключительно на своем врожденном человеколюбии, умении держаться вместе, доброте и своей простой, прямой, деревянной правде, против которой оказывались бессильны даже правила нового мира.

Ив Деньо и Мишель Симон играли именно таких героев. Потом им на смену пришел неугомонный, эгоистичный и задиристый Луи де Фюнес, крохотный «Наполеончик», представитель именно той людской формы, натиска которой — и не только в кино — не выдержали милые и добродушные герои Деньо. Но тогда на дворе был только 1952 год и старому Легиньону еще удалось доказать свою правду и даже стать «ангелом-хранителем» целого района (еще одна характерная черта фильмов той эпохи — стремление избежать глобальных процессов и наладить сиюминутное, насущное, необходимое здесь и сейчас. Собственно, поэтому в отличие от словоохотливых и грозно смотрящих в даль советских героев той поры, мыслящих какими-то совершенно фантастическими категориями, навсегда оставшимися в своей эпохе и не способными перешагнуть временной барьер, герои французских лент той же поры, думающие об обычном и в тоже время — вечном, вполне понятны и осязаемы и сейчас. Именно поэтому проигравшая Франция гораздо быстрее вырвалась из послевоенного кризиса и наладила жизнь, чем победивший Советский Союз).

Кстати, в этом фильме тоже нашлось место Луи де Фюнесу, причем в полноценной роли второго плана, что было редкостью в то время для будущей крупнейшей звезды французского экрана. Имя актера тогда встречалось в титрах множества фильмов, которые тогда всерьез никто не воспринимал, как и самого комика. Сейчас эти фильмы законно становятся в общий ряд большого киноискусства.

Вот, собственно, и все, что я хотел сказать о «Господине Легиньоне, стрелочнике». Лабро сделал фильм, идущий в ногу со временем, а благодаря главным героям и мастерству актеров это «время» тянется вот уже более полусотни лет. И даже недостатки картины не помешали фильму и режиссеру войти в историю, как сподвижникам социальных реформ 50-х, и запечатлеть «маленького человечка» в момент его, последнего, может быть, триумфа.

10 из 10

13 сентября 2010

Комедия Господин Легиньон-стрелочник появился на свет в далеком 1952 году, более полувека тому назад, его режиссером является Морис Лабро. Кто играл в фильме: Ив Деньо, Жана Маркен, Кристиана Бэрри, Жак Эмманюэль, Пьер Манье, Альберт Дувалекс, Marcel Josz, Robert Lussac, Клод Буассоль, Жан Брунел, Жорж Туррейль, Жан Карме, Луи де Фюнес, Поль Мерси, Жорж Баконне.

Страна производства - Франция. Господин Легиньон-стрелочник — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.