Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я был коммунистом для ФБР |
английское название: |
I Was a Communist for the FBI |
год: | 1951 |
страна: |
США
|
слоган: | «I know a hundred secrets... and each one is worth my life!» |
режиссер: | Гордон Дуглас |
сценаристы: | Крэйн Вилбур, Matt Cvetic, Пит Мартин |
продюсер: | Брайан Фой |
видеооператор: | Эдвин Б. ДюПар |
композиторы: | Уильям Лава, Макс Штайнер |
художники: | Лео К. Кьютер, Лайл Б. Рейфснайдер |
монтаж: | Фольмар Блангстед |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 мая 1951 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Говорят, в одной из почтенных тоталитарных сект среди всех запретов имеется один, особенно строгий: не читать старых пропагандистских листков, потому что там можно найти мно-о-ого интересного, одни только старые даты конца света чего стоят… В данном случае речь идет не о секте, но старая пропаганда, если подойти к ней с холодной головой и здоровым цинизмом, всегда представляет из себя весьма познавательный документ. Поэтому фильм действительно стоит смотреть. Дата конца света там не раскрывается, но много интересного — вполне.
Простой американский коммунист Мэтт Светич, которого вся его родня неиллюзорно ненавидит, на самом деле работает на ФБР. Как и положено пропаганде, персонажи ходульные — благородный главгерой благороден настолько, что даже не носит с собой пистолет, приходится стрелять из того, что отобрал у врага. Незамутненные идеалисты настолько незамутнены, что разочаровываются в общем деле при первом же столкновении с реальностью. А уж коварные враги так коварны, что пробы ставить не то чтобы негде, а просто даже рука не поднимается.
В общем, вспоминаем мультфильм «Шпионские страсти» — здесь примерно то же, только наоборот: хорошие шпионы ловят плохих чекистов, членов партии. Коммунисты выведены как расисты, которые сами любят роскошь, при этом хотят захватить Америку и устроить там рабовладение — потому что «теория народовластия никогда не воплощалась в реальности», так что крупный план Линкольна (будет там и такой) — он как бы не с проста…
Ну и что, спросите вы, даст просмотр этого артефакта нам, сегодняшним? Отвечаю: во-первых, это красиво… Нет, это из другого текста. Так вот, во-первых, в фильме весьма доступно показаны несколько грязных политических технологий, так что если вам нравится «Хвост вертит собакой», или «Основные цвета» — то это вам тоже понравится: «Партайгеноссе Мюллер, вы же до сих пор живете в немецком квартале? — Ну да, а что? — А давайте вы там фашистский союз организуете, а мы на борьбу с вами денег соберем? — Что вы, я же коммунист! — А что вас смущает?..»
Расовая же тема раскрыта настолько полно, насколько это вообще возможно в фильме с тремя черными статистами, у одного из которых в роли даже есть слова. Еще один, кстати, почему-то ходит по школе, где учится сын главгероя. Напомню, инцидент в Литл-Рок, когда для провода черных детей в школу для белых потребуется вызывать войска, произойдет после выхода фильма лет через шесть, но автор уже гениально предугадал… «А если, товарищ, один из черных в ходе беспорядков еще и покалечит белого, то его будут судить, и мы на его защиту соберем денег, а процесс сольем, деньги нужны партии», — ну не прелесть ли, товарищи?
Во-вторых — история иногда такие детали дает, что даже жаль, что уже забыл. Например, что «негр» и «нигер» в американском английском — это два разных слова, второе действительно расистское, а первое — вполне нейтральное. Было.
В-третьих… Когда промежду прочим вам говорят с экрана, что «точно такие же беспорядки коммунисты, по указанию Москвы, организовывали на заводе таком-то в 1943 году и в том же году в Гарлеме» (это что же, во время войны?) то тут уже в голову каждого зрителя придут свои мысли, в меру его испорченности, осведомленности в исторических реалиях и склонности к конспирологии. От «коллега, вы бредите» до «жаль, что не добили».
Ну и пожалуй в-четвертых — фильм достаточно известен и уважаем в США, на основе этой же истории имеется телесериал, снятый другой группой и с другим актерским составом, и очевидно примерно соответствующий в их культурном коде нашему Штирлицу, имеется даже голос а кадром. Поэтому если хотите понять, что у них в голове — про этот фильм тоже нужно знать.
Лента, конечно же, на любителя. Снято без тени юмора — в отличие от «Хвост вертит собакой». Или от «Красного рассвета», в котором юмор вроде как не предполагался, но порождается натужным пафосом (не даром Милиус — это прототип Уолтера из «Большого Лебовского»). Фильм серьезен и черно-бел во всех смыслах, примерно как первое «Лицо со шрамом» 1932 года. Или как цветные «Зеленые береты» с Уэйном. Считать ли это недостатком — зритель решит сам. Чай не маленький уже, если полез листать подшивки пропаганды прошлых лет.
6 из 10
15 июня 2020
Лента в стиле нуар со шпионской интригой. Главный герой героический американец внедряется в коммунистическую ячейку Питтсбурга. Причём, вся его семья считает героя коммунистом и предателем.
Откровенно антисоветская поделка с пароноидальной атмосферой. Причем, если в подобных советских картинах картинах действовали вредители одиночки, то у американцев враги кругом, их много, а цели по захвату власти самые глобальные.
Даже если отвлечься от пропагандистского сюжета, фильм очень посредственен, хотя временами забавен. Актёры собраны средние и играют так себе. Неплохо сделана зловещая атмосфера с паранойей и подозрительностью. Типичная агитка времён холодной войны, коих немало выходило по обе стороны океана в то время. К тому же весьма слабо сделанная.
Скажу честно, до конца данный фильм не осилил. Рекомендовать никому бы не стал.
4 из 10.
16 июля 2015
Дитя американского агитпропа, как будто специально созданное по заказу пресловутого Госдепа, достаточно забавно воспринимается в наши дни.
Америка, опутанная злокозненной советской шпионской сетью, подлые изменники Родины, за пачку баксов, дорогую выпивку и щедрую закуску, готовые изнутри подрывать ее экономику и благосостояние — всё это показано на полном серьезе и без тени иронии. Довольно профессионально, со всеми атрибутами жанра нуар.
Причём, размах и влияние «врагов народа» огромны — в их орбиту и на их удочку попадают не только простые работяги, но и представители истэблишмента.
Каковым является и главный герой фильма — главный кадровик крупного автомобильного завода в Детройте, по спецзаданию партячейки нанимающий на работу исключительно одних коммунистов (!)
Принципиальное отличие этого кинореликта от весьма близких по духу советских «шпионских» фильмов в том, что «враги американского народа» — вредят везде, их, действующих нагло, практически легально и безнаказанно не просто много, а очень-очень много. Ну и цели у них поистине глобальные.
Враги же СССР, по версии «Мосфильма», шпионили в одиночку, исподтишка, трясясь от страха, да и способны были разве что отравить колодец или выкрасть ценный чертёж.
Пожалуй, наибольший интерес в фильме вызывает не явно надуманное изображение гигантского по масштабу заговора «комми», но вполне правдоподобный конфликт главного героя (выполняющего неблагодарную и секретную миссию по разоблачению советских агентов) с собственной семьей, видящей в нем лишь жалкого отщепенца и предателя.
18 мая 2012