Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Скандал |
английское название: |
Shûbun |
год: | 1950 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Акира Куросава |
сценаристы: | Акира Куросава, Рюдзо Кикусима |
продюсеры: | Такаси Койдэ, Сёдзиро Мотоки |
видеооператор: | Тосио Убуката |
композитор: | Фумио Хаясака |
художники: | Тацуо Хамада, Бундзиро Судзуки |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
26 апреля 1950 г. |
![]() |
15 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 44 мин |
Фильм Акиры Куросавы «Скандал», как и «Тихая дуэль», и «Пьяный ангел», незаслуженно остались для российского зрителя в тени «Расемона», несмотря на то, что в эти картины связаны с традицией, как кинематографического, так и литературного искусства России столь тесно, что порой кажутся снятыми нашими режиссерами. «Скандал» очень напоминает поначалу советские фильмы типа «Дома, в котором я живу» и «Весны на Заречной улице», столь незатейливо и по-доброму он снят: хорошие люди, только-только оклемавшиеся от войны, соединены друг с другом узами дружелюбия и участия.
Однако, по мере закручивания сюжета, когда на первый план выходит линия адвоката-алкоголика, затмевающая сюжет о газетном скандале, явно ощущаемая достоевщина дает о себе знать все больше, и фильм приобретает необходимый накал. Куросава во многих своих фильмах (экранизациях «Идиота» и «На дне», «Тихой дуэли», «Пьяном ангеле» и «Рыжей бороде») отчетливо проводит мысль о том, что персонажи Достоевского — это отнюдь не широкие русские души, а общемировые характеры, понятные людям по всему миру, как и шекспировские герои. Добавляя необходимого драматизма в целом слабую историю о том, как хорошие люди добиваются справедливости в суде, режиссер «Скандала» расширяет тем ее тематическое поле, переводя сюжет из социального регистра в область вечных проблем.
Блестяще сыгранный японским актером адвокат (он снимался у Куросавы в главной роли в «Жить» и «Пьяном ангеле») вызывает у зрителя в памяти длинную цепь опустившихся «пьяненьких» из прозы Достоевского: Мармеладов, Снегирев, отец Неточки Незвановой и многих других, терроризировавших свои семьи и при этом ненавидевших самих себя. Самокопание, расчесывание бытийных ран, эмоционально тяжелые монологи, беспросветность жизненных перспектив вкупе с нищим бытом — все это незабываемая атмосфера мира Достоевского. В «Скандале» больная туберкулезом дочь адвоката вкупе с хорошим отношением к ней его клиентов выглядит для героя немым укором в двоедушии и двойной игре.
Адвокат в «Скандале» жалок, ничтожен, это «маленький человек», почти вошь, растоптавшая свое достоинство сделками с совестью, топящая муки внутреннего судьи в каждодневном пьянстве. Его жалко, но он и омерзителен своей подлостью, как герой «Записок из подполья», этот водевильный злодей и борец с мировым рационализмом. Если персонаж гоголевской «Шинели» — беспомощная жертва обстоятельств и людского жестокосердия, то герои Достоевского сами себя делают жертвами своих страстей и потому разрываемы внутренними противоречиями.
Внутренне цельный персонаж Мифуне — почти калька с соцреалистических портретов советского искусства (как кино, так и литературы, и живописи), ходульный, картонный и неживой, весь фильм он смотрится статистом, раздражающим зрителя своим душевным здоровьем (как и его соратница по иску). Добивайся они справедливости в суде против мерзавцев желтой газетенки, вышло бы вполне идеологически приемлемо для советского искусства: хорошие люди борются с пережитками буржуазного миропорядка. Однако, именно линия семьи адвоката, вечно плачущей его забитой жены и неизлечимо больной дочери возвышает фильм Куросавы до уровня настоящего искусства.
«Скандал», как и другие лучшие его фильмы вплоть до «Додэскадэн», показывает, что Куросаве Достоевский дал очень много — прежде всего умение разглядеть в подлости и омерзении, в загаженности злом образ несчастного человека. Как бы зрители не любили его исторические картины («Семь самураев», «Телохранитель», «Тень воина», «Ран»), лично я считаю, что талант этого великого японца раскрылся именно на современном материале, в котором он умел всегда видеть бытийное, глубинное, экзистенциальное.
Финал «Скандала», показывающий, что даже в самом большом подлеце скрывается широта души и незаглушенная совесть, еще раз отсылает нас к Достоевскому (вообще, сцены в суде и образ адвоката ответчика будто списаны из главы «Прелюбодей мысли» последней части «Братьев Карамазовых»), ведь он всегда был художником этического просвета, веры в перерождение и преображение человека, как и Куросава. Достоевский и Куросава всегда были гуманистами, но свою веру в онтологические возможности человека они утверждали путем детального изучения его пороков и патологий, к которым не стеснялись привлекать внимание во имя благих целей катарсического очищения своих читателей и зрителей.
26 ноября 2019
Фильм рассказывает историю о судебной тяжбе художника и певицы с прессой. Художник (Тосиро Мифуне) нанимает юриста (Такаси Симура) с целью отвоевать свое доброе имя у газетчиков. Пусть доказательств у прессы и нет, но незнание судебных процессов и подкуп адвоката быстро подталкивают ситуацию к абсурдной развязке.
С одной стороны — да, фильм ставит в укор прессе ее новые прозападные реалии, что пришли в Японию после войны. Жажда легкой наживы переступает порог доселе закрытой личной жизни японского человека. Слово скандал даже выведено в заглавие картины. Но все не так просто как кажется. Акира Куросава использует название фильма в качестве передовицы, привлекая внимание зрителя. Тут «Скандал» приобретает новое значение, а фильм неожиданно открывает свое двойное дно. Что же это за «Скандал» волнующий режиссера?
Чтобы найти ответ на вопрос выше нужно обратиться к истории героя Такаси Симуры. Юрист которого нанимают главные герои живет взятками, считает себя ничтожеством и активно употребляет алкоголь. Дочь живущая вместе с ним прикована к постели туберкулезом. Она всячески пытается образумить отца, убедить его жить по чести. И именно образ юриста отражает состояние Японии после войны. Люди утратившие в себе стержень и утонувшие в новых западных реалиях. Юрист болеет надуманной болезнью утопая в бесчестии и алкоголизме, а рядом его дочь постепенно умирает от страшной болезни, но сохраняет в себе человеческий стержень. На эту «мнимую болезнь» обращает свое внимание Акира Куросава и призывает общество освободится от комплексов и чувства вины которые не приведут ни к чему. Действовать и меняться к лучшему — вот удел сильного человека.
В концовке юрист перерождается и судебные тяжбы уходят на второй план. Ведь именно для этого собрал зрителя в кинотеатрах мэтр японского кино Акира Куросава в далеком 1950 году. Передать через художника эти слова:
-Впервые я вижу рождение звезды. По сравнению с этим наша победа — ничто.
8 из 10
7 октября 2016
Не смотря на то, что годом раньше Куросава снял довольно удачный и стильный криминальный триллер «Бездомный пёс», «Скандал» — относится к одним из самых слабых ранних фильмов режиссера. Здесь Куросава все еще оттачивает свой стиль и получает необходимый опыт, для обретения своего будущего мастерства. Поэтому в этой картине, как в работе молодого неопытного ремесленника, очень заметны неровности и откровенные неудачи.
Сюжет разворачивается вокруг молодого художника (Тосиро Мифуне) и знаменитой певицы (Ширли Ямагути), которые оказались скомпрометированы прессой и несправедливо осуждены общественностью. После нескольких столкновений между издателем и художником — оклеветанные Аоэ и Мияко собираются подать иск на газету, подпортившую их репутацию. Здесь появляется незадачливый и чудаковатый адвокат в исполнении Такаси Симуры — любимого актера Куросавы который в будущем не раз исполнит главную роль в его фильмах (впрочем как и Мифуне). Самозваный юрист с заниженной самооценкой, воспитывающий дочь-инвалида предлагает свои услуги и искренне пытается помочь.
Здесь сюжет начинает заметно провисать, далее он переходит в судебную драму, где действие затягивается еще больше — обнаруживается существенный минус фильма. Отрицательное впечатление также оказывает очень средняя игра актеров. Особенно неприятно удивил Симура, который в этом фильме действительно заметно халтурит. Возможно, на этом также сказывается непродуманная и очень затянутая концовка. По своему интересная завязка истории оборачивается сухой и скучноватой судебной драмой.
Можно сказать, что этим фильмом режиссер практически закрывает свой ранний период, в котором его творчество как бы обличало пороки капитализма и показывало последствия проникновения западных традиций во все сферы японского общества. (Пьяный ангел», «Тайная дуэль», «Бездомный пес», «Скандал»). Позже Куросава частично вернется к этой теме в 60-х («Рай и Ад», «Плохие спят спокойно»).
Куросава выражает своим фильмом однозначный протест против столь активного распространения прессы и следовательно увеличения числа журналистов, не уважающих частную жизнь людей, возможно здесь пригодился и личный опыт режиссера, который несомненно пользовался большой известностью.
«Скандал», в итоге, страдает многими сценарными затруднениями и слабым развитием сюжета, который оказывается слишком поверхностным. При этом нельзя сказать, что картина получилась провальной. Нельзя забывать и то, что в том же 1950 году Куросава снимет один из лучших фильмов в своей карьере — самурайский детектив «Расёмон».
5 из 10
25 июня 2015
Стильные костюмы, целеустремленные персонажи, романтическая история неожиданно перейдет в судебную мелодраму, отстаивание прав личности и спор с журналистами. В главной роли кинозвезда. Масштабность, перспектива и оптимизм. Но это вовсе не американское кино. Его снял совсем не Фрэнк Капра, а японский мэтр с японскими актерами и Мифунэ в главной роли.
Я отношусь к этой ленте, скорее как к неудавшемуся эксперименту. Вроде стилистика больших американских лент выдержана в полном соответствии, но японской же земле. И тут, у Куросава мог получиться аналог стильного и в полной мере вторичного «Июльского дождя». Но получилось просто неинтересно. В угоду сохранения изысканности, фильм вышел затянутым. Да и сама проблема, которая поставлена во главу угла, показалась мне недостаточно интересной.
В центре внимания тут будет конфликт с издательством, которое основываясь на папарации надумало роман между известным художником и актрисой. Возмущенные молодые люди обращаются в суд и фактически опробуют американскую модель решения социальных споров. Кстати, опять, как и в «Тихой дуэли» Мифунэ фактически просто играет Грегори Пека. Опять получается так, что роль тут недостаточно глубокой получилась.
Так что, «Скандал» — это изящная стилизация, оммаж американским ценностям и показное их принятие, гарантийная расписка о возможности их интеграции на «голом острове». На мой вкус, скучновато и мало интересно.
4 из 10
23 сентября 2013
Хорошее, сильное кино. Задумывая его как протест вмешательству прессы в личную жизнь Куросава опять снял нечто большее, наполнил фильм верой в победу человечности. Не стану рассказывать детали сюжета, не хочу даже раскрывать все поднимаемые темы. Это надо смотреть. Сам режиссер очень тепло отзывался о фильме. Действительно и идея, и реализация прекрасны.
Ошибаемся, не ошибаемся… Читателям это понравится.
Ты же знаешь, чего хотят читатели….. . фотографии и заголовки.
Сплетни, нездоровый интерес к чужой личной жизни. Неужели людям интересна вся эта гадость? Неужели им нужны только фотографии и заголовки? Чтобы до такого опуститься надо не только быть ничтожеством, надо еще и потерять совесть. Всего пять лет оккупации, а вестернизация уже изменила строгую японскую мораль. Страна действительно терпела бедствие, рушились вековые устои.
К счастью, Куросава пытался спасти это рассыпающееся общество. Снимал фильмы не ради кассовых сборов. Это не только искусство как слепок красоты, это крик души.
А кто спасет нас сейчас?..
Все. Больше ни слова. Вы и сами все поймете и о многом задумаетесь при просмотре. Целостная картина, хороший сюжет. Посмотрите. Посоветуйте друзьям.
24 января 2010