Скандал
Shûbun
7.3
7.2
1950, драма
Япония, 1 ч 44 мин
12+

В ролях: Тосиро Мифунэ, Ширли Ямагути, Ёко Кацураги, Норико Сэнгоку, Эитаро Одзава
и другие
Действие происходит в Японии в 1949 году. Молодой независимый художник Итиро Аоэ отдыхает в горах и случайно знакомится с популярной певицей Мияко Сайдзе, которая остановилась в том же отеле. Молодые люди обмениваются парой слов, но пронырливые папарацци успевают сделать несколько снимков. Спустя короткое время «желтый» таблоид «Амур» на основании этих снимков публикует сенсационную статью о якобы романе двух звезд токийского бомонда. Аоэ не желает спускать газетчикам клевету и вмешательство в частную жизнь. Он принимает решение подать в суд на «Амур», когда к нему приходит бедный адвокат Отокити Хирута и предлагает свои юридические услуги. Итиро жалеет адвоката, чья дочь Масако умирает от туберкулеза, и нанимает его на работу. Однако Хируту подкупает главный редактор «Амура», и адвокат обещает проиграть процесс...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Скандал

английское название:

Shûbun

год: 1950
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Тосио Убуката
композитор:
художники: Тацуо Хамада, Бундзиро Судзуки
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 апреля 1950 г.
на DVD: 15 апреля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Скандал», 1950

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Скандал», 1950

Достоевский и японское кино (часть 1)

Фильм Акиры Куросавы «Скандал», как и «Тихая дуэль», и «Пьяный ангел», незаслуженно остались для российского зрителя в тени «Расемона», несмотря на то, что в эти картины связаны с традицией, как кинематографического, так и литературного искусства России столь тесно, что порой кажутся снятыми нашими режиссерами. «Скандал» очень напоминает поначалу советские фильмы типа «Дома, в котором я живу» и «Весны на Заречной улице», столь незатейливо и по-доброму он снят: хорошие люди, только-только оклемавшиеся от войны, соединены друг с другом узами дружелюбия и участия.

Однако, по мере закручивания сюжета, когда на первый план выходит линия адвоката-алкоголика, затмевающая сюжет о газетном скандале, явно ощущаемая достоевщина дает о себе знать все больше, и фильм приобретает необходимый накал. Куросава во многих своих фильмах (экранизациях «Идиота» и «На дне», «Тихой дуэли», «Пьяном ангеле» и «Рыжей бороде») отчетливо проводит мысль о том, что персонажи Достоевского — это отнюдь не широкие русские души, а общемировые характеры, понятные людям по всему миру, как и шекспировские герои. Добавляя необходимого драматизма в целом слабую историю о том, как хорошие люди добиваются справедливости в суде, режиссер «Скандала» расширяет тем ее тематическое поле, переводя сюжет из социального регистра в область вечных проблем.

Блестяще сыгранный японским актером адвокат (он снимался у Куросавы в главной роли в «Жить» и «Пьяном ангеле») вызывает у зрителя в памяти длинную цепь опустившихся «пьяненьких» из прозы Достоевского: Мармеладов, Снегирев, отец Неточки Незвановой и многих других, терроризировавших свои семьи и при этом ненавидевших самих себя. Самокопание, расчесывание бытийных ран, эмоционально тяжелые монологи, беспросветность жизненных перспектив вкупе с нищим бытом — все это незабываемая атмосфера мира Достоевского. В «Скандале» больная туберкулезом дочь адвоката вкупе с хорошим отношением к ней его клиентов выглядит для героя немым укором в двоедушии и двойной игре.

Адвокат в «Скандале» жалок, ничтожен, это «маленький человек», почти вошь, растоптавшая свое достоинство сделками с совестью, топящая муки внутреннего судьи в каждодневном пьянстве. Его жалко, но он и омерзителен своей подлостью, как герой «Записок из подполья», этот водевильный злодей и борец с мировым рационализмом. Если персонаж гоголевской «Шинели» — беспомощная жертва обстоятельств и людского жестокосердия, то герои Достоевского сами себя делают жертвами своих страстей и потому разрываемы внутренними противоречиями.

Внутренне цельный персонаж Мифуне — почти калька с соцреалистических портретов советского искусства (как кино, так и литературы, и живописи), ходульный, картонный и неживой, весь фильм он смотрится статистом, раздражающим зрителя своим душевным здоровьем (как и его соратница по иску). Добивайся они справедливости в суде против мерзавцев желтой газетенки, вышло бы вполне идеологически приемлемо для советского искусства: хорошие люди борются с пережитками буржуазного миропорядка. Однако, именно линия семьи адвоката, вечно плачущей его забитой жены и неизлечимо больной дочери возвышает фильм Куросавы до уровня настоящего искусства.

«Скандал», как и другие лучшие его фильмы вплоть до «Додэскадэн», показывает, что Куросаве Достоевский дал очень много — прежде всего умение разглядеть в подлости и омерзении, в загаженности злом образ несчастного человека. Как бы зрители не любили его исторические картины («Семь самураев», «Телохранитель», «Тень воина», «Ран»), лично я считаю, что талант этого великого японца раскрылся именно на современном материале, в котором он умел всегда видеть бытийное, глубинное, экзистенциальное.

Финал «Скандала», показывающий, что даже в самом большом подлеце скрывается широта души и незаглушенная совесть, еще раз отсылает нас к Достоевскому (вообще, сцены в суде и образ адвоката ответчика будто списаны из главы «Прелюбодей мысли» последней части «Братьев Карамазовых»), ведь он всегда был художником этического просвета, веры в перерождение и преображение человека, как и Куросава. Достоевский и Куросава всегда были гуманистами, но свою веру в онтологические возможности человека они утверждали путем детального изучения его пороков и патологий, к которым не стеснялись привлекать внимание во имя благих целей катарсического очищения своих читателей и зрителей.

26 ноября 2019

Перерождение

Фильм рассказывает историю о судебной тяжбе художника и певицы с прессой. Художник (Тосиро Мифуне) нанимает юриста (Такаси Симура) с целью отвоевать свое доброе имя у газетчиков. Пусть доказательств у прессы и нет, но незнание судебных процессов и подкуп адвоката быстро подталкивают ситуацию к абсурдной развязке.

С одной стороны — да, фильм ставит в укор прессе ее новые прозападные реалии, что пришли в Японию после войны. Жажда легкой наживы переступает порог доселе закрытой личной жизни японского человека. Слово скандал даже выведено в заглавие картины. Но все не так просто как кажется. Акира Куросава использует название фильма в качестве передовицы, привлекая внимание зрителя. Тут «Скандал» приобретает новое значение, а фильм неожиданно открывает свое двойное дно. Что же это за «Скандал» волнующий режиссера?

Чтобы найти ответ на вопрос выше нужно обратиться к истории героя Такаси Симуры. Юрист которого нанимают главные герои живет взятками, считает себя ничтожеством и активно употребляет алкоголь. Дочь живущая вместе с ним прикована к постели туберкулезом. Она всячески пытается образумить отца, убедить его жить по чести. И именно образ юриста отражает состояние Японии после войны. Люди утратившие в себе стержень и утонувшие в новых западных реалиях. Юрист болеет надуманной болезнью утопая в бесчестии и алкоголизме, а рядом его дочь постепенно умирает от страшной болезни, но сохраняет в себе человеческий стержень. На эту «мнимую болезнь» обращает свое внимание Акира Куросава и призывает общество освободится от комплексов и чувства вины которые не приведут ни к чему. Действовать и меняться к лучшему — вот удел сильного человека.

В концовке юрист перерождается и судебные тяжбы уходят на второй план. Ведь именно для этого собрал зрителя в кинотеатрах мэтр японского кино Акира Куросава в далеком 1950 году. Передать через художника эти слова:

-Впервые я вижу рождение звезды. По сравнению с этим наша победа — ничто.

8 из 10

7 октября 2016

Оттачивание мастерства

Не смотря на то, что годом раньше Куросава снял довольно удачный и стильный криминальный триллер «Бездомный пёс», «Скандал» — относится к одним из самых слабых ранних фильмов режиссера. Здесь Куросава все еще оттачивает свой стиль и получает необходимый опыт, для обретения своего будущего мастерства. Поэтому в этой картине, как в работе молодого неопытного ремесленника, очень заметны неровности и откровенные неудачи.

Сюжет разворачивается вокруг молодого художника (Тосиро Мифуне) и знаменитой певицы (Ширли Ямагути), которые оказались скомпрометированы прессой и несправедливо осуждены общественностью. После нескольких столкновений между издателем и художником — оклеветанные Аоэ и Мияко собираются подать иск на газету, подпортившую их репутацию. Здесь появляется незадачливый и чудаковатый адвокат в исполнении Такаси Симуры — любимого актера Куросавы который в будущем не раз исполнит главную роль в его фильмах (впрочем как и Мифуне). Самозваный юрист с заниженной самооценкой, воспитывающий дочь-инвалида предлагает свои услуги и искренне пытается помочь.

Здесь сюжет начинает заметно провисать, далее он переходит в судебную драму, где действие затягивается еще больше — обнаруживается существенный минус фильма. Отрицательное впечатление также оказывает очень средняя игра актеров. Особенно неприятно удивил Симура, который в этом фильме действительно заметно халтурит. Возможно, на этом также сказывается непродуманная и очень затянутая концовка. По своему интересная завязка истории оборачивается сухой и скучноватой судебной драмой.

Можно сказать, что этим фильмом режиссер практически закрывает свой ранний период, в котором его творчество как бы обличало пороки капитализма и показывало последствия проникновения западных традиций во все сферы японского общества. (Пьяный ангел», «Тайная дуэль», «Бездомный пес», «Скандал»). Позже Куросава частично вернется к этой теме в 60-х («Рай и Ад», «Плохие спят спокойно»).

Куросава выражает своим фильмом однозначный протест против столь активного распространения прессы и следовательно увеличения числа журналистов, не уважающих частную жизнь людей, возможно здесь пригодился и личный опыт режиссера, который несомненно пользовался большой известностью.

«Скандал», в итоге, страдает многими сценарными затруднениями и слабым развитием сюжета, который оказывается слишком поверхностным. При этом нельзя сказать, что картина получилась провальной. Нельзя забывать и то, что в том же 1950 году Куросава снимет один из лучших фильмов в своей карьере — самурайский детектив «Расёмон».

5 из 10

25 июня 2015

Скандал от Акира-сан

Стильные костюмы, целеустремленные персонажи, романтическая история неожиданно перейдет в судебную мелодраму, отстаивание прав личности и спор с журналистами. В главной роли кинозвезда. Масштабность, перспектива и оптимизм. Но это вовсе не американское кино. Его снял совсем не Фрэнк Капра, а японский мэтр с японскими актерами и Мифунэ в главной роли.

Я отношусь к этой ленте, скорее как к неудавшемуся эксперименту. Вроде стилистика больших американских лент выдержана в полном соответствии, но японской же земле. И тут, у Куросава мог получиться аналог стильного и в полной мере вторичного «Июльского дождя». Но получилось просто неинтересно. В угоду сохранения изысканности, фильм вышел затянутым. Да и сама проблема, которая поставлена во главу угла, показалась мне недостаточно интересной.

В центре внимания тут будет конфликт с издательством, которое основываясь на папарации надумало роман между известным художником и актрисой. Возмущенные молодые люди обращаются в суд и фактически опробуют американскую модель решения социальных споров. Кстати, опять, как и в «Тихой дуэли» Мифунэ фактически просто играет Грегори Пека. Опять получается так, что роль тут недостаточно глубокой получилась.

Так что, «Скандал» — это изящная стилизация, оммаж американским ценностям и показное их принятие, гарантийная расписка о возможности их интеграции на «голом острове». На мой вкус, скучновато и мало интересно.

4 из 10

23 сентября 2013

Хорошее, сильное кино. Задумывая его как протест вмешательству прессы в личную жизнь Куросава опять снял нечто большее, наполнил фильм верой в победу человечности. Не стану рассказывать детали сюжета, не хочу даже раскрывать все поднимаемые темы. Это надо смотреть. Сам режиссер очень тепло отзывался о фильме. Действительно и идея, и реализация прекрасны.

Ошибаемся, не ошибаемся… Читателям это понравится.

Ты же знаешь, чего хотят читатели….. . фотографии и заголовки.

Сплетни, нездоровый интерес к чужой личной жизни. Неужели людям интересна вся эта гадость? Неужели им нужны только фотографии и заголовки? Чтобы до такого опуститься надо не только быть ничтожеством, надо еще и потерять совесть. Всего пять лет оккупации, а вестернизация уже изменила строгую японскую мораль. Страна действительно терпела бедствие, рушились вековые устои.

К счастью, Куросава пытался спасти это рассыпающееся общество. Снимал фильмы не ради кассовых сборов. Это не только искусство как слепок красоты, это крик души.

А кто спасет нас сейчас?..

Все. Больше ни слова. Вы и сами все поймете и о многом задумаетесь при просмотре. Целостная картина, хороший сюжет. Посмотрите. Посоветуйте друзьям.

24 января 2010

Драма Скандал появился на свет в далеком 1950 году, более полувека тому назад, его режиссером является Акира Куросава. Кто играл в фильме: Тосиро Мифунэ, Ширли Ямагути, Ёко Кацураги, Норико Сэнгоку, Эитаро Одзава, Такаси Симура, Синъити Химори, Итиро Симидзу, Фумико Окамура, Масао Симидзу, Сугисаку Аояма, Кокутэн Кодо, Китидзиро Уэда, Бокудзэн Хидари, Дзюндзи Масуда.

Страна производства - Япония. Скандал — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.