Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рио Гранде |
английское название: |
Rio Grande |
год: | 1950 |
страна: |
США
|
слоган: | «The Screen's Greatest Director-Actor Team! (1956 reissie title)» |
режиссер: | Джон Форд |
сценаристы: | Джеймс Уорнер Белла, Джеймс Кевин МакГиннесс |
продюсеры: | Мериан К. Купер, Джон Форд |
видеооператор: | Берт Гленнон |
композитор: | Виктор Янг |
художники: | Фрэнк Хоталинг, Аделе Палмер, Джон МакКарти мл., Чарльз С. Томпсон |
монтаж: | Джек Мюррэй |
жанры: | мелодрама, драма, вестерн |
|
|
Финансы | |
![]() |
1214899 |
Дата выхода | |
![]() |
1 ноября 1950 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 45 мин |
В кавалерийский полк под командованием Кирби Йорка простым рядовым приходит его сын Джефферсон. 15 лет отец не видел сына, бросив семью ради армии. Также появляется и мать Джефа Кэтлин, которая хочет забрать сына из армии. Ну и старые чувства к Кирби у нее не остыли.
Третий и по совместительству худший фильм из «кавалерийской трилогии» Джона Форда. Вроде все на месте: есть конфликты, присутствуют неплохо снятый экшн с индейцами, но цельного впечатления фильм не создает. Драмы особо не чувствуется, да и вообще все как-то несерьезно. Плюс стандартные для трилогии юморные моменты с ирландским сержантом в исполнении Виктора МакЛаглена как-то не смешат. Да и цвет мне кажется картине не помешал бы, в красках Техниколора фильм смотрелся бы поярче.
Дуэт Джона Уэйна с Морин О`Харой, частой его партнершей, неплох, но не более того. Оба отыгрывают стандартно и, если честно, мне кажется Форд здесь перебирает с мелодрамой. Клод Джармен-младший в роли их сына общей картины не портит, но и чего-то запоминающегося не показывает.
Для дуэта Форд-Уэйн эта лента явно ниже их уровня. Средний кавалерийский вестерн. В принципе смотрибельно, но одноразово. Для поклонников классики вестерна и Джона Уэйна.
6 из 10
8 сентября 2018
Третья часть «кавалерийской трилогии» Джона Форда удалась на славу. В фильме вроде бы ничего особенного и нет. Но все настолько сбалансировано и естественно, как панорама крупномасштабного сражения. Форд очень точен в описании как армейского быта, так и боевых сцен. Скачки на лошадях, красочные погони, перестрелки и очень стильный обморок Морин О`Хара — все в совокупности срабатывает и создает впечатление реальности происходящего. В конце концов если так не было, то должно было быть именно так. И только потому, что картинка, созданная Фордом — неимоверно приятна. Тут все пронизано духом мужества и понимания, все соответствует формальной логике. Боевой генерал оказывается прожженным циником, любящим войну и понимающим подчиненных. Любящая мать готова отправится в отдаленный форт, чтобы спасти и выкупить из армии переведенного туда сына. Герой Джона Уэйна готов признать свою ошибку пятнадцатилетней давности, когда он бросил свою жену с ребенком. А его выросший сын готов демонстрировать личное мужество в коллективе, жестко ставя себя в коллективе.
Вообще, Джон Уэйн в этой ленте необычайно крут. Ведь помимо воинской доблести ему неожиданно придется принять бремя отцовства. Известный по «Годовалому олененку» Клод Джармен младший в роли его сына очень выразителен, что только усиливает работу Уэйна. Джон Форд предлагает концепцию «бравого» парня, который примиряется с ошибками прошлого. Поэтому ранение героя смотрится как итоговое очищение, своеобразный катарсис осознания его ответственности. А в остальном, тут можно просто насладиться замечательным «экшном».
Одна из лучших картин 1950 года.
9 из 10
1 ноября 2013
Он — прожжённый кавалерист, суровый офицер, прошедший Гражданскую войну, 15 лет назад расставшийся с женой и сыном, избрав для себя трудный и суровый путь военного, не знающего радостей мирной жизни. Полковник Кирби Йорк — очередная прекрасная роль «короля вестерна» Джона Уэйна.
Она — очень эффектная и яркая женщина-южанка, 15 лет назад расставшаяся с мужем после того, как тот, будучи офицером войск северян, дал приказ сжечь поместье её отца. Миссис Кэтлин Йорк — замечательная роль красавицы Морин О’Хары.
Его и её сын — юнец, заваливший математику на экзамене в школе, завербовавшийся на следующий же после этого день в армию США, и случайно попавший в полк к своему отцу, которого не видел 15 лет. Чтобы записаться в рекруты, парню пришлось прибавить себе возраст — Джефф Йорк, роль которого исполнил Клод Джармен мл., оказался хоть и физически не крепким, но зато обладателем очень сильного характера.
Кэтлин приехала в форт на Рио-Гранде, главным образом, с целью забрать сына. Для этого, по тогдашним законам, достаточно было внести денежный выкуп. Однако, против такого плана выступает отец, ибо парень уже принял присягу и должен держать данное слово. Более того, против намерений матери и сам Джефф — он хочет стать мужчиной и не боится трудностей.
Открывается ещё один момент: оказывается, что несмотря на прошествие 15-ти лет, Кэтлин и Кирби… сильно любят друг друга! Кэтлин понимает, что у неё всего лишь одна, но очень сильная «соперница» — кавалерия, служба мужа. Тем не менее, эта женщина, подобно мужу и сыну, тоже с характером, и она не сдаётся, борется за свою любовь.
Плавный ход событий картины нарушается внезапно вспыхнувшей войной с индейцами. Кирби, Джефф и Кэтлин оказываются в самом драмматическом эпицентре водоворота событий! Фильм длится более 2-х часов, но та его часть, что связана с военными действиями, пролетает быстро и увлекательно.
«Рио-Гранде» — третий заключительный фильм «кавалерийской» трилогии Д. Форда, начавшейся с «Форта Апачи» (1948) и продолжившейся «Она носила желтую ленту» (1949). Все три фильма объединены тематикой и сильными образами главных героев, роли которых неизменно исполняет Джон Уэйн, и он, на мой взгляд, проявляет в этих ролях свои незаурядные актёрские способности.
Художественные достоинства «Рио-Гранде» достаточно велики. Как и другие фильмы трилогии, картина весьма музыкальная, что, скорее, можно занести в её актив. Достаточно в ней и хорошего доброго юмора, главным аккумулятором которого, как всегда, является сержант Квинкэннон (Виктор МакЛаглен) — огромный «грозный» дядька, добрее которого в этих фильмах не сыскать никого.
Есть, впрочем, в картине и свои отдельные минусы, некоторая известная доля помпезности и др. недочёты, которых, однако, в лентах такого масштаба вряд ли можно избежать. Повторю то, что я уже говорил о других фильмах Д. Форда данного периода: главное, что в этих картинах есть душевность, которая цепляет, есть доброта и чувства. События на экране заставляют сопереживать и проживать экранное время вместе с героями кино, что очень ценно.
8 из 10
19 июня 2011