Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страницы жизни |
год: | 1948 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Барнет, Александр Мачерет |
сценаристы: | Валентин Катаев, Александр Мачерет |
видеооператор: | Михаил Каплан |
композитор: | Александр Цфасман |
художники: | Петр Бейтнер, Владимир Каплуновский, Иван Степанов |
монтаж: | Яков Харон |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 декабря 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
30—40-е годы прошлого века пришлись на бурные изменения бывшей царской России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик. В пору активной индустриализации молодая страна отчаянно нуждалась в новом поколении специалистов-инженеров, способных в стеснённых условиях, практически на голом энтузиазме справляться с возложенными на них задачами, и попутно предлагать идеи, позволяющие увеличить объёмы производства без лишних затрат. Нагрянувшая война и последовавшая за ней гибельная разруха вновь потребовали напряжения всех народных сил для активной работы в тылу и восстановления утраченных ресурсов, необходимых для полноценной мирной жизни. Естественно, этот непростой период сыграл особую роль в судьбе многочисленных женщин, занятых на предприятиях, и вынужденных в связи с чудовищной убылью мужской части населения, брать на себя ответственность и функции, не слишком годящиеся на роль украшений к их хрупким и нежным фигуркам.
Фильм Бориса Барнета и Александра Мачерета повествует об отдельных страницах «биографии» одной из таких девушек, скромной тамбовчанки Нины Ермаковой в исполнении супруги легендарного Игоря Ильинского, на самом деле переехавшей в Москву из Тамбова Татьяны Еремеевой-Битрих, для которой эта роль так и осталась единственной в советском кино. Находя себя среди потерь и радостей лихолетья, трудится Нина во благо Родины, попутно устраивая личную жизнь, обучаясь, набираясь опыта и сил для воплощения посещающих её светлых мыслей о рационализации, способной помочь родному Металлургстрою в его важных делах. При этом название фильма обыгрывает не раз появляющийся по ходу сюжета деловой дневник её мужа, играющий в нём значительную роль.
Конечно, из вышеприведённых строк ощутимо сквозит естественный пафос, свойственный кинофильмам того времени, и призванный вдохновить страдающий народ на новые героические рывки. Он ощутимо сквозит из вышеприведённых строк, являющихся всего лишь беспристрастным пересказом происходящего на экране, и сквознячок этот способен оттолкнуть придирчивого зрителя, брезгливо ожидающего встречу с очередной пропагандистской агиткой сталинских времён. Тем не менее, следует помнить, что, хотя генеральный секретарь ожидаемо фигурирует в нескольких сценах, бесстрастно наблюдая за происходящим из картинных рам, а немалое количество хронометража уделено «правильно» показанной теме социалистического соревнования, «Страницы жизни» после выхода оказался разгромлен советской критикой и на многие годы лёг на полку. Более того, его появлению в свободном доступе в наши дни мы обязаны итальянским киноманам, среди которых есть такие ценители старых советских фильмов, как Френсис Форд Коппола, поучаствовавший в восстановлении калатозовского «Неотправленного письма».
Малому интересу к картине в наши дни удивляться не приходиться, но чем же не угодила она попутчикам и деятелям от искусства того времени? Причина этого негатива видится в том, что фильм лишён зашкаливающего уровня патриотического угара, показухи, подобной вышедшим годом позже «Кубанским казакам», а также почти всякого развлекательного элемента, демонстрирующего, как весело и радостно людям жить в пре-«красном» государстве. По сути, мы видим простой, бесхитростный пересказ «страниц жизни» скромной советской девушки, проходящих в неустанных хлопотах и строгих спартанских интерьерах, таких же, в каких обретались миллионы её реальных сверстников и сверстниц, доверяющих идеалам «партии Ленина-Сталина». Действительно, сценарий знаменитого Валентина Катаева («Белеет парус одинокий») полон такой неприкрытой сермяги, что порой похож на практически не приукрашенную документалистику. При этом выходец из интеллигентной семьи репрессированного учёного Татьяна Еремеева в роли простой девчушки, имеющей 7 классов образования смотрится на её фоне так необычно, что на это трудно не обратить внимания, как на определённый отход от штампов. Он и привлёк — и предсказуемо был истолкован со знаком «минус».
А может быть перед нами и впрямь скучная, неудачно снятая предтеча производственных драм, заслуженно прозябающая в забвении? Думается, этот взгляд не раскрывает всей полноты идеи фильма, чьи кажущиеся минусы на самом деле оборачиваются плюсами даже по современным меркам. Отсутствие постоянного славословия, картонных персонажей и натужного мелодраматизма, скромность человеческих отношений и красота свершений, показанные доступным киноязыком, позволяют нам погрузиться в натуральную атмосферу тех неповторимых лет, пробуждая генетическую память о предках-тружениках, без всякого пафоса поднимавших из руин израненную страну, искренне вселяя веру в человеческие силы и знания. А ещё любителей нашего кинематографа может привлечь дебют колоритной Екатерины Савиновой («Приходите завтра»), одна из первых появлений на экране Тамары Носовой («Карнавальная ночь») и запоминающийся образ ещё молодого Всеволода Санаева в роли радиокомментатора. В общем, «Страницы жизни» не претендует на многократные просмотры, но, несмотря на проступающую местами неуклюжесть, заслуживает несомненного внимания и положительной оценки, как прямое прикосновение к нашей истории и особой роли в ней женщины. Словно давнее напоминание о том, каков он, естественный феминизм.
6 из 10
16 мая 2020