Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Наш весёлый путь |
английское название: |
On Our Merry Way |
год: | 1948 |
страна: |
США
|
слоган: | «Did You Ever See A Miracle Walking? (original print ad)» |
режиссеры: | Лесли Фентон, Джон Хьюстон, Джордж Стивенс, Кинг Видор |
сценаристы: | Арч Оболер, Джон О’Хара, Лу Бреслоу, Лоуренс Сталлингс |
продюсеры: | Бенедикт Боджес, Бёрджесс Мередит |
видеооператоры: | Гордон Эвил, Джозеф Ф. Бирок, Эдвард Кронджэгер, Джон Ф. Сайц, Эрнест Ласло |
композитор: | Хайнц Рёмхельд |
художники: | Эрнст Фегте, Дункан Крамер, Роберт Пристли, Fred Widdowson |
жанры: | комедия, мелодрама, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 февраля 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Среди первых фильмов, в которых Джеймс Стюарт снялся после окончания Второй Мировой войны, есть как недооценённые, так и откровенно неудачные картины. К последним, в особенности, можно отнести комедийный альманах «On Our Merry Way» (1948), с треском провалившийся в прокате и единодушно растоптанный критиками.
Сюжет: Оливеру М. Пизу (Бёрджесс Мередит) в жизни не везёт абсолютно «по всем статьям». Он не может признаться своей жене Марте (Полетт Годдар), что работает в крупной газете не репортёром, как она думает, а лишь обычным клерком. Кроме того, у Оливера нет ни гроша, но зато имеется куча кредиторов, невыплата денег коим может лишить его как взятой напрокат мебели, так и жизни.
Правда, бедолага не подозревает, что Марте уже давно всё известно. Поэтому, желая помочь мужу в продвижении карьеры, она предлагает ему провести опрос людей на улицах на тему: «Какое влияние оказал ребёнок на вашу жизнь?». Оливеру нравится эта идея, и он, словно взаправдашний журналист, отправляется «на задание»…
Возможно, сама мысль снять альманах по схеме «Сказок Манхэттена» (1942) и «Плоти и фантазии» (1943) (несколько историй, связанных между собой какой-либо конкретной деталью) смотрелась перспективно на бумаге. К тому же, продюсеры проекта — Бенедикт Боджес и Бёрджесс Мередит (также, сыграл здесь условно «главную роль» клерка-репортёра) — явно решили подстраховаться, пригласив для реализации проекта целый сонм «звёзд» Голливуда и нескольких режиссёров «с именем».
Формально, все представленные в фильме новеллы связывает то, что они являются историями, рассказанными главному герою несколькими участниками соцопроса (который, напоминаю, может спасти клерка). Именно волнение за судьбу героя Мередита, по идее, должен испытывать зритель, смотря «On Our Merry Way».
Но в этом-то и проблема — сопереживать ему довольно сложно с самого начала картины, а после того, как узнаёшь, что часть долгов клерка и вовсе связана со ставками на тотализаторе, то вместо сочувствия в голове возникают ехидные мысли вроде «а о чём ты раньше думал?». Не спасает положение и игра Бёрджесса Мередита, который в этой роли скорее раздражает, нежели трогает.
Не должно вводить в заблуждение и первенство Полетт Годдар в титрах (играла жену главного героя и, по совместительству, была женой Мередита на момент съёмок) — её присутствие здесь лишь немного более, чем «фоновое». Ну, а теперь — поговорим непосредственно о самих историях.
Новелла N 1. Режиссёры — Джон Хьюстон и Джордж Стивенс; в главных ролях — Джеймс Стюарт и Генри Фонда. Рассказывается здесь о двух музыкантах и их оркестре, застрявших без гроша где-то в провинции из-за не вовремя сломавшегося автобуса (хотя, далее у них появляется шанс исправить своё финансовое положение)…
К моменту съёмок «… Way», Стюарта и Фонду уже давно связывала многолетняя дружба. Однако, до этой картины им вместе работать не приходилось, и едва ли представляется возможным записать обоим в актив роли в данной новелле. Причём, вины самих актёров в этом нет — всё дело в довольно предсказуемом сценарии Джона О’Хары, не блещущим ни остроумием, ни продуманностью.
Снявшие новеллу, режиссёры Хьюстон и Стивенс явно не справляются с предложенным материалом, заставляя дуэт Стюарта и Фонды всё тащить на себе. Но, временами и они, несмотря на все свои старания, выглядят глупо — например, момент, когда в самый разгар конкурса у героя Стюарта застрял в зубах лимон, очевидно, должен был веселить, но производил прямо противоположное впечатление, вызывая ассоциаций с плоскими кривляньями из некоторых «немых» фильмов.
Новелла N 2 (в версии альманаха в европейском прокате — известной, как «A Miracle Can Happen»). Режиссёр — Кинг Видор (также снимал эпизоды с участием Бёрджесса Мередита и Полетт Годдар); в главной роли — Чарльз Лоутон. История о том, как в одну очень дождливую ночь невесть откуда появившийся мальчик просит священника навестить его умирающего отца. Тот соглашается, но доведя священника до нужного места, мальчик исчезает столь же внезапно, как и появился…
Определённо, мистическая сторона этого сюжета вызывает интерес, но такой материал явно не подходил Видору. А так — и визуально, атмосфера в кадре была создана, в принципе, удачно; и игра актёров (несмотря на некоторый наигрыш) неплохо вписалась в эту атмосферу. Нужно было только доработать сценарий и пригласить Хичкока в качестве режиссёра.
Особенно, последнего здесь очень не хватало, поскольку Видор все указанные выше «мистические» зачатки предпочёл «зарубить на корню», сведя общий результат лишь к банальному «религиозному» пафосу в духе фильмов вроде «Идти своим путём» (1944), что точно не улучшило новеллу.
Новелла N 2 (в версии альманаха в американском прокате — известной, как «On Our Merry Way»). Режиссёр — Лесли Фентон; в главных ролях — Дороти Ламур и Виктор Мур. История о том, как избалованная маленькая девочка-кинозвезда (своего рода «карикатура» на Ширли Темпл) невольно помогла начинающей старлетке стать новой «звездой» Голливуда в ролях «красавиц с тропических островов»…
Хотя Фентон, за всю свою карьеру в Голливуде, так и не обзавёлся столь же «звёздными» заслугами, как Хьюстон или Видор, но самый внятный эпизод альманаха получился именно у него. Он не лишён недостатков, но обладает двумя неоспоримыми достоинствами, оказывающимися куда весомее. Во-первых, в новелле вполне убедительно продемонстрирован ход съёмочного процесса фильма в Голливуда (где обычно всё зависит исключительно от «звезды», приносящей кассовые сборы).
А во-вторых, свои роли начинающей актрисы и пожилого актёра неплохо исполнили, соответственно, Дороти Ламур и Виктор Мур. Особенно хороша была Дороти, явно от души посмеявшаяся над актёрским амплуа своей героини (да и собственным, кстати, тоже), исполняя сатирический номер «The Queen of the Hollywood Islands».
Новелла N 3. Режиссёр — снова Лесли Фентон; в главных ролях — Фред МакМюррэй и Уильям Демарест. О сюжете последнего эпизода фильма можно сказать только то, что он практически полностью «списан» со знаменитого «Вождя краснокожих» О. Генри (имя писателя при этом, как ни странно, не упомянуто в титрах).
Также, в отличие от самого рассказа или его советской экранизации 1962 года (новелла из альманаха Леонида Гайдая «Деловые люди»), это прочтение знаменитой истории вышло откровенно скучным и неинтересным — и ни режиссура, ни «афишированные» съёмки «на натуре» (отчего-то слабо смахивающие на таковые), ни актёры (абсолютно «без огонька» отработавшие свои контракты) положения не спасают. Словом, создав лучшую новеллу ленты, Фентон, увы, также снял и худший её эпизод.
В заключении, остаётся отметить, что «звёздный» состав актёров и режиссёров, работавших над «On Our Merry Way», по большей части, не вытянул предложенный им материал даже до оценки «удовлетворительно». Поэтому, нет и весомых причин рекомендовать данный альманах к просмотру (не считая, конечно, обилия известных имён и фамилий, задействованных в нём).
4 из 10
25 февраля 2019
На другой день после выхода на экраны фильма «On Our Merry Way» (1948), 4 февраля 1948 года, в газете «New York Times» кинокритик Босли Краутер опубликовал саркастичный отзыв на картину, отметив: «Видимо все актёры здорово повесились, откровенно паясничая при исполнении своих ролей». Куда более метко отозвался кинокритик из «New York Daily News», написав, что: «Актёрский состав на миллион долларов играет роли в фильме, цена которому — 10 центов».
Сложно добавить что-то ещё после вышесказанных утверждений, но я всё же сделаю это. Итак, комедийный альманах «On Our Merry Way» (в американском прокате — «A Miracle Can Happen») вышел на экраны в 1948 году и заслужил отрицательные отзывы критиков и зрителей, в итоге, с треском провалившись в прокате.
Фильм представлял собой альманах, содержащий в себе три новеллы, связанные общей темой. Роли в этих историях исполняли исключительно кинозвёзды Голливуда — по такой конструкции раннее с успехом были сняты фильмы «Сказки Манхэттена» (1942) и «Плоть и фантазия» (1943). Однако, использование старого секрета успеха в третий раз уже не сработало.
Ещё стоит отметить, что фильм выходил на экраны по миру в двух разных версиях. Например, изначально для картины (когда она ещё называлась «A Miracle Can Happen») была снята новелла на религиозную тему с участием Чарльза Лоутона в роли священника. Однако, ввиду опасений недовольства американской цензуры, новелла была вырезана из фильма и заменена на другую, с участием Дороти Ламур, в которой её героиня рассказывала, как стала кинозвездой.
Фильм переименовали в «On Our Merry Way». Но, тем не менее, в других странах, за пределами США (например, в Испании), киноальмах вышел в том самом варианте, в каком задумывался изначально. Далее, думаю, стоит перейти непосредственно к самим новеллам, и попутно обсудить их плюсы и минусы в плане сценария, актёрской игры и других аспектов.
Итак, сюжет: Оливер Пис (Бёрджесс Мередит) и его жена Марта (Полетт Годдар, реальная жена актёра в то время) живут в небольшой квартире в Лос-Анджелесе. Его жена уверена, что он репортёр в известной газете, хотя на самом деле Оливер работает там простым клерком.
Марта предлагает ему в качестве темы опроса людей на улицах такой вопрос: «Какое влияние ребёнок оказал на вашу жизнь?». Вооружившись темой, Оливер, как взаправдашний журналист, начинает интервьюировать каждого, кого встречает на пути, и среди них — музыканты (Джеймс Стюарт и Генри Фонда), актриса (Дороти Ламур), священник (Чарльз Лоутон) и иллюзионист (Фред МакМюррэй). Именно этим интервью и посвящена каждая из новелл фильма.
Бёрджесс Мередит, по сути, играет своего рода роль проводника по всем новеллам фильма — к тому же, он является одним из его продюсеров. Но вот сказать, что в исполнении актёра есть что-то особенное, трудно. Появление Полетт Годдар и её первенство в титрах носит чисто формальный характер — её роль в альманахе едва ли превышает по хронометражу 10 минут.
Ну, а теперь, перехожу, непосредственно, к самим новеллам. Начинает фильм история о двух музыкантах, которые путают в песне слова «baby» и «babe» (значение слов одно — ребёнок) и вспоминают, как они безуспешно пытались саботировать конкурс талантов, чтобы выйграл заранее определённый кандидат.
Что ж, это первый фильм, где сыграли в дуэте звёзды Голливуда, и, по совместительству, закадычные друзья — Джеймс Стюарт (партии на пианино дублирует Скитч Хендерсон) и Генри Фонда. В роли самого себя появляется музыкант Гарри Джеймс, правда, здесь он ничего исполнять не будет.
Но, несмотря на то, что дуэт Стюарт-Фонда выглядит вполне сложившимся, к сожалению, нередко кажется, что актёры не играют, а просто кривляются. Хотя, с другой стороны, время от времени их новелла даже казалась забавной — но только время от времени.
Начиная со второй новеллы, в разных прокатных копиях фильма начинаются расхождения, о которых я уже писала выше — в американском прокате была показана новелла с участием Дороти Ламур, а в остальном мире — новелла с участием Чарльза Лоутона. Поскольку мне довелось увидеть обе версий фильма, то я вкратце расскажу про каждую из новелл.
История с участием Чарльза Лоутона повествует о министре, которого мальчик просит навестить его умирающего отца. Только вот сам мальчик умер много лет назад!
Лоутону в этом эпизоде, по сути, нечего играть — впрочем, его появление здесь не спасает и ничуть не перекрывает её минусы — а именно весьма плохо продуманный сюжет, который имеет потенциал, но написан слишком поверхностно, чтобы захватывать или волновать.
Эпизод с участием Дороти Ламур повествует о кинозвезде, которая вспоминает, что давным-давно она начинала, как второсортная актриса. Но однажды она снималась в фильме вместе с заносчивым ребёнком-кинозвездой (злая карикатура на Ширли Темпл), которая, сама того не желая, дала «звёздный старт» её карьере и определила основное экранное амплуа.
Что ж, именно новелла с Дороти Ламур оказывается самой удавшейся из всего квартета. Актриса получает возможность блеснуть в самой забавной из всех историй фильма и великолепно выполняет эту задачу. Особенно следует выделить исполняемый актрисой музыкальный номер «The Queen of the Hollywood Islands», в котором она весьма едко посмеивается над своим устоявшимся (к концу 1940-х годов) экранным имиджем «королевы тропиков».
Завершающая история с участием Фреда МакМюррэя и Уильяма Демареста является не более, чем посредственным копированием известной всем истории O`Генри — «Вождь краснокожих», вследствии чего я не вижу смысла даже описывать сюжет происходящего в этом эпизоде. Об актёрах могу сказать лишь одно — обычное исполнение без намёка на что-то выдающееся.
Что ж, подводя итоги, вынуждена констатировать, что несмотря на то, что в создании фильма приняли участие такие режиссёры, как Кинг Видор, Джон Хьюстон и Джордж Стивенс, фильм получился весьма слабым. К сожалению, уже точно невозможно установить, кто именно из 4-х режиссёров, задействованных в работе над альманахом, работал над теми или иными новеллами, но итоговый результат это всё равно не спасает. Рекомендовать к просмотру картину можно разве что фанатам актёров, которые здесь появляются. Спасибо за внимание!
5 из 10
16 августа 2015