Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убийцы среди нас |
английское название: |
Die Mörder sind unter uns |
год: | 1946 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Вольфганг Штаудте |
сценаристы: | Вольфганг Штаудте, Эберхард Кайндорф, Иоханна Зибелиус, Фриц Штаудте |
видеооператоры: | Фридль Бен-Грунд, Ойген Клагеманн |
композитор: | Эрнст Ротерс |
художники: | Отто Хунте, Бруно Монден, Альфред Шульц, Gertraud Recke |
монтаж: | Ганс Генрих |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
15 октября 1946 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 25 мин |
Современник неореалистов Вольфганг Штаутде в своей дебютной картине «Убийцы среди нас» создает любопытный психологический эскиз разрушенной послевоенной Германии в духе ленты Росселлини «Германия, год нулевой», предлагая нам пессимистичный взгляд на человеческую природу, опустошенную в горниле войны. К большому сожалению всякого любителя жесткой, структурной драматургии фильм не собран и представляет собой своего рода импрессионистическую мозаику эпизодов, в которых действуют разрозненные персонажи, объединенные нитью сюжета лишь в финале.
Для такого нитевидного, еле прощупываемого сюжета актеры работают в целом неплохо, справляясь с непростой задачей существования в мозаичном драматургическом пространстве. С точки зрения формы фильм Штаудте представляет собой именно эскиз, зарисовку, а не полноценное художественное высказывание. Режиссер ставит перед собой задачу разоблачить нацистских преступников, процветающих в послевоенной Германии, но делает это чересчур плакатно и прямолинейно, вполне в духе кино тех лет. Для того чтобы составить стилевую конкуренцию неореализму фильму не хватает эпичности, нервности, болезненной сосредоточенности на страдании людей в годы войны.
Главный герой картины — разуверившийся в жизни и людях врач, находящий свое призвание не в мщении злодею, а в выполнении своего долга (постановщик прекрасно построил сцену, в которой врача буквально переманивают из смерти в жизнь, из воздавания злом за зло к спасению чужой жизни). Как жить в условиях обанкротившихся ценностей, когда человеческая жизнь не стоит ничего, когда ваши глаза видели ад? Такой вопрос стоит перед героями фильма, врачом и молодой женщиной, неожиданно ставшей для него близким человеком.
Оптимизм режиссерского послания в том и заключен, что нацистское прошлое должно быть преодолено любовью и прощением, а не мщением и ненавистью, это не значит, что надо закрыть глаза на преступления, палачи должны быть наказаны, но нельзя думать лишь о мщении, лишь конструктивная жизнь, жизнь созидательная способна преодолеть опустошение душ и разлад в них. Надо жить, а не мстить. Герои приходят к такому выводу, хоть им и трудно смириться с ним.
Через весь фильм проходит тема фантомов войны, живучих призраков прошлого, прошлого непреодоленного, незабытого. Штаудте нашел замечательные образы для того, чтобы впервые в немецком кино выразить эту тему. Мы все знаем, насколько болезненной она стала для Германии, когда лишь в 60-е годы молодое поколение подняло волну общественного возмущения тем, что нацистские преступники живут среди мирных граждан и процветают на высокопоставленной работе.
Картина Штаудте — о начале большого пути в переосмыслении Германией своего прошлого, которое затянулось на десятилетия, он — о той высокой планке человечности, которую мы должны ставить себе, чтобы не заблудиться в замкнутом круге мщения, о том, что зло преодолевается только любовью.
22 сентября 2016