Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Странная женщина |
английское название: |
Weird Woman |
год: | 1944 |
страна: |
США
|
слоган: | «WEAVING HER DREAD SPELL OF VOODOO!» |
режиссер: | Реджинальд Ле Борг |
сценаристы: | Бренда Вайсберг, Фриц Лейбер мл., Скотт Дарлинг |
продюсеры: | Бен Пивар, Оливер Дрэйк |
видеооператор: | Вирджил Миллер |
композитор: | Пол Соутелл |
художники: | Джон Б. Гудман, Рихард Х. Ридель, Расселл А. Гаусман, А.Дж. Гилмор |
монтаж: | Милтон Кэррат |
жанры: | ужасы, мелодрама, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 марта 1944 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 3 мин |
Второй фильм в серии «Тайны внутреннего святилища», основанной по одноимённой радиопрограмме, состоящей из различных пьес. За основу сюжета был выбран роман писателя Фрица Лейбера под названием «Ведьма», вышедший годом ранее. Для некоторых современных зрителей история может показаться уже знакомой, ведь была вторая и третья экранизация: английская страшилка «Ночь Орла» 1962-го, известная под более громким заглавием для американского проката «Гори, ведьма, гори», а также комедийный ужастик «Ведьмино зелье» 1980-го. «Universal» традиционно для себя снимала фильм в самые кратчайшие сроки, уложившись в двенадцать дней, однако профессионально без ущерба качеству, и с обязательной знаменитостью в главной роли. Занятно, что помимо Лона Чейни младшего, который заслуженно стал неотъемлемым лицом всей серии «Святилища», была приглашена Эвелин Анкерс. Она тоже являлась студийной актрисой, немало поработавшей в хорроре, а также часто делившей экран со звёздным Чейни младшим в иных совместных проектах. Тут им было привычно и легко играть вместе, однако непосредственно исполнять злодейку оказалось делом новым и сложным. Анкерс, привыкшей воплощать образы типичных красавиц средь монстров, требовалось изобразить привлекательную женщину с улыбкой, которая бы напоминала о Джеке-потрошителе, как звучит в одной из сцен фильма. В общем, несмотря на ограниченное число рабочих дней, где каждая минута дорога, вся съёмочная площадка вдоволь хохотала, когда актриса силилась напускать зловещий вид, и посему студия зареклась впредь доверять ей отрицательные роли. Такая забавная байка о съёмках, зато сюжет самой картины получился настоящей страшилкой.
Сюжет повествует о молодом и выдающемся профессоре. Находясь в отпуске в Южных морях, он женится на девушке — дочери своего бывшего преподавателя, выращенной в атмосфере местного колдовства и поклонения идолам. Будучи человеком рациональным, учёный полагает, что лишь страх и невежество побуждают людей выдумывать божества и верить в суеверия. Не веря в магию, он снисходительно относится к красавице-супруге, следующей различным приметам и предрассудкам туземцев, тайно совершающей защитные ритуалы, чтобы уберечь от зла их семью. Вернувшись домой, введя супругу в образованное общество своих коллег из университета, счастливый муж успешно продвигается в карьере, однако сталкивается с женской местью отвергнутой сослуживицы, имеющей на него виды. Она, испытывая чувство ревности и злобы, принимается строить козни, настраивая окружающих против суеверной соперницы и бывшего возлюбленного…
Прелесть истории состоит в том, что на протяжении всей картины выдержана общая неопределённость темы о сверхъестественных загадках мироздания. Вера в них или твёрдое отрицание остаётся дискуссионным вопросом. Персонажи вместе со зрителем не могут с полной уверенностью трактовать непознанные вещи, чтобы причислить их к тайным для науки силам природы или прозаичным совпадениям. Не случайно название книги экранного учёного звучит «Суеверие против разума и факта», ведь с приездом его супруги в университетский микромир весь их рационализм даёт слабину. Он ставится под сомнение пред верой в колдовство или хотя бы малым допущением чего-то магического в реальности. Каждое событие — для кого-то удачное, для кого-то печальное, начинает мнительно восприниматься не стечением обстоятельств, личными заслугами или промахами, а вмешательством магии. Повезло профессору — супруга наколдовала, а не помогла его увлечённость своим делом с проделанной работой. Случилась беда у коллеги — вновь эта тихоня провела ритуал, несмотря, что сослуживец аморфен и весь его талант сводится к терпению жены, требующей амбиций в бездарном муже. Конфликт разума и веры усиливается увлекательной игрой в «ведьм» двух соперниц. Одна ведьма, выращенная средь туземцев, надеется на лучшее, веря в разные смехотворные для окружающих статуэтки, ракушки, палочки, амулеты и приметы, доверяясь чрез ритуалы силам Добра, чтобы они оберегли их семью от несчастий. Вторая ведьма — прагматичный человек науки, тоже колдует, но иной магией в виде сплетен, интриг, лжи, инсинуаций, причиняя Зло неугодным, дабы разрушить крепкий союз конкурентки и успешного учёного. В какое колдовство тут поверить? В стародавние предрассудки с наглядными атрибутами Вуду, которые могут оказаться бесполезным вздором для прагматиков и подчинить волю впечатлительных особ, боящихся куколок с иголками? В практические каверзы, действующие эффективно, если умело провести «ритуалы» наговоров и манипуляций, но оборачивающиеся крахом, когда ложь будет раскрыта? И что сильнее в конечном итоге? Ответить будет сложно, потому что сценарий не решает за зрителя, позволяя нам самим склониться к чему-то тому, что ближе, исходя из личных трактовок странных совпадений. Например, шутливо говоря, если мужчина без ума от женщины, то многие уверяют, что она его непременно приворожила, угостив борщом. Однако есть вероятность, всё дело именно в самом вкусном борще, который, чтобы приготовить нужно хорошенько «поколдовать» на кухне. Каждая женщина, если не ведьмочка, то немного волшебница точно, и какая у неё магия в арсенале — попробуй тут разберись. Авторы не стали, шутливо отмахнувшись, но на всякий случай опасливо постучав по дереву, вот и я не буду, а просто порекомендую посетить внутреннее святилище, прикоснувшись к его второй тайне.
7 из 10
12 октября 2019