Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Газовый свет |
английское название: |
Gaslight |
год: | 1944 |
страна: |
США
|
слоган: | «THIS IS LOVE...clouded by evil...darkened by a secret no one dared to tell!(print ad - Lubbock Avalanche Journal - Lindsey Theatre - Lubbock,Texas - July 2, 1944)» |
режиссер: | Джордж Кьюкор |
сценаристы: | Вальтер Райш, Патрик Хэмилтон, Джон Вэн Друтен, Джон Л. Болдерстон, Louis Sauvat |
продюсер: | Артур Хорнблоу мл. |
видеооператор: | Джозеф Руттенберг |
композитор: | Бронислав Капер |
художники: | Седрик Гиббонс, Эдвин Б. Уиллис |
монтаж: | Ральф Э. Уинтерс |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 мая 1944 г. |
на DVD: | 9 декабря 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
«Газовый свет» 1944 года – оскароносный проект с неповторимой игрой Ингрид Бергман. Это по-настоящему знаковый фильм своего времени, который и сегодня смотрится с особым интересом благодаря неординарной постановке. Фильм прекрасен и по-своему мрачно-поэтичен.
За красоту на экране следует отдать должное режиссеру Джорджу Кьюкору и отличной операторской работе Джозефа Руттенберга. Поэзия чувствуется с первой сцены: темная улица, зловещая, молчаливая толпа, ожидающая чего-то, открывающаяся дверь и появление прелестной, закутанной в плащ молодой девушки, которую провожают к стоящему конному экипажу. Пока все без ответа, но впереди целая история.
Картина полнится тревогой и красотой. Тревогой, что будто преследует не только героев фильма, но и зрителя. Красотой сцен, что великолепно поставлены благодаря мастерам своего дела. Кьюкор и Руттенберг используют технику, которую, как мне видится, позднее позаимствуют автору легендарного фильма «Двенадцать разгневанных мужчин», когда потребуется передать клаустрофобию и напряженность персонажей, оказавшихся в замкнутом пространстве и в тисках психического напряжения. Если приемы во втором фильме были вдохновлены примерами из первого, то это говорит о несомненном успехе «Газового света».
Бергман хороша. На мой взгляд, это одна из самых лучших работ актрисы. Она воплощает ту испуганную героиню, что пребывает в сумерках своего разума, будто утопая в чем-то, что имеет мистическое происхождение. Ее героиня полнится ужасом, а грядущая развязка отправляет зрителя к интересному финалу. И раскрыть историю позволяют изначально традиционные широкие кадры, что впоследствии неотвратимо и безальтернативно переходят к крупным планам. Кадры получают большее насыщение, а зритель будто бы погружается в саму историю глубже.
Шарль Буайе выступил хорошо, прекрасно дополняя Бергман в ее оскароносной роли. Его персонаж так же эволюционирует на протяжении всей картины, что отлично прослеживается на протяжении всего повествования. И обоих героев будто дополняют постоянно встречающиеся тени. Тени опасные, тени едва уловимые, но они будто еще несколько действующих лиц на экране будут важными героями истории.
Сюжет интересный, но не сказать, что непредсказуемый. Фильм интересен совсем другим. Он умело манипулирует эмоциями зрителей, заставляет зависать взглядом на экране, увлекая за собой в эту бездну истории персонажей.
«Газовый свет» понравился. Достойный хороший фильм, который взял два Оскара. Одна статуэтка для Бергман, абсолютно заслуженно, по моему мнению. Вторая награда ушла художнику (ч/б фильмы), и это тоже подтверждение успеха картинки, которую видит зритель. Фильм сильный и запоминающийся. Не назову его шедевром, но картина хорошо запоминается, имеет свой неповторимый стиль и готова удивить любого зрителя.
7 из 10
26 июня 2024
Англия; конец XIX века
Пола /Ингрид Бергман/ - богатая молодая девушка, которой осталось наследство после того, как была убита её тётя – звезда мировой оперной сцены
Грегори /Шарль Буайе/ - пианист, муж Полы, ограждающий жену от всего мира и контролирующий каждый её шаг
Брайан /Джозеф Коттен/ - молодой сотрудник Скотланд-Ярда, начинающий подозревать, что в семье Полы и Грегори что-то неладное
Нэнси /Анджела Лэнсбери/ - горничная Полы, развязная девушка, презирающая хозяйку
Элизабет /Барбара Эверест/ - кухарка Полы и Грегори, предана своей хозяйке, добра и сострадательна
Вот очередной фильм, который я уже видела, но с превеликим удовольствием пересмотрела вновь. Стильный, красивый триллер, снятый Джорджем Кьюкором по пьесе Патрика Гамильтона, достаточно знаковая картина. После её выхода даже появилось такое понятие, как «газлайтинг» - одна из форм психологической манипуляции, когда тиран заставляет поверить свою жертву в то, что та не совсем адекватно и нормально воспринимает действительность.
Вот вам кажется, что я жутко проспойлерила, да? А нет. Дело в том, что всё тут понятно уже с самого начала, чуть ли не с первых минут. По глазам Грегори ясно, что Полу он не любит и задумал что-то недоброе. Но весь фильм всё равно не отпускает беспокойство за девушку. И за всем происходящим, за всеми действиями Грегори ты наблюдаешь с большим интересом.
Кьюкор это вообще для меня синоним слова «интересно». Он выбирал сценарии, которые захватывают внимание зрителя. И снимал их, конечно, мастерски. Конкретно в этой картине вдоволь и звуков странных, и игр с тенями и полутенями, и мимики актёров, дополняющей их образы и эмоции.
Фильм был номинирован на Оскар в 7 номинациях, получив 2 из них /Лучшая женская роль /Ингрид Бергман/ и Лучшая работа художника ч/б фильмов/. Ингрид за эту роль имеет ещё и Золотой глобус.
В картине впервые появилась на экране Анджела Лэнсбери, известная российскому зрителю по своей поздней роли в сериале «Она написала убийство». И, к слову, молодую актрису, которой исполнилось 18 лет во время съёмок в «Газовом свете», была даже номинирована на Оскар за эту роль в категории «Лучшая женская роль второго плана».
Фильм я рекомендую всем любителям классики. Он настолько известен, как мне кажется, что его уже многие и видели. Но если ещё нет – эту оплошность нужно обязательно исправить.
28 июля 2023
Юная Пола, у которой никак не получается оправиться после страшного убийства родной тёти, встречает мужчину и сразу же влюбляется в него. Мужчину зовут Грегори, он старше ее, он галантен и вежлив, и, несомненно, он лучшее, что случалось в жизни Полы после смерти тётушки. Грегори - луч света, озаривший ее непримечательное и безрадостное существование. Под воздействием эмоций девушка соглашается выйти за Грегори замуж, хотя они едва знакомы. Она верит: рядом с ним всегда будет так же хорошо, как сейчас; чёрной полосе её жизни пришёл конец. Здесь звенит первый звоночек абьюзивных отношений: мы видим полную зависимость счастья человека от другого. Сама же героиня, выходя замуж за человека, знакомого пару недель, раскрывается как недостаточно зрелый человек, принимающий определяющие в своей жизни решения на эмоциях.
Далее мужчина убеждает Полу вернуться в тот самый злосчастный дом, в котором и произошло не раскрытое до сих пор убийство её тёти. Ей тяжело на это пойти, но ради мужа она готова на встречу со своими внутренними демонами, надеясь на его любовь и поддержку. Однако с самого порога Поле становится не по себе, и чем дольше они там живут, тем хуже ей становится. Вернее, так говорит Грегори. Но он же говорит это, чтобы ей помочь, чтобы, поняв проблему, иметь возможность ее устранить? Или нет? Пола уже не может доверять ни себе, ни мужу, ни кому-либо ещё. Она становится замкнута и рассеяна, отношения с Грегори портятся, а слуги смотрят на неё с осуждением... Или ей это тоже кажется?
Прекрасный фильм, в середине которого тебе становится максимально жалко главную героиню. Она запутана и слаба, ей хочется помочь, но достучаться через экран не получится, сколько ни пытайся. Сюжет нигде не провисает, по ходу фильма появляются новые и раскрываются уже известные герои. У каждого из них свой характер, и им действительно веришь. Игра актёров не вызывает никаких нареканий и смотрится совершенно органично, однако отдельно хочется отметить Ингрид Бергман: выдающаяся актёрская работа и неземная женская красота. Кадры, где она одета в вечернее платье, действительно были для меня лишь молчаливыми кадрами без какого-либо аудиосопровождения. Все мои органы чувств схлопнулись до одного: я был полностью очарован ею.
Газовый свет - фильм, с которого пошло понятие 'газлайтинга'. Само же понятие по ходу картины было раскрыто полностью, но отнюдь не пошло. Благодаря отсутствию термина как такового, фильм не имел и не мог иметь цели что-то пропагандировать, раскрутить или растиражировать. Он был свободен от всего этого. И поэтому он вышел прекрасным. Ведь он - о людях, а не о терминах, и для ценителей киноискусства, а не для повестки.
1 января 2023
Нуарный классический психологический триллер а ля Хичкок по пьесе Хэмильтона (не первая экранизация).
Молодая пара приезжают в дом в Лондоне, где невеста испытала шок от загадочного убийства родной тёти. Муж у неё какой-то мутноватый, а она начинает понемногу сходить с ума. Неким ключевым моментом был периодически гаснущий свет газовых ламп в доме. Отсюда (и из пьесы) появился термин 'газлайтинг', что означает форму психологического насилия (какую можете сами посмотреть, но это будет спойлером).
Фильм красивый и сюжет неплохой, но динамика несколько заторможенная и хронометраж явно растянут. Манера игры с переигрыванием соответствует той американской киноэпохе. Но на Буайе (актёр сыгравший главную роль и чем то похожий на Джуда Лоу) местами уж очень фальшивит. Зато молоденькая Ингрид Бергман очень хороша. За это собственно вполне заслуженно и получила Оскара.
Меня кино не сильно зацепило, хотя и не пожалел. На любителя классики и нурной атмосферы.
25 июня 2022
Нередки случаи, когда какие-то слова, герои и сюжеты из фильмов превращаются в часть массовой культуры и проникают в разговорную речь людей. Однако триллер 'Газовый свет' 1944 г. подарил миру не просто обиходное слово, он дал основу для научного определения психологического феномена - газлайтинг.
Газлайтинг - это форма психологической манипуляции, при которой человека или группу людей пытаются разубедить в правильности их памяти, восприятия и суждений. С помощью отрицания, дезинформации и противоречивой информации газлайтинг способен вызвать нестабильность психики, снизить самооценку и вызвать сомнения в собственной адекватности у человека.
В 1938 г. Патрик Гамильтон написал театральную пьесу 'Газовый свет', которая была сначала экранизирована в Великобритании в 1940 г., а затем в Голливуде в 1944 г.
Американский фильм имел колоссальный успех. У него было 7 номинаций на Оскар и 2 награды. Режиссером картины выступил легендарный Джордж Кьюкор ('Унесенные ветром', 'Моя прекрасная леди', 'Филадельфийская история'). А главные роли блистательно исполнили Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Джозеф Коттен и Анджела Лэнсбери (сыгравшая свою дебютную роль в кино).
Фильм рассказывает о молодой девушке, чья знаменитая тетя была оперной певицей и была задушена в своем собственном доме. Спустя 10 лет девушка возвращается в этот дом вместе со своим возлюбленным. Идиллия быстро сменяется противоречивыми, странными и обособленными от внешнего мира взаимоотношениями мужа и жены. Он постоянно упрекает ее в забывчивости, подозрительности и рассеянности. Кроме того, девушка каждый вечер слышит странные звуки, которые никто кроме нее не замечает. А осветительные приборы, работающие не с помощью электричества, а с помощью сжигания газообразного топлива, постоянно и безосновательно теряют яркость. (Именно этот блекнущий газовый свет в комнате главной героини и стал основой для названия произведения, а следом и термина 'газлайтинг').
День сменяется днем, девушка все больше верит в то, что она действительно сходит с ума. Но на самом деле ее намеренно доводит до такого состояния собственный муж...
Лента 'Газовый свет' имеет культовый статус. Ее считают одним из лучших триллеров в истории кино и включают в списки величайших кинокартин. Ее рейтинг в IMDB и Кинопоиске - 7,8 баллов. И это действительно одна из тех картин, которая не устаревает и остается актуальной и интересной зрителям всех поколений.
Однозначно рекомендуем к просмотру 'Газовый свет' 1944 г. - отличный криминальный фильм, который заставит вас по новому взглянуть на внутрисемейные доверительные взаимоотношения и распознать отсылки к этой ленте во множестве современных кинопроизведений.
29 апреля 2022
Казалось бы, во всех кружевных декорациях Лондона 1885 года нечего бояться, но игры, в которые играют люди, держат напряжение картинки. От сюжета экранизации, точнее одноименной пьесы Патрика Гамильтона, произойдёт позже название явления в психологии.
«Газлайтинг» кроется в моментах, когда человека заставляют сомневаться в своих воспоминаниях и умышленно изменяют его восприятие реальности. Складывается впечатление, что сходишь с ума. Но на деле тебя медленно и методично сводят с ума. Страшно представить, что такое возможно уловками кого-то «любящего» рядом.
В экранизации с первых слов ясно, кто злодей, и ради чего он ведёт себя так. Неясным остаётся только, выпутается ли из этой паутины героиня, и какой ценой. С Ингрид Бергман на пару хотелось глубоко вдохнуть, выбежать из дома на улицу, поговорить хоть кем-то, и побыть самой по себе на свободе, но ей это не удавалось.
В деталях. Привлекает игра с образом дома, который в противовес привычному значению самого безопасного и уютного места, готически представлен злосчастным капканом для героини.
Вплоть до финальных титров картинка сохраняет эстетику, стилевую направленность и удивительную для нуара красочность. Спустя время после просмотра, он вспоминается в цвете. Мерцающе-голубом в газовых лампах, пудровыми и пастельными в нарядах на светском приеме и глубокими слегка прозрачными в затерянных драгоценностях, едва уловимом коралловом на щеках героини в смущении и страхе.
В начале фильма мы знакомимся в поезде с пожилой любительницей детективных романов, которая мечтала узнать, что же происходило в доме по соседству. В культурном коде телезрителя 80-90х, промелькнет Миссис Флетчер из «Она написала убийство». И вот спустя несколько кадров мы по иронии знакомимся с юной миссис Флетчер, точнее с актрисой Анджелой Лэнсбери. Ей здесь едва 19, и это ее дебютная роль в кино. Играет уверенно, напускно и увлекательно, и за роль горничной выдвигается киноакадемией в лучшие актрисы второго плана. К слову номинаций у фильма было 7, из них 2 победы.
«Газовый свет» — яркая иллюстрация образа действий манипулятора. И все же здесь газлайтинг сводится к конкретной корыстной цели антагониста, тогда как в реальной жизни он часто не имеет за собой такой видимой материальной подоплеки. Со стороны может показаться, что такому влиянию подвергается разве что наивная особа вроде Полы (Ингрид Бергман), хотя и она поначалу удивляется происходящему. Но обычно манипуляторы подбирают сильную «жертву», дабы самоутвердиться за счёт разрушения ее личности.
21 февраля 2022
Обман и манипуляция.
Я очень уважаю американского режиссера Джорджа Кьюкора, а многие его фильмы сильно люблю и отношусь к ним всегда с особым вниманием. Этот режиссер был одним из, кто снял культовую экранизацию «Унесенные ветром».
Кьюкор снял 10 фильмов с Кэрин Хепберн. Самые лучшие — это «Ребро Адама», «Маленькие женщины», «Филадельфийская история», милый фильм «Сильвия Скарлет». Именно он снял «Звезда родилась» с Джуди Гарленд, а сейчас перед нашим вниманием «Газовый свет» Джорджа Кьюкора, за роль в фильме Ингрид Бергман наконец получила свой первый Оскар за лучшую женскую роль.
Существует несколько экранизаций «Улицы ангелов» под названием «Газовый свет», но именно фильм 1944 года выделяется больше всего. Кино получилось очень психологичным, тревожным, и он продолжает жить благодаря классной актерской игре Ингрид Бергман и Шарля Буайе.
Пока в мире шла страшная война, в Америке продолжали снимать фильмы, и в кинематографе ничего не изменилось, а он наоборот становился все лучше. Ингрид Бергман не получила за год то этого Оскар, который отошел ДженниФер Джонс (заслуженно) за религиозный фильм «Песню Бернадетт», но затем актриса доказала всем свое идеальное актерское мастерство.
1875 год, Лондон. Мы видим юную красавицу Полу, которая пережила страшную трагедию — убийство любимой тети в ее доме. Пола уезжает в Италию, но затем по настоянию мужа они возвращаются в Лондон в тот самый дом. Начинают происходить странности, и Поле кажется, что она сходит с ума. Ей все время кажется, что газовое освещение в доме становится слабее…
Так создавались психологические триллеры, создавался непростой жанр. Фильм безусловно любопытный. Мне больше всего в нем понравилась атмосфера тревоги, какого-то безумия. Мы не понимаем, что происходит и быстрее хочется во всем разобраться и понять. Триллер снят таинственно, и в его истории свои скелеты в шкафу.
Очистительная волна правды все сметет на своем пути, и маски будут сброшены. Зрителя ждет непростая, закрученная история с двойным дном. Кстати, такие фильмы всегда особенные и уникальны по своей природе.
Ингрид сердце этого фильма. Она завораживает и пленит к себе внимание. От актрисы здесь невозможно оторваться, и это ее триумф. Шарль Буайе был интересным актером, ну а роли отрицательных героев его амплуа. Приятно было видеть здесь Джозефа Коттена, ведь он снимался в моем любимом фильме «Третий человек». Классный актер.
Вот и дебютная роль на тот момент юной Анджелы Лэнсбери. Будущую легендарную актрису и звезду сериала «Она написала убийство» здесь было приятно видеть такую молоденькую, и тут ее и не узнать. Роль наглой служанки была непростая, и Лэнсбери шикарно сыграла, на одном уровне с вышеупомянутыми актерами. Критики и зрители это оценили.
Этот фильм для тех, кто любит истории с двойным дном, закрученные триллеры и психологические истории. Картину можно посмотреть в двух вариантах: черно-белую и в цвете. Цветной фильм, конечно, более любопытнее смотреть, но для педантов можно оценить и так, и так.
«Газовый свет» — американский, детективный, драматический триллер 1944 года. Итог, напряженное и психологическое кино утвердительное, картина для ценителей. Одно из самых заметных фильмов своего года в американском кинематографе.
- Я этого не делала!
- Дорогая, ты просто забыла. С тобой что-то не так. Может быть, ты сходишь с ума?
7 из 10
14 февраля 2021
Посмотрела только из-за попсового термина, но, на мой взгляд, его должен знать каждый. Газлайтинг — форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. К концу фильма крыша ехать начала даже у меня… Не зря всё-таки это называется психологическим насилием.
Что касается сюжета: приятный бонус в виде детективных зачатков. Зачатков потому что все очевидно, удивить там нечем, но если бы это была только психологическая драма было бы скучно. Тем более откуда тогда бы взяться рыцарю (Брайан Кэмерон), чтобы спасти прекрасную принцессу.
Кстати, Оскар за лучшую женскую роль и лучшую работу художника (ч/б фильмы). Заслуженно, как по мне. Я бы еще и Шарлю Буайе Оскара дала, ну невозможно так долго притворяться мерзким, я бы сама себя возненавидела.
6 из 10 — затянуто, очевидный сюжет (наверное, потому что я знала значение термина), но тема актуальна даже спустя столько лет.
24 мая 2020
Посмотрев фильм «Газовый свет», я не сложил однозначного мнения. Мне нравятся фильмы подобного плана. Но эта картина оставила после себя смешанные чувства. Скука не покидала меня вплоть до развязки, где моё внимание хоть сколько-то привлекло происходящее на экране. Нуарные фильмы, конечно, в принципе не отличаются скоростью развития событий, да и нравится мне, если уж быть честным, английская тягомотина, поэтому тягучесть сюжета никогда не становилась проблемой. Но сейчас я постараюсь разложить всё по полочкам и отметить плюсы и минусы картины.
Сюжет.
К сожалению, в этом я вижу главную проблему этой ленты. Хотя сначала меня заинтересовало именно это. Люблю локальные истории про помешательство, а если это ещё и Англия с её старыми домами, то вообще конфетка, но в этот раз как-то не впечатлило. С того самого момента, как центральные персонажи зашли в тот злосчастный дом, сюжетные ходы угадывались на раз. Это, разумеется, минус.
Что до плюсов, то всё-таки фильм не оставляет без приятных твистов. Мне действительно понравилась сцена развязки. И персонаж Джозефа Коттена. И вот мы плавно переходим к героям картины.
Персонажи.
С этим фильм справляется. Образы живые и запоминающиеся. Впрочем, я отметил, конечно, что актёрская игра выглядит не так естественно. И актёры временами даже переигрывают. Из актёрского состава также хотелось бы отметить Хэзер Тэтчер, потому что как раз-таки её игра мне пришлась по вкусу. Что до главной экранной пары, то я не могу их выделить. Да, они не картонки, они похожи на людей. Но и какой-то изюминки я не увидел, чего-то не хватило. Персонажи второго плана, на мой взгляд, прописаны удачнее центральных героев.
Триллер и детектив.
Я решил выделить это в отдельный пункт. Начало фильма в этом плане было многообещающим. Но в итоге я не получил того самого расследования. Не увидел дело в действии. Какими-то урывками нам показали происходящее в участке, но никакой конкретики. Мне хотелось увидеть работу. Да, конечно, развязка, повторюсь, достойно подана, хоть и угадывается где-то на тридцатой минуте фильма. Так что, заправить нужным соусом то, что и так было понятно, это искусство. Плюсик создателям. Но всё-таки этого недостаточно. С триллером же всё печально. Меня ни разу за весь фильм не пробрало чувство беспокойства, тревоги и незримой опасности. Возможно, это связано с весьма тягомотным повествованием и какой-то неуместной разрядкой обстановки, в основном связанной с персонажем Мэй Уитти. В этом кроется моё главное разочарование, которое не даёт мне действительно насладиться фильмом. Это фильм-нуар, бесспорно, но не триллер.
Декорации, костюмы, детали.
Ещё один пункт, где у фильма всё в порядке. Не мог налюбоваться на платья Ингрид Бёргман. Уж больно она в них хороша. Декорации фильма передают дух времени, буквально погружают в туманную Викторианскую Англию. Для тех лет, учитывая Мировую войну, этот фильм высококачественно визуализирован. Мне понравилась игра света и тени, которая шла лейтмотивом с повествованием.
В итоге я могу сказать, что фильм удивил своим визуалом, заинтересовал первоначальной идеей, но так и не смог действительно заинтриговать меня, не смог подарить того приятного напряжения и наслаждения от раскрывшихся карт.
6 из 10
3 августа 2017
В реалиях современного кинематографа, казалось бы, воссоздать атмосферу Викторианского Лондона, который уже стоит у порога 20-го века, довольно не трудно, коль иметь понимание эпохи и некоторый бюджет. Вплести в этот сеттинг должную историю, гармонично мрачную и столь же аутентичную эпохе, а также обуздать все должной стилистикой, благодаря которой фильм запомнится на долгие и долгие годы. Казалось бы, возьмись за подобное дело люди с опытом и средствами, все получится и в итоге выйдет нечто, что заинтересует и критиков и зрителей своим некоторым шармом, необычностью и оригинальностью. Однако вот уже более семи десятков лет ничего бескрайне проникновенного и безапелляционно обворожительного в подобной тематике на экраны не выходит. И посмотрев данное кино, начинаешь осознавать, почему.
Фильм «Газовый свет» — это картина с безукоризненно воссозданной атмосферой, которая исполнена в стиле, которому чужды мотивы 19-го века, однако которые в его игре света и тени выглядят еще более завораживающе и живо, заставляя вспоминать творения Эдгара Аллана По да понимать предмет вдохновения Альфреда Хичкока в вопросах построения и нагнетания саспенса.
Будучи второй экранизацией пьесы Патрика Хэмилтона, фильм Джорджа Кьюкора поглощает зрителя в историю уже рассказанную не единожды, но оформленную по совершенно новым, для того времени, лекалам. То есть по лекалам субжанра нуар, который в 40-ых годах прошлого столетия получил основную толику своей славы. В спектре часто повторяемого «Голландского угла» создатели повествуют историю о непонимании всего вокруг сущего. Перемежая тени от пышных предметов декора, расположенных в спектре тающего огня газовой лампы, авторы говорят о сумасшествии на почве собственных предрассудков, которые и не выдуманы вовсе, однако явно имеют место возникновения в лице человеческих рук. Заключая долгие диалоги, обуянные нарастающей импульсивностью, в кулуары четырех стен огромного дома, являющегося символом тотальной несвободы, зрителю повествуют о том, каким обманом может быть любовь и сколь безгранична людская алчность. Обрамляя данные темы в одежды из потрясающих актеров своего времени, кинокартина «Газовый свет» в итоге вовсе дарит незабываемые ощущения после своего просмотра.
Да, с позиции сегодняшнего дня фильм не выдерживает критики в плане логики некоторых моментов, которые поставлены здесь так, а не иначе, возможно ввиду как раз-таки временных особенностей. Но этот пусть кое-где и раздражающий, однако не фатальный фактор не отнимает весь сонм удовольствия, получаемый зрителем при просмотре картины и, соответственно, после оного.
Данная кинолента — муза для творцов, вознамерившихся создать нечто атмосферное и стилистически особенное в первую очередь, если речь идет о воссоздание Викторианской эпохи или о схожем сюжете про медленное терроризирование чужого разума. Джозеф Х. Льюис со своим фильм «Меня зовут Джулия Росс», или ранее упомянутый мною Альфред Хичкок, то есть признанный мастер психологического триллера, — лишь тому подтверждение. Однако чего оно стоит, если не ознакомиться с самим фильмом? Верно — ничего. Потому тем, кому импонирует вековой сюжет о том, на что способен человек ради наживы, рекомендуется данная картина, завуалированная перманентным, кажется, туманом Лондона, над которым сквозь свинцовые тяжелые тучи лениво плывет полная луна, создавая, таким образом, чувство, что где-то недалеко точно бродит так и не пойманный Джек-Потрошитель, а огромный особняк Короля-чумы вот-вот покажется из-за поворота…
P.S. Спасибо за внимание.
15 июля 2017
Газлайтинг — одна из форм психологического насилия, суть которого заключается в отрицании реальности. Может проявлять себя в разных формах: отрицание фактов («Помнишь, ты в похожей ситуации тоже рассердился?» — «Я не сердился, этого не было»), отрицание эмоций собеседника («Тебе кажется, что у тебя плохое настроение, это не так»), сомнение в адекватности собеседника («С тобой происходит что-то странное, у твоей матери тоже все так начиналось. Я наводил справки: она сошла с ума»).
А название этому психологическому термину дал именно обсуждаемый фильм.
Когда-то Пола практически становится свидетельницей убийства своей тети — знаменитой певицы и актрисы, к которую очень любила. Выйдя замуж за пианиста Грегори Энтона, она выполняет его желание, и они начинают жить в том самом доме тети Полы в Лондоне. И тут начинаются таинственные вещи: Пола вдруг начинает все забывать, терять вещи, чувствовать, что сходит с ума, видеть меркнущий после ухода мужа газовый свет и слышать шум и шаги на чердаке. Грегори же не стесняется указывать ей на каждый такой случай, объясняя все сначала довольно безобидно — забывчивостью Полы, потом сомнениями в ее адекватности, а затем и вовсе сумасшествием ее матери, которую Пола (как удобно!) совершенно не помнит, так как мать умерла очень рано. Параллельно Полой, поразительно похожей на свою великую тетю, начинает интересоваться инспектор Скотланд Ярда Брайан Камерон…
Интриги как таковой, наверное, и нет: с того самого дня, когда главная героиня, Пола, показывает своему мужу Лондон, линия его поведения становится ясной. Очень скоро ясными делаются и мотивы поведения. Словом, этот фильм не из тех, который заставляет прятаться за подушку и попискивать от ужаса.
Но прелесть фильма в другом: в игре актеров, в обстановке, в том, как разворачивается психологическое насилие, которое делает человека безвольным и заставляет его усомниться в собственном рассудке.
Ингрид Бергман и Шарль Буайе сыграли прекрасно. Бергман была очень убедительна, сначала сбитая с толку, а потом даже не сомневающаяся в своем сумасшествии. Хотя не все в порядке с рассудком, кажется, как раз было у Грегори/Буайе: достаточно посмотреть сцену в музее и финальную сцену. Была у него эта сумасшедшинка в глазах.
Хотелось бы отметить и второстепенных персонажей: глуховатая служанка Элизабет, нагловатая горничная Нэнси, вездесущая и сгорающая от любопытства соседка. И, конечно, инспектор Камерон. Связанная с ним история второй перчатки очень мила и трогательна.
Мы, конечно, живем в другое время, и, казалось бы, чем нам может быть интересна поствикторианская Англия? Ретро и есть ретро. Но все же фильм не оставляет равнодушными, а что до газлайтинга — то это, увы, вполне современное явление, пусть не всегда доходящее до таких крайностей.
8 из 10
4 июня 2016
Загадочное убийство оперной певицы, драгоценности, светские приемы, Скотланд-ярд — перед нами Викторианская Англия во всей своей красе. Огромные мрачные особняки и тенистые скверы, озаряемые тусклым светом газовых ламп, навивают присутствие чего-то таинственного, загадочного и, вместе с тем ощущение теплого домашнего уюта — старая добрая Англия. Вот только в этом доме главная героиня не находит ни тепла, ни покоя. Странные шорохи, доносящиеся из пустой комнаты и этот странный газовый свет, который странным образом меняет свою интенсивность. Параноидальное и почти шизофреническое поведение героини Ингрид Бергман объясняется беспощадным, жестоким манипулированием мужа, скрывающего страшную тайну этого дома.
Несмотря на фактически отсутствующую интригу в сюжете, фильм все равно держит в напряжении. Психологизм картины складывается, прежде всего, из главной фигуры — Ингрид Бергман, которая безупречно сыграла душевные метания и переживания героини. Поведение Полы невозможно предсказать, ведь в ней постоянно борется два человека: реальный и созданный воспаленным воображением. Постепенно они сливаются воедино и вымысел становится реальностью, каждое действие и каждая мысль подвергается сомнению. Ингрид Бергман, гениально сыгравшая мнимое сумасшествие, была удостоена Оскаром за лучшую женскую роль. Примечательна и роль злодея-мужа Грегора (Шарль Буайе), который очень искусно управляет тонкими душевными нитями собственной жены.
Кьюкор, подобно Хичкоку, открывает карты лишь для зрителя, но не для героев и в постоянном напряжении здесь держит нас отнюдь не неизвестность, а напротив — знание «правды». Режиссер достаточно быстро раскрывает главную интригу в сцене с письмом. Грегори играет на рояле «ту самую песню», в то время как жена обнаруживает загадочное письмо в нотной грамоте инструмента. Пронзительный, резкий как удар кинжала взгляд мужа и истерический фальшь клавиш расставляет все на места и нам остается лишь вздрогнуть и наблюдать за дальнейшими проявлениями человеческих душ.
Важную роль в формировании психологического фона картины играет музыка, расставляющая акценты добра и зла, реальности и вымысла. Явный контраст между двумя героями почти полностью построен на том, что зритель «все» знает и подсознательно (а может и вполне сознательно) переживает за главную героиню и искренне ненавидит мучителя. Грегори раз за разом находит «рациональное» объяснение странному поведению своей жены и заставляет поверить её в собственное сумасшествие.
Автор все же вводит небольшую интригу в эпизоде с развязкой, заставляя зрителя напряженно привстать с кресла. Это удивительное умение режиссера создать напряжение, когда внешне все предельно ясно; способность вдоволь поиграть на чувствах зрителя; создать интригу «душевного» порядка, развязка которой либо заставит зрителя выбросить телевизор в окно, или с облегчением опуститься назад в кресло.
25 октября 2015
Фишка не всех, но очень многих голливудских фильмов, как старого образца, так и современных, что втягиваешься в них не с первого кадра и слова. К таковым несомненно относится картина Джорджа Кьюкора «Газовый свет». Очень медленное начало. Лондон. Фонарь, который человек зажигает длинной палкой. Поезд, в котором едет героиня с назойливой старушкой соседкой. Приезд. Дом. Супруг (Шарль Буайе), который задумал, что-то неладное и истово старается убедить героиню Ингрид Бергман в помешательстве. Та чудит, гнётся, но не ломается. Дом окутан атмосферой таинственности и загадочности вкупе с мрачностью. Тона серые. Перспектива не радужная. И опять, не знаю уже в который раз, чух-чух и кино заводится, заводит зрителя и погружает в увлекательное пиршество из сочнейшей игры Шарля Буайе и Ингрид Бергман.
Да, просмотрев минут сорок, кому-то захочется выключить это кино. Но, имейте терпение господа, не гоните волну и будете вознаграждены сим действием. А рассказывает мистер Кьюкор нам о том, что одна красивая молодая женщина, приблизительно бальзаковского возраста взяла, да и вышла замуж за… за Грегори (Шарль Буайе). Были у неё перспективы стать известной певицей, но она решила, что счастье не в этом. Более того, ради любимого мужа она пошла на жертву и согласилась приехать в Лондон, в один такой загадочный дом, с прошлым которого связаны неприятные воспоминания. Проще говоря была там убийство близкого ей человека. Да, ехать не хочется, но надо. Собравшись с духом, сев в поезд, взявший курс на Лондон, Пола не избежала общения с одной не в меру разговорчивой старушкой. И вот она уже в Лондоне стоит перед этим самым домом. И пошло-поехало. Муж на поверку оказался таким деспотом. Обвиняет Полу (Ингрид Бергман) во всех смертных грехах. А началось всё с письма, которое она случайно обнаружила. Вход пошли уловки с брошкой, картиной. Одним словом Пола на грани попадания в сумасшедший дом, а Грегори чего-то темнит и настроен очень решительно. Завязывается то, что мы называем интригой. На первый план выходит наш злодей. И тут Шарль Буайе во всей красе. Джеймс Мейсон из «Пяти пальцев» конечно гуд, но Шарль — это нечто нереальное, сравнимое разве, что со Спенсером Трейси из «Доктора Джекила и мистера Хайда». Нет, он не перевоплощается аки Трейси, но негодник из него каких поискать. Закатывать глазки умеет не хуже, чем Ингрид. А вот Ингрид Бергман практически дублирует свою героиню из «Доктора Джекила». Разумеется не всем по нутру, такой повтор, кто-то может уличить знаменитую шведку в эксплуатации созданного ранее образа, но это буду не я, поскольку люблю эту актрису. Перепады настроения от испуга до улыбки, до чарующей улыбки и нежного взгляда. Всё это будет в этом фильме. Ингрид действительно живёт жизнью своей героини, работает над образом добросовестно. Но несмотря на мою любовь к этой актрисе, надо быть объективным, пальма первенства и соло за Шарлем Буайе. Я первый раз вижу этого актёра на экране и дай Бог не последний. Талантище ! Ради одного этого харизматичного безумца стоит посмотреть это кино, в котором дело пойдёт о драгоценностях. Если убедил, то вуаля, приступайте к просмотру. И, кстати, даётся вполне толковое объяснение названию фильма. В этом есть своя изюминка, особенно для фильма 1944 года.
8 из 10
1 декабря 2014
Ингрид Бергман — потрясающая красавица, и как я читала о ней, также и талантливая актриса, но фильмов с ее участием я не видела, что не удивительно — на дворе 2014 год, а Ингрид — актриса 40-х годов прошлого века. Тем не менее, у меня было два часа свободного времени, желание посмотреть какой-нибудь старый фильм, и выбор пал на фильм со странным названием «Газовый свет» (если честно, я даже не знала, что во времена викторианской эпохи дома освещались газом, а не свечами).
Костюмированный фильм-нуар, со своеобразной атмосферой, где с героями будет что-то не так, но что не так — этого нам не покажут до самой развязки. Справедливости ради я замечу, в чем вся «интрига» я поняла сразу, но это не испортило впечатление от просмотра. Мне было интересно наблюдать за работой Ингрид Бергман, изображающую то безвольность, то напуганность, по впадание в истерику. Сыграла отлично, но эпизод, где она остается тет-а-тет со своим мужем самый сильный по психологическому воздействию. Она не зря получила за эту роль своего «Оскара».
В наше время мало чем можно удивить современного зрителя в жанре «детектив», все сюжетные линии уже сняты-пересняты, все типажи преступников показаны по 50 раз, именно поэтому я не могу поставить фильму более, чем
7 из 10
но это вовсе не маленькая для триллера/детектива оценка, благодаря великолепной игре актеров, атмосфере, работе оператора.
31 октября 2014
Томная, сонная, клеклая, ватная, с вечно-мокрыми глазами, лицом блаженной доярки и голосом контуженой Ренаты Литвиновой, звезда Голливуда и всего свободного мира Ингрид Бергман проплывает мимо экрана через Атлантический океан и вплывает в фамильный Лондонский таунхаус. Вплывает не одна, а с внимательным любящим мужем, который отчего-то корчит пакостные рожицы, подкладывает ей кнопки под попу, звучно портит воздух в многолюдных супермаркетах и, удивленно подняв брови, смотрит на свою сужденную, как бы говоря «Дорогая, я же предупреждал тебя не увлекаться шаурмой!». Однажды вечером он даже нашёл у неё в бюстгальтере визитку Яроша. «Что это, дорогая? Как оно попало к тебе?». «Я не знаю! Это не я! Я не помню!!!». «Но, дорогая, ты же сама видела, как я нашёл это у тебя. Неужели ты думаешь, что я мог это сам туда положить?». «О, нет, дорогой! Нет! Но я… откуда… как же?! Наверно я схожу с ума! Я сошла с ума, я сошла с ума!!!». После этой душераздирающей сцены Бергман окончательно вянет, передвигается по дому, словно огретая пыльным мешком по макушке, пускает слюни и ходит под себя, да ещё в комнате полумрак — заботливый муж ей газ перекрыл, чтоб скорее поправлялась… Так и шли дни… Но вот забрезжил луч света сквозь густые туманы Туманного Альбиона! И появился конь в пальто и шляпе — давний друг семьи захворавшей Бергман, благородный, принципный и солнцеликий рыцарь, и освободил он сонную принцессу от чар злого волшебника-старьевщика, и пошли они сонно навстречу рассвету, взявшись за руки и за ноги.
Товарищи, я, конечно, бесконечно-глубоко уважаю влияние «Газового света» на мировой кинематограф и объем внутри-валового продукта этой страны, но господи боже какая же эта мура! Поначалу в Ингрид Бергман хочется кинуть тапкой, чуть позже — пультом, а к концу фильма — кирпичом! Хочется огреть её сковородкой, надавать оплеух и напоить черным кофе — да проснись ты, кляча! Безумие — не значит сонливость! Она носит себя как фарфоровая гусыня и поблескивает в камеру глазами коровы Нюрки. Иными словами, бесит беспощадно…
Её коварный благоверный — Шарль Буайе — мог бы с тем же успехом написать на лбу «Я — злодей». Хуже бы не стало. Отрицательное отношение к его персонажу культивируется создателями с первых же кадров ленты и с таким(!) остервенением, что автоматически встаешь на его защиту — ибо просто не верится, что человек может быть настолько плох и гадок — наверняка наговаривают злопыхатели! Пропаганда какая-то! Может он ещё и младенцев по воскресеньям распинает на рекламных щитах?!
Джозеф Коттон, исполняющий роль спасителя прекрасной принцессы, исполняет роль спасителя прекрасной принцессы.
Резюме: это мучительно-устаревшее кино, без малейшей интриги, плохо сыгранное и криво поставленное, и смотреть его не стоит даже в общеобразовательных целях, ибо ну очень утомляет и нервирует, а нервные клетки, как известно, дороже любого ликбеза.
3 из 10
7 октября 2014
На какие поступки может подбить человека его алчность и корыстолюбие? Сможет ли он пойти на предательство или даже на убийство? Кино — это один ярких способов изобличения человеческих пороков. Только одни это картины могут сделать одноразовое кино под попкорн, а другие снять настоящий шедевр, который завоюет миллионы поклонников и станет примером для подражания. Одной из таких картин стал психологический триллер «Газовый свет».
Синопсис Десять лет назад совсем юной Поле пришлось пережить настоящий кошмар: некто практически на глазах у девочки задушил ее тетю. По этой причине Пола на протяжении всех этих лет боялась вернуться в свой старый дом в Лондоне, где произошла эта трагедия. Но спустя годы Пола становится взрослой независимой девушкой, которая неожиданно получает предложение руки и сердца от галантного пианиста Грегори, который предлагает поселиться в ее доме. Вернувшись в этот дом, Пола сталкивается с необъяснимым — звуки, мерцающий свет, пропадающие предметы — что сводит героиню с ума.
Игра актеров Картина собрала в своем звездном составе настоящую элиту кино 30—40-х гг. Прежде всего, хочется отметить таких наиболее запоминающихся актеров, как Шарля Буайе, красавицу Ингрид Бергман, совсем еще юную, но уже неизмеримо талантливую Анджелу Ленсбери и довольно-таки смешную Мэй Уитти. Однако более всего хочу выделить Бергман и Ленсбери. Ингрид Бергман исполнила роль несчастной Полы, ставшей жертвой психологического насилия в руках собственного мужа, но, тем не менее, сумевшей найти в себе силы дать ему отпор и даже одержать верх. Еще совсем молодая Анджела Ленсбери, более знакомая рядовому зрителю по роли детектива Джессики Флетчер в сериале «Она написала убийство», сыграла тут любопытную, но смекалистую и острую на язык служанку, которая сразу заподозрила в хозяине что-то неладное.
Режиссура Режиссер Джордж Кьюкор снял очень сильный триллер и красивое английское кино, которое смогло не только передать сильное чувство саспенса, но также яркую атмосферу викторианской Англии. Первым делом следует отметить «Газовый свет» как триллер, поскольку режиссер совмещает здесь острый психологический триллер, изобличающий человеческие пороки, а также классический английский детектив, который ставит в центре внимания идеальное преступление. Такой синкретизм делает кино безумно интересным и не дает оторваться от экрана.
Сценарий Сюжет картины может разделить на несколько этапов. Первый — когда главная героиня Пола уезжает из своего дома, после того как обнаружила труп задушенной тети. Следующий — роман между Полой и таинственным Грегори. Третий — когда Пола начинает потихоньку сходить с ума. Наконец, четвертый — развязка. Как я уже говорил, «Газовый свет» — это не просто психологический триллер, но также классический английский детектив. Последнее проявляется в замысле преступника и его гениальном плане. Именно это выделяет картину и делает ее настоящей классикой жанра.
Работа оператора Немалую роль в создании мрачной атмосферы в картине сыграла работа оператора, а именно работа Джозефа Руттенберга. Он прибегал к различным методам и стилям в съемках, чтобы придать картине более волнительный и мистический характер. Так, например, мне понравилась сцена, когда Пола в очередной раз услышала звуки над ее головой, а также мерцающий свет газового фонаря. Камера при этом плавала по комнате, словно призрак: от потолка, сквозь люстру к главной героине. Иногда кадр брал в фокус только лицо главной героини, чтобы запечатлеть ее страх, или светильник, чтобы зритель смог на себе испытать страх.
Итог «Газовый свет» — это не только классика жанра психологического триллера, но также это классика мирового кинематографа, которая отличается интригующим сюжетом, мистической атмосферой, незабываемым звездным составом и ярким художественным оформлением. Таким образом, я настоятельно рекомендую данный фильм к просмотру.
10 из 10
3 октября 2014
В 1944 году на экраны вышел психологический триллер Джорджа Кьюкора «Газовый свет», где главные роли сыграли Ингрид Бергман, Шарль Буайе и Джозеф Коттен. Впервые на экране именно в этом фильме появилась Анджела Лэнсбери.
Сюжет фильма следующий: Главная героиня фильма, Пола Олквист, долго боялась возвращаться в Лондон, в тот старый дом, где 10 лет назад была убита её тётя, знаменитая оперная певица. Но выйдя замуж за Грегори Энтона, своего аккомпаниатора, она соглашается вернуться в Англию.
Но вскоре мрачная атмосфера дома начинает угнетать Полу, она почти перестаёт выходить на улицу, а помимо того, ей начинает казаться, что по вечерам в доме слегка меркнет свет из газовой лампы, а на пустом заколоченном чердаке, расположенном над её комнатой, раздаются шаги.
Пола начинает думать, что уже сходит с ума, но появление инспектора Брайана Камерона, поклонника покойной актрисы, который был потрясен внешним сходством двух женщин и начинает следить за домом, даёт Поле повод думать, что её специально хотят довести до состояния сумасшествия…
Сюжет фильма очень напряжённый, также примечателен факт смешивания фильма-нуара с костюмным фильмом. Причём снял всё это режиссёр, как правило, работающий в других жанрах — Джордж Кьюкор! И надо сказать, у него это получилось!
Актёры в фильме подобраны идеально. Ингрид Бергман хотя и не является первой по титрам, но определённо, ведёт фильм именно она. Актриса блестяще вжилась в образ, её героине искренне сопереживаешь — словом, трудно что-то сказать, кроме как, браво! «Оскар» за роль абсолютно заслуженный.
Едва ли с этой ролью смогла бы справиться Айрин Данн или Хеди Ламарр, хотя последняя, возможно и справилась бы — в том же году актриса сыграла в ленте с немного похожим сюжетом — «Рискованный эксперимент», если мне не изменяет память. Но в роли Полы лично я могу представить только Ингрид Бергман и никого больше!
Шарль Буайе также идеально вписался в роль мужа главной героини, который не так прост, как может показаться на первый взгляд. Джозеф Коттен тоже подошёл на роль инспектора, хотя здесь он, как мне кажется, больше на подыгрыше у первых двух исполнителей.
Также, нельзя не отметить Анджелу Лэнсбери, которая очень ярко дебютировала на экране, причём настолько ярко, что номинировалась на «Оскар» за свой дебют, что вполне заслуженно.
Надо сказать, Джорджу Кьюкору удалось сделать очень интересный нуаровый триллер в стиле костюмных фильмов об эпохе Викторианской Англии — редкое достижение для жанра, и для режиссёра, как правило, работающего в других жанрах.
Фильм обязательно понравится любителям фильмов в вышеописанных жанрах, а также тем, кому интересны актёры, снимающиеся в фильме (Бергман, Буайе, Коттен и Лэнсбери).
10 из 10
10 мая 2014
Пьеса Патрика Хэмилтона «Улица ангела» уже была экранизована в Англии в 1940 году, но спустя четыре года Джордж Кьюкор сумел придать ей новое и модное по тем временам нуаровое звучание. Конечно, по большому счету «Газовый свет» — костюмированный психологический детектив, но слишком уж много в нем характерных для нуара деталей, начиная с внешнего стиля и заканчивая подачей истории.
Конечно, героиня Ингрид Бергман здесь не совсем та роковая женщина, к которым мы привыкли с легких рук Риты Хейворт и Ланы Тернер, — ее героиня Пола всего лишь молодая влюбленная женщина, относительно которой зрителю предстоит полтора часа терзаться в догадках, действительно ли она сходит с ума или ее отчаянно пытаются в этом убедить. У Ингрид отчаянно подходящий для подобных ролей типаж — именно в них она выглядит наиболее убедительно (с этим согласилась и Киноакадемия, вручив актрисе один из двух «Оскаров», завоеванных фильмом в семи номинациях).
Мужчин, как всегда, два. Один — законный супруг, чьи моральные качества практически с самого начала внушают определенные сомнения: остается лишь понять, как именно он связан с печальными событиями давно минувших лет. Другой — молодой и энергичный следователь Скотланд-Ярда, а по совместительству просто участливый человек, которому не дает покоя нераскрытое убийство оперной звезды, когда-то произведшей на него неизгладимое впечатление своей красотой и царственностью. Между мужчинами разворачивается неявная борьба — но отнюдь не за сердце Полы: один пытается скрыть правду, второй намерен ее обнаружить любыми путями. Для одного Пола служит средством достижения цели, а другой просто видит в ней невинную жертву коварного замысла.
Помимо интересного с психологической точки зрения сюжета (название фильма даже породило термин «газлайтинг» — психологические манипуляции, производимые над человеком с целью посеять в нем сомнения в собственном здравоумии), «Газовый свет» примечателен и отличной актерской игрой, заставляющей сопереживать героям от начала до конца, и атмосферными декорациями. Какой разительный контраст являют собой воздушный замок на озере в Италии и мрачный викторианский особняк с темными лестницами и множеством потайных уголков! Этот резкий переход словно символизирует изменение в душевном состоянии Полы, которая была вынуждена вернуться туда, откуда много лет назад уехала с тяжелым сердцем. А как красивы наряды Ингрид! Визуальная сторона ленты волей-неволей заставляет вспомнить о второй статуэтке, выигранной в номинации «Лучшая работа художника». А еще «Газовому свету» как нельзя более к лицу черно-белый — он добавляет глубины и драматизма этой и так трогающей истории.
Рассматривать ли эту картину как фильм-нуар, или как костюмированный триллер — она хороша под любым углом, и наверняка будет интересна современному зрителю.
4 марта 2014
Блестящий фильм в стиле «психологический детектив/триллер», впервые увиденный мной на большом экране кинотеатра «Иллюзион», и в дальнейшем ещё несколько раз просмотренный на видео. Созданная в самый разгар Второй мировой войны, картина Джорджа Кьюкора поразила меня своей совершенной хичкоковостью. Скажем, если бы к дню сегодняшнему я не пересмотрел практически всю фильмографию Великого Хича, то завидев в финальных титрах фамилию истинного режиссёра, вполне мог бы воскликнуть: «Как! Разве это не Хичкок!?» Здесь всё сделано в духе короля саспенса — характерные приёмы, тематика, антураж, и даже двое из троих актёров, сыгравших главные роли, отметились в классических хичкоковских лентах — Ингрид Бергман в «Завороженном», «Дурной славе» и «Под знаком Козерога», а Джозеф Коттен в «Тени сомнения», «Под знаком Козерога» (да, там тоже был замечательный дуэт Бергман с Коттеном!) и одной из лучших серий проекта «Альфред Хичкок представляет».
Итак, сюжет «Газового света» базируется на пьесе Пэтрика Хэмилтона. В одном из богатых кварталов старого Лондона, в доме викторианской эпохи происходит убийство известной певицы. Убийца не найден — его едва не застала на месте преступления маленькая Пола, племянница жертвы. Проходит почти 15 лет, в течении которых дом с мрачным прошлым пустует, и уже взрослая Пола (Ингрид Бергман) снова возвращается сюда — на сей раз с Грегори (Шарль Буайе), с мужчиной, за которого недавно вышла замуж. Пола любит своего избранника и доверяет ему, но с каждым днём Грегори ведёт себя всё более и более странно. Ситуацию усугубляет и «удачно» подобранная Грегори прислуга — тугая на ухо кухарка Элизабет (Барбара Эверест) и бесцеремонная горничная Нэнси (Анджела Лэнсбери). Зритель видит, как с подачи мужа Пола постепенно становится всё более и более вялой, пассивной, рассеянной, и похоже, медленно сходит с ума. У Полы постоянно пропадают вещи, она слышит таинственные звуки с потолка — оттуда, где, казалось бы, никого быть не может, — а ещё каждый вечер почему-то тускнеет свет газовой колонки в её комнате. Лишь одному человеку не всё равно то, что происходит в странном доме — этим человеком является Брайан (Джозеф Коттен), поклонник погибшей здесь 15 лет назад певицы…
Джорджу Кьюкору всегда везло с исполнительницами главных ролей в своих фильмах — все лучшие картины режиссёра наглядно подтверждают подобную тенденцию: в «Унесённых ветром» это чудесная Вивьен Ли, в «Займемся любовью» — секс-мегабомба Мэрилин Монро, «Моя прекрасная леди» украшена работой несравненной Одри Хепбёрн, а в «Филадельфийской истории» блистает легендарная Кэтрин Хепбёрн. Вписывается в столь шикарный ряд и «Газовый свет», где краеугольным камнем всего и вся стала ещё одна голливудская примадонна тех лет — Ингрид Бергман. Мне очень нравится исполнение Ингрид — она весьма тонко и точно, на мой взгляд, передаёт состояние человека, постепенно теряющего рассудок. Считаю, данная работа актрисы вполне достойна полученного ею «Оскара». Равно, как и завоевавшие столь высокую награду художники-декораторы и художники по костюмам, создавшие необходимый визуальный антураж всему тому ощущаемому зрителем напряжению и психологизму.
Не скажу, что «Газовый свет» фильм безупречный, но то, что это картина очень интересная и притягательная, для меня совершенно бесспорно. Ещё одно подтверждение того, что старое кино может уступать современному в технической стороне, но далеко не всегда в плане перенесённых на экран чувств и эмоций.
8,5 из 10
22 июня 2013
После трагического случая, когда тетю главной героини — знаменитую оперную певицу — нашли задушенной в собственном доме, юная Пола уезжает из Лондона в Италию, чтобы забыть этот кошмар. В Италии она знакомится с очаровавшим ее Грегори Антоном, влюбляется и выходит замуж. Именно благодаря уговорам мужа, Пола принимает решение вернуться в Лондон и поселиться в доме, где произошло роковое убийство, а вещи, напоминающие о том случае, перенесены на чердак. Ничто не мешает счастью молодоженов, кроме одного маленького обстоятельства — с героиней начинают происходить странные вещи — она становится забывчивой, ей мерещатся шорохи и голоса.
Давно ставший классикой, фильм Джорджа Кьюкора пропитан саспенсом, эксплуатируя тему «паранойи» главной героини, умело щекочет нервы зрителя, воплощая в себе элементы нуара и классической детективной мелодрамы.
Прекрасная роль великолепной актрисы Ингрид Бергман принесла ей премию Американской Киноакадемии. Бергман показывает весь диапазон эмоций своей героини, преображаясь у зрителя на глазах от милой влюбленной девушки до почти обезумевшей женщины. И даже трудно представить, что изначально студия планировала на эту роль совсем другую актрису.
Фильм отмечен премией Оскар за работу декоратора для черно-белых фильмов и пятью номинациями (фильм, мужская роль — Шарль Буайе, женская роль второго плана — Анджела Лэнсбери, сценарий, работа оператора для черно-белых фильмов).
22/11/08
6 июня 2013
Так кратко можно охарактеризовать содержание старого кинофильма «Газовый свет». Общеизвестно, что публика любит детективы. Людей привлекают загадки преступлений. С первых кадров зритель на уровне подсознания начинает предчувствовать наступление беды и сочувствовать молодой красивой женщине, которой угрожает пока ещё неведомая, но от этого ещё более страшная опасность. Заслуга авторов фильма в том, что почти до самого конца непонятно, кто пытается упрятать героиню в дом умалишённых и, главное, ради чего плетётся столь сложная интрига. Но на защиту молодой женщины встаёт благородный, влюблённый в неё детектив.
Думаю, зрители после нервного слежения за перипетиями сюжета, останутся довольны финалом. Фильм старый, но до сих пор воспринимается с острым переживанием. А именно это и нужно зрителям во все времена.
Советую посмотреть этот фильм.
8 из 10
15 апреля 2012
Триллер — особый тип приключенческих фильмов, в которых специфические средства должны вызвать у зрителей тревожное ожидание, беспокойство, страх.
Именно так звучит определение понятия «триллер». Вызвал ли «Газовый свет» у меня беспокойство или страх? Нет, совсем нет. Смотреть было в целом интересно, я с удовольствием наблюдала за картиной, но никакого волнения и в помине не было. Кто преступник стало ясно как только Пола и Грегори переехали в тот самый дом.
Тем не менее фильм получился неплохой. Попробую систематизировать плюсы и минусы ленты для более удобного их восприятия.
Плюсы
- Игра актеров. Шарль Буайе получился уж очень обаятельный, Ингрид Бергман тоже не зря своего Оскара получила.
- Сюжет и атмосфера. Хоть сюжет и не самый закрученный, а атмосфера — не совсем та, что ты хотим видеть в идеальном триллере, есть что-то такое загадочное в «Газовом свете». Когда слышны шаги с закрытого этажа, лампа вдруг почему-то меркнет, и на фоне этого мы видим трепещущую от страха Ингрид, убежденную что она сходит с ума… В этом определенно что-то есть.
- Второстепенные персонажи оказались действительно украшением картины. Их было немного, но это как раз наглядная иллюстрация фразы о том, что количество куда важнее качества. Молоденькая кокетка Нэнси, глуховатая горничная Элизабет и назойливая старушка, которая показалась мне особенно колоритной.
Минусы
-Полное отсутствие интриги в вопросе кто же убийца, как я уже писала выше. Возможно не все сразу догадаются о его мотивах, и тем не менее. Не бывает такого, чтобы в хорошем детективе через полчаса после начала двухчасового фильма список подозреваемых сократился до одного.
-Недостаток атмосферности — да, некая загадочность присутствует и от этого лента серьезно выигрывает. Но этого же недостаточно! Фильм, о том как человека сводят с ума по умолчанию должен неслабо давить на психику! За примером не нужно далеко ходить — «Остров проклятых».
Итак, мы видим, что плюсов больше чем минусов, но эти минусы слишком фундаментальны чтобы назвать фильм образцом в своём жанре.
На выходе получаем неплохой, очень достойный детектив, в целом заслуживающий просмотра.
17 марта 2012
Джордж Кьюкор в течение всей своей деятельности приобрел в Голливуде прозвище «женского» режиссера. Он умел сделать из обычного сюжета романтический киноспектакль. Актерские партии под его руководством были насыщены диалогами, эмоциональной игрой. В особенности, это касалось актрис. Он очень хорошо понимал природу слабого пола. И этот фактор очень хорошо развит в драме «Маленькие женщины». Однако у каждого режиссера, всегда находилось несколько работ, которые отклонялись от курса. Так как что-либо изменить, присуще каждой творческой личности. У Хичкока таким «отклонением» была комедия «Мистер и миссис Смит». У Кьюкора — «черный» детектив «Газовый свет».
Итак, в этом кьюкоровском шедевре на первый план, опять же, выходит игра главной героини. Пола Олквист в исполнении Ингрид Бергман смотрится просто чудесно. В первой половине фильма, Ингрид играет нормальную счастливую женщину. Во второй, уже… сумасшедшую. Но на самом ли деле, она сумасшедшая? Или кто-то помог ей стать такой? Подстроенные галлюцинации, потухающий в одно и то же время свет газовых светильников в доме, темное помещение, окрики мужа-тирана, воспоминания о погибшей, странным образом, тетке. Жутко, но интересно…
Кьюкор, на мой взгляд (когда я побольше ознакомился с его творчеством), не разумея того, сотворил из женского детектива целый «черный» нуар. Костюмы образца викторианской эпохи (события, то, происходят в Англии XIX века), темные лабиринты древнего дома, старинные портреты. Все это, еще в большей степени, придает картине дополнительной устрашаемости.
И когда по завершении домашнего киносеанса, я эдаких минут пять смотрел в окно на вечерний летний закат, то, несмотря на эту реальную романтику, чувство подсознательной фобии еще долго не отпускало меня.
Отличный фильм. Отличная игра главных персонажей. Доказательством тому, победа Ингрид Бергман в номинации «лучшая женская роль» на Оскаре 1945-го года и номинация за «лучшую мужскую роль» Шарля Буайе, сыгравшего супруга мадам Бергман.
10 из 10
P.S.: Рекомендую вам, уважаемые любители кино, смотреть данный фильм в оригинальной черно-белой версии (так как существует и новая — цветная). Потому что, это все-таки, «черный» детектив. Со своей особой освещенностью, операторскими ракурсами и стилем.
24 ноября 2011
«Газовый свет» — один из тех фильмов, который по праву можно назвать шедевром. Фильм очень сильный, глубокий, проникновенный. Фильм производит сильное, неизгладимое впечатление. В этом фильме всё на высоком уровне: качественный, до мелочей продуманный сценарий, отличная работа режиссёра, оператора, бесподобная игра актёров, проникновенная музыка. С первых минут фильм погружает в свою атмосферу, затягивает в сложную, запутанную историю, которая началась 14 лет назад и завершается в настоящее время.
Эта история началась 14 лет назад, когда произошло жестокое убийство известной актрисы. Спустя годы убийство до сих пор не раскрыто. Её племянница Пола (Ингрид Бергман) знакомится с Грегори (Чарльз Буайе), талантливым музыкантом, за которого она скоро выходит замуж. После свадьбы они начинают жить в доме тётушки Полы. Этот дом пугает впечатлительную и ранимую Полу, навевая грустные воспоминания о горячо любимой тётушке. Ещё больше она приходит в ужас, когда в доме начинают происходить странные вещи: по вечерам меркнет свет, раздаются странные звуки. Пола начинает сходить с ума и, возможно, всё кончилось бы лечением в психиатрической клинике, но неожиданно появляется инспектор Брайен (Джозеф Коттен), меняющий весь ход истории…
Ещё раз отмечу бесподобную игру актёров, которая поражает даже спустя столько лет. Все актёры сыграли великолепно. Роль Полы исполнила легендарная Ингрид Бергман — потрясающе красивая и талантливая актриса, по праву считающаяся одной из лучших актрис за всю историю мирового кино. Удивительная красота, неповторимое очарование, редкий актёрский талант, огромное трудолюбие — лишь небольшой перечень достоинств Ингрид Бергман. Роль Полы — одна из лучших, сложных и драматичных ролей в её кинокарьере. В фильме «Газовый свет» она сыграла Полу, племянницу известной актрисы, убитой 14 лет назад. Пола — красивая, очаровательная девушка, пережившая огромную трагедию — смерть любимой тетушки — выходит замуж за человека, которого она едва знает, но которого очень любит. Но семейная жизнь Полы складывается непросто. Внешне всё обстоит благополучно: они живут в хорошем доме, муж заботится о ней, старается оградить её от любых переживаний. Но это лишь внешняя сторона их жизни. Постепенно Грегори все больше порабощает Полу, контролирует каждый её шаг, каждое движение, незаметно он изолирует её ото всех. Но и это ещё не всё: Пола начинает терять вещи, а потом находить их в самых неожиданных местах, а по вечерам гаснет свет и раздаются странные звуки. Какое-то время зритель вместе с Полой находится в замешательстве и пытается ответить на вопрос: что же всё-таки происходит на самом деле?
Игра актёров выше всех похвал. Это просто потрясающе! Стоит посмотреть на лица актёров, понаблюдать за их жестами, движениями, манерой поведения. В то время актёры не боялись играть, постоянно меняя выражение лица. Неслучайно именно в этом фильме так часто показывают лица актёров. Именно лица актёров передают всю гамму чувств героев: любовь, страх, хладнокровие, жестокость, смятение, тревогу. Шарль Буайе и Ингрид Бергман с блестящим мастерством передали на экране всю драму взаимоотношений своих героев. Наблюдая за развитием их отношений, мы видим, как Грегори постепенно порабощает Полу: парализует её волю, отнимает у неё способность анализировать ситуацию, обдумывать свои поступки. Вначале Пола любит своего мужа до самозабвения, затем начинает его бояться, беспрекословно исполняя его волю. Страх, неуверенность в себе, потеря контроля над своими эмоциями, состояние на грани истерики — всё это мы читаем на лице Полы. Напряжение достигает наивысшего предела, когда наступает неожиданная развязка, проясняющая все тайны, срывающая маски, обнажая ужасную истину.
Фильм потрясающий, один из лучших в истории кинематографа. Позже Ингрид Бергман и Шарль Буайе сыграли главные роли в фильме «Триумфальная арка». Джозеф Коттен и Ингрид Бергман позжже сыграли в фильме Альфреда Хичкока «Под знаком козерога».
Личная оценка
9 из 10
20 сентября 2011
Сумасшествие — сложная штука, но порой его можно добиться или достичь довольно простыми вещами. Раздражая человека, создавая гнетущую атмосферу, замыкая его от внешнего мира. И человек уже сам готов поверить в свое сумасшествие. Такими приемами пользуется главный герой фильма Джорджа Кьюкора, снятого в далеком 1944 году.
Естественно, все не просто так, ведь на кону материальные ценности. И режиссер с актерами разыгрывают настоящий детектив с тайнами и загадками, преступлением и наказанием. Настоящая разгадка, раскрытие тайн и заговоров, торжество справедливости будут лишь в концовке. Все остальное лишь подготовка к ней: постепенно нагнетаемая атмосфера, умело и искусно на игре света и тени, постепенном усилении тревоги, не от каких-то монстров, крови маньяков и прочего, а от простых явлений: шума, шороха, стука, тускнеющего света.
Но «маньяк» все же есть, правда не столь явный: Шарль Буайе с самого начала создает таинственный образ. Вроде влюбленный красавец, но что-то недоброе чувствуется в его взгляде. В дальнейшем его образ становится еще более суровым. В роли жертвы — Ингрид Бергман, получившая за актерскую работу Оскар. Красивая и впечатлительная девушка, под влиянием обстоятельств и в силу доверчивости к мужу поддалась и поверила в свое сумасшествие. И сыграла вполне логичный и закономерный переход и его само так, что ей действительно веришь. Также отмечу дебютную работу Анджелы Ленсбери и Джозефа Коттена в роли немногословного, но несущего справедливость и правду инспектора.
В итоге имеем: отличную атмосферу при минимуме излишеств, интересный сюжет и достойные актерские работы. Но что-то меня не сильно зацепило, но это лишь меня, хотя положительные эмоции остались. Остальным кино рекомендуется к просмотру, несмотря на год выпуска или черно-белый визуальный ряд, это хорошее классическое ретро.
8 из 10
10 декабря 2010
В детстве Пола столкнулась с ужасным событием — проснувшись и спустившись вниз, она нашла свою тетушку задушенной у камина. У нее рядом не было матери и отца, тетушка, знаменитая актриса, растила ее всю жизнь — и вот кто-то жестоко расправился с ней. Естественно, девочку сразу же отправили подальше от места преступления, предоставив полиции расследовать дело. Но, в конце концов, полиция закрыла дело как безнадежное, так и не сумев найти преступника.
Через много лет, Пола красивая, воздушная и впечатлительная девушка влюбляется в своего преподавателя фортепьяно и выходит за него замуж. Они кажутся такой счастливой парой, и Пола безоговорочно верит своему мужу и хочет сделать его счастливым. А муж ненароком говорит о том, что мечтает жить в Лондоне, в каком-нибудь тихом спокойном скверике. И тут Пола принимает непростое для себя решение, ведь у нее есть дом в Лондоне, и как раз в скверике… тот самый, где она лишилась своей тетушки…
Муж счастлив и уже чувствует себя полноправным хозяином дома, направо и налево раздает указания для прислуги, а порой и для жены. Пола же напротив, совсем не выглядит счастливой, атмосфера, царящая в доме, очень сильно угнетает ее, ей все время кажется, что свет меркнет, а на закрытом чердаке кто-то ходит, поскрипывая половицами. Но, ни муж, ни прислуга ничего подобного не замечают. Более того, муж указывает ей на то, что она становится очень рассеянной и забывчивой, постоянно теряет вещи или ставит их не на свои места. Пола ничего за собой не замечает, но из-за слов мужа все больше и больше сомневается в ясности своего сознания. Неужели она сходит с ума?
«Газовый свет» замечательный ретро-фильм, в лучших традициях жанра, очень утонченный и тонально выверенный, его действительно лучше смотреть черно-белым, а не в цвете. Ретро бывает скучновато смотреть, и увлечься историей тоже бывает трудновато, но данный фильм хоть и развивается без диких амплитуд, способен довольно сильно увлечь зрителя и окутать своей атмосферой. История развивается вкрадчиво и неспешно, но вряд ли заставит заскучать. Конечно, как же на самом деле обстоят дела, зритель успеет разобраться уже спустя минут 20, да и концовка ничего экстраординарного в себе не несет, но это тот случай, когда более важен процесс, нежели результат.
И конечно, нельзя не отметить замечательные актерские работы — Ингрид Бергман, замечательно сыгравшая нежную и впечатлительную Полу, которая уже не может доверять самой себе, Шарль Буайе, ее «заботливый» муж, настоящая личина которого лишь скрывается за маской, Анджела Лэнсбери, наглая служанка. Ты по-человечески переживаешь за Полу, а Грегори вызывает яростное негодование. Здесь нет тонн грима, здесь живые эмоции и все читается по лицам, все метаморфозы, происходящие с героями, их душевные терзания и темные мыслишки.
«Газовый свет» это классика и классика достойная внимания и ныне. Потрясающий Лондон, изумительные костюмы и отличная актерская игра в обрамлении постоянно меняющихся тени и света. Четко и утонченно.
8 из 10
29 октября 2010
Прекрасный «атмосферный» фильм, в котором хорошо все — сюжет, сценарий, декорации, ну и, конечно же, актеры. Шарль Буайе воплощает на экране идеальный образ злодея, скрытого под маской нежного, любящего мужа. Ингрид Бергман также сыграла одну из самых удачных ролей в своей блистательной карьере — романтичной, искренней и… медленно сходящей с ума девушки. Она настолько хороша, что я сам был готов вцепиться в Грегори мертвой хваткой.
Исключительно положителен, как и в «Третьем человеке», Джозеф Коттен.
P.S. Полу озвучивала изумительный дублер.
30 июля 2010
Честно говоря, от этого фильма, да ещё и детектива я ожидал лучшего.
У фильма много достоинств. Во-первых, его жанр. Сейчас когда ведущие места в рейтингах лучших фильмов берут всякие разношёрстные ужастики и фэнтези, а также фильмы типа «стрелялки-догонялки», трудно отыскать в горе этого хлама хоть один приличный фильм, в котором ещё и пошевелить мозгами нужно — детектив одним словом.
Во-вторых, графика этого фильма настолько захватывает, что у самого бегут мурашки по коже. Кажется, как будто всё это происходит с тобой.
В-третьих очень колоритный персонаж инспектор Брайен. Не теряет чувства юмора даже в самых опасных ситуациях.
Но есть и недостатки. Во-первых главная героиня. Пола (которую блистательно сыграла Ингрид Бергман), оказалась истеричкой. Героиня Одри Хёпберн в «Шараде», при более угрожающих ситуациях так себя не вела.
Ну и во-вторых детектив фильм детективом, но детектив довольно слабоватенький. Уже к середине фильма список подозреваемых сократился у меня до одного человека.
Итог: слабый фильм сильного жанра. Если перевести это на цифры, то
7 из 10
5 июня 2010
Первое, что хотелось бы отметить так это то, что фильм хоть и долгий и не захватывающий — смотреть его очень интересно. С первых кадров ты погружаешься в него и приходишь в себя только тогда, когда видишь, как Грегори открывает заколоченную дверь.
Вообще что касается сюжета, то я почти в восторге. А как сыграно! Актеры просто великолепны — Ингрид Бергман играет влюбленную девушку, которая постепенно сходит с ума. А в Грегори я просто влюблена. Какой же очаровательный Чарльз Бойер!
Режиссерской работой довольна, но есть одна вещь, которая меня смущает. Это появление в фильме детектива. Вклинивается в историю он как-то нелепо и потом начинает преследовать Полу как кой-то маньяк. Да, и вообще сцена, где он приходит в дом к Поле и уверяет ее, что ее муж ей лжет. Почему она так быстро ему поверила?! Потому что он привел много доводов? Ну, и что! Ведь это ее любимый муж и, прежде всего она должна верить ему!
Не знаю, случилась такая глупость с детективом по вине сценаристов (не смогли более внятно втянуть в историю сыщика) или по вине режиссера, который не знал, как внести в эту историю третье лицо. И кстати, интрига тут нагнетается просто потрясающе… Ты с первых кадров ощущаешь, что что-то тут не то и что все происходящее происходит не просто так. Но найти всему этому никакого объяснения не можешь. Концовка банальна и слащава, но, во-первых, я ничего большего и не ждала, а во-вторых, она идеально подходит к фильму.
6 из 10
1 февраля 2009
По вечерам в старинном особняке N9 зажигают газовый свет… Он выходит из дома, оставляя её наедине с глухой кухаркой, грубой горничной и своими страхами. Света становится меньше, наверху слышаться чьи-то шаги, хотя она знает, что там никого быть не может, этаж закрыт, там лишь старая мебель, покрытая пылью и паутиной. Это сводит её с ума. Вернее, он хочет, чтобы она сошла с ума…
Эта чёрно-белая классическая картина Джорджа Кьюкора, с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе положила начало моему знакомству с фильмами категории «детективы-триллеры» 30—50-х годов. Как оказалось, ничего лучше для этой цели выбрать я не могла, ибо этот фильм — один из лучших представителей жанра. Красивое, атмосферное кино с отличным актёрским ансамблем, совершенной в визуальном плане картинкой и добротным музыкальном сопровождением.
Современному зрителю сюжет фильма может показаться излишне предсказуемым, простым и даже наивным, ведь всё это нам уже приходилось видеть в более поздних картинах современных режиссёров. Однако сложно назвать хотя бы один фильм, снятый в наше время, использующий некоторые элементы фабулы и сюжетные повороты данной картины и превосходящий её в атмосферности и воздействии на зрителя. Однозначно — раньше умели снимать кино так, что внимание зрителя целиком и полностью было поглощено игрой главных героев, зритель испытывал весь спектр эмоций — от страха за жизнь и рассудок главной героини, до некоего любопытства по поводу предсказуемой по сути своей развязки.
Сюжет прост. Героиня Ингрид Бергман Пола выходит замуж за обаятельного Грегори, и вместе с ним переезжает в дом своей тёти, знаменитой певицы, убитой в этом самом доме десять лет назад. После переезда с самой Полой начинают твориться странные вещи, и муж подозревает, что она сходит с ума. Он так заботлив, что предпочитает видеть её сидящей в безопасности дома, чем на прогулках и светских раутах, где она может устроить истерику. Ведь он её так любит.
Ингрид Бергман удалось идеально передать чувства Полы, её влюблённость в Грегори, её страхи перед домом, в котором она когда-то жила, её непонимание происходящего, её обиду, боль. В свою очередь из Шарля Буайе вышел отличный персонаж-загадка, двуликий, человек, характер которого наверняка для зрителей того времени был сложен и непонятен. Разумеется, современный зритель на 15 минуте разгадает его намерения, и где-то на половине фильма сможет предсказать точную развязку, однако желания остановить картину не возникнет. Как может не понравиться кино, наивное в своей красоте и восхитительное в своей простоте. Кино, в котором единственным спецэффектом является тени на стене, кино, в котором глаза героини скажут намного больше, чем длинный гамлетовский монолог. В своё время, такие же чувства вызвала во мне игра Мии Фэрроу из фильма «Рёбонок Розмари» Романа Полански. Без истерик и переигрывания, всё очень тонко, просто.
Тем, кто попал однажды под очарование чёрно-белого кино, фильм, безусловно, придётся по вкусу, как редкое угощение, изысканное и одновременно простое. Им удастся оценить по достоинству игру Ингрид Бергман, получившую за неё Оскар и Золотой глобус, идеальную работу художника, также удостоившегося Оскара. В далеком 1945 году эта картина получила семь номинаций на главную награду Америки и, несмотря на то, что взяла только две, остаётся своего рода образцом кино того времени. Так уже не снимут.
25 января 2009