Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Незваные |
английское название: |
The Uninvited |
год: | 1944 |
страна: |
США
|
слоган: | «THE GREATEST "CHILLER' OF THE YEAR! (print ad - Lubbock Morning Avalanche - Tech Theatre - Lubbock, Texas - November 8, 1944 - all caps)» |
режиссер: | Льюис Аллен |
сценаристы: | Доди Смит, Фрэнк Партос, Дороти Макардл |
продюсеры: | Чарльз Брэкетт, Бадди Дж. ДеСильва |
видеооператор: | Чарльз Лэнг |
композитор: | Виктор Янг |
художники: | Ханс Драйер, Эрнст Фегте, Стивен Сеймур, Эдит Хэд |
монтаж: | Доан Харрисон |
жанры: | ужасы, фэнтези, мелодрама, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 февраля 1944 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
С момента появления на экраны «Кабинета доктора Калигари», который считается первым полноценным фильмом ужасов в истории, жанр хоррора претерпел целое множество видоизменений. Задача любого фильма ужасов — напугать зрителя или хотя бы заставить волноваться. Источником страха в самых ранних ужастиках были либо убийцы-психопаты, либо мифические монстры — в общем «осязаемые предметы», которые можно остановить или уничтожить. Т. е. на первых этапах зрителей еще не пугали истории о привидениях или заблудших душах, вмешивающихся в жизнь живых. В эпоху «старого Голливуда» изображение привидений как подлинного сверхъестественного события, занимающее центральнее место в фильме, считалось своего рода аномалией. Это сейчас фильмы про дома с привидениями или проклятия призраков штампуют, как на заводском конвейере. А тогда по разным причинам, в том числе техническим ограничениям, подобного рода фильмы считались настоящей находкой. Пожалуй, самым первым полноценным фильмом ужасов про дом с привидением можно считать мистический мелодраматичный триллер «Незваные».
Синопсис Во время своего отпуска по полуострову Корнуолл брат и сестры Рик и Памела Фицджеральды случайно набредают на старинный заброшенный особняк, одиноко стоящий практически у самого обрыва высокого утеса. Внутреннее убранство дома и окружающая мирная обстановка тут же бросается в глаза Памеле, которая уговаривает Рика купить его. К удаче Фицджеральдов им удается приобрести недвижимость по удивительно низкой цене. Однако вскоре после переезда брат и сестра понимают причину такой низкой стоимости: поначалу мирный дом таит в себе страшную тайну, не дающую покоя всем его обитателям.
Игра актёров Одной из примечательных особенностей фильма является участие настоящих «звездных сливок» старого Голливуда. Рэй Милланд, Рут Хасси, Дональд Крисп — сейчас эти имена мало что значат. Но по тем временам они имели такое же значение, как сейчас Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс или Джордж Клуни. От этого фильм вызывает еще больший интерес, т. к. сам факт участия актеров в считавшимся по тем временам «вульгарном» жанре провоцирует равносильное любопытство. Так, Рэй Милланд (который через год получит свой первый Оскар, правда, за мужскую роль алкоголика в драме «Потерянный уик-энд») сыграл здесь роль Родерика «Рика» Фицджеральда, жизнерадостного 30-летнего композитора, который впервые в жизни столкнулся с мистикой и настоящей любовью, которые оказались связаны между собой. Рут Хасси сыграла роль бесстрашной и любопытной сестры Рика Памелы, которая в отличие от кричащих от ужаса героинь подобных фильмов, напротив, старается разгадать тайну, ни разу не поддавшись страху. Дональд Крисп был задействован во второплановой роли отставного капитана Бича, который как военный должен быть человеком железной выдержки, но столкнувшись с не поддающимися логическому объяснению явлениями, на которые никак нельзя повлиять, позволил страху завладеть собой.
Режиссура Даже по современным меркам «Незваные» стоит особняком среди хорроров. Собственно, киноленту в принципе сложно назвать полноценным фильмом ужасов. Сам факт наличия ужасов, страха, мистики, сверхъестественного, скорее, случайное стечение обстоятельств, либо же художественный инструмент для вскрытия человеческих пороков. Действительно, «Незваные» больше походит на мелодраму с элементами мистики и ужасов. Конечно, по современным меркам эти элементы не смотрятся пугающими, да и в принципе не вызывают какого-то чувства волнения. Но чисто с художественной точки зрения они прекрасно дополняют общую фабулу картины.
Режиссер рисует нам не просто историю про вмешательство привидения в жизнь людей. Мы видим, как последствия необдуманных человеческих поступков и импульсивных решений, совершенных при жизни одних людей, отражаются на невинных судьбах их потомков и простых невинных людей, случайно попавших под удар. Т. е. в принципе при желании в фильме вообще можно было бы обойтись без призраков, но только благодаря ним герои смогли докопаться до правды и помочь духам обрести долгожданный покой.
Сценарий Сам фильм является адаптацией романа ирландской писательницы Дороти Мэкардл «Тайна Утёса» (честно скажу, с романом я не знаком). Действие сюжета разворачивается на полуострове Корнуолл, куда приехали провести отпуск брат и сестра Рик и Памела Фицджеральды. Рик работает композитором и музыкальным критиком. Во время прогулки по утёсу герои набредают на старинный никем не заселенный дом, куда случайно забегает их собака Бобби. Пытаясь поймать пса, герои проникают в дом, и Памела понимает, что это то самое место, в котором она всегда мечтала жить. Рик в принципе не против, т. к. Лондон слишком докучает своей суетливостью и безумным ритмом жизни, а здесь на Корнуолле он, наконец, сможет сосредоточиться на работе. В итоге герои договариваются с хозяином дома, отставным капитаном Бичем, который продает Фицджеральдам дом по удивительно низкой цене. Во время заключения сделки Рик знакомится с очаровательной внучкой капитана Стеллой, которая выступает против покупки дома, т. к. он когда-то принадлежал её умершей матери.
Вскоре герои переезжают со своей экономкой и её котом в новое жилище, потихоньку обживая его и приводя в порядок. Но почти сразу после переезда в доме начинают происходить пугающие мистические явления: то собака лает без причины, то кошка отказывается подниматься на второй этаж, то посреди ночи по всему дому раздаются стоны плачущей женщины, то экономка видит в одной из комнат силуэт женщины. Активнее всего дом проявляет себя с появлением Стеллы, которая сама становится как будто одержимой этим домом, который не отпускает её и в то же время как будто заставляет сброситься с утеса. Рик и Памела понимают, что призрак или призраки, застрявшие в доме, каким-то образом связаны со Стеллой, и что в прошлом семьи Стеллы и капитана Бича произошло что-то, что оставило отпечаток на доме и теперь не дает покоя никому, кто переступит его порог. Памела и Рик пытаются разгадать тайну, но на их пути встают противники, включая самого капитана Бича и таинственной мисс Холлоуэй, каким-то образом связанной с умершей матерью Стеллы.
Итог Как должно стать понятно, «Незваные» сложно назвать страшным фильмом. По крайней мере, по нынешним меркам как фильм ужасов он уже морально устарел. Однако как образец достойного мистического триллера он не утратил былого влияния и популярности. При этом фильм еще является отменным английским детективом, где обязательно присутствует убийство и замешанная в нем тайна, для раскрытия которой героям предстоит разгадать сложный паззл. Поэтому без лишних слов просто рекомендуется к просмотру.
14 ноября 2020
Записанный ныне в классику не пойми какого жанра, фильм Аллена Льюиса «Незваные» поражает прежде всего своей наивностью. Оно и понятно, в год высадки в Нормандии американская публика наверняка охотнее шла на фильмы, где двое взрослых людей потешно гонялись за звонко тявкающей собачкой, нежели на социальную драму. Недаром этому вроде как мистическому и совсем не триллеру упорно лепят тег «комедия» — иные актерские ужимки и вовсе напоминают репетицию детского утренника. Беда в том, что какого-то цельного симбиоза заявленных жанров нет и в помине, а вся эта напыщенная комедийность идет фильму скорее во вред, нежели на пользу. По сюжету немолодые брат и сестра покупают у старого моряка и его внучки дом на утесе, однако первое же знакомство с новым жилищем оборачивается встречей с потусторонним. Усердно нагнав мистическую дымку, высушив за секунды букет белых роз и заманив героев в пустую комнату на чердаке, Аллен начинает топтаться на месте до самых титров, скрупулезно выцеживая основную сюжетную линию довольно посредственного романа мало кому известной в наших краях Дороти МакКардли. Инфантильность первоисточника сполна передается картине, несерьезный Рэй Милланд с самым серьезным выражением лица неуклюже ухаживает за красавицей Гэйл Рассел, а одно из самых добрых приведений в истории кинематографа уныло завывает по углам. При этом зрителя постоянно пытаются убедить в опасности дома, наличии какой-то там зловещей угрозы, нависшей над бедной внучкой старого владельца. И это при том, что любая сцена, связанная с призраком, будь-то спиритизм или испуг служанки, подается в столь карикатурной манере, что даже «зловещая» мелодия не создает должной атмосферы.
Сюжетная линия «Незваных» современному зрителю запросто напомнит средней руки квест, в котором самоуверенный герой разгуливает от одной локации к другой, периодически возвращаясь к исходной точке. Грань между развитием и кульминацией размывается настолько, что сюжетная композиция выходит зацикленной, а финальные «пояснения» сваливаются с потолка, правда без люстры или штукатурки, ибо местный дух за весь фильм лишь пару раз является в виде не более чем забавного сгустка тумана. Победить призрачную материю оказывается проще, чем кажется, а спойлер на данную тему красуется на самом видном месте, то есть на постере. Причем эта нелепая демонстративность уже совершенно не смущает, она попросту тонет под актерской аффектацией и декоративностью действа. Опереточные формы до основания разваливают эстетику дома с приведениями, а сам дом так и остается единственным цельным элементом фильма, да и то лишь в качестве архитектурного решения и декораций. Мнимая скоротечность событий сбивает с толку — даже в рамках относительно небольшого хронометража «Незваные» кажутся затянутыми и повествовательно-избыточными, и это при том, что картина является экранизацией, то есть, по сути, сокращенным вариантом. А уж за давностью лет только всего и остается, что любоваться на удивительной красоты очи Гейл Рассел, наслаждаться харизмой Доналда Криспа, да пару раз вымучивать улыбку благодаря кривляньям Милланда. Фильм очень похож на дом, в том состоянии, в котором наткнулись на него главные герои — красивый снаружи, но практически пустой внутри.
3 сентября 2014
Перенасыщенное временами совершенно излишней болтологией повествование Дороти МакКардли пытается обрести в режиссёрском дебюте Льюиса Аллена элегантные очертания черно-белого мистического триллера. История брата и сестры Фицджеральд, купивших опутанный сетью слухов дом на утёсе и столкнувшихся с его потусторонней начинкой, шедшей в комплекте к, казалось бы, выгодному приобретению, стремительна в своём развитии, но в тоже время оставляет ощущение беспорядочности. Некоторые сюжетные линии редуцированны и очерчены лишь лёгкими штрихами в отдельных эпизодах, так и не позволяя зацепиться за полную картину происходящего. Стремясь вытянуть из литературного первоисточника самое интересное, сценарий порой балансирует на грани драматургической пропасти, увлекаясь излишней пунктиризацией образов и действий. Искажая сюжетные арки, допуская подмену действительности домыслами о том, что вынужденно остаётся за кадром, Аллен в основном делает ставку на атмосферность, но проигрывает и в ней.
Искусственно сжимаемые повествовательные горизонты придают действию больше камерности, однако оператор редко упускает возможность полюбоваться видами девонширских скал. Спецэффектная престидижитация оказывается на минимуме, включается уровень не наблюдения, но воображения — внезапно накатывающий жуткий холод, аромат мимозы, тревога в мыслях. Герои описывают, а зритель представляет себе или, как ожидается, должен представлять, но проблема постановочных решений Аллена в том, что они плохо работают на раскрытие именно этой хоррор-составляющей (в отличие, скажем, от фильмов Жака Турнёра), в большей мере впечатляя той редкой визуализацией в виде свечного огонька, дрожащего в борьбе с наступающей тьмой. Однако некоторая хаотичность в поступках и нелепый финальный аккорд, делающий все предшествующие страхи преждевременными, низводят мистический компонент до почти что атавистического уровня, вынуждая подмигивающую из сравнительно недалёкого прошлого тайну роковых отношений и «не тех» дочерей выглядеть притянутым за уши повествовательным элементом, необходимым всего лишь для скорострельного объяснения, а не для возможного финта ушами. Очевидное стремление создать нечто похожее на хичкоковскую «Ребекку» с мистическим уклоном слишком сильно, а потому в фильм буквально впихивается любовная линия, которая и на страницах романа выглядела навязчивым рудиментом. Мелодраматические ноты, робко втискивающиеся в неряшливую алленовскую партитуру, придают общему сюжетному направлению налёт фальши и удивительным образом топят всю перманентную готичность истории, а утомительные диалоги, копирующие избыточность своих собратьев со страниц новеллы, разрежают искусственную событийную насыщенность, и без того выражающуюся лишь в топорной и временами поспешной смене эпизодов. И так уж выходит, что вся сомнительная художественная ценность «Незваных» выражается лишь в том, что именно они впоследствии повлекли за собой неоднократную эксплуатацию кинематографического страха перед заполняющей всё и вся густой темнотой, с трудом разгоняемой дрожащим светом лампады, квинтэссенцию которого более чем через полвека реализовал в «Других» Алехандро Аменабар.
26 августа 2014
Прелесть этой ленты — в том, насколько стремительно сменяют друг друга моменты пугающего и смешного. Тесное соседство юмора и атмосферы страха, способствуют созданию особого, бодрого ритма, не позволяющего заскучать или отвлечься от происходящего на экране ни на секунду.
Этот концентрированный кинопродукт, без единого лишнего кадра, любопытен еще и в том смысле, что открывает зрителю одну из первых страниц истории кинострашилок о привидениях. Не правда ли, любопытно узнать, как все начиналось?
Кроме того, это еще и трогательная история взаимоотношений между простыми, симпатичными персонажами, удивительно похожими на наших соседей, друзей, на нас самих. Незамысловатые образы главных героев позволяют зрителю мгновенно идентифицировать себя с ними и проникнуться к незадачливым владельцами жутковатого дома на утесе искренней симпатией. Момент сопереживания чрезвычайно важен для этого фильма, в отличие от многих современных хорроров, где какой-нибудь маньяк разбрасывает трупы направо и налево (а нам только того и надо).
Неоднократно приходилось слышать, как маститые режиссеры ссылались на картину «Незваные», называя ее одной из любимых. Мартин Скорсезе, человек, мнению которого я с большой охотой доверяю, отдал работе Льюиса Аллена третье место в своем списке одиннадцати лучших фильмов ужасов за всю историю кино.
Сомневаюсь, что во время просмотра картины «Незваные» попкорн от ужаса застрянет у вас в горле, а после будут мучить кошмары с участием привидений, но фильм так интересно, с любовью к зрителю, снят, что он, несомненно, украсит собой полтора часа вашего драгоценного времени.
9 из 10
24 марта 2012
Вот я и посмотрела фильм «Незваные» 1941 года, снятый по новелле Дороти Макардл «Утес». Вообще, старые фильмы делятся на две категории по принципу:
а) получаешь удовольствие оттого, что смотришь фильм 1941 года выпуска
б) получаешь удовольствие от самого фильма
К сожалению, «Незваные» безоговорочно принадлежат к первой категории.
Повесть, по которой снят фильм, совсем небольшая, но там рассказывается сложная трехуровневая история. В фильме сюжет в общих чертах сохранили, но донельзя огрубили и упростили мотивацию и характеры персонажей. Например, если в книге Фитцджеральды отчаянно хотели выбраться из города, каждый по своим причинам, то здесь они просто прогуливались и решили купить дом. Дед Стеллы из любящего внучку, безупречно честного человека с непростым характером превратился в капризного тирана.
Также ничего не сказано о причинах, благодаря которым Памела Фицтждеральд настолько симпатизировала Стелле, что рискнула провести спиритический сеанс. Вообще-то в жизни сестры обычно несколько настороженно относятся к тем, кто нравится их любимым младшим братьям.
А в книге это превосходно объясняется тем, что сама Памела шесть лет ухаживала за больным отцом, была вынуждена терпеть его прихоти и упреки — и потому, заподозрив, что Стелла находится в таком же положении, прониклась к ней сочувствием. Причем объясняется в паре абзацев, то есть две-три фразы в диалоге дали бы тот же эффект.
Родерика Фитджеральда играет сорокалетний актер, чем-то похожий на Алека Болдуина, с уже округляющимся лицом и фигурой. Почти все серьезные решения принимает его сестра, а он всего лишь остроумно шутит и приглашает Стеллу покататься — бледная вариация на тему городского остряка и донжуана.
А Стелла и в книге была самой невзрачной из всех персонажей, жертвой, котрой только предстоит «пробудиться», а играющая ее роль актриса не сделала ничего, чтобы пробудить героиню: так и осталась красивой девушкой с вопрошающим выражением лица.
Убрали второстепенные линии с портретом Кармел, визитом друзей, которые первыми почувствовали «эффект мастерской», убрали пьесу, которую писал Родерик и которая добавляла к происходящему третий «уровень погружения».
Пожалуй, единственна запоминающаяся роль — это мисс Холлоуэй, которую сыграла малоизвестная Корнелия Отис Скиннер.(Она еще сыграла в «Девушке в розовом платье», экранизации старой скандальной истории) Она достаточно убедительно изобразила властную, сильную женщину, умело скрывающую свои тайны, фанатично преданную умершей подруге. Да и то… слишком быстро сошла с ума, хотя это, конечно, не ее вина, а сценариста.
Нет, есть еще одна удачная деталь -портрет Мэри Мередит. Он не слишком похож на его описание в книге, но очень похож на мое представление о Мэри.
А в целом — я бы не рекомендовала этот фильм к просмотру даже любителям жанра.
2 октября 2011