Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Оружие для найма |
английское название: |
This Gun for Hire |
год: | 1942 |
страна: |
США
|
слоган: | «Lover without a heart...killer without a conscience!» |
режиссер: | Фрэнк Таттл |
сценаристы: | Альберт Мальц, У.Р. Барнетт, Грэм Грин, Фрэнк Таттл |
продюсеры: | Ричард Блюменталь, Бадди Дж. ДеСильва |
видеооператор: | Джон Ф. Сайц |
композитор: | Дэвид Баттолф |
художники: | Ханс Драйер, Роберт Ашер, Lynd Ward |
монтаж: | Арчи Маршек |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 апреля 1942 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Киллер Филип Рейвен выполняет заказ на убийство бухгалтера химической компании. Его посредник Уилл Гейтс пытается подставить Рейвена с помощью меченых купюр. Но тому удаётся ускользнуть от полиции. Рейвен приезжает в Лос-Анджелес, чтобы убить Гейтса и его нанимателя. Одновременно в окружение Гейтса, который поставляет оружие врагам США, пытается внедриться Эллен.
Фильм Фрэнка Таттла по роману Грэма Грина стал одним из первых нуаров, сильно повлияв на развитие жанра. Первая большая роль Алана Лэдда.
В отличии от романа Грэма Грина в экранизации герой лишился зайчьей губы, но приобрел другую отличительную черту — сломанную кисть. Рейвен циничен, безжалостен, не любит людей, но любит кошек. Персонаж Алана Лэдда стал образцом для последующих образов наемных убийц в кино. Актер после фильма проснулся звездой первой велечины, а его дуэт с Вероникой Лэйк был одним из самых известных в Голливуде 40-х. Вместе они сыграли ещё в нескольких картинах.
Напряженный и динамичный нуар. Правда, с несколько смазанной концовкой. Для поклонников классического нуара вполне рекомендуется к просмотру.
7,5 из 10
4 марта 2019
Он вдруг с болью ощутил собственное бессилие — бессилие человека, привыкшего полагаться лишь на силу оружия…
Практически культовый нуар Фрэнка Таттла на википедии даже входит в топовый список «Classic American noir». И всем фильм хорош. К картинке претензий точно нет, нуар стилизован на славу. Но… Если сравнить ленту с оригинальным романом Грэма Грина «A gun for sale», то книга намного сильнее. И дело даже не в том, что урод с заячьей губой превратился в красавца Алана Лэдда, а блондинка актриса в фокусницу-шпионку. Сам выразительный язык Грина, невозможно передать. Как нереально передать, нарочито мрачную атмосферу романа, его искусные литературные пассажи и внутренний мир главных героев.
Поэтому Фрэнк Таттл пошел по более легкому пути, взяв за основу лишь внешнюю оболочку рассказа и обернув её при этом в удобоваримую для массового зрителя красивую обертку. Из-за чего тонкие, психологические портреты героев, их мотивации, остались полностью за кадром. Зато получился классический (коммерческий) нуар, мастерски скроенный по канонам данного жанра, и этого у него не отнять. Особенно впечатляет черно-белая игра светотени. Да и звезды в картине достаточно хороши (дуэт Алана Лэдда и Вероники Лэйк, конечно великолепен).
Интересно, что знаменитый английский писатель, буквально предвосхитил свое время, предсказав грядущую в Европе войну (в картине Таттла, это тревожное ощущение отсутствует напрочь). При этом, он создал поистине универсальную формулу для бесчисленных американских боевиков. Ведь почти все современные фильмы о наемных убийцах, так или иначе повторяют фабулу романа придуманного им ещё в 1936! Замечу, именно этот фильм, когда-то сподвиг Мельвиля к написанию сценария легендарного «Самурая». Кстати, по духу отчужденности, герой там намного ближе к роману Грина, чем «Оружие для найма»…
9 из 10
14 декабря 2015
То, что роман Грэма Грина экранизировали не может не радовать, однако, не смотря на довольно типичный второсортный характер книги, есть в ней нечто выделяющее ее из тысяч похожих. Что — в фильме вы этого так и не увидите, но можете узнать в романе на последних страницах — момент, ради которого стоит прочесть детектив «Наёмный убийца».
Если всмотреться получше — можно увидеть, что Равен отнюдь не отрицательный герой, но «бедный человек» (отождествление с «Бедными людьми» Достоевского и одновременно с пьесой «На дне» Горького). Это парень, перспективу на счастливую жизнь которого вырвали на корню с детства, не оставив права выбора, свободы действий. Вы скажете, что участь убийцы он выбрал сам — и будете тысячу раз правы. Но. Есть одно маленькое «но», которое и ставит точку в этом разбирательстве — общество. Это грязное вещество отравляюще действовало на больной мозг Равена с младенчества, подавляло любые намеки на индивидуализацию его Личности, что и привело к плачевным последствиям.
Что касается постановки киноленты — довольно заурядный, выдержанный в характерном нуар-стиле сюжет, игра актером на очень среднем уровне, украшение фильма — конечно же Вероника Лейк и…и всё.
Где надрыв, где стенания бедного «наёмного убийцы», просьба об освобождении? Ведь Равен так хотел избавиться от снедающей душу боли, от своего проклятья и клейма, которое неизвестно за что было ему «присвоено». Чувственный порыв героя — главный козырь романа — увы, так и не был передан на экране.
К сожалению, Таттл не прочувствовал трагизм книги; откуда в таком фильме взялись легкие музыкальные мотивы? Молоко в блюдце? Молоко должно быть в мыльнице и только там!
P.S. Предчувствие войны? Что вы, это всего-лишь noire.
24 февраля 2012
Интересно наблюдать как психологичный роман Грина превращается в голливудский фильм. Грамотный увлекательный и конечно с мрачным подтекстом нуар с восходящей звездой Вероникой Лэйк и актёром скорее вторых ролей Робертом Престоном.
В фильме главный акцент с Ворона перемещается на девушку, которая, в отличие от книжного образа, замечательна во всех отношениях. Она превращается в нечто типа роковой красавицы, не такой, какие обычно бывают в нуарах, но тоже вполне роковой. Очень верно подмечена магическая и обманчивая красота актрисы, которая вскоре ещё сильнее проявиться в фильме Клера «Я женился на ведьме». Неизвестная мне до этого кина Лэйк — оказывается довольно популярная в своё время (40-е годы) в Америке актриса, с типично голливудской судьбой — стала популярна за счёт своей красоты (хорошая фигура, милое лицо, немного томный взгляд, блондинка), но алкоголь, плохой характер, все дела и закончила буфетчицей.
Ворон тоже преобразился, избавился от заячьей губы (что понятно, всё-таки гл. герой, которому зритель должен хоть немного симпатизировать), зато приобрёл сломанную кисть — исключительно как необходимый определительный знак. И всё-таки главные черты Гриновского героя экранный Ворон сохранил, в нём есть озлобленность, ненависть, одиночество, недоверие к людям, и в то же время готовность к нежности и хорошим поступкам.
Как обычно бывает в нуарах герой Престона (актёра больше мюзиклов и вестернов, чем нуаров) — изгой общества, преступивший его законы. Как обычно бывает у Грина — герой не сугубо отрицательный, с трагической судьбой и непростым складом ума и характером. Творящий зло он против него восстаёт, пусть не по самым благородным причинам (скорее из мести, чувства сотворённой с ним несправедливости), но в итоге он становится с девушкой «на одной стороне», впрочем, как и она с ним. И Ворон вершит справедливость вне закона, т. к. сам закон этого сделать никогда не смог бы — зло сильнее, в большинстве и выглядит куда законнее. Злой рок нависает над главным героем все эти 80 мин., он получает надежду выбраться из собственного омута под конец, но клеймо убийцы не даёт ему принять участие во всеобщем хэппи энде.
Интересная ситуация у девушки — она становится на сторону Вороне, тем самым отказываясь на время от закона, исключительно в благородных целях.
Очень хорошая работа режиссёра и сценариста. Довольно удачно обрисованы основные характеры (в основном с помощью коротких и естественных по контексту реплик). Интересно смотреть. Благодаря небольшим случайностям и судьбоносным уликам мы идём с нарастающим напряжением к финальной развязке (платье, краденные деньги, рука и т. д.)
22 ноября 2010
Филипп, помимо необычного имени — Ворон, имеет необычную «профессию» — он наёмный убийца. За очередную работу оплату он получает «свеченными» купюрами, которые, по мысли заказчиков, на продолжительное время помогут упрятать ненужного свидетеля за решётку. Но мотать срок, да ещё и за какое-то паршивое ограбление, Ворон не собирается. Он отправляется на поиски подставившего его посредника, намереваясь добраться до истинного заказчика. Полиция идёт за ним след в след, и тут оказывается, что Ворона видели в обществе очаровательной блондинки, которая окажется девушкой детектива, возглавляющего погоню. В общем, всё смешалось, всё перепуталось.
На поверку фильм — весьма посредственная экранизация романа Грэма Грина. И роман в общем-то не лучший у писателя, но вытянуть из него было что. Герой литературного произведения — тощий малый с заячьей губой, который ото всех всегда и везде встречал только презрение, за что, разумеется, платил той же монетой. И именно заячья губа сильно усложняла в романе продвижение Ворона к цели, поскольку примета это такая, которую не спрячешь под одеждой, в отличие от раздробленной кисти (именно такую травму «придумали» Алану Лэдду). Пустое это дело, конечно, сравнивать литературную основу с экранизацией — совершенно разные виды искусства, но так и хочется спросить режиссёра: «Ну почему, Фрэнки?! Почему надо было угробить неплохой вроде роман?! Почему, скажи?..».
А ведь какая сцена, когда «разбогатевший» Ворон осмелился только помечтать, как распорядиться деньгами, купил дурнушке горничной платье, вернулся домой и совершенно случайно увидел, что за ним пришла полиция — в романе, в отличие от экранизации, подстава раскрывается не сразу, мы вместе с Вороном поначалу гадаем. почему полиция? Откуда они узнали? Как?
Алан Лэдд с ролью справился неплохо, хотя и получился в итоге эдакий оголивуженный киллер, но не даром Жан-Пьер Мельвилль пытался привнести в своего Самурая частичку Ворона Алана Лэдда. Вероника Лейк… не лучше, чем всегда, хотя сцена с её первым появлением, пожалуй самая запоминающаяся в фильме. Ещё стоит отметить Лейерда Крегара, сыгравшего мистера Гейтса — именно таким должен был быть Чалмондери-Дэвис.
Таттлу уши надрать за режиссуру.
5 из 10
30 апреля 2009
Первая главная роль Алана Лэдда в кино — чернейший их всех «черных» фильмов сороковых годов. Поставленная по роману Грэма Грина картина повествует о киллере, который получил плату за очередное убийство крадеными деньгами и теперь жаждет отомстить своему нанимателю. На хвосте у героя сидит полиция, поэтому ему приходится брать в заложницы очаровательную героиню Вероники Лэйк, которая совсем не случайно оказалась замешанной в эту историю.
Алан Лэдд держит на своих плечах весь фильм. Он играет расчетливого и безжалостного убийцу, но его манера заставляет зрителя непрерывно следить за каждым шагом героя. Казалось бы, создатели раскрывают все карты уже к середине повествования, но, тем не менее, оторваться от экрана невозможно. Киллер с говорящим именем Рэйвен (Ворон) порой поражает своей жестокостью, но, в то же время, вызывает странную симпатию благодаря уверенным мыслям и действиям.
Режиссура высочайшего уровня, интересный сценарий и дуэт с Вероникой Лэйк мгновенно сделали Алана Лэдда народной звездой, а фильм «Оружие для найма» идеальным образчиком нуара, который можно поставить в один ряд с другой великолепной экранизацией Грина — шедевром Кэрола Рида «Третий человек».
10 из 10
17 апреля 2008