Георгий Саакадзе
7.4
7.4
1942, драма, военный, биография
СССР, 3 ч 4 мин
В ролях: Акакий Хорава, Лиана Асатиани, Мераб Кокочашвили, М. Шарашидзе, Гугули Мгеладзе
и другие
Фильм рассказывает о борьбе грузинского народа под предводительством великого полководца Георгия Саакадзе за централизованное государство.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Георгий Саакадзе

год: 1942
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Александр Дигмелов
композитор:
художники: Михаил Гоциридзе, Константин Квалиашвили, Реваз Мирзашвили, Юрий Швец, Тамари Абакелия
монтаж:
жанры: драма, военный, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 сентября 1942 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 4 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, биография

Видео к фильму «Георгий Саакадзе», 1942

Видео: Фрагмент (Георгий Саакадзе, 1942) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Георгий Саакадзе», 1942

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Георгий Саакадзе», 1942

Собиратель земель грузинских

«Счастлив тот, у кого за Родину бьётся сердце».

У многих народов имеется герой, который явился на историческую арену с великой миссией «собирателя земель» и объединения разрозненных царств/княжеств в единое могучее государство. У грузинского нарда таким почти былинным героем стал полководец, военный и политический деятель Грузинского царства Картли Георгий Саакадзе. Ещё при жизни он был удостоен народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории, как Великий Моурави. Судьба отмерила ему 59 лет яркой, насыщенной взлётами и падениями жизни. О таких людях в народе слагают легенды. Легенды эти живут долго, передаваясь из уст в уста, из поколения в полколения. Пока однажды не найдётся человек, и не сведёт отдельные воспоминания о герое в одно целое. Таким человеком стала Анна Арнольдовна Антоновская.

В 1908 году в жизни 22-х летней Анны произошла знаменательная встреча. Во время одного из своих путешествий по Грузии, осматривая знаменитый Сафарский монастырь, она впервые услышала имя Георгия Саакадзе. Убелённый сединами местный крестьянин увлекательно рассказал молодой актрисе о богатырских подвигах Великого Моурави, самоотверженно защищавшего жизнь и свободу Грузии. Рассказ мудрого старца произвел на неё огромное впечатление. С тех пор она начала собирать в разных регионах Грузии предания и народные сказания о Георгии Саакадзе, досконально изучать многочисленные исторические документы, архивные материалы, старинные рукописи, труды грузинских, армянских, иранских, турецких и иных историков, записки французских и итальянских путешественников, миссионеров, купцов, дипломатов — всё, что относилось к Георгию Саакадзе, к эпохе его жизни и деятельности.

Овладев всем этим материалом, в 1922 году писательница вплотную приступила к работе над романом. В 1929 году первая книга эпопеи была уже написана. В печати стали появляться её отдельные главы, вызвавшие большой интерес общественности. В 1937 году вышла в свет первая книга, а в 1940 году — вторая. В процессе работы над романом, рассчитанным вначале на два-три тома, Антоновская постепенно изменяла его масштабы и объём: заключительный шестой том вышел в 1958 году, завершив полувековую работу по сбору материала и работе над эпопей. Когда началась Великая отечественная война, первые 2 тома пользовались огромным читательским интересом, ведь в них говорилось о том, как отважный полководец, собрав вокруг себя единомышленников, разгромил врага и выгнал его из страны.

Разумеется, такая актуальная тема не могла не заинтересовать кинематографистов. И в кратчайшие сроки сценарий была написан. Вот отрывок из письма Сталина председателю Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Большакову о киносценарии «Георгий Саакадзе»: «Я получил на днях два сценария на тему «Георгий Саакадзе»: один — Антоновской и Чёрного, другой — Леонидзе. По-моему, сценарий Леонидзе неудачен. Он беден в художественном отношении. Он несколько примитивен с точки зрения выбора и использования исторического материала. Сценарий Антоновской и Чёрного свободен от подобных недостатков. Но у него имеется другой недостаток. Он кончается победой, апофеозом политики Саакадзе и самого Саакадзе».

Следует признать, что Сталин «угадал», квалифицировав сценарий Антоновской и Черного как «одно из лучших произведений советской кинематографии». Фильм, снятый Михаилом Чиаурели, оказался единственным в советском кинематографе фильмом, который получил две Сталинские премии, причём обе — «высшей пробы»: за 1-ю серию — в 1943 году и за 2-ю — в 1946-м. В картине «Георгий Саакадзе» бросается в глаза ее конъюнктурный характер в годы шпиономании и разоблачительства. Уже первые кадры — предательство князей, призывы: «Народ, измена!» Не могли не понравиться Сталину афоризмы, определяющие деятельность Великого Моурави по объединению грузинских земель: «Тот, кто прорубает путь среди твёрдых скал, — всегда одинок», «Отруби голову — тогда хвост сам отвалится» и т. д.

Величаво, исходя из интересов страны, оставляет Саакадзе своего сына Паату заложником в плену у врага, персидского шаха Аббаса. А в конце фильма, получив голову казнённого сына, призывает воинов к ненависти, к бескомпромиссной борьбе. Советский зритель не может не почувствовать в этих кадрах реверансы самому Сталину — в его решении относительно судьбы попавшего в плен старшего сына. Завершается фильм авторским текстом соответственно указаниям в письме Сталина: «Благородное, но преждевременное дело Саакадзе потерпело поражение». И последние слова самого Великого Моурави на поле брани, где он потерпел поражение: «Прав я или ошибаюсь, но мои дела переживут меня». По большому счёту, картина снятая Михаилом Чиаурели — это не экранизация романа Анны Антоновской, а личное видение тех событий Сталиным.

После просмотра появляются ещё вопросы. Картина выходит на экраны страны 14 сентября 1942 года. Положение на фронтах по-прежнему тяжёлое. О Победе ещё никто не думает. Так почему же героический, от начала до конца пафосный фильм имеет именно такой, совсем не воодушевляющий конец? Причины могли быть разные. Например, мудрость «великого вождя», заранее начавшего уничтожать «врагов-предателей», чтобы те, в самый напряжённый исторический момент, не ударили в спину. Или же тот факт, что немцы вплотную приблизились к Кавказу, и Сталин этой картиной хотел показать, что будет с населением республик, если фашист захватит горы.

В качестве итога, можно сказать следующее: фильм, безусловно, интересен, но не как художественное полотно, снятое по прекрасному масштабному роману, а как отражение личной воли одного человека, манипулирующего целыми народами.

«Жизнь, эту лучшую из книг, мы невнимательно читаем. И если что в ней подмечаем, то забываем в тот же миг». (Мигель Агустин Принсипе-и-Видауд)

16 марта 2018

Драма Георгий Саакадзе появился на свет в далеком 1942 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Чиаурели. Кто играл в фильме: Акакий Хорава, Лиана Асатиани, Мераб Кокочашвили, М. Шарашидзе, Гугули Мгеладзе, Зура Лежава, Спартак Багашвили, Кириле Мачарадзе, Николоз Мамулашвили, Кохта Каралашвили, Димитрий Сухиташвили-Глданили, Михаил Чихладзе, Артем Лусинян, Г. Росеба, Котэ Даушвили.

Страна производства - СССР. Георгий Саакадзе — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.