Быть или не быть
To Be or Not to Be
7.8
8.1
1942, комедия, мелодрама, военный
США, 1 ч 39 мин
16+

В ролях: Джек Бенни, Роберт Стэк, Феликс Брессарт, Лайонел Этуилл, Стэнли Риджес
и другие
Действие происходит в Польше до и во время немецкой оккупации. В одном театре Варшавы работают муж и жена - Йосиф и Мария Тура. Ставят антинацистскую пьесу, но ее запрещают, и приходится играть «Гамлета». Чрезвычайно тщеславный и ранимый Йосиф Тура играет самого принца датского, один из зрителей, молодой и красивый летчик, встает и уходит из зала в самый ответственный для артиста момент, когда произносится знаменитый монолог «Быть или не быть». Откуда знать актеру, что именно эти слова были для офицера паролем, указывающим, что можно идти в гримерную красавицы Марии Тура...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Быть или не быть

английское название:

To Be or Not to Be

год: 1942
страна:
США
слоган: «The Picture Everyone Wants To See.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Рудольф Мате
композитор:
художники: Джулия Херон, Винсент Корда
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 февраля 1942 г.
на DVD: 24 января 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, военный

Видео к фильму «Быть или не быть», 1942

Видео: Трейлер (Быть или не быть, 1942) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Быть или не быть», 1942

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Быть или не быть», 1942

А так можно?

Польша. 1939 год. Труппа одного из варшавских театров репетирует спектакль о Гитлере и даёт Гамлета. Молодой польский летчик влюбляется в актрису Марию Тура, у которой есть ревнивый муж, но прекрасный актёр Йозеф Тура... И этот не факт что треугольник участвует в головоломной шпионской истории, быстро переросшей в комедию положений и не только положений.

Конечно, и в нашем кино есть подобные комедии про войну, но дико популярными они не были - какие-то и вовсе запретили (например, Крепкий орешек), а для каких-то ограничили прокат (Женя, Женечка и Катюша), да и почти всегда к ним была приставка траги-. Относительное исключение - комедии, снятые во время войны (Небесный тихоход, Антоша Рыбкин и др.). А вот за рубежом к теме отнеслись не то что бы легко, но... легче. Французы по ощущениям так и вовсе, кажется, превратили войну в почти сплошные комедии а-ля Ас из асов, Большая прогулка и т.д. - во всяком случае, только они и запомнились. Англосаксы тоже нашлись, чем обсмеять тему - один мистер Питкин уже сильный аргумент.

Быть или не быть - вроде и из этого ряда, но что-то и особенное в ней есть. С одной стороны, эксцентрика с положениями и разного калибра нелепостями, с другой - высоколитературные диалоги и юмор. С третьей... А так вообще можно? Можно ли задорно шутить и при этом не обращать внимания на периодически появляющиеся с обеих сторон трупы? Шутить про войну, символом которой стал концлагерь, сделавший невозможной поэзию? Да ещё легко смешивать любовь, ревность, искусство, творческий эгоизм и страх, смерть и даже ницшеанскую философию нацизма.

Для 42-го года это было очень смело, тем более что главными героями вышли не англичане или американцы, а вовсе поляки. И хотя над войной у нас смеяться не принято, но несколько раз при просмотре было забавно. Убойная шутка про Гесса, а теперь и 'этого'. Да и стоит наверное посмеяться над нацистами.

9 января 2023

Смех-лучшее лекарство

Фигура Эрнста Любича в кинематографе является неоднозначной. Одни критики относили его к революционерам, другие обвиняли его в излишней любви к монархизму. Но именно эта широкая полемика по поводу его фильмов и доказывают то, что Любич оказал огромное влияние на мировой кинематограф и создал свой, узнаваемый «почерк».

Знакомясь с фильмографией данного режиссёра сразу замечаешь, что любимым его жанром была комедия. Его комедии резко выделяются на фоне других фильмов этого жанра того времени. Искромётный тонкий юмор, сатира и гротеск — вот, что отличает его кино.

Творчество Любича приходится на время, когда в Германии к власти пришли фашисты. Эрнст родился в Германии, его семья жила в Германии, но, несмотря на это, в его фильмах отсутствует истинный немецкий дух. Возможно, это связано с тем, что сам он был евреем.

«Быть или не быть» — антифашистская комедия, «абсолютный шедевр Любича». Название сразу задаёт направление фильму. Это должно быть нечто серьёзное, о жизни, о выборе, нечто, затрагивающее человеческие чувства и заставляющее задуматься (чем, собственно, и является монолог Гамлета в одноимённой пьесе У. Шекспира).

Анализируя этот фильм, можно обратить внимание на такую проблему, как режиссёрское восприятие фашизма и человеческой жизни в целом. На мой взгляд, «Быть или не быть» является своеобразным «размышлением» Любича о войне и жизни. Свою карьеру Эрнст начал на подмостках немецкого театра. Именно влияние театра наиболее полно отразилось в фильме «Быть или не быть» (само название уже указывает на это). Если для Любича жизнь — это театр, то события, происходящие в ней — это спектакли. И в этом фильме он умело разыграл перед зрителем спектакль под названием «Война».

Как и в любой пьесе, здесь присутствует две стороны: добро, в роли польского народа, и зло в роли нацистов — актёров, которым нипочём любая цензура.

Главные действующие лица — актёры театра. Главные свои роли им приходится сыграть, когда начинается война. Польскому актёру Юзефу Туре приходится перевоплотиться в роль немецкого шпиона, и от того, как хорошо ему удастся исполнить эту роль, зависит судьба всей Польши, ему говорят: «Помни, от твоей игры зависит жизнь всех нас». Все актёры театра перевоплощены в новые роли, теперь они шпионы. Для Любича жизнь — это игра. И каждый человек никогда не является самим собой полностью, люди постоянно играют какие-либо роли, и «Быть или не быть» отлично это демонстрирует.

Есть в фильме один актёр, актёр, которому не доверяют крупных ролей. Его мечта — роль Шейлока. И именно ему Любич доверяет сказать главные слова, озвучить ту идею, которую он проносит через весь фильм: «…что ему (фюреру) нужно от нас? Что ему нужно от Польши? Зачем он явился сюда? Кто его звал? Разве мы не такие же люди? Разве у нас нет глаз? Разве у нас нет рук? Разве у нас нет тех же самых чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же пища насыщает нас? Разве не подвержены мы тем же недугам? Разве не студит и не согревает нас те же самые зима и лето? Если нас уколоть, разве у нас не идёт кровь? Если нас пощекотать, разве мы не смеёмся? И разве мы не умираем, если нам дают яд? А если нас оскорбят, разве мы не должны мстить?» Очевидно, что не просто так Любич доверяет высказать главную мысль именно этому персонажу. Шейлок — герой пьесы У. Шекспира «Венецианский купец», он, так же, как и сам режиссёр — еврей. Из этого можно сделать вывод, что Любич олицетворяет себя с Шейлоком, а Шейлока — с актёром даже не второго, а третьего плана, то есть с обычным народом, а Гитлера, к которому обращена эта речь — с Государством. Таким образом получается, что Любич обращается от имени народа ко всем правителям государств с мыслью о том, что война — абсолютно бесполезное занятие и пользы оно никому не приносит.

Но Любич был бы не Любич, если бы он не преподнёс это как утончённое блюдо юмора, приправленное сатирой и гротеском. Несмотря на всю серьёзность и масштабность поднимаемой им проблемы, зритель может в волю посмеяться над глупыми немцами и понаблюдать за любовными перипетиями главной героини. Не стоит забывать, что фильм был снят в самый разгар войны, и как любое американское кино (Любич к этому времени уже живёт в Америке) должен был нести идеологическую нагрузку: высмеять немцев и тем самым укрепить надежды народа в скорой победе над фашизмом. Ведь юмор — это лучшее лекарство в жизни.

21 октября 2016

«Иногда он проглатывает целые страны!»

Хороший фильм «Быть или не быть» был создан в период Второй мировой войны о ней самой. И самое главное, что необходимо сделать перед просмотром, это настроится на то, что во время просмотра мы не почерпнем ничего исторически ценного. Да, этот фильм затрагивает волнующий вопрос о фашистской оккупации в Польше, но на самом деле это просто комедия, в которой американцы высмеивают Гитлера, его систему и его народ.

Приключенческая комедия повествует нам о времени установления в Польше фашистской власти. Американские создатели опустили все ужасы тогдашних реалий и оставили лишь ту основу, которая дала бы им почву для взлета фантазии. Итак, в Варшаву вступают немецкие войска и наводят там свои порядки. Общество попадает под тотальный контроль, однако есть еще порох в польской пороховнице в виде подполья. Центр ее находиться среди бывших артистов театра, и вся бы их деятельность заглохла очень быстро, если бы не судьбоносное стечение обстоятельств. Шпион вермахта в Англии выведывает адреса родных тех людей, которые эмигрировали вместе с польским правительством. С этой информацией он отправляется с острова в Варшаву, чтобы начать поимку всех из списка. Одно из имен принадлежало известной театральной артистке Марии Тура, и с этого момента начинается самое интересное.

Самым ярким персонажем была, естественно, Мария Тура в исполнении Кэрол Ломбард. Если опустить факт о том, что это был ее последний фильм и отчасти пророческий, и расценивать лишь ее талант и мастерство, то роль сыграна безупречно. Актриса сыграла актрису, Мария оказалась очень способной, ведь теперь от ее игры зависит уже не успех спектакля, а жизнь нескольких десятков людей. Другое дело Джек Бенни и его герой Йозеф Тура, у последнего проблем еще больше, он может потерять все и даже свою жизнь, поэтому ему необходимо было сыграть еще лучше.

1941—1942 гг. Мир в страхе и ужасе от зверств, совершаемых в Европе. Людям необходима кратковременная разрядка, необходимо осознать, что все это творит человек, который не может здраво мыслить. Именно поэтому Гитлера высмеяли, сделали глупым и несерьезным, людей верящих ему и в его тоже. И получилось у создателей все на отлично!

8 из 10

27 сентября 2015

«Хайль я сам!»

Немного боязно было начать смотреть эту картину, т. к. она была снята в 1941 году, уже два года как Польша была оккупирована фашистской Германией, и смех в то время, я думаю, был в то время неуместен (особенно полякам). Конечно, мы сейчас можем судить что американцам было все равно, ведь война велась в Европе, а не в Штатах. Но все же это не так. Режиссер Эрнст Любич нес в своем фильме антифашистский, антивоенный посыл, высмеивая нацизм.

Сейчас, мы конечно смотрим этот фильм под другим углом. Я лично вышла на него благодаря актрисе Кэрол Ломбард, фильмографей которой я сейчас активно увлечена. Она играет здесь звезду театра, актрису Марию Тура, у которой самовлюбленный муж, но все же неплохой актер Юзеф Тура (Джек Бенни). Ей постоянно присылает цветы молодой офицер, а в последнем послании вообще попросил о встрече, Марии это льстит и она соглашается его принять в своей гримерке. Отсюда все и начинается. Вскоре Польшу оккупируют и наши герои (молодой офицер и семейство Тура) активно пытаются противостоять одному двойному агенту, профессору.

Мне этот фильм очень понравился, особенно юмор, конечно тут взята очень тяжелая тема, но на фоне того, что происходит в этом фильме, юмор тут ни капли не мешает.

8 из 10

P.S. Вечная память, Кэрол Ломбард…

6 августа 2015

В 1940 г., в самый разгар Второй мировой войны, великий Чарли Чаплин наблюдая за этапами становления страшной и разрушительной «нацисткой машины» дал громкий, едкий, горький но честный и искренний ответ чудовищно растущему на глазах гитлеровскому режиму- «Великий диктатор».

Спустя два года, следующий и пожалуй один из самых важных ходов в жанре сделал голливудский режиссер немецкого происхождения -Эрнст Любич, поставивший фильм, вставший в одну шеренгу и в последствии оказавшимся таким же ключевым, как и «Диктатор», в жанре антифашисткой комедии — «Быть или не быть».

«Быть или не быть» — один из самых величайших смешных фарсов в истории кино и при этом серьезнейшая антивоенная, антидиктатурская, антигитлеровская сатира, а в купе с этим в контексте сюжета разворачивается прелестная романтическая мелодрама, и все в одном флаконе !

Этот замечательный старый, хоть и потрепанный неумолимым ходом времени но ни сколько не потерявший очарования, интересности и качества фильм был призван не только высмеять глупость, напыщенность, абсурдность и тщеславие нацизма, но также как и «Великий диктатор» Чаплина указать в бессмыслии, в совершенной ненужности войны, и не только Второй мировой.

Не все комедии живут в памяти людей долго, некоторые забываются с десятилетиями, а некоторые и вовсе через пять минут после просмотра. Но этот фильм вечен, он, не принятый зрителем тогда стал такой же классической антивоенной комедией, как и «Мистер Питкин в тылу врага», «Большая прогулка», «Доктор Стрейнджлав» и даже наш потрясающий «Иван Бровкин».

Главное отличие гамлетовского опуса «Быть или не быть» от того же самого «Диктатора» в первую очередь стилем и глобализации подачи — если Чаплин концетрировал свое внимание на влиянии войны и ее ответственности перед всем миром без исключения, то фильм Любича больше погружается в атмосферу оккупированной Польшы, страны погруженную в террор, хаос, ужас и вынужденное повиновение фашисткому режиму. В каком то смысле фильм Чаплина глубже, насыщенней и философичней. Однако и лента Любича скрывает в своих недрах нечто большее чем история о постановке известной шекспировской пьесы и о том что из этого в итоге получилось.

Что касается актеров, выделять кого-либо отдельно не хочется играли блестяще все, экспрессивно, эмоционально, чудесно, талантливо. А актерская работа в нем крайне нестандартна, совершенно не типична для приемов американских актеров 30х-40х, а больше напоминает итальянскую и французскую школу комедии второй половины 20 века.

В 1983 г. вышел весьма и весьма неплохой ремейк с Мэлом Бруксом в главной роли, не могу сказать что версия 80-х получилась хуже, она просто современней, динамичней, фееричней, больше похожа на бурлеск, мюзикл, со слегка грустным обращением в страшные события 40-х.

А фильму Любича и обращаться никуда не надо — он пропитан духом того времени, он отражает то время и делает это блестяще, без фальши, честно, и можно сказать гениально !

Увы, но как часто бывает в кино, ленту в период выхода совершенно не приняла публика, назвав картину «слишком чёрствой». В Польше «Быть или не быть» и вовсе вышел на экраны только спустя аж 20 лет. Однако со временем, к счастью, первичное впечатление у зрителей стёрлось, и кинофильм обратился в золотую, блистательную и знемененесущую прекрасную классику мирового кино.

10 из 10

28 августа 2013

Варшава до времен нацисткой оккупации. В одном из театров Варшавы работают знаменитые актеры, которые являются так же и супругами — Иосиф и Мария Тура. Красавица Мария очень привлекательна и не удивительно, что в нее влюбляется молодой летчик Станислав Собински. Что бы не вызвать ненужной ревности у мужа, Мария соглашается на свидание с летчиком — тот должен прийти к ней в гримерку когда Иосиф начнет на сцене знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть?»… Но тут начинается война и Станислав вынужден отправится в Великобританию. А вскоре все герои фильма окажутся, втянуты в опаснейшую шпионскую игру, очень рискованную и опасную, и играть придется уже не на театральной сцене.

Фильм стал последней ролью в кино знаменитой Кэрол Ломбард и первым фильмом, который я посмотрел с ее участием. Ломбард полностью закончила съемки в фильме, однако вскоре погибла в авиакатастрофе — по этой причине из фильма изъяли сцену, где ее героиня произносит «Что может случиться в самолете?».

Действительно, фильм — замечательнейшая комедия, смешная, позитивная и довольно злободневная на период выхода. Недаром Американский киноинститут включил фильм в сотню лучших американских комедий (49 место).

Странно, что на момент выхода фильма, многие обрушились с критикой на фильм по поводу того, что он не отображал действительных реалий, а отделывался шутками-прибаутками и выставлял все как фарс. Конечно, можно понять, но юмор всеже лучшее средство для обличения, а по нацистским порядкам и над Гитлером в фильме постебались довольно прилично.

В качестве интересного факта, Любич являлся евреем немецкого происхождения, однако в фильме он всячески избегал упоминания о евреях, даже в словесном выражении.

Фильм был номинирован на премию «Оскар» за музыку для комедийных/драматических фильмов.

9 ноября 2009

Отличный фильм!

Комедия об антифашистском подполье в Польше. Великолепная игра актеров, интересный сюжет, остроумные диалоги. Совершенно не похоже на типичные американские комедии 30—40 лет, скорее напоминает французские комедии 60—70 годов.

Для тех, кто предпочитает умные комедии с нетрадиционными сюжетами.

3 августа 2009

Комедия Быть или не быть появился на свет в далеком 1942 году, более полувека тому назад, его режиссером является Эрнст Любич. Кто играл в фильме: Джек Бенни, Роберт Стэк, Феликс Брессарт, Лайонел Этуилл, Стэнли Риджес, Сиг Руман, Чарльз Хэлтон, Джордж Линн, Генри Виктор, Maude Eburne, Хэллиуэлл Хоббс, Майлз Мандер, Рудольф Андерс, Пол Баррет, Свен Хьюго Борг.

Страна производства - США. Быть или не быть — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.