Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Британская разведка |
английское название: |
British Intelligence |
год: | 1940 |
страна: |
США
|
слоган: | «Now it can be told...the «inside story» that shook the world! (Print Ad- Times-Record ((Troy NY)) 22 January 1940)» |
режиссер: | Терри О. Морс |
сценаристы: | Ли Кац, Энтони Пол Келли |
продюсеры: | Брайан Фой, Марк Хеллингер, Хэл Б. Уоллис, Джек Л. Уорнер |
видеооператор: | Сидни Хикокс |
композиторы: | Хайнц Рёмхельд, Бернхард Каун |
художники: | Хью Ретикер, Ховард Шоуп |
монтаж: | Томас Прэтт |
жанры: | триллер, мелодрама, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 января 1940 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 1 мин |
Пользование шпионами — самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия.
Сунь-цзы «Трактат о военном искусстве»
Кому война, а кому мать родна. Пока безгрешные, насильно оторванные от дома, солдатики щедро поливают кровушкой поля брани, генералы в прокуренных штабах рисуют стрелки на картах, единым росчерком пера отправляя в адскую мясорубку эшелоны пушечного мяса, — безусых юнцов вперемешку с угрюмыми отцами семейств. И лишь незримые кукловоды считают барыши в тиши офисов, не забывая швырнуть жирный кусок учёным, придумывающим всё более изощрённые способы массового уничтожения гомо сапиенсов, успешно продаваемые противоборствующим сторонам в грядущих войнах. Дьявольский круговорот непрерывен. Так было, есть и будет.
Было и в 1917 году в окопах Франции. Здесь Антанта намеревалась сорвать наступление германских войск на Западном фронте, согласно секретному плану, разработанному британцами. Увы, мельчайшие детали операции были известны немецкому командованию задолго до того, как с ними ознакомились полевые командиры противника. Бойцы невидимого фронта — разведчики для своих, шпионы для врага — не даром ели свой Brot mit Butter, не покладая рук, добывая информацию. Весточка, отправленная голубиной почтой, подарила войскам кайзера победу в сражении, подобно тому, как голуби, отправленные из Ватерлоо веком раньше, сделали братьев Ротшильдов сказочно богатыми. Кто владеет информацией — владеет миром.
Но не голубями едиными жила разведка того времени. Электроники не было, а потому использовались традиционные коды, явки, пароли, прочие «славянские шкафы». Информация передавалась из рук в руки, из уст в уста, от молочника, газетчика, дворника, дворецкого — кого угодно. Секретарша влиятельного чиновника запросто могла оказаться секретным агентом, передающим закрытую информацию посредством азбуки Морзе на обычной пишущей машинке, не покидая рабочего места. Немецкие шпионы опутали Лондон плотной сетью. Найти и обезвредить резидента Стрендлера, а следом распутать всю вражескую паутину — серьёзный вызов для МИ-6.
Тем временем в доме влиятельного британского министра Артура Беннетта, приближенного к королевской семье, появляется новая постоялица — беженка из немецкого лагеря для интернированных по легенде, немецкая шпионка по факту. Её задача — установить связь и наладить совместную работу с коллегой Валдером, работающем в том же доме дворецким. Сотрудничество постепенно перерастает в противостояние, являющееся основной интригой фильма. Ху из кто? Вопрос остаётся открытым едва ли не до самого финала, поскольку герои по ходу сюжета неоднократно меняют свои маски, оказываясь двойными, а то и тройными агентами. Лёгкий привкус пикантности добавляет романтическая линия, расставляющая все точки над i. Но, всё же, много болтовни и мало экшна.
Честно говоря, вся эта запутанность выглядит откровенно избыточной. Сюжет более чем предсказуем, поскольку выбор актёров на главные роли говорит сам за себя. Нет, парашют за Борисом Карлоффом не тащился, но весь его подобострастный, низко поклонный образ дворецкого насквозь фальшив, к тому же макияж обычный для фильмов времён немецкого экспрессионизма рисует привычный для актёра зловещий образ. Его партнёрша Маргарет Линдсей напротив — дама располагающая к себе зрелой сексуальностью. Такой хочется верить, а зря. Но время всё расставит по местам, зло будет наказано, добродетель восторжествует.
Вот такую — не столь шпионскую, сколь пропагандистскую ленту довелось снять Терри О. Морсу. И хотя она повествует о событиях 1-й, но полна отсылок ко 2-й мировой войне. Немцы здесь недалеки умом, а эксцентричный капрал, вещающий о грядущем господстве немецкой нации — карикатура на Гитлера. Фильм является третьей экранизацией пьесы Энтони Пол Келли «Трое смотрят на Восток», написанной в 1918 году. На этот раз его основная задача — подготовка общественного мнения к неизбежности участия американцев в войне на территории Европы. Возможно, эта цель в какой-то степени достигнута, сложно судить с высоты прошедших лет, но фильм получился откровенно скучным. Единственные сцены, вызывающие неподдельный интерес, — воздушный бой и бомбардировка Лондона немецкими дирижаблями. Без них — полная тоска.
27 сентября 2015