Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трактористы |
год: | 1939 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Пырьев |
сценарий: | Евгений Помещиков |
продюсер: | Виктор Биязи |
видеооператор: | Александр Гальперин |
композиторы: | Даниил Покрасс, Дмитрий Покрасс |
художник: | Владимир Каплуновский |
монтаж: | Анна Кульганек |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 1939 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Смотришь советское кино про деревенско-пролетарские темы, и диву даёшься, насколько это выглаженно и пропагандистски продуманное, а не жизненное кино. Одежда пашуших трактористок с причёсками, косметикой, робы чисто выбритых колхозников, слесарей будто стирается и гладится через каждые полчаса… Ни капли пота, ни дыринки, ни соринки на новеньких, только что выданных ателье или магазином, костюмов и платьев. Белоснежные вышиванки, платки, белоснежные улыбки «сытых» деревенских жителей — будто хор на сцене из ансамбля столичного Дворца культуры. А если и одеты подкаченные, стройные, бурные трактористы, то в засаленные тельняшки, как революционеры-моряки в 1917-…
Деревня 1930-ых прямо цветёт, сытая (особо любящая есть арбузы большими кусками), застольная, торжествующая, урожайная, одетая по моде и смешливо-вымытая. Новенькие постройки, закуты. Техника, будто с автомойки или конвейера. Деревня даже развитая (по сравнению с 1920, 30гг.) 1950, 70-ых и то вся немытая, трудящаяся, разрушливая. Одним словом. деревня, какой она и должна быть, ибо это село, пыль и жара. В коллективизированной деревне полно техники, смышлёные и трудолюбивые сознательные граждане, без лентяев… И все они сознательно организуются вокруг нового гостя на селе — мудрого и деловитого хозяйственника, который на своём новаторском примере и опыте нравоучает и сплачивает чуть подразболтавшийся, игривый коллектив-механизаторов. Даже нашёл немецкую каску от 1 мировой войны, но вот костей, оружия нет, в одинственном экземпляре, а не кучей погибших… И все мужики, конечно же, патриотично готовы при надобности снова воевать и дать жару супостату, как в недавнем времени… Тем более, знают технику, ибо «трактор это почти танк со всей её ударной силой, помогающей пехоте в их обязательльной и бессомненной победе», и в финале великой речи песня о советских танкистах, защите и Родине.. Бррр, значит, в 1939-м чуяли 1941-й год… Жизнь горчее, и без наглаженных белых воротничков холёных актёров.
Речи местного старшины на собрании бригадиров просто отвращают от просмотра, с использованием «Забодай его комар», особенно тошно слышать их, когда эти же слова он говорит главной героине.. Да уж..
Колхозники говорят об отсутствии топлива, однако, главная героиня и мудрый «председатель» катаются на мотоцикле и личном авто, причём чаще для личных целей (отлова жениха). Но, по советской привычке, конечно же нашли виновника «недостачи бензина»… И обругав (не расстреляв за саботаж и вредительство), пожурили нерадивого мальчугана.
Дурковатое, кривлянческое поведение актёров наводит на подозрение = неужели, такие люди могли серьёзно строить и чётко выполнять мудрые директивы партии и госплана!? Цирк чудаков, а не строители великих замыслов вождя.
Фильм превращается из строительства в погоню за мужиком, забыв про все труды, посев, свинарники… Я понимаю, что это типа «комедия»… Но как-то не ложится на душу…
Улыбки, игры, песни при начатом поголовном революционизме, поиске «врагов» народа и иных «прелестей» строящегося социализма-коммунизма вряд ли сверкали на лицах голодных и замученных сельчан, замученных планами.
Подобное показное, рассчитанное на недалёкого зрителя, зрелище напрочь лишает реализма и бытийности сельской жизни. Поэтому не может претендовать на внимание.
2 из 10
27 мая 2020
Украинская степь, ночь. Необъятные просторы, запах чёрной пахотной земли, трещание кузнечиков и лёгкий ветерок. Окружённый кольцом девушек, у костра играет баянист и поёт им песню о Дальнем Востоке, о крутых берегах Амура, о суровой тишине границ и о танках.
Там живут — и песня в том порука-
Нерушимой крепкою семьей
Три танкиста, три веселых друга
Экипаж машины боевой
Это недавно демобилизованный танкист Клим Ярко, временно заменяющий рулевого женской тракторной бригады Марьяну Бажан. Их знакомство позволило Климу вживую увидеть героиню прессы, ударницу скоростной вспашки и кавалера Ордена Трудового Красного Знамени, а ей повстречать работящего, надёжного, отзывчивого человека и любовь своей жизни. Быстро став своим в колхозе и бригадиром уже в мужской команде, Клим наладил в ней военную подготовку, обещав научить подопечных вождению танка, стрельбе по мишеням и работе в противогазах. «Трактор, хлопцы, это танк. А танк — ууу…» восхваляет символ технического прогресса начальник местного МТС Кирилл Петрович, мотивируя трактористов к новым трудовым свершениям.
Картина Ивана Пырьева рассказывает о «передовых людях сельского хозяйства, овладевших новой техникой, новыми методами труда, и о перевоспитании на основе их опыта отстающих». В связи с угрозой войны, фильм, задумывавшийся лёгкой музыкальной комедией, обогатился ещё и темой боевой готовности людей защищать свои земли, труд и Родину. «Живите, хлопцы, размножайтесь, веселитесь, забодай вас комар. Но каждую минуту будьте готовы встретиться с врагом!» — призывает сограждан Кирилл Петрович. События 1938 года на Дальнем Востоке отразились в сценарии: центральным персонажем картины стал один из героев-танкистов, отбивших вражеский натиск японцев. Любовная же линия в фильме вычерчивает треугольник, в котором третьим становится ленивый богатырь Назар Дума, якобы являющийся женихом Марьяны и подтверждающий свой статус лишь для отвода толпы поклонников. Но отношения героев фильма отходят на второй план. А главным становится труд, усердие и самоотдача. Клим завоёвывает сердце Марьяны успехами на поле, рекордными объёмами, инициативностью в работе. Скрепить и сбалансировать военную и романтическую линии повествования, сохранив при этом комедийную направленность, помогли прекрасные песни, лиричные, шутливые, боевые, в одночасье ставшие народными.
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следим.
Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим.
Как и большинству лент кинематографа сталинской эпохи, «Трактористам» свойственна некоторая пафосность, идеализированная картина жизни народа, утопичность колхозного быта. Появление «Трактористов» породило широкий резонанс в народе. Толпы патриотически-настроенной молодёжи отправились работать на поля, в деревни и колхозы, воодушевившись примером героев фильма. Клим и Марьяна, имевшие прототипы в реальной жизни, вышли открытыми, прямыми и правдивыми, завоевав зрительскую любовь всей страны. Картина, соединившая в себе идейную актуальность и художественную ценность, стала несомненным успехом отечественного кинематографа тех времён и лично Пырьева. Даже спустя 74 года после создания, ощущается её подлинный патриотизм, энергия и характер.
2 октября 2013
Демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко едет в украинский колхоз, где живет давно полюбившаяся ему по газетной заметке трактористка Марьяна Бажан. Но Марьяна — уже прославленная ударница района и у нее много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь неприступной Марьяны…
-«Забодай вас комар!» (с)
На границе тучи ходят хмуро
Край суровый тишиной объят
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят
Там врагу заслон поставлен прочный
Там стоит отважен и силен
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон
Там живут — и песня в том порука-
Нерушимой крепкою семьей
Три танкиста, три веселых друга
Экипаж машины боевой!
Сценарий комедии «Трактористы» был написан Евгением Помещиковым (будущим сценаристом «Укротительницы Тигров») очень быстро, дабы можно было сразу преступить к съёмкам, и не упустить летнюю натуру. А идея о создании картины подсказана была теми настроениями, которыми в то время жили страна и народ. Шёл 1938-ой. Япония захватив Центральный Китай и Маньчжурию, совершила провокационное нападение на границу Советского Союза. Нападение, как известно закончилось для «самураев» печально (они «бежали под напором стали и огня»). Танкисты разгромили несколько вражеских дивизий. Одним из них и решили сделать героя своего сценария Помещиков, и режиссёр фильма Иван Пырьев.
По словам режиссёра, «Трактористы» -фильм о передовых людях сельского хозяйства, овладевших новой техникой, новыми методами труда, и о перевоспитании коллективом таких лодырей как Назар Дума и Савка. А угроза надвигающийся войны, заставила авторов внести в свою ленту ещё и патриотическую тему -боевой готовности рабочих встать на защиту своего труда, своей земли. Для фильма композиторами- братьями Покрасс, были написаны, впоследствии ставшие популярными песни «Три Танкиста» и «Марш Танкистов». А так же смешная, лирическая песня, которую исполняет герой Петра Алейникова ('-Я тебя дождался -ты пришла, меня нашла-а я растерялся»). Режиссёр собрал потрясающую группу советских актёров, звёзд тогдашнего экрана.
Тут и «Илья Муромец» Борис Андреев в роли силача Назара-якобы жениха героини, и
«Парень из нашего города» Николай Крючков в роли героя-танкиста Клима Ярко, и Степан Каюков (Дёма из «Юности Максима») в образе председателя колхоза Кирилла Петровича, чья фраза -«Забодай вас комар!» после пошла в народ. А так же Марина Ладынина (бывшая на тот момент женой Пырьева, а потому постоянно получавшая ведущие женские роли в его картинах) в главной роли, девушки- трактористки Марьяны Бажан, в которую влюблены все мужики округи. Ну и уже поминавшийся молодой Пётр Алейников в роли балагура и приятеля Назара -Савки. И смотреть на этих приятных и открытых артистов одно удовольствие! Сейчас так уже не играют -наивно, с душой и по простому. Поэтому от тех фильмов и веет некоторой теплотой и ностальгией, хотя я разумеется и не жил в то время)…
Фильм снимался в ураганом темпе, и к осени уже был закончен. Полностью работы по картине завершились к лету следующего, 1939-ого года. Когда «Трактористы» вышли в прокат, они немедленно стали главным хитом года, а песню про «танкистов- дальневосточников» запела вся страна! В армии, фильм полюбили танкисты, а героя Крючкова -приняли как своего. И как сегодня, это не покажется смешным, но фильм Ивана Пырьева способствовал целому молодёжному движению. По всей нашей бескрайней родины десятки тысяч юношей и девушек -отправились трудиться в колхозы, пошли учиться на трактористов и комбайнеров, взяв пример с героев картины -Марьяны Бажан и её танкиста Клима Ярко!
Жалко что сегодня у нас так уже не могут снять не один молодёжно-патриотический фильм, хотя нынче в стране не меньше проблем, а сельское хозяйство с начала 90-ых так до конца и не возродилось. Думаю исходя из старых, советских картин, нынешние кино-чиновники и министры культуры должны задуматься об образовательной и пропагандистской возможности кино. Не даром же, ещё сам дедушка Ленин назвал кинематограф важнейшим из искусств!
9 из 10
2 августа 2013
К 100-летию Николая Крючкова.
Для работы над фильмом Иван Пырьев собрал великолепный актерский коллектив. Николай Крючков, Степан Каюков, Марина Ладынина, Петр Алейников, Борис Андреев — что не имя, то яркий талант, самобытное дарование, целая эпоха в истории советского кинематографа.
Все эти яркие индивидуальности были талантливо объединены в слаженный, мощный актерский ансамбль. Режиссерское искусство Пырьева помогли фильму стать истинно народным.
Появление «Трактористов» породило целое патриотическое движение молодежи. Тысячи юношей и девушек отправились работать в сельское хозяйство, стали трудиться в колхозах и деревнях, на МТС, по примеру героев фильма.
Такого поворота событий никто и не ожидал. Режиссер, актеры, съемочная группа — все конечно стремились сделать фильм искренним, живым, веселым по-настоящему агитационным и мобилизующим, но чтобы с таким поистине колоссальным резонансом!
Это было время охваченное пафосом великого преобразования всей страны. Сейчас, с исторического отдаления нам видны некоторые наивные, поверхностные решения, его слабости, и все же он нам дорог как частица нашей жизни. В нем отразилось романтическое воодушевление строителей своего Отечества и их патриотизм.
Актеры:
Николай Крючков. Пожалуй, самая известная роль. Образ Клима Ярко — открытый, по-плакатному четкий и обобщенный образ представителя молодежи 30-х годов. Секрет успеха таится в той поразительной естественности, с какой живет Ярко — Крючков на экране и в абсолютной убедительности того, что он говорит.
Петр Алейников. Таланта — на десятерых и еще останется. Легкий, искристый, острая характерность, знаменитая улыбка, неподдельная красота и доверчивость. Невзгод и горя в его жизни было также на десятерых и с лихвой.
Для Бориса Андреева это был дебют в большом кино. Великолепно исполнил роль могучего и своенравного бригадира «непутевой» бригады.
Степан Каюков. Талантливый саратовский актер, который снимался и в сказках, помните его министра Патисоне с портфелем из «Новых похождение кота в сапогах» или морской царь из «Садко». Играя даже эпизоды актер был заметен. «Ох, забодай тебя комар»!.
Вот какие у нас раньше были актеры, сами все делали в кино и трактор водили, и велосипед, и сами пели и танцевали!
Не будем забывать наши старые картины. Они напоминание нам как росли наши деды, отцы. Это наша история.
5 января 2011