Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вечер в опере |
английское название: |
A Night at the Opera |
год: | 1935 |
страна: |
США
|
слоган: | «Don't miss it! The funniest picture ever made!» |
режиссеры: | Сэм Вуд, Эдмунд Гулдинг |
сценаристы: | Джеймс Кевин МакГиннесс, Джордж С. Кауфман, Морри Рискинд, Аль Боасберг, Бастер Китон, Роберт Пирош, Джордж Ситон, Берт Кальмар, Джордж Оппенхаймер, Гарри Руби, Кэри Уилсон |
продюсер: | Ирвинг Тальберг |
видеооператор: | Мерритт Б. Герштад |
композитор: | Херберт Стотхарт |
художник: | Седрик Гиббонс |
монтаж: | Уильям ЛиВэнвэй |
жанры: | комедия, мюзикл, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 ноября 1935 г. |
![]() |
1 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 36 мин |
Действительно смешная комедия, которая не снижает накала на протяжении всего полуторачасового действия. Братья Маркс, чья популярность к тому времени шла на спад, вместе с Сэмом Вудом выдали один из своих самых признанных фильмов. Три всемирно известных брата-комика, скрывающиеся под псевдонимами Граучо, Харпо и Чико, сыплют гэгами и виртуозно обыгрывают те архетипы, что были вложены в них. Граучо — дерзкий болтун, который заговорит кого угодно. Чико — просто одетый, но вечно опаздывающий персонаж. В целом, он почти нормален. И Харпо — молчаливый паяц, которым управляют инстинкты, а не разум. И всё это объединено в музыкальный комедии со студийными звёздами Аланом Джонсом и Китти Карлайл.
Сюжет в целом прост. Отис Дрифтвуд хочет обманом выманить деньги у богатой меценатки, мечтающей пробиться в высшее общество. Он готов назначить её главным спонсором нью-йоркской оперы, сам же отмоя с её подаяний немалый куш. Его друзья Томмазо и Фиорелли обеспечат ему звезду, обычного парня из хора и простой оперной певицы, которые влюблены друг в друга. Но всё идёт не так и директор оперы, чтобы не рисковать заключает контракт не с безвестным талантом, а с лучшим после Карузо. Но наши герои не теряют духа и без билетов отправляются на пароходе в Нью-Йорк.
И вот такой банальный сюжет на деле показан с довольно умным эксцентричным юмором, тонко высмеивающим тогдашние нравы. Ведь перед нами и история иммиграции в США периода фашизма в Италии, и высмеивание внутренней кухни шоу-бизнеса, и Великая депрессия. И хотя лучшие сцены фильма, те что происходят на пароходе (где выделяется уже архетипичная много раз процитированная сцена, где в маленькую каюту набивается порядка 20 человек), сцены в Италии и Нью-Йорке не лишены обаяния.
Американский критик Леонард Молтин и вовсе называет открывающую сцену «Вечера в опере», одной из лучших в истории кино. Особо, отмечая появление Граучо Маркса в кадре. Причем он в кадре с самого начала, но зритель еще не знает этого. Потому его появление происходит довольно комично и при этом запоминающееся.
А тонкие шутки, поданные в виде полунамеков и вовсе подогревают интерес пересмотреть фильм с вниманием к этим деталям. Чего стоят хотя бы мелкие подшучивания над только появившимся этическим кодексом Хейса, когда Граучо заходит в каюту к меценатке и ложится в её постель (по тогдашним меркам — неслыханная дерзость, которая может уничтожить репутацию женщины до конца жизни) или эпизод, когда одна из оперных певиц, благодаря стараниям Харпо остаётся полуголой. И всё это подано с легкостью и вовсе не акцентировано. А как бы между прочим.
И хотя многие шутки теряются при переводе и без знания социально-культурных референций (например, шутка про sanity clause), это нестареющая классика. А благодаря ярким музыкальным номерам, которыми славилась студия MGM, эксцентричным гэгам, не нуждающихся в переводе и запоминающимся образам (чего стоят русские авиаторы, хотя бы) можно смотреть всем.
3 ноября 2013
В историю американского и мирового кино Братья Маркс вошли как крупнейшие и безшабашнейшие, конечно после Чарли Чаплина, комики-абсурдоисты, активно работавшие в эксцентрических и музыкальных комедиях положений и абсурда.
Многие мастистые критики, огромные библиотеки кино, специализированные издания и журналы называли и провозглашали их основоположниками и предтечами «театра абсурда». В чём в принципе, нельзя не согласится.
Блестящие идиотско-ураганные импровизации, потрясающая харизма, проникновенный шарм и гениальное взаимодействие между персонажами — неужели этого недостаточно для того, чтобы признать просто титаническое влияние «Бессмертной четвёрки» на образование, формирование и становление комедийного жанра ?
Но давайте подойдём поближе непосредственно к самому фильму. Начну с того, что с творчеством «великой четвёрки» я познакомился совершенно недавно, как раз под влиянием фильмов Чаплина и Китона, и первым моим шагом на пороге в освоение «Маркстистой неизвестности» стал просмотр «Вечера в опере».
Клянусь, я был приятно шокирован фильмом. Вероятно, даже скорее всего на создание «Вечера в опере» двух режиссёров -Сэма Вуда и Эдмунда Гулдинга подтолкнул бич того времени — просто повальное увлечение оперой и популизация её у высших сливок и слоя общества — аристократов, политиканов, банкиров и т. д.
Судя по всему, эта сомнительная мода у «сильных мира сего» вызвала у создателей лишь отвращение, почему бы не сходить и не почувствовать всю прелесть этой формы искусства обычному рядовому работнику, человеку с работы физического труда ? Вместо этого мы наблюдаем там зажравшихся, затучненных, ленных бюргеров, главной целью которых является не искусство и не проникновение в её таинство, а типичное щёгольство, смазливость, утверждение в весе но не более.
Братьям же Маркс, удалось почувствовать всю мерзость и загнивание аристократии, и они умело закрутили лёгкий, еле заметный сатирический подтекст в блестящую, умопомрачительную, взрывную, откровенно безумную хохму. Здесь нет места слезам, коим находится и отводится место в репризах и сатирических изысканиях Чаплина, здесь есть лишь место дикому смеху, вулканическому хохоту, взрывному гоготанию — каждый момент этого фильма — просто праздник, карнавал, бал веселья.
Невероятно смешная словесная эквилибристика, острые фразеологизмы, высмеивания, и остроты предприимчивого Граучо здесь плавно и последовательно идут за и после непрекращающейся доставучести и неугомонности Харпо и находчивостью в перемежку с виртуозностью Чико. Вместе они создают такой бурный водоворот действа и смеха, что на протяжении фильма тебя буквально катает от смеха, как колобка по полу. И право, выделять гениев абсурдизма по отдельности не хочется — это их совместная работа, вместе они сотворили просто нерукотворный памятник абсурдизму, беспринципному, дикому и просто гениальному, ставшему пластом и фундаментом для более поздних и современных популярных форм комедийного жанра.
В данном фильме нет, полностью нет слабых моментов, да их и в принципе не должно было быть, поскольку в процессе сьёмок Марксы отрепетировали и прогнали до воскового блеска каждую сцену, каждый фарс, каждый номер, каждый монолог и каждый диалог.
Качество, чёткость, утончённость, полная отдача — всё это глубоко просматривается, проглядывается в каждой сцене. Вот, например, уморительная сцена Чико и Граучо с оформлением договора и последующим отрыванием его по частям и результативной словесной какафонией, или великолепный сюрреалистический фарс в малюсенькой каюте с заказыванием огромного ужина с повторяющимися парами яиц, который постепенно трансформируется в этакий капустник: мизерная по площади каюта до отказа заполняется людьми, а во время её открытия все подчистую вываливаются в наружу, или вот гениальная сцена раскачивания Харпо на канатах в оперном зале во время спектакля с последующей сменой декораций, словом создаётся впечатление, что для каждой сцены был продуман отдельный сценарий, был приглашён отдельный оператор, а Маркс отдельно импровизировали и продумывали своё поведение к каждой ситуации.
Очень качественно и профессионально выполнены и сцены с музыкальными номерами Харпо и Чико, каждый из них проявил не только блестящий комедийный талант, они показали себя настоящими виртуозами и со стороны музыки: фортепьяно и арфа для них словно среда обитания: они так классно и мелодично играли, что я заворажённо и зачарованно следил за их игрой, какой там Эдди Ван Халлен, какой там Джон Лорд и Жан Мишель Жарр, вы их сперва послушайте !
Жалко правда, здесь не задействован четвертый постоянный участник «Марксизма» — Зеппо Маркс, зато вместо него здесь играют свои блестящие певчие и актёрские арии Китти Карлайл и Аллан Джонс, кстати, к слову сказать их дуэту удалось гармонично вставить в структуру фильма и мелодраматическую основу, от которой фильм выглядит только насыщенней, глубже, целостней.
Этот фильм действительно нетленный, даже спустя 80 с лишним лет его стиль и сюжет способны заинтересовать, а гениальный абсурдный юмор актуален сегодня и используется нарасхват практически каждым новоявленным и не совсем комиком, блестящая история, исполненная великими, бессмертными Братьями Маркс.
10 из 10
27 июля 2012
Самые сумасшедшие братья в кинематографе добрались и до оперы…
Вечер в опере (я люблю этот фильм)
Этот старенький фильм, который вышел в 1935 году, можно легко назвать самым лучшим фильмом братьев Маркс после шедевра «Утиный суп» 1933 года. В те годы братья Маркс были очень популярными и поэтому, нет ничего удивительного, что их фильмы имели очень большие рейтинги. Кстати, посмотрите рейтинг данного фильма на сайте IMDB, а потом ради смеха посмотрите, сколько оценок поставили ему в России. Согласитесь, что разница просто колоссальная. Это говорит о том, что американцы очень сильно уважают этих безумных братьев.
Что такое «Вечер в опере»? Для американцев, это то же самое, что и для нас фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Только в фильме братьев Маркс присутствует неповторимый американский колорит. Да и шутки братьев Маркс трудно спутать с шутками других комиков. Они в этом фильме продемонстрировали как актерский, так и музыкальный талант. Я кстати часто писал про братьев Маркс, но очень редко говорил, что они были удивительными музыкантами. Только посмотрите, что они вытворяют в этом фильме с разными музыкальными инструментами. Да и поют они здорово.
В этом фильме братья играют бездельников и прохвостов, которые решают помочь одному оперному певцу и его девушке. А это значит, что в фильме будет очень много глупых и порой просто сумасшедших сцен, которые могут развеселить абсолютно любого человека. Этот фильм уже стоит посмотреть только ради сцены, когда толпа людей залезла в каюту к брату Граучо. Такого безумия я никогда не видел у других старых комиков.
Кстати братья Маркс были очень популярными актерами, а ведь они играли во времена Чаплина, Китона и Ллойда. Я очень сильно люблю этих сумасшедших парней, хотя я совершенно случайно познакомился с их картинами. Данный фильм рассмешил меня до слез, поэтому я поставлю максимальную оценку, но только для того чтобы понять все шутки братьев Маркс, нужно хорошо разбираться в американской культуре и хорошо знать американский язык, потому что без этих знаний вы не поймете даже половину шуток фильма. Или хотя бы постарайтесь найти профессиональный перевод данного фильма. Очень часто братья играли именно с диалогами и словами, поэтому слушайте внимательно, что они будут говорить в этом фильме и тогда ваш мозг будет «уничтожен», естественно в хорошем смысле этого слова. Шедевр мирового кинематографа.
Спасибо.
10 из 10
15 августа 2010
Что общего между Граучо Марксом и Владимиром Набоковым?
Казалось бы, ничего. Так, пустяк: Граучо снялся в фильме «Ночь в опере», его посмотрел великий писатель мистер Набоков и дал оценку в двух словах: «Просто гениально».
Это уже весомая причина, чтобы «Ночь в опере» посмотреть.
Тем более, «Ночь» того стоит.
В фильме есть по-своему драматичный сюжет, есть любовная линия, есть история становления молодого таланта. Одним словом, это могла бы быть самая банальная музыкальная картина, если бы не одно «но». И это «но»- братья Маркс.
Все трое — жулики разного пошиба. Одни — не чистый на руку делец, другой безграмотный проныра, третий чудак вообще не знает языка, потому молчит.
И если в картине безбожно устарели все музыкальные вставки, то всё, что вытворяет вышеозначенная троица — ничуть! Первое их оружие — искромётные репризы.
- Теперь поставьте подпись!
- Забыл сказать, я не умею писать.
- Неважно, всё равно в ручке нет чернил.
Второе — совершенно безумные ситуации. Например, персонажу Граучо выделили каюту. У него с собой огромный сундук. Но каюта оказывается очень маленькой. Казус сам по себе комичен, но фантазия комиков на этом не заканчивается. Из сундука появляются ещё трое братьев Маркс и главный лирический герой, потом в каюту приходит ещё человек 10 (среди них повара с блюдами). Последней приходит дама, открывает дверь, и на неё вываливается вся честная компания.
Уже из этого попахивающего сюрреализмом эпизода (считается, что им навеяны некоторые сцены в романе Набокова «Бледный огонь») видно, что «Ночь в опере» — комедия эксцентрическая. А как показывает практика, эксцентрическая комедия живёт долго. Прошло почти 80 лет, всё изменилось, кроме человеческого желания смеяться. И «Ночь в опере» это желание вполне удовлетворит (из всех шуток устарели разве что фокусы с фортепиано, так как сегодня очень немногие умеют на нём играть и поймут виртуозную эксцентрику туше брата Маркса). Фильм дойдёт до всех без комментариев. Единственное требование: чувство юмора, которое переживёт века.
26 ноября 2009
Первый мой увиденный фильм с братьями Маркс. Смотря на год выпуска фильма и примерно представляя, что из себя представляет юмор братьев Маркс я сразу подготовил себя на самый худший результат — плоские архаичные шутки и сплошная клоунада, которую я терпеть не могу. В результате все оказалось именно так как я себе и представлял, но только с тем результатом, что все это не раздражало, а наоборот понравилось. Было очень весело и смешно.
Сюжет фильма строится на том, что некая вдова, у которой осталось 8 миллионов, ужасно хочет войти в высшее общество. Отис Дрифтвуд не прочь заграбастать часть этих денег себе, поэтому предлагает вдовушке профинансировать оперу с известным тенором, получить комиссионные от сделки и пожить на шикарную ногу за счет ее средств. Естественно тенора он нанимать не собирается, а что бы сэкономить деньги находит певца их хора с которым заключает контракт на 10 долларов через посредника, при этом сам певец ни о чем не знает. Но все естественно пошло «на перекосяк» так как более удачливый конкурент Отиса лучше знает как получить прибыль с денег вдовы. Уже на этом простом сюжете можно было сделать отличный ситком, но оказывается это только завязка фильма, а так зрителя ждет еще любовная история между певцом (тем самым которого наняли за «десятку») и девушкой-хористкой, козни самовлюбленного тенора Ласпари и куча различных комичных персонажей и событий.
Полтора часа, которые идет фильм проходят беззаботно и весело.
8 из 10
30 марта 2009