Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
39 ступеней |
английское название: |
The 39 Steps |
год: | 1935 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Куда ведут эти ступени?» |
режиссер: | Альфред Хичкок |
сценаристы: | Джон Бакен, Чарльз Беннет, Йен Хэй |
продюсеры: | Майкл Бэлкон, Айвор Монтегю |
видеооператор: | Бернард Ноулз |
композиторы: | Джек Бивер, Луис Левай |
художники: | Оскар Фридрих Верндорфф, Альберт Джуллион |
монтаж: | Дерек Н. Твист |
жанры: | триллер, комедия, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июня 1935 г. |
на DVD: | 20 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Главного героя фильма — канадца Ричарда Хэнни (Роберт Донат), прибывшего в Лондон, обвиняют в убийстве девушки Аннабеллы, которая попросила у него убежища, скрываясь от немецких шпионов, связанных с организацией 39 ступеней. Ричард вынужден бежать в Шотландию, чтобы разоблачить шпионов и доказать свою невиновность.
Пожалуй, именно в 39 ступенях Хичкок нашел формулу своего стиля — обычный человек, оказавшийся в необычных обстоятельствах против всего мира, несправедливое обвинение, твист в середине, позже ставший бондовским прием хорошей-плохой девушки, наконец, нигде не провисающее действие и непрерывающийся саспенс.
Как пишет Трюффо (см. Википедию) именно здесь Хичкок плюнул на реализм во имя собственно кино и увлечения зрителя.
Однако есть, помимо киношного удовольствия, какой-никакой а смысл. Хичкок, как потом и в Леди исчезает последовательно выступает против благодушия в отношении Германии. Почти антифашизм, если учесть практику умиротворения агрессора. Даже сейчас это дорогого стоит.
Что уж говорить о влиянии на кино — прием скованных одной цепью вошёл в него как нож в масло. Даже с наличием фильмов, целиком построенных на нём (Скованные одной цепью). И несмотря на дату, и сегодня смотрится увлеченно.
2 августа 2020
Казалось бы, разворачивающиеся на экране события, особенно в зачине, весьма скупы на подробности и детали. Делая акцент на чувственности, Хичкок жертвует некоторой логикой повествования и знакомит зрителей поближе с главными героями. От этого создаётся чувство двоякости, изрядно «подогреваемое» интереснейшей операторской работой и необычными планами. А что у нас там?
Там у нас безумно прекрасный джентльмен Роберт Донат в образе обычного канадского мигранта в Великобритании. Без каких-либо фактологических аспектов о его образе жизни и того, кем он является, режиссёр погружает с первых кадров в довольно импульсивную среду, где и стрельба, и погоня, и интриги на уровне государственной безопасности. Нужно сказать, что сюжет не столько прост, сколько недосказан. Да этого, в общем, и не требуется: постепенно завязывающаяся в занимательный узел история приобретает характер качественного детектива, где есть место и легкому (но не безосновательному) юмору, различного рода подлецам, и небольшой романтической составляющей, венчают которую великолепные ножки Мэдлин Кэрролл.
Кажется, звук начинает порождать действительно хорошие плоды. Не все ещё делают это искусством, но и Альфред, которого называют «мастером саспенса», пока что не достиг апогея своего творческого пути. А элементы, взятые за основу для последующих картин, весьма не дурны.
8 из 10
18 ноября 2018
Этот фильм очень нравится мне не только мастерской работой режиссёра, но и тонкой, изящной ироничностью, которая не потеряла свежести и сегодня.
В атмосфере предвоенной тревоги трудно сохранить здравомыслие, и лишь немногим это удаётся. Создавая шпионский детектив, Хичкок интеллигентно подтрунивает и над самим жанром, и над обывателем, увлечённым «теорией заговора». Тому, кто останется хладнокровным и захочет-таки докопаться до сути, будет нелегко — как герою «39 ступеней», обаятельному канадцу с модными усиками.
Прежде всего, трудно убедить себя в реальности предложенной режиссёром истории. Хичкок нарочито подаёт одно за одним самые странные и даже абсурдные обстоятельства. Загадочная дама приходит в гости к одинокому джентльмену и ведёт себя как в приступе паранойи, однако джентльмен (а он, напоминаю, канадец, то есть человек, далёкий от изысканной британской этики) даже не пытается прояснить ситуацию или как-то повлиять на происходящее. Когда же упомянутая дама ночью вваливается к герою в спальню с ножом в спине и перед смертью говорит: «Беги!»- порядочный зритель либо начинает крутить пальцем у виска, либо глубоко задумывается.
В самом деле, трудно представить себе шпионов, убивающих ножом в спину и мирно удаляющихся, не прикончив (и даже не допросив) свидетеля, спокойно дремлющего в соседней комнате.
Затем канадец, вместо того, чтобы быстренько скрыться в свою Канаду, отправляется прямиком выяснять таинственную тайну в прекрасную Шотландию. Здесь вы можете оценить безупречный художественный вкус режиссёра и насладиться замечательными кадрами, от которых, поверьте мне, трудно отвести взгляд.
Не буду пересказывать сюжет, чтобы не портить удовольствие тем, кто фильма ещё не видел. Скажу только, что многие эпизоды — это по-английски точные уколы в самые чувствительные места «приличного общества» — главным образом, достаётся уверенной в себе глупости.
Думаю, что фильм до сих пор может служить источником вдохновения для режиссёров, снимающих пародийное кино. Впрочем, и «детективщикам» тут есть чему поучиться. Несмотря ни на что, фильм смотрится как настоящий триллер, напряжённый и увлекательный. Но только не страшный, а умный, злой и смешной.
10 из 10
24 июня 2016
Символически данный фильм можно рассматривать как первую из тридцати девяти ступеней (парадоксальным образом, именно столько картин еще успеет снять маэстро) творчества «настоящего Хичкока». Каждую из последующих лент сэра Альфреда можно воспринимать как сполна выражающую его мировоззрение и философские предпочтения. Интересно, что творческая эволюция Хичкока характеризуется, вопреки общераспространенному мнению, не линейной, а циклической формой развития, постоянному возвращению к идеям, ранее уже открытым, для их более тщательного исследования и разработки (так «Убийство!» является ранней формой «Психо», «Леди исчезает» отсылает к фантазматической тематике «Головокружения», а «Человек, который слишком много знал» и вовсе удостоился чести быть поставленным дважды). Однако, нетрудно заметить, что маэстро никогда не повторяется, но каждый раз представляет нечто абсолютно новое.
После сногсшибательного успеха шпионской ленты о «человеке, который слишком много знал» у Хичкока появилась свобода выбора среди литературных первоисточников для следующей постановки. Думал маэстро недолго, тут же обратившись к одному из своих любимых романов «39 ступеней». Автором книги является не абы кто, а известный британский политик, барон Твидсмур Бахен Джон, заступивший в должность генерал-губернатора Канады в 1935 году, незадолго до фильма Хичкока, что как нельзя лучше сказалось на маркетинговой компании как одного, так и второго. Роман написан в 1915 году и содержит в себе саму квинтэссенцию шпионского детектива со всеми полагающимися атрибутами — мировым заговором, погонями, перестрелками, продажностью властей и, конечно же, романтической линией. Неудивительно, что маэстро выбрал именно эту книгу.
В центре повествования судьба молодого джентльмена Ричарда Хэннея, гражданина Канады, переселившегося в Лондон. Нельзя сказать, что туманный Альбион принял его очень радушно. На одном из культурных мероприятий, которое герой решает посетить, неожиданно раздаются выстрелы. Толпа впадает в панику. Посреди окружающего переполоха к Ричарду подходит красивая женщина с тревогой в ослепительно красивых глазах и просит приютить ее всего на одну ночь. Хэнней не в силах отказать. Приехав на квартиру, выясняется, что за героями ведется слежка. Дама, элегантно избавившись от облегающего пальто, рассказывает Ричарду, что замешана в деле о международном шпионаже и обладает секретной информацией, а люди на улице хотят ее убить. Речь идет об операции с кодовым названием «39 ступеней» и ей необходимо разоблачить международного шпиона (по одной-единственной примете — у него отсутствует фаланга мизинца). Герой с крайним недоверием относится к ее словам. Однако наутро ему приходится убедиться в их искренности в тот момент, когда таинственная незнакомка врывается к нему в комнату, протягивая карту Швейцарии с обозначениями, после чего падает замертво прямо на Ричарда. Аккурат между ее лопаток торчит нож, загнанный по самую рукоятку. Хэнней понимает, что находится на волосок от гибели. Он собирает все свои деньги, хватает карту и уходит. Переодевшись в одежду молочника, Ричард скрывается от преследователей и едет в Шотландию. Вскоре выясняется, что он объявлен в международный розыск. После целого ряда сумасшедших встреч и приключений, он наконец добирается до обозначенного места, желая найти поддержку. В роскошном поместье его тепло встречает какой-то богач, кажется готовый оказать всю необходимую помощь. Тут Ричард замечает, что у аристократа отсутствует фаланга мизинца. Слишком поздно. Звучит выстрел… Чудесным образом герой спасается и бежит в полицейский участок, где его тут же «принимают.» Однако ненадолго, ему опять удается скрыться. Теперь за ним охотится вся полиция страны и крупнейшая мировая шпионская организация. Одни против целого мира. На стороне Ричарда только правда, но кому она нужна?
По сравнению с предыдущими картинами Хичкока, «39 ступеней» — решительный прорыв. Он поразительно виртуозен, как в плане формы, так и содержания. Как метко заметил французский кинокритик Жак Лурселль «этой картиной Хичкок доказал, что ему уже нечему научиться у кинематографа, режиссеру оставалось лишь одно — продолжать исследование собственного мира.» Казалось бы, темп, заданный режиссером в прошлой ленте о человеке с лишними знаниями, является уже максимально допустимым. Однако «39 ступеней» показывают, что это далеко не так. Действия подвергается какой-то астрофизической компрессии, что выливается в восьмидесятиминутный хронометраж. Сцены компонуются и подгоняются друг к другу так, что у зрителя не остается, буквально, ни секунды свободного времени. Но при этом не возникают чувства торопливости или поспешности, ощущается полная гармония перманентного напряжения. Весь фильм, по сути, одна большая, сногсшибательная погоня, оттененная легким флером сексуальности и заправленная сочнейшим английским юмором. Эта сложная и массивная конструкция на протяжении всего хронометража сохраняет идеально выверенный эмоциональный баланс саспенса, драмы, юмора и романтики. Следует заметить, что сумасшедшие погони и перестрелки иногда прерываются небольшими лирическими отступлениями, причем за самое наикратчайшее время Хичкоку удается полностью раскрыть характер персонажа и буквально приковать зрителя к его душевным переживаниям. Он показывает один жест или взгляд, которые говорят сразу и обо всем (например, когда молодая девушка решается помочь Ричарду наперекор престарелому мужу мы сразу прочитываем весь ее характер и образ жизни). Но в основном эмоциональную насыщенность создают именно технические средства — субъективная съемка, молниеносная смена планов и геометрически точное построение мизансцен. Напряжение конструируется на уровне формы, а не содержания, хотя и последнее вовсе не хромает.
С идеологической стороны фильм воплощает генеральную линию философии Хичкока, разворачивающуюся вокруг ложной идентификации и переноса вины. Ричард Хэнней (в оригинальном и очень ярком исполнении Роберта Доната) является в данном случае идеальным героем всего творчества маэстро, а именно — «не тем человеком». На его примере, в более широком смысле, можно выявить разрыв связи между сущностью и явлением, означающим и означаемым, социальной ролью и экзистенциальным бытием. «39 ступеней», как никакой другой фильм раннего Хичкока, показывают, что символическое у него всего превалирует над реальным, внешнее над внутренним, ложь над правдой и даже самая последняя истина, в полном соответствии с тезисами Ницше, является лишь очередной иллюзией. Объективную реальность Хэннея (жертвы политического заговора) никто не воспринимает, потому что она не вписывается в порядок символического, в котором злобный шпион — крайне уважаемый человек. Поэтому герой начинает врать и менять роли (случайно даже став успешным политиком — тонкая ирония маэстро над автором книги). Гениальность Хичкока в том, что он успешно делает отношения реального-символического взаимообратимыми. Так, прикованные друг к другу наручниками Хэнней и его прелестная спутница (дважды сдававшая героя в руки то полиции, то шпионов), вынужденные играть роль влюбленной парочки, вскоре действительно друг в друга влюбляются.
Фильм изобилует совершенно легендарными сценами, повторенными в кино сотни раз. Почти каждый кадр где-нибудь цитировался. Несмотря на заезженность шпионской тематики, а также вопреки почтенному восьмидесятилетнему возрасту, технической отсталости своего времени, картина смотрится, не утрирую и не обманываю, очень бодро и свежее большей части современных боевиков.
26 марта 2016
Характерно, что Хичкок не намного раньше начал создавать чарующую и завораживающую атмосферу саспенса, чем подтрунивать над ней. «Прекрасная, загадочная женщина и бандиты. Как в шпионском романе.» — иронично роняет герой, когда героиня ни с того ни с сего начинает откровенничать с ним о своих авантюрах. Впрочем, всех тайн агентка явно пока что раскрывать не намерена… а зря, может тогда бы осталась жива. Но тут уже герой чувствует свой долг перед покойной — найти и задержать таинственного шпиона, про которого ему поведала дама.
Разумеется, следующая дама не заставит себя долго ждать. Пускай даже сюжетные перипетии молодой парочки, ещё и постоянно ссорящейся и пререкающейся друг с другом, скорее обеспечивают комический эффект, чем накал шпионского триллера, и вообще напоминают приключения главных героев в тоже хичкоковском фильме «Леди исчезает». А их «тесные» отношения, кои другие действующие лица принимают за нежную и сентиментальную тягу друг к другу, обусловлены надетыми на них уголовниками наручниками, прочно удерживающими их вместе (наверное, высмеивание штампов всяких ганстерско-криминальных фильмов, в которых герои, если сбегают с каторги, то нередко скованы одной цепью). Что ж, остаётся надеяться, что это никому не помешает узнать, какая связь между государственными тайнами и одним крайне остроумным развлекательным шоу.
10 января 2015
Роберт Хэнни, мужчина средних лет, приезжает из родной Канады в Лондон. Не обременённый какими-либо обязательствами, от скуки он идет убить время в местный мюзикхолл. Внезапно, посреди представления раздается выстрел, толпа в панике разбегается, а симпатичная девушка, кажется напуганная стрельбой, просит у Хэнни разрешения переночевать у него дома. Как оказалось, это решение было для канадца роковым — через несколько часов гостья падает к нему на руки с торчащим из спины ножом. Напоследок, она рассказывает Хэнни о таинственных 39 ступенях и готовящемся международном заговоре, который она должна была предотвратить. Немного поразмыслив, Хэнни решает разобраться в деле своими силами.
Такова завязка уже ставшего классическим в своем жанре, фильма «39 ступеней», на сегодняшний день послужившего материалом для двух римейков. И своим статусом картина обязана в равной степени, как своей новизне и свежести на состояние кинематографа в 1935 году, так и имени своего режиссера. Великий и ужасный Альфред Хичкок, за свою долгую карьеру снял много фильмов значительно лучше «Ступеней», но по сути своей, менее значимых, как для него, так и для мира кино в целом. Вслед за вышедшим годом ранее «Человеком, который много знал», «Ступени» продолжили и укрепили успех фирменного Хичковского жанра — шпионского триллера. Впоследствии, многие сюжетные повороты из «Ступеней», образы героев фильма и стереотипы их поведения, будут скопированы постановщиками, куда более известными современной широкой публике. Сцены погонь будут насыщены спецэффектами, в арсенале у героев появится арсенал маленькой армии, а у самих постановщиков — миллионы долларов на воплощение своих идей на экране. Но, несмотря на то, что у Хичкока и его персонажей, не было ничего из перечисленного, даже сейчас, почти 80 лет спустя, «39 ступеней» смотрится не просто как хорошее, а как настоящее кино. Пусть приемы, которыми пользовался легендарный мастер, сейчас кажутся очевидными и бросающимися в глаза, неповторимая атмосфера новизны все еще при них, так же как и в 1935 году. За приключениями героев, сыгранных блестящими актерами старой школы, Мэдлин Кэррол и Донатом Робертсом без всякого налета театральности, наблюдать не только не скучно, а напротив, по настоящему интересно. «Ступени» — это не просто еще одна нудная страница в учебнике истории, это настоящее путешествие в прошлое, настолько же познавательное, настолько и увлекательное. Узнать, как все начиналось — сам по себе хороший повод ознакомиться с фильмом для настоящего любителя кино. А узнать, что все начиналось еще и так хорошо — уже настоящий кино-праздник.
12 сентября 2013
Довольно интересная история о том, как жизнь человека перевернулась из-за одного случайного знакомства, столкнувшего обычного мужчину со шпионами. Начинается картина непринужденно, с представления в мюзик-холле, паника в котором и начнет череду случайностей и неприятностей в жизни главного героя — Ричарда. Не успев познакомится с ним, незнакомка навязывается к нему домой, желая остаться у него на ночь. Дабы обосновать свою настойчивость, оказавшись дома у Ричарда и почувствовав себя в условной безопасности, Анабелла рассказывает ему правду о панике в мюзик-холле, об охоте на нее, а также о шпионах и их планах. Ричард не сразу верит ей. Позднее девушка умирает у него на руках с торчащим из спины ножом, держа карту с пометкой, и ему приходится пуститься в бега, в связи с подозрениями в убийство направленными него. Тут и начинаются приключения Ричарда, во время которых он познакомится с очаровательной Памелой.
Шпионаж — актуальная тема того времени (на носу Вторая Мировая, 35 год все-таки), которую Хичкок разумно подхватил, обеспечив фильму большую популярность с помощью тематики, ведь тогда имя самого Хичкока не имело особого веса в кинематографе. Картина даже умудрилась сделать популярным роман, по мотивам которого был снят. На протяжении всего просмотра зритель будет наблюдать нашу ежедневную действительность: человек, тем более незнакомый, скорее поверит в наивную и простенькую ложь, чем в искреннюю и тяжелую правду.
Ричарда, зритель легко может ассоциировать с собой, соответственно и сопереживать ему проще: простой мужчина, предположительно среднего класса, с обычными бытовыми проблемами. Из-за одной случайной встречи, он вляпывается в серьезные неприятности. Большую часть фильма Ричард примеряет на себе шкуру убитой девушки: ему никто не верит, самому тоже трудно кому-либо доверять, учитывая, кем являются участники заговора. Дело оборачивается так, что столкнувшись с Памелой во второй раз, по определенным причинам они оказываются прикованы друг к другу наручниками, и она тоже оказывается втянута в «игру». Их «дуэт» сопровождается ненавязчивыми комичными сценами, а диалоги полны колких острот. Памела, не смотря на появившуюся со временем симпатию к Ричарду, все же держит его на расстоянии, но с каждой минутой это расстояние будет уменьшаться. Можно также предположить, что после конца фильма они останутся вместе. Легкая любовная ветвь сюжета удалась. Вообще актеры и герои весьма харизматичны, а посему к качеству актерской игры не вижу смысла придираться.
По большей части сюжет предсказуем и даже может местами показаться скучным, на что повлияло как время, так и сравнительная неопытность тогдашнего Хичкока. Сейчас «39 ступеней» безусловно видится до смешного наивной картиной, конкретные сцены-показатели: побег из дома, полицейского участка, а также динамичные сцены в поезде. Отрывок с деревенской семьей напротив к месту, не смотря на свою отрешенность от прямого сюжета, он все же имеет свой смысл: дает Ричарду призрачную надежду на людей, так нужную ему в сложившихся обстоятельствах. Концовка получилась какой-то слишком резкой, но это не портит ее оригинальности и неожиданности.
Операторская работа прекрасна.
Итоги
Классический по всем характеристикам фильм, различные отсылки на который можно увидеть во множестве фильмов, в особенности сцену со смертью Анабеллы. Не сказал бы, что многое упустите, если не посмотрите его. Рекомендую любителям классики кинематографа, а также поклонникам творчество Хичкока, желающим ознакомиться с его ранними картинами. Не жалею о потраченном времени.
8 из 10
13 августа 2013
Это один из ранних фильмов Хичкока. Здесь он еще не стал королем триллера, но уже чувствуется его собственный стиль.
Сам сюжет несколько простоват: Ричард знакомится с девушкой, которая говорит, что она знает государственную тайну, что ей угрожают. Ночью ее убивают, а за Ричардом начинается охота.
Недостатки: слишком много наивности, что заставляет сомневаться в том, что такое могло произойти в реальности. А, следовательно, ты не переживаешь за героя. Например, странно, что парень пригласил девушку к себе домой в 1935 году с ночевкой, после того, как столкнулся с ней в мюзик-холле, в котором раздавались выстрелы. Во-вторых, странно, что он позволил ей остаться, когда на улице он увидел слежку ну и т. д. В фильме есть намек на триллер, но самого триллера как бы и нет.
Но что же тогда в плюсах: Хичкок как никто другой мог показать флирт и эротику в отсутствие самой эротики. Диалоги главных героев, их отношения-это то, что наполняет этот фильм юмором и делает его интересным. Я бы не сказала, что фильм обязателен к просмотру, но о времени, которое вы на него потратите вы не пожалеете.
6 из 10
за недоработанный сюжет и немного смазанную концовку.
3 января 2013
Ричард (Роберт Донат) — холеный слащавый канадець, — посещает лондонское варьете, где развеселой публике представляют гражданина, который способен держать в голове массу разнообразных фактов. (Вопрос, когда «Челси» был последний раз чемпионом, вызвал в зале всеобщий хохот). После сумбурного окончания концерта, к Ричарду прибивается странная девица, назвавшаяся Анабеллой (Манхейм) и канадец тащит ее к себе домой. В квартире девушка рассказывает, что она шпионка и Ричард, плюнув на секс, укладывает тайного агента в соседней комнате. Спустя несколько часов, девушка с ножом в спине врывается в комнату Ричарда и, вручив ему карту Шотландии, умирает. Тут же за Ричардом начинают охотиться какие-то штатские (агенты СС или ГУГБ НКВД СССР по усмотрению зрителя), а также сотрудники Скотленд-Ярда. Сохранить свою честь джентльмена, а также спасти систему ПВО Объединенного Королевства теперь дело всей жизни Ричарда…
Ну что, 1935 год как-никак, канун Второй мировой и даже сам Альфред Хичкок. Главная персона «39 ступеней» Роберт Донат, голливудская звезда конца тридцатых (первую номинацию и первый «Оскар» он получит пятью годами позже). Для Хичкока, вообще, свойственно было находить себе любимчиков-актеров для своих фильмов. Позже это были смазливый Джеймс Стюарт и сменивший его Кэри Грант, но Доната можно назвать первым большим актером в череде постоянных актеров Хичкока. Примечательно, что в «39 ступенях», помимо Доната сыграл еще один актер, вернее актриса, получившая впоследствии (аж в 1985 году!) «Оскара», — совсем еще безызвестная в 35-ом Пеги Эшкрофт (только ее вторая роль). Как видим, Хичкок умел даже на эпизодические роли подбирать хороших актеров.
Чем замечательны «Ступени», так это непревзойденным настоящим колоритом предвоенной Англии. Тогдашние шутки, манеры, переживания — всего этого в избытке. В какой-то степени «39 ступеней» — это бесплатная экскурсия в прошлое с небольшим бонусом в виде динамичного сюжета и задорной шпионской интриги. В фильме еще нет и близко хичкоковского напряжения, неожиданных поворотов, зловещей атмосферы, черного юмора… Однако Хичкок только начинал покорение кинематографа, и данный фильм является его первым по-настоящему большим фильмом.
10 ноября 2012
Всеобъемлющее и захватывающее чувство окружающей странности. Ночь и мы ведем счет шагов, тяжело ударяющих о поверхность земли, здесь же и своего рода уникальный человек, способный хранить в своей памяти тонны информации. Кто-то в определенный момент явно коснулся кнопки активации случайностей всего мира, когда после вечернего спектакля канадец Ричард повстречал в Лондоне девушку с красивым именем Аннабелла. После таких вещей все принимает характер не такой уж важности, да и все эти разговоры из уст прелестной дамы проходят куда-то мимо ушей, и лишь фактическая смерть может заставить прокрутить мгновения назад и соединить оброненные слова в предложения.
Быстрый и кроткий щелчок пальцем — времени этого жеста хватило, чтобы перевернуть жизнь Ричарда с ног на голову. Недавно тебя ничего не заботило, ты мог спокойно проводить свободное время лишь в свою пользу, а теперь ты уже обвинен в смерти девушки, с которой был едва знаком, а самое удивительное заключается в том, что ты не убивал. В качестве доказательства уже есть готовность предоставить собственную голову на отсечение, но тебе все равно никто не верит. Все принимает характер игры в догонялки, в которой неизменно ты убегаешь.
Шпионские игры, разведчики, посланники. Все перечисленные это те, кто больше известен под именами «крыса» или «крот». В 30-х годах уже многие начинали ощущать приближение чего-то необратимого и страшного, ситуация в странах накалялась, а Альфред Хичкок понимал всю актуальность данных проблем, посему спохватился и стал использовать эту тематику в своем творчестве. Результатом реализации его задумок стала рассматриваемая лента 1935 года, центральной частью своего механизма использующая загадочную шпионскую организацию с названием 39 Ступеней, что охотится за получением важной информации.
Конечно, сама рассказанная история выглядит несколько наивной и простой, а углубляясь в детали, так вообще найдутся моменты, к которым зритель сможет придраться. Взять вот, к примеру, то же ловкое освобождение от наручников или побег из полицейского участка. Но нужно же понимать, что картина «The 39 Steps» относится именно к тем работам Хичкока, в которых он оттачивал свое мастерство, вводил для пробы свои собственные приемы, манеру съемки, учился на собственных ошибках, посему невозможно переоценить значимость этой работы. Да и потом, ведь по состоянию на 35 год эта лента выглядела очень качественно и масштабно.
Это уже несколько позже Альфред Хичкок придет к своим истинным шедеврам, а вот из «39 ступеней» получилось же добротное кино, которое и сейчас смотрится с интересом, порождая желание скорее узнать, в чем же секрет всей этой истории. Сейчас этот фильм имеет статус классики, которая при наличии довольно-таки серьезного характера, все-таки, приправлена долей юмора, что вытекает в забавные ситуации, связанные в основном с этой проблемной парочкой. Что же говоря о значимости ленты, то видно невооруженным глазом, что отголоски «39 ступеней» и отсылки к ней можно найти и сейчас.
10 февраля 2012
Отличный фильм Хичкока. Особенно понравилась завязка. Молодой человек знакомится с девушкой, которая утверждает, что ей угрожают. Она просит у юноши переночевать у него. Молодой человек не очень-то ей верит, но соглашается помочь. И вот ночью девушка вваливается к нему в комнату с ножом в спине, умирает у мужчины на руках, при этом оставляя карту Шотландии… На этом самое интересное в фильме заканчивается и начинаются погони и преследования. Однако, не стоит здесь выключать фильм, ведь середина и концовка картины хоть и не настолько интригующие, но вполне достойные.
Но, несмотря на неравномерное действие, фильм действительно стоящий. Хичкок здесь продемонстрировал свои навыки нагнетания обстановки. Да и вообще сработал отлично. Актёрская игра тоже достойная. А если учесть и «возраст» фильма, то можно и зааплодировать. Для своего времени картина сделана очень хорошо.
А ещё очень понравилось название, ведь что такое «39 ступеней» узнаёшь по мере просмотра. И это ещё один повод найти этот фильм и узнать, в чём же тут дело.
А моя оценка
8 из 10
24 августа 2011
Альфред Хичкок больше всего импонирует, конечно же, манерой своего повествования. Это очевидно проглядывается в любом его фильме, будь то «Веревка», «Психо» или «39 ступеней». Безусловно, фильмы эти напоминают что-то единое целое, но, тем не менее, они совершенно не похожи друг на друга. Режиссер может умело выкинуть какие-либо жанровые клише из картин, которые только под это описание и подходят. К примеру, «Психо» назвать триллером можно с натяжкой, но все же именно так можно увидеть один из самых страшных моментов в истории кинематографа. То же самое и здесь…
Итак, 1935 год. Мир на пороге самый ужасной войны в истории человечества. Естественно, тема заговоров, предателей и героев будет восприниматься, чуть ли не на «ура», а потому идея фильма «39 ступеней» априори вызывает неподдельный интерес. Сюжетная линия не кажется такой уж новаторской, просто для нас, повидавших не один и не два шпионских фильм, схожего сценария, история «подставили — побежал — стал героем» уже набила оскомину, хотя воспринимается фильм все же правильно, без каких-то бы то ни было возгласов, мол, «я знаю, что там будет». Да, местами предсказуемо, но возраст фильма — 81 год (!!!) — говорит за сам за себя, а потому, будучи не сильно знакомым с более ранними картинами этого жанра, могу говорить о зарождении, истоках лент схожей тематики.
Весь фильм будет выстроен, как одна большая погоня с массой значительных встреч, половина из которых будет легко угадываться, но вот финальный аккорд предугадать вряд ли по силам. Особое внимание хочется уделить и тем события, что произошли в «Music Hall». Орущая, дикая топа граждан, которые, как и сейчас хотят только хлеба и зрелищ, при этом, не слушая и не уважая никого кроме самих себя. Эта сцена одна из ключевых во всей ленте. Хичкок показательно анализировал то, что есть и сейчас и то, на чем нужно обязательно заострить особое внимание публики.
Из всего прочего хотелось бы выделить неординарный финал ленты, любовную линию, протекающую в необычном ключе, великолепную речь главного героя, которую он произнес из-за безысходности, но с таким не дюжим мастерством, что зал аплодировал стоя и, конечно же, случайную встречу в деревне с одной хорошей дамой, помощь которой, если мне не изменяет память, спасет и жизнь главного героя в там числе.
В общем, «The 39 Steps» — это фильм все-таки знаковый, показательный, умело сочетающий почти не сочетаемые основы жанра «мелодрама» и «шпионский детектив». Кому-то покажется скучно, но это оттого, что подобных штампованных фильмов нынче хватает, только вот действительно качественное кино делали задолго до вашего рождения, дорогие читатели.
29 января 2011
Крайне увлекательный и инновационный шпионский приключенческий триллер от мастера саспенса легендарного Хичкока. Очень любопытно смотреть и сравнивать раннего Хича с более поздним, почерк тот же, но мелкие приемы сильно отличаются. А еще мне понравилось что в этой истории нашлось место романтической части, удачное сочетание, которое не подводит вот уже много десятилетий во многих других фильмах.
Вообще саспенса здесь не много, по крайней мере в сравнении с многими другими фильмами Хичкока, но зато приключенческая составляющая очень радует и создает ощущение масштабности, все эти погони на поезде, провинциальная и романтичная Шотландия, постоянное ощущение преследования, к тому же Хич создал очень легкую атмосферу.
Пожалуй единственное что мне не понравилось это слегка наигранная сцена девушки с ножом в спине в начале фильма, но в остальном фильм удивляет тем, на сколько он не устарел и как неожиданны многие мелкие приемы и сценарные ходы.
Фильм был включен в список Британского Киноинститута 100 лучших британских фильмов.
8 из 10
6 октября 2010
Мы говорим — «триллер», — подразумеваем «Хичкок», говорим — «Хичкок», — подразумеваем «триллер». И это действительно так, ведь нет в мире ни одного киномана, кто не знал бы имя выдающегося режиссера, «короля саспенса», одного из величайших кинобогов 20-го века, без которого развитие кино было бы так же немыслимо, как без Чаплина, Сеннета, Гриффита, Эйзенштейна, Мурнау и др. Самые знаковые фильмы жанра в 30—70-х гг. принадлежат рукам этого маститого старикана, за самые значительные и яркие находки и жанровые штампы кинематографисты всех стран благодарят его. Мастер, гуру, учитель. Легенда.
Однако зритель неискушенный часто судит скоро и не всегда справедливо. Увидев «Птиц» и «Психо» — фильмы действительно страшные, будоражащие сознание и цепляющие за самые потаенные струнки человеческих фобий, фильмы культовые и этапные, зритель ждет от каждого фильма мастера одного и того же. Ну, или как минимум — сохранения стиля и жанровой принадлежности. Почему «Искусственный разум» не вышел в лидеры проката, несмотря на то, что прокатной судьбе большинства фильмов Спилберга можно только позавидовать? Да потому что удивленный зритель не ждал от своего любимца ничего подобного. Зритель в массе своей не любит экспериментов, а любит только запланированные неожиданности.
«39 ступеней» Хичкока для многих, начавших смотреть этот фильм, становятся незапланированной неожиданностью. Здесь никто никого не пугает, нет зыбкой атмосферы ужаса, нет липкой крови и душераздирающих криков в ночи. Сумасшедшие психопаты не режут никого в душах, а природа не бунтует против зарвавшегося человека. Где Хичкок? Где руки мастера? — спрашивают многие. Но ведь мастерство не в том, чтобы создавать фильмы под копирку — это скорее издержки профессионализма, если каждый последующий фильм похож на предыдущий, мастерство, в первую очередь в самовыражении и в разнице, которую каждый может почувствовать, глядя на каждый фильм того или иного автора. Этот фильм узнаваемо-хичкоковский, и в тоже время, достаточно оригинальный и непохожий на другие ленты гения.
Справедливо считают, что каждый популярный режиссер, интересен не только сам по себе, но и как явление социальное: успех приходит к нему чаще всего тогда, когда ему удается отразить дух времени, мысли и настроения, волнующие сегодня его современников. В равной степени поэтому явление социальное — и любимые фильмы режиссеров, их интерес к тем или иным темам. «39 ступеней» — фильм ничуть не хуже других шедевров Хичкока, просто он целиком и полностью порождение духа своего времени.
Во-первых, он создан в довоенный период творчества Хичкока в Англии, когда мастера саспенса собственно сам саспенс волновал мало. Зато Хичкок тонко уловил настроения людей накануне Второй Мировой, которая еще не началась, но тревога расползалась по воздуху, как тесто по сковородке. Люди боялись не психопатов. В 30-е гг., когда по всему миру, как грибы, стали вырастать новые государства, а в старых менялись правительства и убеждения в угоду очередным диктаторам, люди стали опасаться за свое благополучие и спокойствие: стали бояться шпионов, стукачей, шантажистов. Особенно в старой доброй Англии, привыкшей к флегматично-размеренной и благополучной жизни, беготня и толкучка 20-го века воспринималась с раздражением и почти паническим ужасом.
В фильме совершенно типичный для многих произведений Хичкока сюжет. Во главе его «ошибочно обвиненный» человек, менее всего подходящий на роль, которое неправедное правосудие ему приписало. Череда роковых случайностей ввергает ничего не подозревающего иностранца, спокойно отдыхающего с Англии, в шпионский скандал. И дальше все очень по-хичкоковски: наивный и простоватый герой должен очистить свое имя ото лжи и остаться в живых, при этом он должен соблюдать условия разыгрываемой с ним сильными мира сего пьесы: никому не доверять, всегда быть начеку, ожидать худшего, научиться перевоплощаться в других людей и не сдаваться до последнего вздоха.
Хичкок вполне соблюдает линию детективного триллера, но делает это с лукавой усмешкой, и мы, в сущности осознаем, что относится к шпионской паранойе, охватившей страну, он с юмором, чего и нам желает. Собственно и герой в исполнении Роберта Доната не слишком тяготиться своим положением беглеца и ведет себя достаточно уверенно и спокойно, показывая слишком хорошую для обычного обывателя выдержку, попадая в из ряда вон выходящие ситуации. Но следить за его приключениями интересно, особенно разгадывая врагов и предателей, которыми в данном случае могут оказаться даже пробегающие мимо собаки.
Уверенно гнет Хичкок и романтическую линию с девушкой-предательницей, этакой типичной англичанкой, слепо верящей людям в форме, но постепенно осознающей необходимость критического мышления в современном мире, полном нечистоплотных махинаций.
Хичкок в своем репертуаре, но с совершенно другой песней, да и голос у него не тревожный. Так и ждешь, что вот-вот и прыснет своим знаменитым смешком за кадром. Да и то: в фильме достаточно поводов для смеха, он начинается с веселой ноты и впоследствии частенько сворачивает в сторону приключенческой ретро-комедии.
Несмотря на несерьезность мастера, работа его вызвала широкий общественный резонанс. Хичкок оказался очень точен и своевременен в воспроизведении мещанских страхов 30-х гг., и был очень хорош в создании «мании преследования», поэтому «39 ступеней» впоследствии многократно находили отражение в кино, в качестве римейков, заимствований и подражаний. Я не говорю уже о находках, так рьяно используемых другими режиссерами, впервые появившихся именно в «39 ступенях». Например — постоянные столкновения со случайной попутчицей, ставшей впоследствии единственным помощником героя или уже ставшее стереотипом постоянное попадание героя именно в те места, где его с легкостью узнают даже уличные мальчишки и т. д. Ну, а последний римейк должен выйти в 2011 году. Впрочем, не думаю, что кто-то снял или снимет лучше. В 1935 году появился пример идеального ироничного приключенческого триллера, сконцентрировавшего в себе самые сильные стороны двух жанров, с любовью и тщанием соединившего триллер о мании преследования со шпионской комедией. Все тот же Хичкок, просто в другое время и с другими мыслями. А пугать? Не сейчас. Он нас еще попугает!
10 из 10
26 сентября 2010
Как занимательно оказалось…
Во-первых, одноименных фильмов по роману Джона Бучана (John Buchan) существует немало — 1935, 1959, 1978, 2008 годов (это версии фильма) и даже в 2011 выйдет ремейк от режиссера Роберта Тауна.
Во-вторых, именно эта первая экранизация принесла всемирную известность автору романа, благодаря чему много десятилетий после смерти он входил в список самых читаемых авторов.
Ну и в-третьих, этот фильм, принадлежит Альфреду Хичкоку, а мне пока удалось в жизни видеть не так много его произведений.
И хотя говорят, что здесь не слишком хороша рука мастера, что есть у него более увлекательные творения, — я просмотрела фильм, не зевнув,.. и не было в нем, замечу, ни спецэффектов, ни компьютерной графики :)
Но как хороши актеры, как они двигаются, как театрально падает актриса с ножом в спине :) Какая операторская работа — водопады, туман ночью, овцы на дороге, спасение из поезда… По-моему, стоит лишний раз посмотреть на год выпуска фильма, чтобы еще раз удивиться — довоенная Великобритания, и вдруг такой — романтический детектив от Хичкока.
7 из 10
11 августа 2010
Молодой и симпатичный канадец Ричард Хэнней живет в Лондоне. Существование его спокойно и несуетливо. Вернее, оно было таким до того момента, как в Лондонском мюзик-холле, где Ричард проводил время, раздался выстрел. Взбудораженная толпа зрителей повалила к выходу, снося все на своем пути. Когда молодой мужчина высвободился наконец из «объятий» напуганной публики, то обнаружил рядом с собой привлекательную даму, которая очень резво выразила желание завести с ним знакомство. С таким же неожиданным напором она напросилась к нему в гости.
За ужином он выяснил, что зовут ее Анабелла Смит. Она скрывается от преследователей, которым приказано убить ее при первом же удобном случае. Причиной этому является некий секрет, который она должна передать в Шотландию, и еще нечто загадочное, что носит название «39 ступеней». Добрый Ричард входит в ее положение и позволяет остаться ночевать в своей квартире. Но в самый разгар ночи случается ужасное. Анабелла вваливается в его комнату с ножом в спине, и зажатой в руках картой Шотландии. Что будет делать Ричард? В его квартире лежит труп, а за окном бродят двое подозрительных типов, явно караулящих кого-то… Уж не его ли? Итак, триллер начинается!
Тут я бы прибавила — и заканчивается. Да, у этого фильма есть потрясающее и увлекательное начало, но само развитие событий наводит невероятную скуку и вызывает снисходительную улыбку, что само по себе странно. Мне никогда не было скучно при просмотре фильмов великого Хичкока, поэтому впечатление, полученное от этой картины, стало для меня настоящим культурным шоком.
Удивительно и то, что даже великолепная игра актеров не убедила меня в том, что все серьезно и герой попал в ужасную ситуацию. Откровенно говоря, мне было просто неважно, чем все это закончится. Я ждала фирменного саспенса до последних секунд, но он так и не появился. Я ждала того момента, когда интерес во мне закипит, а он не то что не закипел, но даже и не забулькал. Как же так? Где Хичкок? Где то напряжение, которым наполнены такие его фильмы как «Ребекка» или «Завороженный»? Простите, но может «39 ступеней» не его фильм? Или это я не являюсь поклонницей этого режиссера?
Искала, ищу и буду искать положительные стороны в этой картине, но чувствую, что это бесполезно. Не вижу, ну не вижу я здесь руки Хичкока, которая создала поистине бесподобные творения! Я плачу, я почти рыдаю. Внутренний голос говорит, что я не имею права ставить такую оценку королю триллеров, но моя рука сама пишет неутешительный результат.
7 из 10
19 декабря 2008
Картина по жанру похожа на легкий детектив с мелодраматической составляющей. Ранние работы Хичкока менее были похожи на то, с чем он ассоциируется у многих — с классикой триллера. И в этом смысле смотрятся более просто, без особых переживаний и увлекательного распутывания клубков вместе с персонажами.
История канадца Ричарда Ханнея, приехавшего в Англию, и неожиданно ввязавшегося в детективную историю с убийством девушки в его квартире, в котором его и будет подозревать весь фильм английская полиция, у Хичкока показана как относительно увлекательное преследование главного героя сначала полисменами, затем шпионами другой страны. Дело в том, что перед убийством девушка успеет кое-что рассказать, что знать не следовало бы… Но так уж получилось. Приходится скрываться.
В общем, здесь даже детективность романтическая. Пожалуй, это основное ощущение, которое можно испытать.
24 февраля 2008