Пэпо
7.7
6.6
1935, комедия, драма
СССР, 1 ч 28 мин
В ролях: Грачья Нерсисян, Татьяна Махмурян, Давид Малян, Авет Аветисян, Амвросий Хачанян
и другие
1870 год. Тифлис, армянский квартал. К скромной, работящей, красивой Кекел, сестре рыбака Пэпо, посватался торговец Дарчо. И для него было немаловажно, что как приданое, за девушкой дают 1000 рублей, которые были отданы несколько лет назад богатому купцу Зимзимову на хранение ее отцом, сейчас уже покойным. И надо же такому случится, расписка была потеряна, а Зимзимов узнав это — клялся, что ничего не знает про эти деньги...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Пэпо

год: 1935
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Дмитрий Фельдман
композитор:
художники: Микаэль Аручян, Саркис Сафарян, Григорий Шарбабчян, Валериан Сидамон-Эристави
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 июня 1935 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Отзыв критика о фильме «Пэпо», 1935

«Пэпо» — показательный пример того, что начальный этап становления звукового кинематографа является скорее сдачей эстетических позиций, нежели «удачным приобретением». Не имея возможности говорить напрямую, но лишь опосредованно, через интертитры и уловки в кадре, кино поневоле развивало свою аутентику, фотогению. Метатексты 1920-х годов, европейские и советские по преимуществу, максимально отражают неустанные поиски, превозмогающие отдельные территориально-культурные традиции. Казалось бы, еще немного и возникнет глобальный проект, объединяющий собой весь земной шар.

Но не тут-то было. Появление звука, а значит, языка отбросило кинематограф к региональным традициям и привычкам. Вот почему самые первые звуковые фильмы максимально точно репрезентируют этот анахронизм. Вот почему и «Пэпо» отличается данной особенностью, являя образчик колониального стиля по преимуществу.

Знаменательно, что, когда большая часть сюжетов советского кинематографа касалась современности (хотя фильмы на русском языке так же в итоге стали проявлять все большую склонность к изображению «далеких дней и дел», чего не миновали самые крупные режиссеры, достаточно противопоставить «немого» и звукового Эйзенштейна), «Пэпо» сразу ориентирован на прошлое. Точнее там два уровня прошедшего: один — близкий, конец 19 века, но другой проступает сквозь прошлый век еще более ранними временами, так как история на поверку подменяется фольклором. Сюжет о сватовстве двух женихов к одной невесте и прочие приметы долитературной стадии убеждает в этом максимально точно. Надо сказать и то, что фильм «Пэпо» именно звуковой: для изображения «особенной» культуры армянского народа были брошены лучшие силы (автор музыки — знаменитый впоследствии композитор Хачатурян), и лента обнаруживает признаки наивного синкретизма, в ней много песен и танцев, а для колониального стиля — это характерный способ репрезентации не просто национальной эстетики, но самого этоса, который в данном случае (как это обычно для советского искусства) связан еще и с принципом профетического анахронизма, фактически отождествляясь с futurum классового, пролетарского мышления. В самом фильме как таковой победы бедных над богатыми нет, но она, что называется, не за горами и даже не за Араратом, а на своей территории.

Вообще, когда суть народного сознания растолковывается при помощи пения и танцев — это всегда этнографический принцип, метод аналогии, что представлен в фильме не только этим приемом. Например, впечатляющая сцена в женской бане, где проводится своеобразный квазиэротический «смотр» невесты, не имеет в себе ничего истинно национального, а напоминает скорее традиции живописи в изображении восточной экзотики, тех же «Турецких бань» Энгра.

То есть начальное звуковое кино как бы сдает свои позиции. В американской версии все превращается или в музыкальную пиесу или просто пьесу с разговорами, то есть кино становится скорее литературой, драматической по преимуществу. В армянской версии получилось подобие (только подобие) национального театра, сценически представляющего типично сказочную фабулу в декорациях недавнего «мрачного», буржуазного прошлого. Потребовались годы, если не десятилетия, прежде чем произошел рестарт киноэстетики, а это уже ситуация 1950—60-х годов, выходящая за рамки данной рецензии.

6 из 10

21 октября 2018

Комедия Пэпо появился на свет в далеком 1935 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Армен Гулакян, Амо Бек-Назаров. Кто играл в фильме: Грачья Нерсисян, Татьяна Махмурян, Давид Малян, Авет Аветисян, Амвросий Хачанян, Асмик Агопьян, Григор Аветян, Нина Манучарян, Армен Гулакян, Надежда Геворкян, Гурген Габриелян, Х. Ванян, Михаил Гарагаш, Владимир Барский, Ваган Багратуни.

Страна производства - СССР. Пэпо — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.