Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Двадцать шесть комиссаров |
год: | 1932 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николос Шенгелая |
сценаристы: | Амирагов, Александр Ржешевский, Николос Шенгелая |
видеооператор: | Евгений Шнейдер |
художник: | Виктор Аден |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 февраля 1933 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Сюжет о 26 комиссарах — классический пример истории как мифологии. В советское время они стали своеобразными великомучениками, жертвами сразу и английских интервентов и внутренних эсеро-меньшевистско-националистических предателей.
Теперь, когда все документы подняты и известны, мы понимаем, что этот сюжет сильно отличается от канонического, воспетого в самых разных, но всегда советских искусствах. Так, и данный фильм стал первопроходцем данной темы в кинематографе.
За основу взята официальная версия: гибель 26 комиссаров вследствие ареста уже после вступления в Баку английских войск. Но дело совсем не в том, когда и кто, и как казнил большевиков, а как это представлено на экране. А представлено это почти высокотрагедийно.
Несмотря на то, что разыгрываемую историю можно было наполнить остросюжетными элементами, авторы гораздо больше интересуются психологией как личностей, так и масс. Лучшие сцены фильма как раз многофигурные. Время от времени из толпы возникает тот или иной оратор, но не успевает стать протагонистом. Массы показаны очень умело, напористо, напряженно, это не массовка, которая топчется в кадре, а та сила, которая обнаруживается в основе «исторической хроники».
Поражение — залог будущих побед. Именно это утверждает фильм (Вспомним, что «Разгром» Фадеева тоже о поражении, но и о идейном росте, отделении зерен от плевел). «26 комиссаров» выглядят, конечно, соцреалистическим кинотекстом, но не в нем почти нет пошлости сталинского искусства. Даже враги не карикатурны, а скорее слегка утрированы (на то они и враги). Предпочитая внутреннюю напряженности внешнему действию, режиссер развивает сюжет по законам высокой трагической истории, и это ему, по сути, удается (как бы мы сейчас ни относились к тем событиям; речь идет о убедительности художественной, конечно же). Это еще кино масс, а не вымученных, слепленных по безумному рецепту персонажей более поздних годов. Киноавангард в этом фильме отзывается не трюками операторской работы, а именно умением держать массы в кадре не как массовку, но как главного коллективного героя. Собственно, понятно, почему из шеренги 26 комиссаров почти никто и не выделяется. Они важны как символ коллективного тела, у которого можно отъять один орган, но которое нельзя уничтожить полностью.
Вот такую подспудную мифологию истории и можно найти в этом талантливом фильме.
7 из 10
11 апреля 2015