Рейтинг фильма | |
![]() |
6.5 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ребенку дают слабительное |
английское название: |
On purge bébé |
год: | 1931 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан Ренуар |
сценаристы: | Жан Ренуар, Пьер Превер, Жорж Фейдо |
продюсеры: | Пьер Бронберже, Роже Ришбе |
видеооператор: | Теодор Спаркюл |
композитор: | Поль Мисраки |
художник: | Габриель Сконьямильо |
монтаж: | Jean Mamy |
жанр: | комедия |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 июня 1931 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
46 мин |
«Ребенку дают слабительное» — первый звуковой фильм великого Жана Ренуара, любимого режиссера Орсона Уэллса и Франсуа Трюффо, экранизация популярной пьесы Жоржа Фейдо, автора небезызвестных комедий «Дамский портной» и «Ключ от спальни» (экранизированной Рязановым).
Ренуар, снявший почти десяток немых кинокартин, как-то самокритично сказал: «За это время я снял всего один фильм — „Нана“; остальное — это спорт и коммерция». Фильм, в котором сюжет крутится вокруг мелкого спиногрыза, отчаянно не желающего принимать слабительное, можно отнести и к разряду коммерческих безделушек, и просто картин, снятых из спортивного интереса. Ренуар только учился работать со звуком, и для подобного эксперимента пьеса Фейдо вполне подошла.
Рук мастера, создавшего гениальную «Великую иллюзию» здесь не чувствуется, да и не должно, пожалуй, и комедию эту вполне мог поставить любой ремесленник, но поставил Ренуар, обеспечив к ленте определенный интерес и даже места на полках отчаянных киноманов.
Самое удивительное, что удалось Ренуару — это обмануть почтенных зрителей, уверив, что перед ними, во-первых, фильм, а, во-вторых, фильм звуковой. По форме — это типичный водевиль, построенный на разницах характеров и комичных попытках преодолеть некое обстоятельство, коим и выступает злосчастный десятилетний обормот, который никак не может, пардон, облегчиться. По сути — абсолютный театр, снятый безыскусно и просто, без особых операторских и режиссерских изысков, как снимают телеспектакли, уделяя все внимание актерам. Локация одна, актеров в кадре 6, 5 штук (считая мелкого), в качестве подсобного материала, раскрывающего сложные взаимоотношения в семье и вызывающее вылезание всех скелетов из шкафов, выступают ночные горшки и слабительное, которые по старой водевильной привычке обязательно выпьют все, кроме виновника торжества!
В общем, пьеса достаточно смешная, и, скажем так, с не имеющим срока годности юмором — простоватым, но действенным. Актеры играют по-театральному широко, как в немом кино, стремясь к немыслимо активной жестикуляции и преувеличенной внешней выразительности. Поэтому я и сказал, что Ренуар обманул всех, подсунув по сути немой фильм в качестве звукового. Мизансцены тоже нарочито театральны, но яркие характерные актеры разыгрывают свой водевиль весьма неплохо, и не раз дают повод посмеяться над глупостью и нелепостью своих персонажей.
В 19-м веке правилом хорошего тона считалось делать водевили в качестве бенефиса какого-нибудь известного актера. Этот фильм, по сути, стал бенефисом восхитительного Мишеля Симона, который, хоть и не делает ничего особенного, просто настолько хорош в роли глуповатого увальня-рогоносца (к тому же играет тоньше и без театральщины), что затмевает собой отчаянно гримасничающих главных героев.
Маргарита Пьерри в роли хамоватой грамогласной еврейской мамаши, дефилирующей по дому в халате и спущенных чулках и шпыняющей своего мужа, Жак Лувиньи — в роли неугомонного бизнесмена, пытающегося продать армии миллион ночных горшков из небьющегося фарфора, который для небьющегося слишком хорошо бьется и даже Фернандель сверкнул своей лошадиной улыбкой в эпизодической но весьма забавной роли любовника жены героя Симона.
На всю эту суету вполне имеет смысл смотреть при любви к пьесам Фейдо (а они смешные), при желании постичь развитие карьер Ренуара, Симона и Фернанделя и при желании посмотреть короткий, глупый, но смешной и добродушный диалоговый водевильчик — абсолютно ненавязчивый и необязатлеьный. Ренуар в фильме полностью отделился от французского киноавангарда, с которым его в то время, в основном, связывали, и позволил себе расслабиться, основное внимание уделив работе со звуком. Самой же лучшей наградой этому фильму стал смех зрителей, который нет-нет, да и пробивается через толщу времени и экрана к своим «виновникам».
7 из 10
11 ноября 2017