Города и годы
6.7
7
1930, драма, история
СССР, 1 ч 21 мин
В ролях: Бернхард Гёцке, Иван Чувелев, Геннадий Мичурин, Софья Магарилл, Андрей Костричкин
и другие
Начинающий художник Андрей Старцов приезжает на стажировку в Германию накануне Первой мировой войны. Здесь ему суждено найти любовь, обрести друга, а позднее испытать множество лишений и на родине попасть в жернова революции и гражданской войны.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Города и годы

год: 1930
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , , ,
видеооператоры: Святослав Беляев, Александр Сигаев
композитор:
художник: Семен Мейнкин
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 декабря 1930 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Отзывы критиков о фильме «Города и годы», 1930

На мировом 'фронте' без перемен

В историко-сатирическом киносюжете масштабно разоблачается патриотический интернациональный миф о великой социально-империалистической эпохе.

События фильма отражают 'победные' времена формирования колониального союза оккупированных 'стран', где насаждалось пошлое вульгарное 'искусство', соответствующее низким ограниченным вкусам и запросам мещанского верноподданнического общества. Под управлением военно-полицейских 'меценатов', использовавших творческий интеллектуальный труд пленных выселенных 'русских немцев', чьи разработки служили интересам фашистских капиталистов с их оружейно-сырьевыми производствами и 'политическими' карательными организациями.

В карикатурных сценах 'окопных сражений', в которых гулаговские батальоны расстреливают 'наступающих солдат', высмеиваются пропагандистские 'хроникальные' зрелища, снятые на заре кинематографа по заказу монопольной власти, чей реальный произвол в отношении жителей 'освобожденной' национализированной территории стал мистифицированным 'пивным' вымыслом.

28 мая 2024

- Нас ещё учили не предавать друзей, родных и Империю.

- А если одно из предательств было неизбежным?

- Всегда есть компромисс, девочка.

Рашешь встала. Подошла к нему, совсем близко. Приблизила губы и прошептала в самое ухо:

- Нет. Не всегда. И тогда надо выбирать тех, кто сможет простить. Сергей Лукьяненко, «Императоры иллюзий»

Экранизация — такой специфический жанр, при котором фактически невозможно сохранить букву книги в целости и сохранности; да в общем оно и не нужно — это правильно, что кино живет по своим законам, а литература — по своим. Сложность в том, что если произведение касается не только сферы кинематографической, а имеет литературный или другой первоисточник (ту же музыку, например), то было бы очень неплохо сохранить хотя бы часть тех идей, что были в нём вложены. Разумеется, это будет уже другое произведение, однако его ценность зависит не только от того, насколько оно хорошо с точки зрения кинематографии, но и с позиции соответствия первоисточнику, выражению его основной морали и имитатора атмосферы. Это неизбежная проблема, однако нельзя сказать, что она нерешаемая: за сто с лишним лет существования кинематографа люди придумали, как её обходить, и ещё в 1905 году Жорж Мельес поражал зрителей своей адаптацией жюльверновских приключений.

«Города и годы» Евгения Червякова мог стать неплохим фильмом, однако, опустив основной посыл оригинального романа Константина Федина, режиссёр не привнёс в свою работу новой, не обязательно даже оригинальной мысли, и потому сложное и многогранное произведение превратилось, в сущности, незамысловатую мелодраму о вынужденном предательстве и ужасах войны.

С одной стороны, нельзя не отдать должное кинематографическому мастерству господина Червякова: конечно, это были тридцатые, и в кино в основном работали люди, тесно связанные либо с Эйзенштейном, либо с Пудовкиным, либо с ФЭКСами, и потому не стоит удивляться их режиссерскому профессионализму, но — как же прекрасно поставлены мизансцены! Какие замечательные кадры с театром (буквально театром) военных действий! Какие потрясающие типажи на задних планах, второстепенные персонажи! Что киргизские офицеры, что взъерошенный бесноватый футурист на помпезной выставке, что заплывшие жиром меценаты в роскошных шубах — эти люди привлекают внимание зрителей намного больше, чем основные персонажи… что, вообще-то, нехорошо. Потому что фильм не о них, а о влюбленном и мечущимся между долгом и чувством интеллигенте с большими плачущими губами (и здесь нет никакой опечатки), да о его друге с тупым и грозным выражением лица, решительно блещущим стеклышками круглых очков.

Довольно странно, что подобный фильм вышел в тридцатых годах: конечно, в нём есть необходимая щепотка идеологии, чутка патетика, революционный пафос и торжество простого советского гражданина… Но при всём при этом главными героями выбраны предатель-интеллигент, который хоть и болеет всей душой за отечество, но сильно привязан к той жизни в Германии, которую он потерял, да немецкий офицер с мощной челюстью и задумчивым, но совсем не злобным выражением лица. Именно они — центральные персонажи, именно им уделено достаточно времени и отеческого режиссерского сочувствия, не офицеру Курту, который вообще-то тут «за хороших». И потому сложившаяся ситуация, гневная речь Курта, вся тема о предательстве Родины, финальное убийство — оно не выглядит ни естественным, ни оправданным. В отличии от оригинального романа, где Федин хоть и сочувствует своему герою, но не питает на его счет никаких иллюзий, Андрей в исполнении Ивана Чувелева выглядит не как сломанный жерновами времени интеллигент, а как несчастный мальчик, который запутался, и потому его спонтанный поступок не вызывает трагического ожидания и катарсиса. Собственно, его предательство — это буквально «спонтанный поступок», а не решение взрослого человека, не понимающего, какое место он должен занять в новом мире. И потому финальный выстрел Курта, его бывшего лучшего друга, воспринимается не как трагическая необходимость, как в античных пьесах, а как бессмысленная жестокость не способного на человеческие чувства представителя нового поколения…

Впрочем, глядя на всё вышеописанное, становится понятно, почему фильм так и не был популярен, в отличие от других советских картин 1930 года («Земля», «Праздник святого Йоргена», «Тихий Дон»). Он просто… недостаточно советский. И при этом недостаточно интересный сам по себе: конечно, отдельные сцены впечатляют, да и постановка прекрасная, но, по сути, это не больше чем мелодрама о войне. А жаль.

5 из 10

27 августа 2014

Драма Города и годы появился на свет в далеком 1930 году, более полувека тому назад, его режиссером является Евгений Червяков. Кто играл в фильме: Бернхард Гёцке, Иван Чувелев, Геннадий Мичурин, Софья Магарилл, Андрей Костричкин, Давид Гутман, Мария Симакина, Борис Медведев, Петр Пирогов, Сергей Поначевный, Владимир Гардин, Эмиль Галь, Евгений Червяков, Леонид Кмит, Дмитрий Жиряков.

Страна производства - СССР. Города и годы — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.