Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Все, что нам кажется светом |
английское название: |
All We Imagine as Light |
год: | 2024 |
страны: |
США,
Франция,
Нидерланды,
Италия,
Швейцария,
Индия,
Бельгия,
Люксембург
|
режиссер: | Паял Кападиа |
сценаристы: | Паял Кападиа, Himanshu Prajapati, Robin Joy, Naseem Azad |
продюсеры: | Julien Graff, Thomas Hakim, Harshit Agrawal, Gourab Banerjee, Жиль Шаниаль, Neil Chowdhury, Ranabir Das, Франк Хёве, Zico Maitra, Роберто Минервини, Menaka Nagarajan, Nikita Parikh, Денис Пинг Ли, Оливье Пер, Kc Pranav Raj, Кишор Савант, Говинда Ван Мале, Dileep Panwar |
видеооператор: | Ranabir Das |
композитор: | Topshe |
художники: | Piyusha Chalke, Шамим Кхан, Yashasvi Sabharwal, Максима Басу |
монтаж: | Jeanne Sarfati, Клеман Пинто |
жанры: | мелодрама, драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$1 060 502 |
![]() |
$3 154 841 |
Дата выхода | |
![]() |
23 мая 2024 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 58 мин |
'Всё, что нам кажется светом' 2024 г. абсолютно справедливо стал одним из главных неанглоязычных фильмов года, отмеченным самыми авторитетными премиями и изданиями.
Это всего лишь второй фильм индийской кинематографистки Паял Кападиа, но выглядит он как образец высококлассной режиссуры и сценарного мастерства. Голливуд точно захочет пригласить Кападиа снимать для него кино.
Итак, о чем фильм 'Всё, что нам кажется светом'?
В центре внимания истории трех медицинских сестер, работающих в Мумбайской больнице. Две из них живут вместе. Одна - молодая девушка, у которой тайный роман с парнем мусульманином (что является абсолютно неприемлемым для ее семьи). Вторая - женщина постарше, она замужем, но супруга своего практически не знает и не видела. Ее выдали замуж родители, а после свадьбы он уехал в Германию и со временем перестал даже звонить.
История третьей женщины связана с возможностью жить в Мумбаи. Застройщики ее выселяют, так как у нее нет документов, подтверждающих право на жилище.
А равноправным героем, соседствующем с этими тремя женщинами, является сам город Мумбаи. Самый крупный, самый густонаселенный город Индии предстает перед взором зрителей в неожиданном свете. Он почти неотличим от Нью-Йорка, Лондона и других городов мира, славящихся своим бешенным ритмом жизни и функционированием 24 часа в сутки. Это город иллюзий, в котором люди становятся частичкой общественного потока, лишающего каждого собственной самости и навязывающего публичность. Паял Кападиа показала Мумбаи с большой любовью, но при этом отразила и его величие, и его ничтожность.
Ну а центральной темой 'Всё, что нам кажется светом' является любовь. Но это не романтическая драма в классическом варианте. Это скорее рассуждение о месте любви в жизни человека. О том, что одиночество не может быть благодатью и каждому человеку важно чувствовать свою принадлежность к кому-то. О том, что социальные нормы и коллективные представления о приемлемом слишком сильно вмешиваются в нашу жизнь. Оглядываясь на мнение родных и знакомых, мы часто делаем то, чего не хотим и не делаем то, чего хотим. Но еще больше 'общественное' контролирует наше собственное самосознание и обрести свободу от него очень-очень сложно. Общественные правила таким образом определяют нашу судьбу.
'Всё, что нам кажется светом' - это кино об иллюзиях и о болезненном процессе прощания с ними. Ведь попрощавшись с иллюзиями, человек лишается всей своей прошлой жизни и теряет даже самого себя из этого прошлого.
Паял Кападиа упаковала свои размышления о соотношении истинных личностных ценностей и общественных норм в великолепную историю. Ее фильм отлично отражает мысли и чувства всех героев, приводит зрителей к однозначному осознанию смысла истории, но делает это не прямым проговариванием и не однозначными действиями. Нет. Этот фильм построен на междустрочьях, контекстах и даже магии. Прекрасный образец кино, которое говорит со зрителями кинематографическим языком.
В сравнении с огромным числом современных фильмов, топором долбящих в мозг зрителя свои идеологические лозунги о том, что социальные нормы и ценности прошлого все мы обязан выкинуть на помойку, 'Всё, что нам кажется светом' выглядит фарфоровой статуэткой среди штабеля дров.
Рейтинг фильма - 7,2 в IMDB и 6,9 в Кинопоиске. Однозначно рекомендую к просмотру.
20 января 2025
За что мы в частности любим кинематограф? За образование, за возможность путешествия и узнавание новых культур? Смотрел ли я осознанно хоть один индийский фильм или фильм про Индию? Наверное, да когда-то в прошлом. Но то были американские произведения. Сейчас передо мной настоящий индийский фильм, и я безумно рад, ведь как можно ничего не знать о самой населенной стране в мире? Где её певцы, артисты, ученые и герои? Где её люди? Они здесь, в фильме «Все, что нам кажется светом» режиссера Паял Кападиа.
Ночной город, бедные районы, тесные квартиры, скандалы дома и сплетни на работе. Нам, кажется, это знакомо до боли из картин, скажем, Ким Ки Дука или других восточных авторов. Жаркая, яркая, местами неопрятная и небогатая Азия со своими маленькими, но живыми людьми. С персонажами, в глазах которых иногда видишь свое отражение. Это так странно, они так далеко. А на самом деле, они так же ездят в метро после работы, жарят курицу на ужин, волнуются из-за судьб своих близких, скучают по прошлому и не могут найти себе места в большом городе. Это кино кажется обманчиво простым и реалистическим долгое время. До последних сцен, в которых происходят волшебные или сновидческие события, открывающих нам душу сдержанной главной героини. Фабулу и развитие сюжета рассказывать не вижу смысла. Их практически нет. Две женщины занимаются домом, делами, влюбляются и просто живут сегодняшним днём. Это так поэтически просто, светло и лирично.
Фильм снят очень сдержанно, но технично. В романтичном ночном освещении, с яркими костюмами, выразительными портретами, с легчайшей фоновой музыкой. Тут нет острых конфликтов или неожиданных поворотов, но в сценарии совсем нет фальши и лишних бесед. Режиссер Паял Кападиа мастерски без пафоса, моралей, жанровых штампов рассказывает нам историю Прабхи и Ану. Личную, меланхоличную, тонкую. Фильм стал для меня так близок и приятен, как прошлогодние «Прошлые жизни» Вима Вендерса и 'Опавшие листья' Каурисмяки. Усталость Канн от душераздирающих социальных лент из Европы понятна. Хотя и их было много. Пока Европейская динамика теряется в обилии смыслов, повесток, новаторства или ретрофилии, азиатская сдержанность уносит нас к подлинному искусству и его простоте.
8 января 2025
В последние годы в индийском кино появляется все больше фильмов независимых режиссеров, которые освещают социальные темы совершенно в другом, не болливудском, стиле: без ярких песен и танцев, без пафосных диалогов и монологов.
Одним из таких режиссеров является Паял Кападиа родом из Мумбаи. Это все лишь ее второй полнометражный фильм и первый художественный (предыдущий был документальным), а уже такой успех - второе место в Каннах. И это вполне объяснимо.
'Все, что нам кажется светом' - одна из тех картин, в которых чувствуется та самая магия кино. Несмотря на всю простоту и неспешность повествования, фильм завораживает и оставляет с ощущением полного умиротворения.
Неяркими мазками в приглушенном свете рисуется картина жизни маленьких людей в огромном мегаполисе Мумбаи. Именно здесь живут главные героини - две медсестры: Прадха и Ану, работающие в одной больнице и вместе снимающие квартиру. Они такие разные по возрасту и характеру, но в то же время объединенные общими сомнениями и целями. Прадха строгая, серьезная, отдает все время работе, только бы не оставаться одной со своими мыслями. Ану, наоборот, веселая, более легкомысленная, открытая миру.
Они терзаются сомнениями о жизненном пути: Прадха - о неудачном замужестве, а Ану о своем возлюбленном, с которым ей нельзя быть вместе из-за разных религий и семьи. Также они рассуждают о трудностях жизни в городе, о предрассудках, которые все еще сильны в современной Индии и как тяжело женщинам справляться с ними.
И тем не менее именно Прадха и Ану и есть свет в этом мрачном городе, так как они помогают больным, коллегам, случайным людям. Ключевым моментом является помощь их коллеге Парвати, которая из-за бюрократии вынуждена уволиться и уехать в родную деревню. Девушки поддерживают Парвати и находясь вместе с ней вдали от шумного города, постепенно начинают слышать свои настоящие чувства.
Как же здорово сделан цветовой контраст между городом с темными тонами, снующими толпами людей, переполненными поездами, вечным дождем и грустью; и деревней с бескрайним океаном, тихим тропическим лесом и ясным небом.
В конце мы так и не узнаем, какой выбор сделали героини и что будет дальше, но это и не важно, ведь в моменте чувствуется, что они спокойны и счастливы. С такими же эмоциями остается и зритель сразу после просмотра.
В фильме очень хороший актерский состав, все три актрисы в женских ролях прекрасны. Музыка также хороша и необычна.
А вот манера съемки может приглянуться не всем - много тягучих кадров. Чувствуется прошлый документалистcкий опыт режиссера.
Еще что необычно для индийского кинематографа, в фильме есть пара пикантных сцен, так что фильм скорее рассчитан на европейского зрителя.
Итого, картина определенно понравится ценителям тихих фестивальных шедевров и всем, кому интересно взглянуть на настоящую Индию.
3 ноября 2024