| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Все, что нам кажется светом |
| английское название: |
All We Imagine as Light |
| год: | 2024 |
| страны: |
США,
Франция,
Нидерланды,
Италия,
Швейцария,
Индия,
Бельгия,
Люксембург
|
| режиссер: | Паял Кападиа |
| сценаристы: | Паял Кападиа, Himanshu Prajapati, Naseem Azad, Robin Joy |
| продюсеры: | Harshit Agrawal, Neil Chowdhury, Menaka Nagarajan, Nikita Parikh, Оливье Пере, Kc Pranav Raj, Julien Graff, Thomas Hakim, Gourab Banerjee, Жиль Шаниаль, Франк Хёве, Zico Maitra, Роберто Минервини, Dileep Panwar, Денис Пинг Ли, Кишор Савант, Говинда Ван Мале, Ranabir Das, Ranabir Das |
| видеооператор: | Ranabir Das |
| композитор: | Topshe |
| художники: | Piyusha Chalke, Шамим Кхан, Yashasvi Sabharwal, Максима Басу |
| монтаж: | Jeanne Sarfati, Клеман Пинто |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$34 218 |
Сборы в США:
|
$1 089 677 |
Мировые сборы:
|
$3 445 572 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
23 мая 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 58 мин |
Индийское кино, в котором, судя по всему, авторы замахнулись на нечто бунтарское — на попытку вскрыть тему традиционных индийских устоев и поколенческого конфликта. На экране — две соседки по квартире в Мумбаи. Одна — девушка, выданная замуж ещё подростком. Муж уехал на заработки в Европу и с тех пор с ней не общается. Она чувствует одиночество и невозможность заново устроить личную жизнь. Вторая — помолвлена с парнем, выбранным родителями, но любит другого, представителя другой касты и другой религии. Всё это вроде как должно бы сложиться в драму — о внутреннем конфликте, о личной свободе, о выборе.
Но по факту — драмы в фильме нет вообще. Совсем. На экране вялотекущая череда однообразных будней, скучных диалогов и абсолютно усыпляющего темпа, тонущего в серой городской рутине. Эмоциональный градус — нулевой. Смотреть это почти невозможно, настолько всё тягомотно и однообразно. Я еле досмотрел до конца, надеясь, что под конец что-то резко изменится. Не изменилось.
В съёмках помимо Индии приняли участие несколько европейских стран, а также США, что как бы намекает на попытку культурной пропаганды под соусом «честного кино о непростой судьбе двух индийских женщин» — размыть традиционную индийскую мораль, внушить новую повестку. Неспроста тут и гран-при жюри и премия французской ассоциации на Каннском кинофестивале. Но даже у пропагандистского кино получаются продукты, которые интересно смотреть. А тут всё настолько бесцветно и ни о чём, что даже если за этим и стоит какая-то идея — она бесследно тонет в визуальной и сюжетной пустоте.
Это «индийское» кино без танцев, песен, костюмов и визуального колорита. Ничего из того, за что мы так любим именно индийское кино. Просто тусклая, ничем не примечательная кинозарисовка, в которой заявленные конфликты остаются только в аннотации.
4 из 10
8 июля 2025
«Все, что нам кажется светом» – заметное фестивальное кино, фокусирующее своё внимание на неприглядных социальных аспектах современного индийского общества. Тихая драма, затерянная посреди шумного мегаполиса, история двух медсестёр из Мумбаи – самодостаточных и в определённой степени образованных, однако вынужденных существовать в тесных рамках традиционного общества. Прабху когда-то выдали замуж «вслепую», и уехавший в Германию супруг давно не звонит и не общается с ней. Ану всеми силами пытается избежать навязанного замужества, но избранник её сердца принадлежит другой касте и религии. Обе женщины одиноки среди миллионов людей и в тоже время живут полной жизнью в той мере, в которой им позволяют кастовые границы – потому что других вариантов у них попросту нет.
Жизнь у подножия города иллюзий, в котором счастье трудно и по большей части выдумано – режиссёр Паял Кападиа умудряется создать грязную и в тоже время поэтичную историю из бытовых зарисовок. Легкими штрихами она изображает мир, где традиции незаметно сталкиваются с современностью, усложняют жизнь и делают практически невозможным само понятие выбора. Здесь ты существуешь, пока есть документы, по которым тебя хоть как-то можно идентифицировать из толпы – без этого человек приравнивается к пустому месту, многослойное общество раздавит и перетрёт его, ни оставив ни следа.
И в этом плане отлично работает контраст с поездкой в деревню во второй половине ленты – беспощадное равнодушие большого города в полной мере уступает место созерцательности, наблюдательности и умению тонко чувствовать момент. Любовь из практически невозможной материи становится чем-то почти осязаемым – бескрайним морем, легко принимающим в свои объятия и столь же легко выбрасывающим на берег. Внезапное проявление магического реализма в диалоге с мужчиной, которого вытащили из воды, превращается в прекрасный момент самоанализа, на несколько мгновений сбрасывающего тяжелые оковы душевных страданий. Кападиа относится к своим героиням с явной нежностью и дарит им толику надежды на будущее. Но эта надежда легко может разбиться по возвращении в город иллюзий.
5 мая 2025
Все, что нам кажется светом неплохой фильм. Однако он пропитан чисто национальными индийскими стереотипами. Разобраться в них и понять, что на самом деле на в действиях персонажей было смело очень сложно.
Фильм рассказывает нам о трех женщинах-медсестрах разного возраста, живущих в Мумбае. У каждой из них разворачивается собственная история: старшая - борется с застройщиками за свой дом, средняя - ищет давно потерянное счастье в виде мужа, младшая - строит отношения вне брака.
И все истории работают и фильм интересно смотреть. Мы видим на экране практически документальную съемку, в некоторых моментах так точно. Но тем интереснее погрузиться в жизнь города Мумбаи, в жизнь обычных людей. Главные герои добираются на работу и с работы на метро, стирают одежду, обустраивают свой быт. На экранах стандартная история повседневности, перемежающаяся историями любви и страданий. Ведь любовь и страдания всегда ходят парой
Правда в момент переезда в деревню фильм начинает ломаться. Да - авторы показывают нам, что городская жизнь не есть благо для всех. И именно в деревне персонажи находят самих себя и понимают, и принимают все свои потаенные страхи и желания. Но лично у меня осталась какая-то недосказанность.
Рекомендовал бы я фильм к просмотру?
Если вам нравится драма и документальное кино, абсолютно да. Но в противном случае фильм очень тягучий и медленный, на экране практически ничего не происходит
5 из 10
19 апреля 2025
Фильм, который показывает, на первый взгляд, что-то депрессивное. Огромный город, как большой муравейник, суетливый, шумный, который не дает поблажек, особенно если вы хрупкие, но невероятно сильные одинокие индианки в большом городе.
Он даже не красивый в буквальном понимании этого слова. Город грязноватый, очень мокрый, ведь идет сезон дождей, и героини вечно промокшие, закутавшись в бесполезный дождевик. Вроде все должно быть пронизано абсолютной безнадегой: денег нет, муж где-то там, в далекой другой стране и не звонит уже почти два года, родители подруги вообще ее не слышат, вечно присылают фотки незнакомых мужиков, которые посватались к ней за ее спиной, а она вообще-то влюблена в другого парня и они шарятся по всем закоулкам Мумбаи, чтобы хоть минутку побыть наедине. Твоя ближайшая подруга вот-вот окажется на улице, потому что застройщик сносит трущобы, где ты прожила больше 20 лет, но умер муж и не оставил никаких документов.
На контрасте с темным, но подсвеченном огнями Мумбаи показывается деревня, солнечная, яркая, расплывающаяся в солнечных ламповых бликах и зелени. И оказывается, что героини не так уж и несчастны, и в старой сумке завалялось немножко алкоголя, и можно танцевать в центре комнаты, оставив далеко позади Мумбаи с его сложной, неустроенной, непонятной жизнью.
Я много о чем вспоминаю,
О маленьких случайных вещах, которые остались в прошлом
Я надеюсь,
Что сумею найти что-нибудь еще,
И смогу всегда носить это с собой..
Фильм никуда не спешит, кадры медленные, и героини долго могут смотреть в окно, лежать и смотреть в полоток, крутиться на кресле и ждать когда же рабочий день закончится. Кадры города постепенно сменяют друг друга: улица, базар, метро, стадион, трущобы, больница, оконная створка, бьющаяся туда-сюда от ветра, женщина идет по лужам, закрываясь дождевиком от дождя, едет в метро, вот она жарит рыбу, рассматривает рисоварку, разбирает документы, в темноте на кухне с фонариком на телефоне читает стихи.
А сейчас ты,
Сидишь в доме по соседству
Горишь, как лампа, чей свет завораживает,
И согревает меня по ночам
6 апреля 2025
Этот фильм мог быть про любой город на свете. Но он про затопленный огнями и запахами котел Мумбаи. И к такому индийскому кино массовый зритель точно не привык. А зря. Одни живут в душных каменных артериях, другие, как проигравшие, возвращаются (а еще хуже и не уезжают) в разбросанные по рекам и джунглям отрыжках допотопной цивилизации
Еще древнее другие вопросы, разделяющую эту страну на группы, касты, схизмы, паствы, тантрические совокупности. Индия - страна раздельных смыслов, но общих проблем. Об этом, прежде всего, фильм Паял Кападии, всего лишь второй в ее карьере
В псевдодокументальной манере Кападиа рисует портрет Мумбаи на фоне трех женщин. Одна живет работой и правилами, ждет мужа, который уехал в Германию, но скоро перестал даже писать. Вторая молода и свободна, она влюблена в парня другой религии и другой касты, но вот только ее семья уже приготовила для нее правильного жениха. Третья, женщина в годах похоронила мужа и, прожив полжизни в его доме, из-за бюрократии лишается всего
На первый взгляд это история бед и трагедий, человеческой неспособности сломать оковы. В реальности 'Все, что нам кажется светом' скорее попытка уловить фрагмент жизни. И найти в нем уют вечерней дороги домой, тепло остывшей сковороды из-под карри и бесконечный свет, поймать который иногда легче во внешнем мире, чем в себе. Кападиа рисуют Индию без прикрас, но ее метод далек от типичной для подобного хтони. Да, женщины тут бесправны, но они не несчастны
'Все, что нам кажется светом' - история не столько про позитив, сколько про отказ от противления злу злом. В ламповом свете Мумбаи здесь оживают человеческие души. Поломанные судьбы лишь спутники человеческого потока бытия. Лаконичность тут становится способом экспрессии, нетипично тихой и ментально исцеляющей. Огнями рампы для имеющих меньше или тех, кого принято не замечать
Вот девушка выбирает бурку для тайного свидания с парнем-мусульманином, вот другая пытается найти в кучах житейского мусора несуществующие документы, вот третья срывается на приезжего доктора, явно испытывающего симпатию к ней. А вот они вместе изучают подаренную кем-то импортную рисоварку. Это моменты жизни, где вчера переплетено с завтра. Прямо как в языке хинди
'Свет' похож по тональности на позднего Джармуша, не зря тут тоже читают стихи. Конечно, это оммаж Антониони, на экране проживают жизни его персонажи. Наследует 'Свет' и любому меланхоличному инди-фильму, в стиле того же 'Солнце мое'. Странно не сравнить фильм и с Вендерсом. Кападиа добивается удивительного эффекта, при котором героев фильма не жалко, несмотря на их беды. И это при том, что это - фильм, существующий в прожекторе досветодиодных ламп
Да, это в том числе и разговор о несправедливости, о предопределенности, о неспособности людей быть лучше, чище, свободнее, но Кападиа отводит проблемам второй план. Главный - у ясного взгляда и надежды на будущее. Иллюзий, ведь Мумбаи - город иллюзий. Он не шумит тут, его заглушают биения трех сердец. 'Свет' можно назвать фильмом-другом, фильмом-загадочным незнакомцем за соседним столом. Разговором о проблемах, которые и три тысячи лет назад пытались решить люди, пусть и иначе их называли
Как итог, 'Все, что нам кажется светом' - это тусклый огонек на противоположном берегу залива. До конца неясно, это просто мираж или плывущий издалека корабль. 'Свет' и Кападиа учат очень важному навыку - уметь жить здесь и сейчас. Искать откровения в рутине и наслаждаться моментом нечаянно выпавшего вдохновения
Надежда, без сомнения, самообман, но это все, что у нас есть. И тысячелетняя история индийских проблем - не самый плохой пример для этой иллюстрации
2 апреля 2025
Грустноватая, но приятная и умиротворяющая инди-атмосфера с красивой музыкой. В финале, что-то похожее на мистический реализм. При этом кино индийское, но по ощущению, очень похоже на европейское. Множество нюансов ненавязчиво переходящие в темы, которые наверняка акцентируются разными людьми не всегда одинаково. Определённо есть тема социальной культурной разобщённости из-за привязанности традициям. В Индии это особенно явственно, но такая проблема может быть в любой стране. Отдельная тема поколений и сложности их адаптации, как раз таки из-за связи с прошлым. Естественно, тема женской жертвенности из-за большей зависимости от общественного влияния. Проскальзывает мягкий нео-феминизм, в рамках картины, где женщины принимают решения, а мужчин или нет, или они в пассивной позиции. Ещё в фильме есть такая мягкая общая идея о том, что как бы большое традиционное счастье, оно не для всех или иллюзия. Огни большого города превращают людей в вечно бегущих мышек в масках радости и довольства. Этакая метафора. А счастье надо искать в себе и путь к нему лежит, через понимание в первую очередь себя самого. То есть, надо в первую очередь, осознать и понять, что же тебе действительно нужно для этого счастья. И ещё, прошлое надо уметь отпускать.
Сюжет. Три женщины разных возрастов. Молодая и среднего возраста живут вместе. И они основные героини. Старшая отдельно. Женщины живут и работают в Мумбаи. И все по своему несчастливы. Старшая, вроде как самая самодостаточная, но не нашла своё место в большом городе и хочет вернуться в родное село. Средняя правильная, приверженная обычаям и нормам общественной морали. Её традиционно отдали замуж за не знакомого мужчину, который тут же уехал в Германию и пропал. Из-за этих традиционных цепей она должна ждать мужа и не может устроить личную жизнь. Наверное, она самая страдающая из всех. И с ней будет тот самый аллегоричный мистическо-реалистичный исход. И самая молодая, вроде как больше остальных оторванная от традиций, но всё равно подвержена давлению общественного мнения и из-за этого не может открыть свою связь с парнем из другой веры. Финал у истории открытый, светлый и добрый, как ветерок летнего вечера. Эта атмосфера очаровывает.
Кино рекомендую. От него остаётся приятное ощущение. Актрисы сыграли замечательно. Хорошая музыка. Хорошая история и идеи. Картина получила Гран-при Каннского фестиваля.
24 марта 2025
“Все, что нам кажется светом” – это второй индийский фильм в основной конкурсной программе Канн; первым былa драма “Приговорённая” (Swaham) Шаджи Н. Каруна в 1994 году. Но в 1994 году всё ограничилось номинацией, а в 2024 году ситуация сложилась иная. Пусть новая драма тоже осталась без Золотой пальмовой ветви, но Паял Кападиа увезла с собой Grand Prix, вторую по значимости награду после Золотой ветви.
Для самой Кападии “Все, что нам кажется светом” – это дебют в полнометражном художественном кино. До этого она делала короткометражные и документальные фильмы. Её документальный фильм “Ночь полного незнания” (A Night of Knowing Nothing) в 2021 году выиграл в Каннах приз Golden Eye. В документальном фильме рассказывается история пары, которая не может быть вместе из-за принадлежности к разным кастам.
В новом художественном фильме тоже есть мотив разных каст, а также бюрократии и в целом весь фильм показывает будничные проблемы, которые покажутся знакомыми большинству людей.
История развивается в Мумбаи вокруг трёх женщин Парвати, Прабхи и Ану. Они работают в многопрофильной больнице. Ану и Прабха на пару снимают одну квартиру. Парвати живёт в квартире, которая осталась ей от мужа.
Каждая из них проживает свою собственную проблему, но они стараются держаться вместе, чтобы справиться стало проще.
Я совсем недавно дочитала роман “Шантарам” Грегори Дэвида Робертса, и впечатления ещё не улеглись. То, как Робертс пишет об Индии, о Мумбаи (вернее, на тот момент ещё Бомбее), не может оставить равнодушным. Все эти детали, метафоры, подмечания культуры увлекают и погружают не только в текст, но и создают ощущение пребывания рядом с главным героем романа Лином. Поскольку действие драмы Паял Кападии “Все, что нам кажется светом” развивается именно в Мумбаи, для меня это стало решающим фактором, чтобы не отодвигать просмотр. Мне хотелось ещё немного хотя бы мысленно побыть в Индии.
Как ни странно, но текст Робертса помог в восприятии фильма. Его точные формулировки отлично соотносятся с эстетикой, выведенной в фильме.
Фильм начинается сценами городской жизни, в которых показано множество разных людей, транспортных средств, а поверх этого звучат закадровые голоса разных жителей, рассказывающих свои истории.
Шумный, пёстрый город, его называют тут городом-иллюзией, в котором современная застройка соседствует рядом со сточной канавой. Здесь действительно очень жарко – нет такого момента, когда бы кожа действующих лиц не блестела от испарины (Прабха постоянно вытирает лицо и шею салфеткой). Здесь люди хотят жить долго и счастливо, но средневековые правила по-прежнему имеют место (это то, что касается заключения браков) или сильно портит настроение бюрократия, пресловутая ‘бумажка’ делает человека значимым, а без неё он становится невидимкой.
Драма “Все, что нам кажется светом” очень спокойно и буднично рассказывает о жизни, не просит для Прабхи и её подруг сочувствия. Это история других людей из далёкой страны с совершенно другой культурой, но их переживания выглядят удивительно знакомыми. Вот в этом заключается ценность этого фильма. Паял Кападиа показала общность всех людей; где бы люди ни жили, они стремятся к близости, к пониманию, уюту и к тому, чтобы их уважали.
22 марта 2025
Фильм Паял Кападиа рассказывает о трех женщинах, работающих в больнице в Мумбаи, которые ежедневно помогают другим людям, но не способны помочь сами себе. Незапланированная поездка в другой город откроет им глаза на мир вокруг и, возможно, навсегда изменит их жизнь. «Все, что нам кажется светом» получил Гран-при на Каннском фестивале и стал первым индийским фильмом, представленным в конкурсной программе с 1994 года.
Мягкая, мерцающая красота пронизывает образы Мумбаи, которые открывают фильм. Камера мечтательно блуждает по городу, фокус скользит, фигуры меняются, все на экране кажется хрупким и непостоянным. Шум транспорта и толпы сливается в тихий призрачный фон, прерываемый невидимыми и безымянными голосами, каждый из которых рассказывает о своей жизни в Мумбаи. Один голос говорит, что живет в городе уже 23 года, но все еще боится называть его домом. Другой делится, что приехал сюда после ссоры с отцом. Затем камера фокусируется на женщине с уставшим взглядом, которая направляется домой.
Прабха (Кани Кусрути) старшая медсестра в больнице, ее муж уехал на заработки в Германию сразу после свадьбы много лет назад и давно перестал ей звонить. Ее коллега доктор Манодж, похоже, полон намерений ухаживать за ней, но она не знает, имеет ли она право принимать его ухаживания, будучи официально замужем. Прабха живет в маленькой уютной квартире с молодой медсестрой Ану (Дивья Прабха). Ану влюблена в мусульманина, с которым она тайно встречается, боясь осуждения родителей, которые всеми силами стараются найти для нее подходящего супруга. Между тем, овдовевшая повариха Парвати (Чхая Кадам) сталкивается с угрозой выселения из дома, в котором она прожила более двух десятилетий. Несмотря на всё, эти бурлящие волнения — одиночество Прабхи, любовь Ану и отчаяние Парвати — остаются тихими и неприметными, по крайней мере на поверхности.
Устав бороться с властями Парвати решает вернуться домой, в свою деревню на берегу Аравийского моря. Она просит Прабху и Ану помочь ей переехать, и они только рады отдохнуть от городской суеты. Вдали от дома им удается создать своего рода импровизированную семью, в которой есть понимание и поддержка, отсутствует осуждение, и кажется есть надежда на совсем другое, светлое и беззаботное будущее.
В одном из интервью режиссер Кападиа отмечала, что не нужно далеко ходить за вдохновением, потому что жизнь, которая нас окружает, полна поэтических моментов. Эта художественная философия прекрасно продемонстрирована в отдельных кадрах фильма. Медперсонал больницы выбегает на крышу, чтобы унести развевающиеся на ветру простыни перед дождем. Прабха сидит перед открытым окном в квартире, читая стихотворение доктора Маноджа с фонариком, а где-то вдалеке гремит проезжающий мимо поезд. Ночь наполнена городскими шумами, подчеркивая ее чувство одиночества. Дождь хлещет по окнам, занавески поднимаются от порывов ветра, а Ану и Прабха лежат в постели бок о бок, глубоко погруженные в свои мысли.
Свет играет основополагающую роль в этом фильме. Первая половина заполнена городскими огнями и пробками. В Мумбаи сезон дождей, все окутано легкой серой дымкой. Сотни источников света — от светящихся экранов мобильных телефонов до уличных гирлянд и фейерверков, взрывающихся над городом, приковывают внимание зрителя и манят одновременно простотой и великолепием. Во второй половине в Ратнагири присутствует много солнца. Изображения кажутся выцветшими, с полной потерей деталей, отчего происходящее на экране становится похоже на сон. Буквально рисуя светом, режиссеру удается наполнить эту пронизанную щемящей грустью историю надеждой и простой истиной о том, что важно жить сегодняшним днем, не оглядываясь на прошлое и не задумываясь о будущем.
21 марта 2025
'Всё, что нам кажется светом' 2024 г. абсолютно справедливо стал одним из главных неанглоязычных фильмов года, отмеченным самыми авторитетными премиями и изданиями.
Это всего лишь второй фильм индийской кинематографистки Паял Кападиа, но выглядит он как образец высококлассной режиссуры и сценарного мастерства. Голливуд точно захочет пригласить Кападиа снимать для него кино.
Итак, о чем фильм 'Всё, что нам кажется светом'?
В центре внимания истории трех медицинских сестер, работающих в Мумбайской больнице. Две из них живут вместе. Одна - молодая девушка, у которой тайный роман с парнем мусульманином (что является абсолютно неприемлемым для ее семьи). Вторая - женщина постарше, она замужем, но супруга своего практически не знает и не видела. Ее выдали замуж родители, а после свадьбы он уехал в Германию и со временем перестал даже звонить.
История третьей женщины связана с возможностью жить в Мумбаи. Застройщики ее выселяют, так как у нее нет документов, подтверждающих право на жилище.
А равноправным героем, соседствующем с этими тремя женщинами, является сам город Мумбаи. Самый крупный, самый густонаселенный город Индии предстает перед взором зрителей в неожиданном свете. Он почти неотличим от Нью-Йорка, Лондона и других городов мира, славящихся своим бешенным ритмом жизни и функционированием 24 часа в сутки. Это город иллюзий, в котором люди становятся частичкой общественного потока, лишающего каждого собственной самости и навязывающего публичность. Паял Кападиа показала Мумбаи с большой любовью, но при этом отразила и его величие, и его ничтожность.
Ну а центральной темой 'Всё, что нам кажется светом' является любовь. Но это не романтическая драма в классическом варианте. Это скорее рассуждение о месте любви в жизни человека. О том, что одиночество не может быть благодатью и каждому человеку важно чувствовать свою принадлежность к кому-то. О том, что социальные нормы и коллективные представления о приемлемом слишком сильно вмешиваются в нашу жизнь. Оглядываясь на мнение родных и знакомых, мы часто делаем то, чего не хотим и не делаем то, чего хотим. Но еще больше 'общественное' контролирует наше собственное самосознание и обрести свободу от него очень-очень сложно. Общественные правила таким образом определяют нашу судьбу.
'Всё, что нам кажется светом' - это кино об иллюзиях и о болезненном процессе прощания с ними. Ведь попрощавшись с иллюзиями, человек лишается всей своей прошлой жизни и теряет даже самого себя из этого прошлого.
Паял Кападиа упаковала свои размышления о соотношении истинных личностных ценностей и общественных норм в великолепную историю. Ее фильм отлично отражает мысли и чувства всех героев, приводит зрителей к однозначному осознанию смысла истории, но делает это не прямым проговариванием и не однозначными действиями. Нет. Этот фильм построен на междустрочьях, контекстах и даже магии. Прекрасный образец кино, которое говорит со зрителями кинематографическим языком.
В сравнении с огромным числом современных фильмов, топором долбящих в мозг зрителя свои идеологические лозунги о том, что социальные нормы и ценности прошлого все мы обязан выкинуть на помойку, 'Всё, что нам кажется светом' выглядит фарфоровой статуэткой среди штабеля дров.
Рейтинг фильма - 7,2 в IMDB и 6,9 в Кинопоиске. Однозначно рекомендую к просмотру.
20 января 2025
За что мы в частности любим кинематограф? За образование, за возможность путешествия и узнавание новых культур? Смотрел ли я осознанно хоть один индийский фильм или фильм про Индию? Наверное, да когда-то в прошлом. Но то были американские произведения. Сейчас передо мной настоящий индийский фильм, и я безумно рад, ведь как можно ничего не знать о самой населенной стране в мире? Где её певцы, артисты, ученые и герои? Где её люди? Они здесь, в фильме «Все, что нам кажется светом» режиссера Паял Кападиа.
Ночной город, бедные районы, тесные квартиры, скандалы дома и сплетни на работе. Нам, кажется, это знакомо до боли из картин, скажем, Ким Ки Дука или других восточных авторов. Жаркая, яркая, местами неопрятная и небогатая Азия со своими маленькими, но живыми людьми. С персонажами, в глазах которых иногда видишь свое отражение. Это так странно, они так далеко. А на самом деле, они так же ездят в метро после работы, жарят курицу на ужин, волнуются из-за судьб своих близких, скучают по прошлому и не могут найти себе места в большом городе. Это кино кажется обманчиво простым и реалистическим долгое время. До последних сцен, в которых происходят волшебные или сновидческие события, открывающих нам душу сдержанной главной героини. Фабулу и развитие сюжета рассказывать не вижу смысла. Их практически нет. Две женщины занимаются домом, делами, влюбляются и просто живут сегодняшним днём. Это так поэтически просто, светло и лирично.
Фильм снят очень сдержанно, но технично. В романтичном ночном освещении, с яркими костюмами, выразительными портретами, с легчайшей фоновой музыкой. Тут нет острых конфликтов или неожиданных поворотов, но в сценарии совсем нет фальши и лишних бесед. Режиссер Паял Кападиа мастерски без пафоса, моралей, жанровых штампов рассказывает нам историю Прабхи и Ану. Личную, меланхоличную, тонкую. Фильм стал для меня так близок и приятен, как прошлогодние «Прошлые жизни» Вима Вендерса и 'Опавшие листья' Каурисмяки. Усталость Канн от душераздирающих социальных лент из Европы понятна. Хотя и их было много. Пока Европейская динамика теряется в обилии смыслов, повесток, новаторства или ретрофилии, азиатская сдержанность уносит нас к подлинному искусству и его простоте.
8 января 2025
В последние годы в индийском кино появляется все больше фильмов независимых режиссеров, которые освещают социальные темы совершенно в другом, не болливудском, стиле: без ярких песен и танцев, без пафосных диалогов и монологов.
Одним из таких режиссеров является Паял Кападиа родом из Мумбаи. Это все лишь ее второй полнометражный фильм и первый художественный (предыдущий был документальным), а уже такой успех - второе место в Каннах. И это вполне объяснимо.
'Все, что нам кажется светом' - одна из тех картин, в которых чувствуется та самая магия кино. Несмотря на всю простоту и неспешность повествования, фильм завораживает и оставляет с ощущением полного умиротворения.
Неяркими мазками в приглушенном свете рисуется картина жизни маленьких людей в огромном мегаполисе Мумбаи. Именно здесь живут главные героини - две медсестры: Прадха и Ану, работающие в одной больнице и вместе снимающие квартиру. Они такие разные по возрасту и характеру, но в то же время объединенные общими сомнениями и целями. Прадха строгая, серьезная, отдает все время работе, только бы не оставаться одной со своими мыслями. Ану, наоборот, веселая, более легкомысленная, открытая миру.
Они терзаются сомнениями о жизненном пути: Прадха - о неудачном замужестве, а Ану о своем возлюбленном, с которым ей нельзя быть вместе из-за разных религий и семьи. Также они рассуждают о трудностях жизни в городе, о предрассудках, которые все еще сильны в современной Индии и как тяжело женщинам справляться с ними.
И тем не менее именно Прадха и Ану и есть свет в этом мрачном городе, так как они помогают больным, коллегам, случайным людям. Ключевым моментом является помощь их коллеге Парвати, которая из-за бюрократии вынуждена уволиться и уехать в родную деревню. Девушки поддерживают Парвати и находясь вместе с ней вдали от шумного города, постепенно начинают слышать свои настоящие чувства.
Как же здорово сделан цветовой контраст между городом с темными тонами, снующими толпами людей, переполненными поездами, вечным дождем и грустью; и деревней с бескрайним океаном, тихим тропическим лесом и ясным небом.
В конце мы так и не узнаем, какой выбор сделали героини и что будет дальше, но это и не важно, ведь в моменте чувствуется, что они спокойны и счастливы. С такими же эмоциями остается и зритель сразу после просмотра.
В фильме очень хороший актерский состав, все три актрисы в женских ролях прекрасны. Музыка также хороша и необычна.
А вот манера съемки может приглянуться не всем - много тягучих кадров. Чувствуется прошлый документалистcкий опыт режиссера.
Еще что необычно для индийского кинематографа, в фильме есть пара пикантных сцен, так что фильм скорее рассчитан на европейского зрителя.
Итого, картина определенно понравится ценителям тихих фестивальных шедевров и всем, кому интересно взглянуть на настоящую Индию.
3 ноября 2024