| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
5.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мистер К |
| английское название: |
Mr. K |
| год: | 2024 |
| страны: |
Нидерланды,
Норвегия,
Бельгия
|
| режиссер: | Таллула Хазекамп Шваб |
| сценарий: | Таллула Хазекамп Шваб |
| продюсеры: | Мартин Колховен, Olivier Mortagne, Martien Uyttendaele, Синиша Юричич, Ян ван дер Занден, Dirk De Lille, Фрэнк Клейн, Tine Klint, Ники Лескинен, Леонтине Пети, Дрис Флио, Elleke Swaans, Джуди Тосселл, Эльс Вандеворст, Инеке Кантерс, Эрик Глейнис |
| видеооператор: | Франк Грибе |
| композитор: | Стиин Коул |
| художники: | Бас Шварц, Манолито Глас, Маартен Пирсма, Шарлотта Уиллемс, Erly Brugmans |
| монтаж: | Маартен Дженссенс |
| жанры: | комедия, драма, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$25 816 |
Мировые сборы:
|
$128 281 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 сентября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 34 мин |
Этот фильм, бесспорно, является праздником для любителей тяжелой абстракции и я не понимаю, почему наткнулся на него случайно в не из какой-то подборки великих, однако он так же может стать болью для случайного зрителя, который не понимает, как это дело вообще работает.
Так-то вроде понятно, можно даже сказать, очевидно, что тут логика сна, но тут ровно как и со сном: интуитивно сформулировать суть увиденного практически нереально, а следом и понять «Что это вообще было?!». К тому же эта версия является сильно продвинутым концептом путешествия по внутренней империи, что подразумевает знание базовых правил и законов этой версии реальности.
В данном случает подсказок как, куда и в каком смысле смотреть, можно пересчитать по пальцам.
Первая подсказка — это очевидный пролог, где герой выступает с фокусом, на который никто в темном зале не обращает внимания, после чего идет резкий прыжок в тело истории, и тут крайне важно понимать, зачем он тут вообще нужен. Если его читать буквально, как какой-то фокусник выступает в каком-то заведении с фокусами, то он ни на что вроде бы не влияет, однако в такой интерпретации в сюжете невозможно определить инициирующее событие, а без него по определению не может быть истории.
Если же прочитать пролог как часть внутренней империи, где герой, находясь в привычном для него мире, привычно пытается казаться окружающим лучше, чем есть, показывая метафорические фокусы, на которые уже всем давно всё равно, то именно такая реакция и является инициирующим событием и позволяет сформулировать осознанное желание завязать со всем вот этим вот.
Тут, как говорится, «хочешь изменить мир — начни с себя», и осознанное желание запускает ревизию внутренней империи, но что именно тут происходит?! Перед тем как попытаться разобраться в «что», необходимо разобраться с «как».
Тут на помощь может прийти понимание базовых законов драматургии, которые в данном случае продолжают работать, несмотря на творящийся сюрреализм.
Глобально подавляющее большинство историй строится на базе трех- или пятиактной структуры. Знание этого дела пригодится при анализе любой художественной истории, эта же, очевидно, построена на базе пятиактной структуры, принципиальное отличие которой от трехактной состоит в том, что кульминация тут, где герой претерпевает метафорическую смерть, происходит строго посередине, а не в точке стыка 2 и 3 актов, и именно с середины начинает то, что можно назвать путешествием переродившейся личности в новую зону комфорта.
Просто понимая базовую структуру, мы уже имеем ответы на 3 из 5 базовых вопросов, позволяющих сформулировать суть любого художественного произведения, а именно:
1) Кто главный герой? С этим тут проблем нет слава богу.
2) Какой герой был в начале? Знаем из пролога.
3) Какой в конце?
4) Где произошло изменение? Знаем из структуры.
5) Что всё это значит?
Итого имея ответы на 3 из 5 вопросов, уравнение кажется уже не таким сложным, правда?
Для ответов на оставшиеся вопросы, надо определить кем являются образы обитателей внутренней империи и куда стремится герой, после перерождения?
Кажется, сложно, но только если не понимать, кто обитает в здоровой версии сознания, а тут, слава богу, именно такая версия. По сути, обитателей любой внутренней империи можно разделить на 3 образа: сознание, подсознание и проекции всего того, с чем они сталкивались в течение жизни.
В данном случае сознание определяет осознанным желанием перестать поддерживать иллюзию, которая никому не нужна, что запускает ревизию внутренней империи, в процессе которой неожиданно выясняется, что поговорка «Человек может уехать из деревни, но деревня из него никогда» оказывается не так проста, как кажется. Начав свое движение в хронологическом порядке по чертогам памяти, сознание (аватаром которого является герой истории) «неожиданно» обнаруживает сопротивление, которое делает невозможным достижение изначально намеченной цели, и это «что-то» обитателями империи определяет как «Оракул».
Зная, кто в принципе обитает во внутренней империи, и определив 2 из 3 её обитателей, возникает прям вопрос на миллион: кто это такой третий, кто мешает сознанию и кого обитатели отеля называют «Оракул»? Кто там в вашей личной империи отвечает за интуицию, а?
Понимая вышесказанное, для формулирования ответов на недостающие вопросы остается только определиться со смыслом двух образов – уменьшением пространства и тем, что обитает в стенах.
Первое — это то, что происходит со временем с каждым сознанием. Поначалу всем кажется, что мир бескрайний и в нем можно стать кем угодно и делать что угодно, надо только захотеть, однако чем дальше, тем очевидней становится, что устроено это дело несколько сложнее, что тут как раз и эмулируется.
Со вторым дела обстоят несколько сложнее, т. к. дело это относится к концепции осознания себя в эмуляции. Обратите внимание на форму этой самой «жизни» – по сути, это визуализация того «железа», на котором работает эмуляция личности в голове каждого из нас. Дело может показаться не принципиальным, но это ключевой образ для интерпретации глобального смысла истории.
Собственно, тут, имея всё необходимое, мы подходим к финальной сцене, которая дает ответ на финальный вопрос «Что всё это значит?!», но давайте сохраним интригу на просмотр… Просто понимая основы драматургии и то, какую эволюцию проходит герой истории, вы сможете интерпретировать практически любой отдельный образ и/или действие, которые вместе создают иллюзию тяжелейшей, фактически неприступной абстракции, а это, в свою очередь, позволит осознанно вникать и интерпретировать практически любую абстракцию, а это не просто уникальный опыт, а, по сути, доступ в новую реальность.
Резюмируя, скажу так: эта история без каких-либо «но» и «если» стоит в одном ряду с лучшими представителями жанра «Внутренняя империя», однако благодаря своей относительной структурной простоте позволяет произвести осознанный анализ увиденного. Разумеется, для этого потребуется приложить усилие, но оно того стоит, т. к. разобравшись с этой историей, вы по сути получите прямой доступ к пониманию подобных абстракций.
10 из 10
6 сентября 2025
Проведя ночь в отдаленном отеле, странствующий иллюзионист Мистер К обнаруживает себя в клаустрофобическом кошмаре, в котором, как бы ни старался, он не может покинуть здание.
Фильм «Мистер К» — не линейный рассказ с четкой моралью, а довольно сумбурное метафорическое высказывание, которое можно трактовать примерно как угодно. На мой взгляд, в основе тут лежит чувство потери контроля, кризис идентичности и абсурдность бюрократических процедур или социокультурного устройства общества как такового.
Вот несколько ключевых смысловых уровней, которые я здесь для себя выделяю:
1. Ловушка системы (или сознания)
Мистер К. попадает в гостиницу, из которой невозможно выбраться — это может быть метафорой:
• бюрократической машины, где человек растворяется как личность (отсылка к Кафке, особенно к его «Замку»);
• жизни как парад абсурда, где мы выполняем навязанные роли, не понимая, зачем и кому это надо;
• психологической тюрьмы, где страхи, чувство вины и чужие сценарии мешают выйти «наружу» истинному я.
На это намекает жесткая иерархичность в работе персонала отеля: так, одни день за днем разбивают яйца, другие их взбалтывают, третьи - жарят омлет.
Несколько раз толпа буквально подхватывает и несет главного героя. И поначалу кажется, что, попав в инородное и враждебное пространство, единственный выход – стать частью системы. Но это сложно сделать нестандартно мыслящему творческому человеку, слишком свободному, чтобы быть винтиком и шестеренкой.
2. Кризис профессии и утрата идентичности
Главный герой — фокусник, выступающий в дешевых барах, артист, чей дар в эпоху AR и 3D больше никому не нужен.
Его заточение в отеле можно интерпретировать как страх перед забвением, бессмысленностью и вырождением своего ремесла.
Когда стены здания начинают сжиматься, сужая пространство, кажется, что это метафорические рамки, в которые общество постоянно пытается загнать творца, указывая ему, как надо, и где его место.
В начале фильма мы видим зал ресторана, полный людей, которые выпивают, ведут праздные беседы, не обращая совершенно никакого внимания на выступление Мистера К.
Очутившись в отеле, на полпути к очередной забегаловке, где у него должен состояться перформанс, уставший и расстроенный иллюзионист критически осматривает чемодан с реквизитом и обрывает приклеенную к внутренней стенке саквояжа афишу, на которой он еще молод и, очевидно, популярен.
3. Исследование навязанной реальности
Герой попадает в среду, где действуют чуждые его восприятию и абсурдные правила.
Его не спрашивают, хочет ли он участвовать — он уже участвует, что отсылает к идее насаждаемой идеологии и фальшивой нормальности, из которой никак не получается вырваться.
Между иллюзионистом и одним из постояльцев отеля, например, идет следующий диалог:
— Неужели тебе плевать, что происходит? А как же правда?
— Ты думаешь, что знаешь правду. А чем твоя правда лучше моей?
4. Сон или лимб
Еще была мысль, что гостиница — воплощение чистилища, в котором герой «застрял», переосмысляя свою жизнь на пороге перерождения.
Или же все это — просто сон, где каждый сюжетный поворот — символ жесточайшего внутреннего конфликта.
Подводя итоги, отмечу потрясающие декорации и музыкальные номера, самобытные и пугающие образы затерявшихся в отеле постояльцев. Ну и, конечно, выдающуюся игру Криспина Гловера.
Важно еще раз для себя принять: «Мистер К» — кино не событийного толка. Оно про ощущение потерянности, абсурда происходящего и тщетности попыток побега.
Можно его расценивать как притчу, психоделический опыт или кафкианскую головоломку. Главное — не искать прямого ответа, а дать себе возможность испытать всю гамму чувств, что терзают героя, пройдя вместе с ним этот пугающий и странный путь.
19 апреля 2025