Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Наследие |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Роман Михайлов |
сценарий: | Роман Михайлов |
продюсер: | Юлия Витязева |
видеооператор: | Алексей Родионов |
композитор: | Павел Додонов |
художники: | Ксения Беляева, Варя Бартновская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
Картина имеет очень интересную структуру, точнее ее отсутствие в привычном виде. Я бы даже сказал, что она скорее напоминает финальную серию сериала, которая в очень неспешном темпе подводит итоги и закладывает потенциал для продолжения.
Все ключевые действия произошли до ее начала, в частности герои уже прошли через все метаморфозы, и никак не меняются по ходу действия, все чеховские ружья уже заняли свои места и уже ничего принципиально не может повлиять на вектор развития истории.
В результате получилась очень атмосферная эмуляция жизни сельской глубинки, в которой одновременно важно всё и неважно ничего. Главный герой является неотъемлемой частью данного мира и ему ни чужды никакие радости и грусти, единственное что выделяет его на фоне остальных – в его судьбе есть один момент который поделит жизнь на до и после и сходя из названия и аннотации можно догадаться куда дует ветер.
Однако за фасадом относительно простой истории скрывается очень интересный философский вопрос и честно говоря не понятно, почему никто толком не пытался в нем покопаться. Потенциала для творчества тут никак не меньше, чем в концепции манипулирования временем.
Собственно, вопрос этот касается принципиальной несовместимости понятий «свобода воли» и «судьба», при этом на примере данной истории очень хорошо видно, как в умах людей могут уживаться эти фактически взаимоисключающие понятия.
С одной стороны, любая традиционная религия постулирует свободу воли, т.е. оставляет за человеком право активно влиять на свою жизнь и именно из-за этого вступает в активный конфликт со всем, что подразумевает существование «судьбы».
С другой стороны, базовая вера нашего вида, простите за тавтологию, желает верить в то, что миром управляют какие-то механизмы высшего порядка, которые определяют судьбу, что делает разного рода шаманов, гадалок и т.д. неискоренимой частью социума.
В результате рождается парадокс, делающий невозможным сосуществование религии и веры, и который очень интересным образом раскрывается в данном фильме.
Если «наследие» стало возможным в результате свободной воли, то действия главных героев, причем как писал выше, большая часть которых произошла до старта повествования, являются результатом цепи невероятных случайностей, сравнимых с вероятностью выпадения орла, скажем, 50 раз подряд.
Если же «наследие» стало результатом «судьбы», то получается, что понятие «время» в привычном нам линейном понимании во вселенной картины не существует, что фактически разрывает в клочья тотально все базовые понятия современной науки.
Только после просмотра данной ленты задумался, какая бездна лежит между понятиями «свободная воля» и «судьба». Очень надеюсь, что кто-нибудь обратит внимание на данный парадокс, и он получит развитие.
10 из 10
1 мая 2024
В мире мрачной фантазии Романа Михайлова, где трэш 90-х вечен, рэйвы мрачны, а гопники и менты суровы, обитают попы, колдуны и поповские дочки.
Их почти убедительно исполняют как талантливые, так и известные актёры. Туманное высказывание режиссёра, состоящее из суеверий, ересей и глупостей, доносится до зрителя почти достоверно. Киновоплощение тёмных воспоминаний грешной души о небывавших событиях почти материально. Раньше это называли чернухой, теперь метафизической глубиной. Раньше это шло по разряду криминального арт-хауса, теперь режиссёр вещает о своей просветительской миссии. Кадило из чашки может также заменить настоящее, как этот фильм может получать награды на фестивалях.
10 декабря 2023
Открыть так называемую 'вселенную' Михайлова для себя мне довелось крайне случайным способом, и сожалений по этому поводу, увы и ах, у меня теперь уйма. А вот каких и почему - сейчас по порядку.
Для начала хочу обсудить то, что бросается в самом начале - картинку.
Во-первых, цветокор отвратительнейший, этакая попытка сделать что-то похожее на плёнку, насколько я могу судить. Скажу сразу: неудачная. Сепия ложится плохо, цвета неживые, совсем не кинематографичные, выглядит дёшево и лениво. Сверху решили наложить шум, чтобы, видимо, убить качество картинки окончательно, не спасает ни хороший монитор, ни HD-качество плеера, а смотрелось это творение именно в таких условиях. Для чего? Непонятно. Но такой цветокор присущ всем картинам Михайлова - и это отвратительно. Монтаж должен украшать картину, а не гробить в ней последние крупицы чего-то стоящего.
Во-вторых, операторская работа тоже оставляет желать лучшего. Картинка брюзжит, как будто бы снималось без какого-либо намёка на стабилизатор. Кадры подобраны тоже неудачно, герои не попадают в фокус, ракурсы неинтересные. Чего стоит сцена почти в самом начале, где главный герой с приятелем идёт по улице: мы видим их спины на 75% экрана, остальное занимает пейзаж, но не раскрывает обстановку абсолютно. Для чего зрителю чуть ли не пять минут смотреть на спины подростков, не имея возможности осмотреться вокруг или хотя бы видеть эмоции героев? И таких примеров кадров можно найти много.
В-третьих, меня абсолютно разочаровал звук в картине. Что говорит большая часть актёров - непонятно. Очень тихо, неразборчиво. Неужели, если записать звук не с использованием хорошего (даже не профессионального, а просто хорошего!) оборудования на площадке, то хоть на монтаже поправить - так сложно? Эхо в локациях просто ужасное, понятной речи крайне мало.
Но бог с ней, с речью, в фильме присутствует музыка, и регулировка её громкости, казалось бы, выполняемая на стадии монтажа, как раз-таки дело подвластное, но и тут вылет в трубу. В сцене изготовления кадила песня обрывается резко, чуть ли не на полуслове, финальная тема звучит ужасно громко, оглушая на фоне плохого звука самого фильма. Про то, что музыка в фильме не имеет общего стиля, я вообще молчу.
В-четвёртых, актёры. И здесь ситуация получше! Исполнители большей части эпизодических героев хороши, своих героев действительно проживают. Единственное, в нескольких сценах идёт разрушение четвёртой стены, и, кажется, совершенно не предусмотренное: актёры смотрят в камеру, и это неоправданно сценически. Такого быть не должно, разлом четвёртой стены либо создаётся целенаправленно, либо подобные осечки переснимают в новом дубле.
А вот главный герой в исполнении Олега Чугунова расстроил полностью. Он выглядит как предмет интерьера, что у меня, как у тепло относящегося к его творчеству человека, вызывает только боль. Роль Руслана абсолютно не его, он выглядит глупо и карикатурно.
В-пятых, сама постановка фильма. Создатели позиционируют его как сон в своих интервью, но сном тут и не пахнет. Во сне всегда есть акцент: на обстановке, на людях вокруг, на происходящем. Здесь этого не наблюдается. Персонажи слиплись в один ком, акцента на Руслане как такого нет, картинка рванная, полна ненужного, а вот важные детали нам сообщать не хотят никак. Вставки мечты главного героя потанцевать с понравившейся девушкой на фоне топтания на месте и глупых улыбок друг перед другом в реальности заставляют чуть ли не плакать. Если автор так видит великой силы симпатию между людьми, то мне искренне жаль, это даже для символизма - полный бред.
Помимо этого нам показывают вечера с наркотиками, чуть ли не в деталях рассказывая все тонкости правильного употребления (и это, кстати, в каждом фильме Михайлова, что заставляет задуматься, и задуматься вовсе не о вреде психотропов). В то время как важные детали нам бросают резко. Про личность покойного Тихона, про его отношения с Русланом и жителями деревни - этого крайне мало, а именно это важно для понимания картины. Суть названия раскрывается криво, этому вообще почти не уделено времени, от чего у многих сложится впечатление, что фильму в название присвоили рандомное, но красиво звучащее слово. Мне попадалось интервью Микиты Воронова, и на вопрос о 'Наследии' он написал что-то, что к фильму не имело никакого отношения. Если даже актёры понятия не имею, что есть фильм для них, то что должен испытывать зритель? Плохо. Очень плохо. И дело не в уме зрителя. Тут можно сказать только: 'Дурак не поймёт, умный и смотреть не станет'. Бессмысленно потраченное время и полное разочарование для меня.
Похвалить могу только актёров, локации и внешний вид героев. Если об актёрах было уже сказано выше, то об остальном поговорим сейчас. Места выбраны действительно красивые. Посёлок выглядит приятным, но цветокор опять же убивает всю атмосферу, клуб со своими яркими цветами под подобную обработку вообще не годится, наложенный 'шум' создаёт эффект пикселей, от этого устают глаза, так что длительность фильма в час тоже большой плюс, больше - просто невозможно для глаз.
Работа костюмеров и гримёров достойная, и хотя здесь не было сложных и необычных образов, создать целостную картинку жителей посёлка и города, чтобы они не были ляпистыми и разрозненными, всё равно нужно постараться. И тут люди со совей работой справились отлично и заслуживают отдельного смайлика в карму.
Во многих интервью создатели неоднократно упоминают о том, что фильм создавался без финансирования Минкульта, гордятся этим и делают большой акцент. По итогу выше расписанная обработка кадра не нуждается в комментариях, тут и так ясно, что бюджет стремился к нулю. Тем не менее сейчас фильм выходит на платных площадках, показывался в акции Каро. арт, пытаясь втиснуться к коммерческому кино, которое, сложилось ощущение, создатели будто бы недолюбливают.
Мне доводилось много думать, почему же получается так, но вот встреча с режиссёром в жизни расставила все точки над гласными. Здесь нет гения, которым так восхищаются вокруг, только баловство, которое вскоре забудется.
28 июля 2023
Тема в фильме затронута по-настоящему любопытнейшая. При всей внимательной дотошности нашего постмодернистского разномастного общества, не вполне изученная и актуализированная.
Мальчик, живущий в небольшой деревне, еще сызмальства имеющий все предпосылки, чтобы быть исторгнутым серой реальностью мирян. Не зря он ангела встречает дважды.
Миряне, деревенские жители, которые показаны аутентично. Кто-то молодо-зелено учится любить, кто-то бороться, а кто-то работать. И тут преемственность, и тут наследие. Только другой функции.
Никонианские священнослужители, которые отказываются связываться с 'заложенным покойником', как у нас на Руси колдунов и ведьм называли. Всё равно что самоубийца, даже пострашнее будет...
В фильме каким-то полумраком полу-ржавчиной безвременных декораций показана жизнь, которая словно идёт мимо Руслана, главного героя фильма.
Тщета и пошлость реальности, её пустота и сновиденческая структура отлично показана режиссёром. Я это полюбил еще со времен ознакомления 'Сказки для старых'. Россия это сон, так нам еще Александр Блок напевал. Во сне наши раздолья и души почивают, в тайне.
Завораживает то, с какой любовью авторы отнеслись к данному феномену. Как в деревнях и сёлах нашей необъятной Родины у колдунов свои иконы, это вам каждый пацан в селе скажет. Скажет, а сам в это дело не лезет.
Главный герой вызревал на периферии ойкумены. На ней и принял инициацию. Символический 'отпев' без должного чинопочитания и рукоположения это невозвратная точка для героя, который закрепляет свои отношения с дедовой ношей. И, как подобает 'пограничному связному двух миром', пацан оказывается тем 'необходимым злом'. А еловые веточки на могилке деда даруют маслянисто-лесной аромат нового дома - смерти.
Заметны источники вдохновения авторов. Тут, кроме очевидных раздумываний Димы Кузнецова(жаль он не пошёл в кино, с Женей Ткачуком был бы оглушительно чудесный тандем, хехе)еще и визуальная новелла 'Шёпотки' затесалась. Радует.
Кино, как визуально, так и сценарно я оцениваю на твёрдые десять еловых веточек из десяти. Музыкально недотянули, топорненько вышло с вставками боливуда.
16 июля 2023
Только что досмотрела сразу после онлайн-релиза фильма, так что рецензия будет на первых впечатлениях.
Руслан, парень примерно лет 17-19, живет в селе. Его окружение вполне обычное для таких населённых пунктов: гоняют в автосервис, выпивают, слегонца торчат, меряются тем, у кого брат дольше сидит и кто там авторитет, собирают компанию на заброшенной хате регулярно, гоняют в город на тусовки и порамсить. Все вроде бы тривиально, только вот Руслан с первого же взгляда кажется совершенно чужим в этом мире по всем параметрам, вплоть до задумчивого выражения лица.
Рус раз в пару дней ходит навещать старика Тихона, который сильно болеет, приносит ему еду, разговаривает, сидит с ним. Всё село передаёт всякие вкусняшки и молочку деду - он местный колдун, очень многим помог и все просят передать ему и здоровья, и наилучших пожеланий, и всего-всего. Спрашивают, мол, как там Тихон со скорбными лицами, с напускной жалостью.
Спрашивают все. Но не заходит сам никто.
Руслан ездит в город с друзьями, которые его никогда не слушают, ни о чем не спрашивают и погружены в свой мир, знакомится там с девушкой, которая кажется ему ангелом. Она тоже «другая». Во всех смыслах.
Тихон умирает, перед этим попросив Руслана отпеть его, провести полную панихиду не меньше часа. И ни сельский священник, ни городской(оказавшийся отцом девочки-ангела) не хотят этого делать. Да и хоронить деда никто не хочет. И приходить на похороны тоже.
Руслан сталкивается с безразличием, грязью душ лицом к лицу. Даже те, кто казался ему образцом добродушия, разочаровывают его. Он всегда верил в Бога, но никогда не думал принять служение всерьёз, по-настоящему. Смерть Тихона и реакция окружающих на это и заставляют Руслана отказаться от девушки-Ангела, хоть и не перестать о ней мечтать, совершить ряд поступков, которые по-настоящему выкинут его из прежнего общества. И к концу фильма - метафорически занять место деда Тихона.
Мне очень нравится, что фильм показан будто сон с проводником в виде молодого парня - не так часто видно его лицо, в основном спина, ты будто проходишь за ним весь его путь, шаг за шагом. Все в тумане, как сказка и легенда о странном для многих людей поступке, словно рассказ о чем-то чуждом, из другой вселенной.
Очень сильно бросается в глаза «зазеркалье», в котором морально живет Руслан, но каждый день он вынужден находиться в том мире, в котором ему некомфортно, где он - лишний, юродивый, пускай и типа как социально приемлемый. Там для него нет места. Он не может стать своим в доску и вписаться в эту сеть бытия. Образ очень глубокий, интересный, и Олег Чугунов передал эмоции буквально телом и его движениями.
ОТДЕЛЬНЫЙ ШОК!!! В хорошем смысле.
В ранних рецензиях с кинофестов я видела всякие фразы типа «ну тут сцена из Брата почти». Так вот, посмотрела. И оммаж действительно есть, только вот главный герой мастерит кадило, а не обрез, и идёт не убивать, а увековечивать память человека, желать ему лишь лучшего в другом мире. Хорошее, короче, переосмысление.
Короче, 10/10 за фильм-сон и это очень зайдёт тем, кто задумывается о вопросах Веры и безразличия.
Сразу предупреждение: здесь придётся слишком много думать, осмыслять, порой пересматривать фрагменты по 3 раза, но кино это длится всего час, так что простительно.
15 июля 2023