| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5 |
IMDb
|
5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Ужасающие |
| английское название: |
The Well |
| год: | 2023 |
| страна: |
Италия
|
| слоган: | «Запри своих демонов» |
| режиссер: | Федерико Дзампальоне |
| сценаристы: | Федерико Дзампальоне, Стефано Мази |
| продюсеры: | Марио Пецци, Стефано Мази |
| композиторы: | Оран Лойфер, Лука Кьяравалли, Федерико Дзампальоне, Франческо Дзампальоне |
| художники: | Блажей Васяк, Антонелла Бальзамо |
| монтаж: | Эрик Страндт |
| жанр: | ужасы |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$205 291 |
Мировые сборы:
|
$491 556 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 октября 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 31 мин |
Каждая лента Федерико Дзампальоне заставляет зрителя удивляться. В его реальности вещи не такие, какими кажутся. Зачастую он позволяет героям находиться на грани между реальностью и их воображением. Сходная ситуация происходит и в этой картине.
Мы получаем неимоверно банальный дебют. Хрупкая девушка Лиза приезжает в темный итальянский замок. Он находится в глухой деревне. Здесь все намекает о проклятии, заговоре и ведьмах. И пока зритель выбирает, кто из окружающих представляет для Лизы наибольшую опасность, она как ни в чем ни бывало занимается реставрацией картины.
Обратите внимание на сцену знакомства Лизы с герцогиней. За вежливыми фразами несложно заметить внимательность с которой дамы изучают друг друга. Клаудия Джерини и Лорен Ла Вера слишком уж натянуто доброжелательны друг к другу. И режиссер здорово дополняет композицию тем, что часть сцены показывается с позиции стороннего наблюдателя - ворона, находящегося в клетке.
Середина ленты номинально предсказуема. Но для Дзампальоне это лишь повод показать свою самую сильную сторону - столкновение человека с иррациональным. В этом замке все не так. И зловещая картина, и обитатели, и жестокие убийства... Притом, что все сюжетные линии предельно предсказуемы Федерико Дзампальоне умудряется сохранить интригу. Прежде всего за счет добавления классических инструментов giallo. Зритель вместе с героиней вынужден блуждать впотьмах, догадываться и выживать среди торжества иррациональности. Ну а когда все элементы паззла станут известными...
Финал ленты приятно удивляет. Дзампальоне в очередной раз показывает авторскую респектабельность. Слишком уж уверенно у него получается преобразовывать жанровые клише. За основу тут был взят классический giallo Пупи Авати 'Дом со смеющимися окнами'. Это мрачная история, которая не оставляла никаких шансов для оказавшегося в равнинах Эмилии-Романьи интеллектуала. Местный жестокий, но внешне доброжелательный колорит привел его к безысходности. По ровно тем же лекалам развивается и фильм Дзампальоне. Но тривиальная страшная сказка получает качественно иное завершение. И зрителю следует внимательно подумать о том, кто тут изначально был изначально жертвой, а кто терпеливым и внимательным охотником.
8 из 10
6 июля 2025
Талантливая специалистка по реставрации картин Лиза приезжает в живописный замок в Италии, чтобы спасти пострадавшую при пожаре картину. Вокруг Лизы творится неладное - её преследуют кошмары, дочка хозяйки дома предупреждает об опасности, а знакомые Лизы бесследно исчезают.
Забавно, что итальянский мистический хоррор с ужасающим локализованным названием 'Ужасающие' (в оригинале 'Колодец') выходит в наш прокат одновременно с ре-релизом 'Суспирии' Дарио Арженто - обе истории можно описать так: 'Молодая американка приезжает в загадочный дом в Италии и оказывается в центре чертовщины, связанной с искусством'. Только если в 'Суспирии' речь шла о школе танцев, то в 'Колодце' - о реставрации картин.
Конечно, новая лента - совсем не джалло: по духу она ближе к современному 'пыточному порно', к которому как раз относились настоящие фильмы из серии об 'Ужасающем' клоуне Арте во 2-3 частях которой как раз снялась Лорен ЛаВера, исполняющая роль Лизы. Но общая атмосфера недомолвок, мрачных подземелий и крутых лестниц, уродства под маской красоты тут вполне 'суспириевская'. А про Лорен ЛаВеру можно уже окончательно сказать - новая королева крика родилась: настолько она органична в роли чистой душой, смелой, но при этом ранимой и местами наивной девушки.
'Колодец' мог бы стать прилежным наследником старой недоброй итальянской школы ужасов - тот же Арженто, оба Бава, Фульчи, Ленци, но, увы, распадается на две очень неравнозначные сюжетные линии, которые вплоть до третьего акта не пересекаются. В первой мы следим за историей Лизы, её работой, переживаниями, подозрениями - и фрагмент за фрагментом открываем, что же изображено на проклятой картине. Эта часть сделана по лекалам той самой старой итальянской школы, сама по себе она хороша, но для современного кино в ней проседает темп. Мы уже давно не в неторопливых 80-х. А в другой - куда более брутальной и кровавой части - мы следим за истязаниями группы туристов, с которыми Лиза познакомилась в прологе. Кто-то похитил их, заточил в подземелье с жутким колодцем, куда аутичный здоровяк в клоунском гриме (аллюзия на Гейси?) сбрасывает пленников по одному, предварительно помучив - эти пытки ничего не добавляют к сюжету и являются как раз типичными для джалло 'шоу-стопперами', когда зрителям с максимальной натуральностью (латексным гримом) показывают содранную кожу, отрубленные конечности и вырванные глаза. Возникает ощущение, что мы смотрим два разных фильма - каждый сделанный в своей добротной эстетике, но не особо рифмующихся друг с другом, как будто на разных скоростях. Мне оба жанра по душе, поэтому и общий результат понравился, но кого-то такой подход может оттолкнуть. Линия с пытками динамичнее, ярче, вызывает больше эмоций, и в ней есть персонаж, за которым интересно следить: девушка-афроамериканка, которая хочет любой ценой спасти подругу.
Когда обе линии объединяются, начинается сумбур и беготня, которые хорошо бы смотрелись в 80-х, но сейчас это смотрится наивно. Наибольший диссонанс вызывает эпилог, когда героиня фильма ведёт себя абсолютно не в соответствии с тем характером, который мы наблюдали весь фильм.
Также с грустью отмечу, что этот фильм стал одной из последних работ яркого итальянского актёра Джованни Ломбардо Радиче (1954-2023), который прославился в 80-х ролями в каннибальских фильмах Фульчи и Ленци. В 2017 году мне довелось встретиться и пообщаться с актером во время его визита в Москву на кинофестиваль фильмов ужасов 'Капля' - у него был сильный и сложный характер. В 'Колодце' он играет отца Лизы, у него всего одна сцена, но он остался верен своему амплуа - обычно его герои на экране умирают жуткой смертью.
Резюмируя - если вам нравятся итальянские джалло-хорроры старой выделки, вам может понравиться 'Колодец'. Остальные могут дождаться настоящего четвёртого 'Ужасающего' или пересмотреть первые три серии.
17 марта 2025
Хоррор без явной национальной идентичности рассказывает нам достаточно наивную хоть и цельную историю, включающую в себя таинственный предмет искусства, подозрительную хозяйку поместья и случайных туристов, которым не повезло.
Фильму удаётся в некотором смысле обмануть ожидания зрителя с точки зрения предлагаемых методов пугания. Практически с самого начала повествование начинает идти по двум параллельным веткам, что приводит к показу жестоких и натуралистичных сцен физических расправ в духе добротных сплэттеров.
Режиссёр и сценарист, Федерико Дзампальоне не прибегает к откровенным уловкам, хитрым твистам или открытым концовкам. Это знакомая многим история с местами потешными спец. эффектами, которая к финалу закрывает абсолютно все вопросы. Кстати, за финал отдельное спасибо, он вышел достаточно нетривиальным и даже ироничным для фильма с настолько серьёзным тоном.
24 октября 2024