Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я – капитан |
английское название: |
Io capitano |
год: | 2023 |
страны: |
Франция,
Италия,
Бельгия,
Сенегал
|
режиссер: | Маттео Гарроне |
сценаристы: | Маттео Гарроне, Массимо Гаудиозо, Andrea Tagliaferri, Массимо Чеккерини, Nicola Di Robilant, Chiara Leonardi, Amara Fofana, Mamadou Kouassi Pli Adama, Arnaud Zohin, Brhane Tareka, Siaka Doumbia |
продюсеры: | Маттео Гарроне, Паоло Дель Брокко, Хичам Эль Горфи, Алессио Лаццарески, Филипп Логи, Франц Ричард, Джозеф Росчоп, Ардаван Сафэ, Amy Shepherd, Danielle Turkov |
видеооператор: | Паоло Карнера |
композитор: | Андреа Фарри |
художники: | Стефано Кьяммитти, Роберта Тронкарелли, Димитри Капуани, Хинд Газали |
монтаж: | Марко Сполетини |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $13 218 |
Сборы в США: | $150 048 |
Мировые сборы: | $7 636 547 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
Итальянский талантливый постановщик Маттео Гарроне представил жестокую драму о жажде свободы, которая раскрылась перед зрителем через сенегальских ребят. Демонстрация страны Третьего мира представляется нам через обыденность, бедность и постоянные испытания Муссы и Сейду. Зритель видит рвение, с которым ребята стремятся покинуть родину. Но что может их ждать за границей своей страны? Предупреждающие об опасности факторы наводят на мысли, что будет не просто, но зритель даже не ожидает, через какие трудности придётся пройти парням.
Повествование сталкивает главных героев с реальностью с первых шагов. Наивные мечты о свободе начинают встречать преграды: покупка паспортов, переезд через границу, последствия после прибытия. По сути, мы ничего не знаем, что будет дальше. Героев, как ненужную вещь, пытаются сбросить, отстранить, а парни идут к своей цели. Ужасные условия транспортировки, постоянные обыски и разрушения мечтаний буквально на первом таможенном пункте.
Если сенегалец накопил достаточно денег, это ещё не значит, что он сможет сохранить всю сумму после. Предупреждения неравнодушных людей, обманы злых полицейских и пытки мафии. Мы вместе с героями проходим сложный путь, но если есть хоть какой-то транспорт, то стоит этому позавидовать, потому что дальше путь опаснее. Режиссёр показывает самые тяжёлые преграды для людей, не щадя никого. Сцена в пустыне отсылает к «Лоуренсу Аравийскому» Дэвида Лина, что даёт фильму только плюсы.
Повествование разделяет ребят, чтобы показать жестокость этого мира. Тут то и начинаются мысли о доме, о матери, о любви и заботе. Некоторые сцены дословно передают разность между тем, что было у героя, и что он получил в итоге. Тюрьмы с испытаниями, постоянное насилие и угрозы. Неопытный Сейду через свои беды передаёт зрителю всю боль, при этом сохраняя силы и веру. Иногда герою везёт, иногда нет. Но всеми этими испытаниями режиссёр зарождает новый интерес.
Неведение, которое сохраняет картина, дарит нам приключения. Это действительно трудный путь и непредсказуемые последствия, но с точки зрения кинематографа, мы сталкиваемся с различными преградами, заданиями и медленно, но верно идём к цели. Возьмите для примера «Хоббита» Питера Джексона: цель была дойти до Одинокой горы, при этом постоянно попадая в передряги, сбиваясь с курса и сражаясь не на жизнь, а на смерть. Вот только убрав весь фэнтезийный ореол, поместив Муссу и Сейду в рамки квестового испытания, мы получаем всё тот же интерес. Реальнее, жёстче и страшнее. Но это всё ещё миссия добраться из Сенегала до Сицилии. Простите за подобное сравнение, но картина именно этим и цепляет, что у нас непредвиденные испытания.
Сейду на наших глазах превращается из африканского подростка во взрослого мужчину, на плечи которого ложится огромная ответственность. Звание капитана выступает, как и в прямом смысле, так и метафорически, показывая рост персонажа. Сцена на катере демонстрирует максимальный накал страстей, а ночной эпизод с нефтяной станцией пробирает до «мурашек». Вот тот глоток кульминации, который так заслуживал персонаж. Кажется, что после всех невзгод должно быть что-то положительное, но если вспомнить, как трудности поджидали ребят за порогом родного дома, то новая страна будет полна сюрпризов. Концовка у картины открытая, но, зная уже, через какие испытания прошли главные герои, ты понимаешь, что их ждёт и чего-то надо опасаться.
14 ноября 2024
Сенегальские подростки Сейду и Мусса решают изменить жизнь к лучшему и с широко распахнутыми глазами и теплящейся мечтой о счастливом беззаботном будущем, накопив немного денег отправляются в Европу. Но путь из Дакара в Сицилию окажется не таким простым, и подростки успеют много раз пожалеть о своем решении, не раз оказавшись на волоске от смерти. Фильм «Я – капитан» итальянского режиссера Маттео Гарроне («Гоморра») был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале в прошлом году, где был встречен 13-минутными овациями после премьерного показа.
С того момента, как они покинут дом, Сейду и Мусса мгновенно станут жертвами как человеческой коррупции, так и безразличной жестокости природы, но желание помочь своим семьям, а также юношеский максимализм и упрямство позволят им невзирая ни на что продолжать двигаться к мечте.
Первой остановкой подростков станет местный шаман, который отправит их на кладбище просить разрешения у предков. Разрешение получено, путешествие начинается, и зритель пристегивается, предвкушая самое худшее.
Расстояние от Дакара до Агадеса (Нигер) составляет 3589 км. Проделать путь можно на автобусе, сделав короткую остановку в Мали, чтобы забрать фальшивые паспорта. Сразу по прибытии в Агадес появляются зловещие персонажи, обещающие безопасный проезд до Триполи за соответствующую плату. Триполи — это еще 2793 км через пустыню Сахара, в кузове грузовика, мчащегося на высокой скорости по песчаным дюнам. Однако грузовик не доедет до Ливии. Остановившись где-то посреди пустыни, пассажиры будут вынуждены несколько дней идти пешком под палящим солнцем. С этого момента дела пойдут только хуже.
Гарроне смягчает жестокость и ужас, происходящий на экране вспышками магического реализма, переживаемыми главным героем как сны или галлюцинации, перенося зрителя в мир африканских духов и магии, которые придают фильму некую сказочность, пытаясь хоть как-то скрасить безнадежное положение героев, насквозь пропитанное человеческой болью.
Исполнитель главной роли Сейду Сарр был удостоен премии Марчелло Мастрояни – одной из наград Венецианского кинофестиваля лучшему молодому актеру или актрисе. В прошлом эту награду получили Гаэль Гарсиа Берналь, Диего Луна, Дженнифер Лоуренс и Мила Кунис.
Не имея за плечами актерского опыта, Сарр уверенно справляется с поставленной задачей. С помощью малейших изменений в выражении лица актеру удается передать любовь и сострадание к миру и людям. Этот мир изо всех сил пытается сломить его, но Сарр не сдается и с достоинством преодолевает все трудности и преграды.
Многочисленная массовка в фильме представлена настоящими мигрантами и во многом благодаря им режиссеру удается воссоздать подлинность многострадального путешествия. Чтобы сохранить интригу и добиться от непрофессиональных актеров искренних эмоций режиссер до последнего хранил в тайне финал фильма, выдавая актерам страницы сценария в начале каждого съёмочного дня, вынуждая их мгновенно вживаться в роль, полагаясь в основном на свои инстинкты.
В моменты отчаяния подростки словно мантру повторяют – «Европа нас ждет», напоминая друг другу ради чего им стоит двигаться дальше, только ждет ли их Европа зрителю и так понятно, но режиссер заканчивает фильм на обнадеживающей ноте. Довольно предсказуемый финал разочаровывает, хотя кому-то вероятно даст вздохнуть с облегчением, насмотревшись на бесконечные страдания подростков на пути к заветной мечте. Рискнув и предложив зрителю финал, где герои, натерпевшись еще больше невзгод и лишений в Европе возвращаются домой в Сенегал, осознав, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше возможно не получил бы одобрения от сердобольной европейской общественности, но закончил бы фильм на действительно положительной ноте, предложив зрителю что-то новое и непредсказуемое ради разнообразия.
22 октября 2024
В лучших традициях 'Генералов песчаных карьеров' и 'Города Бога'.
Фильм о кочевниках. Людях, увлекаемых из родных земель фантомом благополучия. Бывает такое, особенно у людей молодых, когда думается, что есть такое место на земле, где тепло и беззаботно. И это не родной дом.
Фильм о взрослении. О том как ты начинаешь понимать, что несешь ответственность не только за себя, но и за семью, родителей, братьев и сестер, за свой народ, за будущее. О том как ты делаешь выбор. О том как ты жертвуешь. О том как находишь правильные слова.
Фильм о потере. О том как ты теряешь дом, страну, цель и смысл. О том как теряешь себя. Но потом находишь брата, отца, мать, сестёр, свой народ, своё место. И, наконец, находишь нового себя.
Фильм о вере. Вере в светлое будущее. Для всех. Полностью и неделимо. Потому что все люди хотят счастья. И если вы не придёте к нам, чтобы помочь нам, то мы придём к вам.
2 августа 2024
Смерти на пути в европейскую семью. Почему путь туда такой опасный? И чем она так манит всех?
Делаем незаконные паспорта. Прячем деньги в самом тёмном месте. Пересекаем за кэш границу. Мечтаем о лучшей жизни и сталкиваемся с суровой реальностью. Батрачим на богатых. Теряем кого-то, чтобы потом... Сидим в тюрьме. Считаем, сколько долларов на наших путешественниках заработали местные дельцы. Хотим домой. Становимся капитаном Джеком Воробьём (когда он в начале самого первого фильма на шлюпке с парусом). Вот наш путь из чёрного ярда в золотой.
Никто не знает, почему люди бегут в Европу и США. Думаю, всему виной футболки и прочая одежда, которую даром отправляют оттуда в Африку, к примеру, в качестве жеста доброй воли или, как это, гуманитарной помощи или ещё как. Кстати, забавно, что этих самых африканцев и прочих зачастую вовсе не хлебом-солью встречают на границе мира золотого миллиарда. Да, мы все видели, как мексиканцы пересекают границу со Штатами, как плывут на плотах беженцы из Африки и Ближнего Востока в мир чудесный европейский. И, конечно, всем этим ищущим нужны не футболки долче-габана-лакоста. Что им надо вообще, и почему у себя не могут построить нормальный мир? А да, колониальное прошлое мешает. Тот самый западный мир и есть причина всех неудач, так называемого, третьего мира.
Маршруты мигрантов из Африки в Европу, судя по всему, давно изучены специалистами и всякими негосударственными институтами. Все причины, следствия и всё прочее тоже известно. Ни одно кино уже не прибавит ничего нового. Европейцы чисто для своего удовольствия уже снимают подобное, а не для того, чтобы что-то понять или решить. Поэтому наше кино не ставит проблему и не решает её. Это просто визуал плюс звук. Киноэкзотика.
Что побуждает же нас, европейцев (по большей части), смотреть такое кино? Разве мы не видели бедноты и её метаний за богатствами? Разве мы сами не вкушали нищету? Или мы просто хотим тем самым понять, осознать, что не так уж плохо живём на фоне других? Как это низко с нашей стороны. Это не оранжево, на самом деле.
Но нет ничего плохого в том, чтобы искать лучшей жизни, даже с риском. Помнится, первые поселенцы в Америке, как и все последующие, до начала 20-го века многим рисковали в поисках лучшей жизни. И посмотрите сегодня на США! Нам тоже нужно сделать нашу жизнь такой роскошной и привлекательной, чтобы американцы уже даже к нам кочевали толпами, не говоря уже об европейцах. Да будет так. И потом мы уже будем снимать фильмы о том, как бедные американцы с европейцами на пару на плотах плывут к нам... или шлёпают по болотам и лесам. А мы им туда футболки будем слать с надписями на русском. Нищим надо помогать же.
_
Фильм начинает цеплять где-то под конец первой трети. Тогда же лёгкий налёт какого-то юморного сюра слетает, оголяется во всей красе трагизм, драма, мы видим жертв. И всё это на фоне завораживающей пустыни. Напоминает то, как Бог евреев мотал по пустыне в библейских сказаниях, но дольше, намного дольше.
Можно, конечно, помолиться за мир во всём мире. Но нам влом. Нам проще бургер сожрать, прогулявшись до забегаловки, или вообще с доставкой, а за одно такое кинцо заценить.
Кино на многие мысли развивает. Хорошие и плохие. Вдохновляющие и удручающие. Кому-то это понравится. Кому-то не зайдёт.
18 июня 2024
Просмотр фильма Маттео Гарроне - дело мучительное. И не только потому, что наблюдать за мытарствами двух сенегальских подростков, отправившихся через пустыню и море в вожделенную Европу - на самое радостное занятие. Все гораздо хуже. Режиссер загоняет зрителя в этическую ловушку. Ты просто обязан сочувствовать парням, которых и облапошили, и ограбили, и избили, и пешком через пустыню заставили идти, и на ржавом корыте в море отправили. Но вместо сочувствия со стыдом начинаешь замечать, что внутри растет раздражение. Дурацкие вопросы, почему в такой трудный и опасный путь рискнули отправиться попутчики подростков - глубоко беременные, слабые и обессиленные, не дают покоя. Возможно, дело в том, что мы не можем представить себе глубины отчаяния жития в бидонвилях африканских столиц. Возможно. Но ведь возможно и то, что режиссер просто бессовестно эксплуатирует популярную нынче эмпатию и чувство вины гражданина 'цивилизованных' стран перед теми, кому не слишком повезло с местом появления на свет. И в пользу второй версии начинает работать не только естественная психологическая защита - а я то чем виноват?, но и сама ткань фильма. Гарроне, конечно, сильно рисковал. Документальные кадры с острова Лампедуза, куда попадают те, кому повезло выжить в песках, волнах и среди головорезов, не видел только ленивый. И эти кадры, и эти лица - не слишком приятный фон для этой игровой картины. Вольно или невольно, но все страсти-мордасти в фильме Гарроне начинают приобретать опереточный оттенок. Все предсказуемо. Не успел появиться в кадре рекрутер в поездку через Сахару, опытный зритель уже понимает - мошенник. Если кто-то на особо крутом бархане свалится из кузова внедорожника, будьте уверены - бросят в пустыне и не чихнут. Пика декоративности фильм достигает в самых страшных сценах - в застенках у ливийских бандитов. Кадры откровенных зверств смакуются Гарроне так увлеченно и подробно, что выглядят постановочным гран-гиньолем. Сознание невольно уводит к иным вопросам, не имеющим отношения к фильму: интересно, эти упыри при Каддафи уже были или эта массовая звероподобность - дар ' цивилизованного ' человечества ' нецивилизованному'? Появление в квазиреалистичном мире видений духов и африканских богов выглядит откровенным маньеризмом, который призван придать не совсем политическому, не до конца социальному фильму некую надмирность.
И вопреки всему этому фильм в самом финале неожиданно взлетает. Крайне странная режиссерская стратегия - без малого два часа водить зрителя за нос, чтобы в последние 10 минут захватить внимание в полный и безоговорочный плен. Но Гарроне - режиссер опытный. Знал, что делал. Он фактически отслужил длиннющую литургию оглашенных, чтобы к финалу в зале остались только верные. И только им режиссер поведает про что кино. А оно не про тяготы страшного пути, не про то, как третий мир отчаянно тянется к первому, даже не про духов предков и местных богов. Он про мечту о капитане, для которого самым главным будет то, что все пассажиры его ржавого судна в конечном итоге останутся в живых. Да, 16-летний Сейду знать не знает как облегчить страдания роженицы и как утихомирить разбуянившихся маргиналов. Он не готов даже к потенциальному шторму. Он просто хочет, чтобы все эти обездоленные, не большого ума, некрасивые оборванцы остались в живых, добрались до вожделенного берега и пошли жить свои не самые счастливые жизни дальше. И этого желания окажется вполне достаточно. В такой финальной конструкции даже полеты духов перестают выглядеть елочной мишурой. Духи тоже ничего толком не могут. Но хотя бы хотят.
31 марта 2024
Маттео Гарроне лучше всех в Италии умеет рассказывать о жизни обездоленных. Он обессмертил имя радикальной 'Гоморрой', поэтому представить в его фильмографии что-то подобное 'Я капитану' можно не особо прищуриваясь.
Да и последние эксперименты вроде 'Пиноккио' с Бениньи вышли на порядок хуже, хотя и в меру мрачными. В этом фильме, который Италия предсказуемо отправила на 'Оскар', сошлись две главные константы в творческой парадигме Гарроне - убивающая человеческий дух нищета и возвышающая его череда страданий.
Главные герои 'Я капитан' - два сенегальских подростка Муса и Сейду. Они выживают в условиях дакарских трущоб, на важные мероприятия надевают контрафактные футболки 'Барсы' и 'Реала', а по ночам мечтают о таинственной Италии, куда непременно нужно попасть. Тайком от родителей Муса и Сейду подрабатывают в порту, чтобы скопить на путь в Европу, наивно по-подростковому не подозревая, сколько кошмаров им предстоит пережить.
Гарроне как будто идет с камерой вслед за парнями. Вместе с ними проходит сквозь лживых пророков, безнадежные битвы со стихией и человеческими возможностями. Мали, Нигер, Ливия, волны Средиземного моря и вот, наконец-то, берега Сицилии - 'Я капитан' чередует локации, обнажает новые опасности, но не меняет главную задачу - выжить любой ценой.
Ужас задумки Гарроне в том, что для сюжета фильма он использовал реальные рассказы мигрантов и газетные хроники. На главные роли он взял непрофессиональных актеров, прекрасно знающих, что такое жизнь в сенегальском гетто. И кажется, что здесь 'Я капитан' обязан быть чересчур реалистичным. Но этого не происходит. Вместо него режиссер предлагает другой реализм, магический, но магический по-африкански.
Всю дорогу в парадиз Мусе и Сейду мерещатся внеземные силы. Вековой завет с душами предков через метафору шаманских камланий защищает подростков и обещает, что они дойдут до цели живыми. Гарроне периодически напоминает нам об этом, вставляя то эпизод с летящей женщиной, то телепортации в пространстве, то внезапные спасения в безнадежных ситуациях. Душа Африки не как она есть, а как ее видят из Италии. Соблазнительно, но местами искусственно.
При всех ужасах этого адского променада и приключенческой основе нарратива 'Я капитан' теряется в жанрах, играя то в 'Миллионера из трущоб', то в любой фильм Аличе Рорвахер, то в стандартную мигрантскую драму братьев Дарденн. Для кого-то это станет очевидным плюсом, а кто-то сочтет за рыхлость всей истории. Правы будут оба
Как итог, 'Я капитан' - сильнейшее высказывание о силе единиц и слабости тысяч. Святости во стремлении и порочности в безразличии. Гарроне снова открыто говорит итальянскому (а шире и всему западному) обществу - не смотрите на того, кто ниже вас, с предубеждением. Лучше достаньте картонку, сядьте рядом с ним и послушайте его историю. А потом расскажите ее. Хотя бы друзьям, хотя бы тихо
1 марта 2024
Миф о путешествии героя по Джозефу Кемпбеллу лежит в основе пособий по сценарному искусству. Дом, призыв судьбы, сомнение, решение, путь, трудности, волшебный помощник, противник, выход. Часто на этой схеме сделаны фантастические фильмы в более или менее утрированном виде. Но что, если в реальной человеческой практике бывают такие истории? Ответ на этот вопрос дает итальянский режиссер Маттео Гарроне.
Я не смотрел его предыдущие работы. У меня не было убеждения в его таланте рассказчика. В фильме «Я капитан» не видно новаторской режиссуры, смелых драматургических решений. Все сделано классично, четко, в лучших традициях большого голливудского кино. Но от этого не менее плохо или скупо. Ведь форма изложения в таких фильмах уходит немного на второй план, так как события, в которых оказываются герои сами по себе захватывающие, удивительные, запихивают ком в горло. Двое сенегальских парней мечтают оказаться в Европе, по ходу дела попадают в рабство, получают травмы, изнемогают от жажды, ломаются и встают. Пример человеческой стойкости, иногда безрассудства, но веры в предназначение может перебороть любую внешнюю непогоду. Любовь к семье, к ближнему, к своему делу заставляет этих ребят проходить немыслимые трудности, о которых нам и не снилось, пока мы сидим и смотрим эту картину в уютном кинотеатре после смены в тёплом офисе.
Африканский сеттинг редко видит искушенный европейский буржуа, а зря. Дело в этом фильме не в столь нравоучительной банальной патетике о колониализме, а в том, чтобы попытаться уравнять людей, как таковых. Где бы ты ни был, преграды в виде токсичных родителей или опасных маршрутов существуют во множестве стран. Цвет кожи не определяет силу и доблесть человека, а лишь его намерения. Так что данное кино – пример удивительно универсальной истории поиска лучшей жизни, а еще добротная и качественная история взросления, веры и спасения.
9 февраля 2024
Одним из главных европейских проектов прошедшего года стала новая лента итальянца Маттео Гарроне. Режиссер 'Догмэна', 'Гоморры' и 'Страшных сказок' обратил свое внимание на животрепещущую тему миграционных потоков.
'Я - капитан' - это история двух сенегальских подростков, которые решают отправиться покорять Европу. Они тайно подрабатывают, собирают необходимую сумму денег и, не сказав родителям, уезжают.
Так начинается их полная жестокости и смертельных опасностей одиссея. Очень быстро они поймут, что их жизнь не значит абсолютно ничего и в любую секунду они могут быть убиты или превращены в рабов. Их обманывают, пытают, отбирают деньги, используют как рабов и почти убивают...
'Я - капитан' - мастерски выполненный фильм, повествующий истинно душераздирающую историю двух мальчиков, которые становятся жертвами не столько конкретных бандитов, сколько современной несправедливости мирового порядка. Порядка, где деньги важнее жизни.
У фильма высокие рейтинги, восторженные оценки зрителей и критиков, и коллекция наград. Всё заслуженно.
Но...
Я лично смотрю фильмы про несчастных мигрантов уже лет 20. Они все очень душераздирающие, все рассказывают об ужасах, которые переживают мигранты у себя на родине, во время переезда и даже в стране назначения. Все эти фильмы похожи один на другой и сливаются в одну большую печальную повесть о безнадеге.
Каждый год выходит как минимум один-два вот таких вот шедевра. Критики напишут статьи, переполненные гуманистических идей и восторгаются великолепной игрой непрофессиональных актеров, сыгравших мигрантов. Режиссеры толкают речи о важности этой проблемы и собирают урожай наград. И так каждый год. Из года в год. Одно и то же. Одно и то же. Десятилетия подряд. Меняются только детали.
Поэтому смотря шедевральный 'Я - капитан', главной эмоцией было вовсе не сочувствие, а раздражение. Сколько можно душераздираться, наблюдая эти печальные истории? Ведь в этих фильмах нет абсолютно никакого смысла.
Миграционная политика стран не становится лучше. Отношение людей к мигрантам, которых они видят в реальности, а не на киноэкране, не становится лучше. Этот бесконечный поток мигрантских шедевров не становится основанием для каких-то существенных общественно-политических дискуссий.
Все просто ставят галочку в 'миграционной теме'. Типа фильмец-другой сняли, значит проблему не скрываем и якобы ею занимаемся. Киносообщество награды раздало, значит оно хорошее, все что от них зависело сделали - их дело фильмы снимать, вот они и снимают. Зрители эти фильмы смотрят, восторгаются и даже плачут - ну вот и посодействовали миграционным проблемам. Можно с чистой совестью мысленно повесить на свою грудь медаль 'за толерантность'...
Однако такие фильмы как 'Я - капитан' никогда никак не посодействуют улучшению реальности. Просто потому что 99 % из них пропитаны лживым гуманизмом. Маттео Гарроне, например, манипулирует эмоциями зрителей, выставляя своего главного героя талантливым, несчастным, сильным и благородным. Мол посмотри дорогой зритель и удивись - это не просто очередной бесполезный черный вылезший из нищебродской Африки. Это хороший и достойный человек. А его мучают и жизнь к нему очень несправедлива... Давайте посочувствуем бедняге. Он на самом деле очень хороший.
Таких высокомерных фильмов, которые создаются высокомерными кинематографистами, искренне верящими в свой собственный гуманизм, абсолютное большинство. В западной культуре сейчас популярен термин 'апроприация' - белых критикуют за то, что они присваивают себе элементы культуры подавляемых народов. А этот поток мигрантских фильмов - это наверное какая-то 'апроприация несчастья'. Богатые сытые жители Земли присваивают себе истории страданий мигрантов, снимают про это кино и наслаждаются значимостью и благородством своих творений...
Поэтому, кстати, не удивительно, что несмотря на огромное число мигрантских фильмов вы едва ли найдете художественное кино, которое основано на реальных событиях и рассказывает историю каких-то конкретных людей. Это кино конечно базируется на реальных историях, но это кино должно оставаться вещью в себе. Оно должно быть просто экранной реальностью и прославлять кинематографистов, а не тыкать людям в лицо суровую реальность и ее настоящих жертв.
Поэтому выбирая между очередным мигрантским шедевром типа 'Я - капитан', 'Зеленая граница', 'Тори и Локита' и пр., я лучше выберу истинно гуманистический, а не эксплуатационный фильм 'Воспоминания о Париже' 2023 г. Или 'Без особых примет' 2020 г. - фильм, снятый мексиканцами, рассказывающий просто адскую мигрантскую историю, но показывающий человечьими глазами историю о человеке, а не предлагающий поудивляться тому, что мигранты тоже люди и что им очень уж тяжело живется на свете.
30 января 2024