Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я – капитан |
английское название: |
Io capitano |
год: | 2023 |
страны: |
Франция,
Италия,
Бельгия,
Сенегал
|
режиссер: | Маттео Гарроне |
сценаристы: | Маттео Гарроне, Массимо Гаудиозо, Andrea Tagliaferri, Массимо Чеккерини, Nicola Di Robilant, Chiara Leonardi, Amara Fofana, Mamadou Kouassi Pli Adama, Arnaud Zohin, Brhane Tareka, Siaka Doumbia |
продюсеры: | Маттео Гарроне, Паоло Дель Брокко, Хичам Эль Горфи, Алессио Лаццарески, Филипп Логи, Франц Ричард, Джозеф Росчоп, Ардаван Сафэ, Amy Shepherd, Danielle Turkov |
видеооператор: | Паоло Карнера |
композитор: | Андреа Фарри |
художники: | Стефано Кьяммитти, Роберта Тронкарелли, Димитри Капуани, Хинд Газали |
монтаж: | Марко Сполетини |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $13 218 |
Сборы в США: | $150 048 |
Мировые сборы: | $7 636 429 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
В лучших традициях 'Генералов песчаных карьеров' и 'Города Бога'.
Фильм о кочевниках. Людях, увлекаемых из родных земель фантомом благополучия. Бывает такое, особенно у людей молодых, когда думается, что есть такое место на земле, где тепло и беззаботно. И это не родной дом.
Фильм о взрослении. О том как ты начинаешь понимать, что несешь ответственность не только за себя, но и за семью, родителей, братьев и сестер, за свой народ, за будущее. О том как ты делаешь выбор. О том как ты жертвуешь. О том как находишь правильные слова.
Фильм о потере. О том как ты теряешь дом, страну, цель и смысл. О том как теряешь себя. Но потом находишь брата, отца, мать, сестёр, свой народ, своё место. И, наконец, находишь нового себя.
Фильм о вере. Вере в светлое будущее. Для всех. Полностью и неделимо. Потому что все люди хотят счастья. И если вы не придёте к нам, чтобы помочь нам, то мы придём к вам.
2 августа 2024
Смерти на пути в европейскую семью. Почему путь туда такой опасный? И чем она так манит всех?
Делаем незаконные паспорта. Прячем деньги в самом тёмном месте. Пересекаем за кэш границу. Мечтаем о лучшей жизни и сталкиваемся с суровой реальностью. Батрачим на богатых. Теряем кого-то, чтобы потом... Сидим в тюрьме. Считаем, сколько долларов на наших путешественниках заработали местные дельцы. Хотим домой. Становимся капитаном Джеком Воробьём (когда он в начале самого первого фильма на шлюпке с парусом). Вот наш путь из чёрного ярда в золотой.
Никто не знает, почему люди бегут в Европу и США. Думаю, всему виной футболки и прочая одежда, которую даром отправляют оттуда в Африку, к примеру, в качестве жеста доброй воли или, как это, гуманитарной помощи или ещё как. Кстати, забавно, что этих самых африканцев и прочих зачастую вовсе не хлебом-солью встречают на границе мира золотого миллиарда. Да, мы все видели, как мексиканцы пересекают границу со Штатами, как плывут на плотах беженцы из Африки и Ближнего Востока в мир чудесный европейский. И, конечно, всем этим ищущим нужны не футболки долче-габана-лакоста. Что им надо вообще, и почему у себя не могут построить нормальный мир? А да, колониальное прошлое мешает. Тот самый западный мир и есть причина всех неудач, так называемого, третьего мира.
Маршруты мигрантов из Африки в Европу, судя по всему, давно изучены специалистами и всякими негосударственными институтами. Все причины, следствия и всё прочее тоже известно. Ни одно кино уже не прибавит ничего нового. Европейцы чисто для своего удовольствия уже снимают подобное, а не для того, чтобы что-то понять или решить. Поэтому наше кино не ставит проблему и не решает её. Это просто визуал плюс звук. Киноэкзотика.
Что побуждает же нас, европейцев (по большей части), смотреть такое кино? Разве мы не видели бедноты и её метаний за богатствами? Разве мы сами не вкушали нищету? Или мы просто хотим тем самым понять, осознать, что не так уж плохо живём на фоне других? Как это низко с нашей стороны. Это не оранжево, на самом деле.
Но нет ничего плохого в том, чтобы искать лучшей жизни, даже с риском. Помнится, первые поселенцы в Америке, как и все последующие, до начала 20-го века многим рисковали в поисках лучшей жизни. И посмотрите сегодня на США! Нам тоже нужно сделать нашу жизнь такой роскошной и привлекательной, чтобы американцы уже даже к нам кочевали толпами, не говоря уже об европейцах. Да будет так. И потом мы уже будем снимать фильмы о том, как бедные американцы с европейцами на пару на плотах плывут к нам... или шлёпают по болотам и лесам. А мы им туда футболки будем слать с надписями на русском. Нищим надо помогать же.
_
Фильм начинает цеплять где-то под конец первой трети. Тогда же лёгкий налёт какого-то юморного сюра слетает, оголяется во всей красе трагизм, драма, мы видим жертв. И всё это на фоне завораживающей пустыни. Напоминает то, как Бог евреев мотал по пустыне в библейских сказаниях, но дольше, намного дольше.
Можно, конечно, помолиться за мир во всём мире. Но нам влом. Нам проще бургер сожрать, прогулявшись до забегаловки, или вообще с доставкой, а за одно такое кинцо заценить.
Кино на многие мысли развивает. Хорошие и плохие. Вдохновляющие и удручающие. Кому-то это понравится. Кому-то не зайдёт.
18 июня 2024
Просмотр фильма Маттео Гарроне - дело мучительное. И не только потому, что наблюдать за мытарствами двух сенегальских подростков, отправившихся через пустыню и море в вожделенную Европу - на самое радостное занятие. Все гораздо хуже. Режиссер загоняет зрителя в этическую ловушку. Ты просто обязан сочувствовать парням, которых и облапошили, и ограбили, и избили, и пешком через пустыню заставили идти, и на ржавом корыте в море отправили. Но вместо сочувствия со стыдом начинаешь замечать, что внутри растет раздражение. Дурацкие вопросы, почему в такой трудный и опасный путь рискнули отправиться попутчики подростков - глубоко беременные, слабые и обессиленные, не дают покоя. Возможно, дело в том, что мы не можем представить себе глубины отчаяния жития в бидонвилях африканских столиц. Возможно. Но ведь возможно и то, что режиссер просто бессовестно эксплуатирует популярную нынче эмпатию и чувство вины гражданина 'цивилизованных' стран перед теми, кому не слишком повезло с местом появления на свет. И в пользу второй версии начинает работать не только естественная психологическая защита - а я то чем виноват?, но и сама ткань фильма. Гарроне, конечно, сильно рисковал. Документальные кадры с острова Лампедуза, куда попадают те, кому повезло выжить в песках, волнах и среди головорезов, не видел только ленивый. И эти кадры, и эти лица - не слишком приятный фон для этой игровой картины. Вольно или невольно, но все страсти-мордасти в фильме Гарроне начинают приобретать опереточный оттенок. Все предсказуемо. Не успел появиться в кадре рекрутер в поездку через Сахару, опытный зритель уже понимает - мошенник. Если кто-то на особо крутом бархане свалится из кузова внедорожника, будьте уверены - бросят в пустыне и не чихнут. Пика декоративности фильм достигает в самых страшных сценах - в застенках у ливийских бандитов. Кадры откровенных зверств смакуются Гарроне так увлеченно и подробно, что выглядят постановочным гран-гиньолем. Сознание невольно уводит к иным вопросам, не имеющим отношения к фильму: интересно, эти упыри при Каддафи уже были или эта массовая звероподобность - дар ' цивилизованного ' человечества ' нецивилизованному'? Появление в квазиреалистичном мире видений духов и африканских богов выглядит откровенным маньеризмом, который призван придать не совсем политическому, не до конца социальному фильму некую надмирность.
И вопреки всему этому фильм в самом финале неожиданно взлетает. Крайне странная режиссерская стратегия - без малого два часа водить зрителя за нос, чтобы в последние 10 минут захватить внимание в полный и безоговорочный плен. Но Гарроне - режиссер опытный. Знал, что делал. Он фактически отслужил длиннющую литургию оглашенных, чтобы к финалу в зале остались только верные. И только им режиссер поведает про что кино. А оно не про тяготы страшного пути, не про то, как третий мир отчаянно тянется к первому, даже не про духов предков и местных богов. Он про мечту о капитане, для которого самым главным будет то, что все пассажиры его ржавого судна в конечном итоге останутся в живых. Да, 16-летний Сейду знать не знает как облегчить страдания роженицы и как утихомирить разбуянившихся маргиналов. Он не готов даже к потенциальному шторму. Он просто хочет, чтобы все эти обездоленные, не большого ума, некрасивые оборванцы остались в живых, добрались до вожделенного берега и пошли жить свои не самые счастливые жизни дальше. И этого желания окажется вполне достаточно. В такой финальной конструкции даже полеты духов перестают выглядеть елочной мишурой. Духи тоже ничего толком не могут. Но хотя бы хотят.
31 марта 2024
Маттео Гарроне лучше всех в Италии умеет рассказывать о жизни обездоленных. Он обессмертил имя радикальной 'Гоморрой', поэтому представить в его фильмографии что-то подобное 'Я капитану' можно не особо прищуриваясь.
Да и последние эксперименты вроде 'Пиноккио' с Бениньи вышли на порядок хуже, хотя и в меру мрачными. В этом фильме, который Италия предсказуемо отправила на 'Оскар', сошлись две главные константы в творческой парадигме Гарроне - убивающая человеческий дух нищета и возвышающая его череда страданий.
Главные герои 'Я капитан' - два сенегальских подростка Муса и Сейду. Они выживают в условиях дакарских трущоб, на важные мероприятия надевают контрафактные футболки 'Барсы' и 'Реала', а по ночам мечтают о таинственной Италии, куда непременно нужно попасть. Тайком от родителей Муса и Сейду подрабатывают в порту, чтобы скопить на путь в Европу, наивно по-подростковому не подозревая, сколько кошмаров им предстоит пережить.
Гарроне как будто идет с камерой вслед за парнями. Вместе с ними проходит сквозь лживых пророков, безнадежные битвы со стихией и человеческими возможностями. Мали, Нигер, Ливия, волны Средиземного моря и вот, наконец-то, берега Сицилии - 'Я капитан' чередует локации, обнажает новые опасности, но не меняет главную задачу - выжить любой ценой.
Ужас задумки Гарроне в том, что для сюжета фильма он использовал реальные рассказы мигрантов и газетные хроники. На главные роли он взял непрофессиональных актеров, прекрасно знающих, что такое жизнь в сенегальском гетто. И кажется, что здесь 'Я капитан' обязан быть чересчур реалистичным. Но этого не происходит. Вместо него режиссер предлагает другой реализм, магический, но магический по-африкански.
Всю дорогу в парадиз Мусе и Сейду мерещатся внеземные силы. Вековой завет с душами предков через метафору шаманских камланий защищает подростков и обещает, что они дойдут до цели живыми. Гарроне периодически напоминает нам об этом, вставляя то эпизод с летящей женщиной, то телепортации в пространстве, то внезапные спасения в безнадежных ситуациях. Душа Африки не как она есть, а как ее видят из Италии. Соблазнительно, но местами искусственно.
При всех ужасах этого адского променада и приключенческой основе нарратива 'Я капитан' теряется в жанрах, играя то в 'Миллионера из трущоб', то в любой фильм Аличе Рорвахер, то в стандартную мигрантскую драму братьев Дарденн. Для кого-то это станет очевидным плюсом, а кто-то сочтет за рыхлость всей истории. Правы будут оба
Как итог, 'Я капитан' - сильнейшее высказывание о силе единиц и слабости тысяч. Святости во стремлении и порочности в безразличии. Гарроне снова открыто говорит итальянскому (а шире и всему западному) обществу - не смотрите на того, кто ниже вас, с предубеждением. Лучше достаньте картонку, сядьте рядом с ним и послушайте его историю. А потом расскажите ее. Хотя бы друзьям, хотя бы тихо
1 марта 2024
Миф о путешествии героя по Джозефу Кемпбеллу лежит в основе пособий по сценарному искусству. Дом, призыв судьбы, сомнение, решение, путь, трудности, волшебный помощник, противник, выход. Часто на этой схеме сделаны фантастические фильмы в более или менее утрированном виде. Но что, если в реальной человеческой практике бывают такие истории? Ответ на этот вопрос дает итальянский режиссер Маттео Гарроне.
Я не смотрел его предыдущие работы. У меня не было убеждения в его таланте рассказчика. В фильме «Я капитан» не видно новаторской режиссуры, смелых драматургических решений. Все сделано классично, четко, в лучших традициях большого голливудского кино. Но от этого не менее плохо или скупо. Ведь форма изложения в таких фильмах уходит немного на второй план, так как события, в которых оказываются герои сами по себе захватывающие, удивительные, запихивают ком в горло. Двое сенегальских парней мечтают оказаться в Европе, по ходу дела попадают в рабство, получают травмы, изнемогают от жажды, ломаются и встают. Пример человеческой стойкости, иногда безрассудства, но веры в предназначение может перебороть любую внешнюю непогоду. Любовь к семье, к ближнему, к своему делу заставляет этих ребят проходить немыслимые трудности, о которых нам и не снилось, пока мы сидим и смотрим эту картину в уютном кинотеатре после смены в тёплом офисе.
Африканский сеттинг редко видит искушенный европейский буржуа, а зря. Дело в этом фильме не в столь нравоучительной банальной патетике о колониализме, а в том, чтобы попытаться уравнять людей, как таковых. Где бы ты ни был, преграды в виде токсичных родителей или опасных маршрутов существуют во множестве стран. Цвет кожи не определяет силу и доблесть человека, а лишь его намерения. Так что данное кино – пример удивительно универсальной истории поиска лучшей жизни, а еще добротная и качественная история взросления, веры и спасения.
9 февраля 2024
Одним из главных европейских проектов прошедшего года стала новая лента итальянца Маттео Гарроне. Режиссер 'Догмэна', 'Гоморры' и 'Страшных сказок' обратил свое внимание на животрепещущую тему миграционных потоков.
'Я - капитан' - это история двух сенегальских подростков, которые решают отправиться покорять Европу. Они тайно подрабатывают, собирают необходимую сумму денег и, не сказав родителям, уезжают.
Так начинается их полная жестокости и смертельных опасностей одиссея. Очень быстро они поймут, что их жизнь не значит абсолютно ничего и в любую секунду они могут быть убиты или превращены в рабов. Их обманывают, пытают, отбирают деньги, используют как рабов и почти убивают...
'Я - капитан' - мастерски выполненный фильм, повествующий истинно душераздирающую историю двух мальчиков, которые становятся жертвами не столько конкретных бандитов, сколько современной несправедливости мирового порядка. Порядка, где деньги важнее жизни.
У фильма высокие рейтинги, восторженные оценки зрителей и критиков, и коллекция наград. Всё заслуженно.
Но...
Я лично смотрю фильмы про несчастных мигрантов уже лет 20. Они все очень душераздирающие, все рассказывают об ужасах, которые переживают мигранты у себя на родине, во время переезда и даже в стране назначения. Все эти фильмы похожи один на другой и сливаются в одну большую печальную повесть о безнадеге.
Каждый год выходит как минимум один-два вот таких вот шедевра. Критики напишут статьи, переполненные гуманистических идей и восторгаются великолепной игрой непрофессиональных актеров, сыгравших мигрантов. Режиссеры толкают речи о важности этой проблемы и собирают урожай наград. И так каждый год. Из года в год. Одно и то же. Одно и то же. Десятилетия подряд. Меняются только детали.
Поэтому смотря шедевральный 'Я - капитан', главной эмоцией было вовсе не сочувствие, а раздражение. Сколько можно душераздираться, наблюдая эти печальные истории? Ведь в этих фильмах нет абсолютно никакого смысла.
Миграционная политика стран не становится лучше. Отношение людей к мигрантам, которых они видят в реальности, а не на киноэкране, не становится лучше. Этот бесконечный поток мигрантских шедевров не становится основанием для каких-то существенных общественно-политических дискуссий.
Все просто ставят галочку в 'миграционной теме'. Типа фильмец-другой сняли, значит проблему не скрываем и якобы ею занимаемся. Киносообщество награды раздало, значит оно хорошее, все что от них зависело сделали - их дело фильмы снимать, вот они и снимают. Зрители эти фильмы смотрят, восторгаются и даже плачут - ну вот и посодействовали миграционным проблемам. Можно с чистой совестью мысленно повесить на свою грудь медаль 'за толерантность'...
Однако такие фильмы как 'Я - капитан' никогда никак не посодействуют улучшению реальности. Просто потому что 99 % из них пропитаны лживым гуманизмом. Маттео Гарроне, например, манипулирует эмоциями зрителей, выставляя своего главного героя талантливым, несчастным, сильным и благородным. Мол посмотри дорогой зритель и удивись - это не просто очередной бесполезный черный вылезший из нищебродской Африки. Это хороший и достойный человек. А его мучают и жизнь к нему очень несправедлива... Давайте посочувствуем бедняге. Он на самом деле очень хороший.
Таких высокомерных фильмов, которые создаются высокомерными кинематографистами, искренне верящими в свой собственный гуманизм, абсолютное большинство. В западной культуре сейчас популярен термин 'апроприация' - белых критикуют за то, что они присваивают себе элементы культуры подавляемых народов. А этот поток мигрантских фильмов - это наверное какая-то 'апроприация несчастья'. Богатые сытые жители Земли присваивают себе истории страданий мигрантов, снимают про это кино и наслаждаются значимостью и благородством своих творений...
Поэтому, кстати, не удивительно, что несмотря на огромное число мигрантских фильмов вы едва ли найдете художественное кино, которое основано на реальных событиях и рассказывает историю каких-то конкретных людей. Это кино конечно базируется на реальных историях, но это кино должно оставаться вещью в себе. Оно должно быть просто экранной реальностью и прославлять кинематографистов, а не тыкать людям в лицо суровую реальность и ее настоящих жертв.
Поэтому выбирая между очередным мигрантским шедевром типа 'Я - капитан', 'Зеленая граница', 'Тори и Локита' и пр., я лучше выберу истинно гуманистический, а не эксплуатационный фильм 'Воспоминания о Париже' 2023 г. Или 'Без особых примет' 2020 г. - фильм, снятый мексиканцами, рассказывающий просто адскую мигрантскую историю, но показывающий человечьими глазами историю о человеке, а не предлагающий поудивляться тому, что мигранты тоже люди и что им очень уж тяжело живется на свете.
30 января 2024