| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.5 |
IMDb
|
7.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
КАШ |
| английское название: |
Қаш |
| год: | 2022 |
| страна: |
Казахстан
|
| слоган: | «Кто твой враг?» |
| режиссер: | Айсултан Сеитов |
| сценарий: | Аблай Нурманбетов |
| продюсеры: | Евгения Морева, Еркебулан Куришбаев |
| видеооператоры: | Азамат Дулатов, Багдат Аргинов, Евгений Козлов |
| композитор: | Акмарал Зыкаева |
| художники: | Назира Байбекова, Ажар Аубакирова |
| жанры: | триллер, драма, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 декабря 2022 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 53 мин |
Я очень люблю негромкое кино. Когда оно не орёт в тебя идеей, не указывает стрелочкой, что чувствовать, а просто ставит перед тобой образ. Степь. Белую, молчаливую, и почти плоскую. Почти.
«Каш» именно такой. Казахский фильм, который я включил скорее из интереса, чем из ожидания. А получил шедевр уровня А24, только не про Нью-Йорк и невротиков, а про степь и голодомор 30-х, коллективизацию и дорогу, которая ведёт, конечно же, в себя.
С первых кадров камера ставит тон. Медленно и с достоинством, она буквально спускается с небес на землю и скользит. По лицам, пламени и бесцветным юртам. И ты не смотришь, а вдыхаешь. Как будто оператор не снимает, но воспроизводит память. Плавные, как молитва, наезды, симметричные ракурсы, формат 4:3, только не ради моды, а ради камерности. Как будто кто-то достал хронику, почистил пыль, и говорит: «Смотри, это правда было. Это наш кошмар, просто о нём не часто вспоминают».
А потом ты понимаешь: это не просто кино про коллективизацию и голод. Это почти притча. Условно: старик, мужчина, мальчик. Прошлое, настоящее и будущее. Один шрам, другой решимость, третий — страх. Они едут, вроде бы, в город. Вроде бы попросить о помощи для аула. Но фильм не про точку назначения, а про то, что помощи не будет, будет только путь. И, возможно, кто-то по пути уйдёт, кого-то придётся отпустить, а кого-то попробовать спасти, не зная до конца, получится ли.
Я почему-то запомнил черепаху. Она появляется невзначай, а потом снова и снова. Сначала я подумал: ну, красиво. Потом: о, так это символ. Потом: всё, хватит апеллировать к Зенону, я проходил философию на первом курсе. Но где-то с середины фильма ты перестаёшь анализировать. Ты начинаешь верить, что черепаха это ты. Ты медленно движешься за спасением, за братом, за собой. Но ничего не достигаешь, потому что, как нас предупреждают: «Это степи. Они только кажутся ровными».
Всю историю здесь подают так тихо и так точно, что ты почти не замечаешь, как с каждой сценой сжимаешься внутри всё больше. Здесь нет злодеев (только демоны), нет ярких поворотов и героических поступков. Только путь и холод. Только взгляд человека, который вчера ночью ел с тобой из одной миски, а сегодня может уже съесть тебя.
Финал такой, каким он должен быть. Без надрыва и морали. Просто точка, сказанная с болью по истории своего народа. Потому что не все сказки про победу. Некоторые про принятие. А некоторые про то, что пока ты продолжаешь двигаться, ты жив. И пока есть силы, пока рядом с тобой тот, что тебе дорог — не останавливайся. Беги.
8,5 из 10
За мой первый казахский фильм, после которого ты хочешь не «рекомендовать друзьям», а предложить: если нужно пройти тихий путь внутрь самого себя — этот фильм то, что ты давно искал. Включай, но с осторожностью.
27 июня 2025
Для Айсултана Сеитова - фильм “Каш” - first blood на большом экране, дебютный кино-эксперимент, в который он вложил частичку собственных переживаний, эмоций и воспоминаний казахского народа. Режиссер не боится играть с цветами, “академической” камерой в 35 миллиметров и кадром 4:3, вкладывает в уста персонажей неоднозначные “поговорческие” высказывания, обожает центровать кадры в стиле Кубрика и крепкой иронией проходится по казахстанскому обществу, которому порой необходимо объективно посмотреть на себя “со-стороны”.
Сюжет фильма переносит нас в КазАССР, где процветают весьма печальные социально-политические тенденции, подводящие страну и народ к порогу голощёкинского голода, которая отчасти связана с тем, что происходило во времена убийственного сталинского режима. Однако грамотно расставленные акценты, а также операторская работа в сочетании с атмосферной музыкой, позволили превратить повествование из поднимающей давние обиды и терзающей раны драмы, в интеллектуальное, рассудительное и по-хорошему ироничное зрелище, ради которого стоит задержаться у экрана от первой до последней минуты.
Образ деда(Тепе) - сублимация страхов главного героя(Исатай), который бежит от родного аула, дома и юрты. Страх внутри себя - как олицетворение самого главного врага человека. Ключи к понимаю Исатая кроются в его снах - страхов с потерей своего младшего брата(Алим) через захоронение в братской могиле и отсутствие Алима в сундуке с беспомощностью самого Исатая.
Как только Исатай теряет Алима, он понимает, что его потеря - не основной страх, который движет им. Страх голода - вот та причина по которой он покинул деревню, перекрывшую его изначальную миссию с доставкой письма. Как только он это понимает и принимает себя, то страх, у которого “глаза велики” становится слепым, а вечное ходьба по кругу в степи прекращается, его путешествие моментально приводит в пункт назначения - город, в котором Алима принимают в школу и производится доставка письма.
Сломленный и горящий в огне шанырак, следом летящие самолеты, как символ неэффективности многих казахских традиций в современном мире. Корзина с письмами, как олицетворение бюрократской системы власти в Казахстане, с кучей пустословных обещаний, полученных обращений от народа и нулевым их решением. Разбойники в степи как чиновники в правительстве, оправдывающие свой грабеж - не причинением смерти самому народу. Последняя спичка в коробке - как единственный и последний шанс у Казахстана, согреться и выжить в современных реалиях. Бесстрашный Исатай - как образ казахских мужчин, которые под обложкой “сильного мужчины” будут продолжать скрывать от самого себя свои слабости и страхи. Голод - как основная причина, по которой наз-семейка тратит миллиарды долларов на приобретение дворцов в Европе и Дубай, Mercedes G-class для своей охраны, содержание грузинских любовниц, постройку балетных сооружений для внебрачных жен и т.д. Когда ты голоден, то каннибализм будет для тебя как поедание барана в застолье. Когда ты голодный внутри, то будешь потреблять все подряд во внешнем мире, чтобы удовлетворить свои душевные болячки и травмы.
Айсултан не боится вызвать на себя гнев Казахстанцев. Он, поднимая сложные темы в фильме, пытается донести проблемы, о которых нам всем не стоит забывать. Нельзя убегать от самого себя, своих внутренних травмах, а нужно их понимать, решать, двигаться и идти вперед в будущее. Он лишь поднимает тему – ее интерпретация и обсуждение всегда остается за зрителем.
20 декабря 2022
Фильм «КАШ» Айсултана Сеитова является переходным периодом в его творчестве, т. к был сделан шаг в сторону большого кино. Фильм затрагивает трагический период коллективизации в Казахстане, период голода и страдания, который унес жизни миллионов людей.
В начале фильма общим планом режиссер нас отправляет в степь. В степи находится небольшой аул.
Как указано в описании к фильму главным персонажем в фильме является могильщик по имени Исатай, который был вынужден ежедневно хоронить тела аулдасов, умерших от голода.
В связи происходящем бедствием Аксакал (старейшина аула) просит Исатая отправиться в ближайший город для доставки письма с просьбой о помощи.
Если зритель читал или же смотрел документальные фильмы про те времена, то знает о творившихся ужасах на просторах нашей степи.
Главный герой отправляется в опасный путь и с этого момента начинается основной сюжет фильма: судьба путника, усталость, борьба с голодом и самим собой.
Фильм снят в серых тонах. Как потом объяснил режиссер, это была вынужденная мера, но при этом данное решение дополняет атмосферу происходящего. По картинке первое, что бросается в глаза это симметрия в общих планах, фильм снят очень красиво! Также команда кинематографистов хорошо поработала с элементами хорорра в некоторых сценах: дырка в юрте, сундук, сны Исатая. По звуковому сопровождению тоже нет вопросов, но обычно это проблема в казахстанском кино.
Хотел бы выделить мальчика Султана Нурмуха (Алим) он сыграл свою роль просто бесподобно!
Сцены, которые зацепили меня: 'Корзина с письмами', 'Дети и новый алфавит'.
Трагедию не должен забывать ни один казахстанец, поэтому на фильм сходить обязательно нужно.
Я понимаю, что зрители привыкли к американским фильмам с расходами в сотни миллионов долларов. У режиссера не было таких средств, поэтому голливудского масштаба и какого-то экшна от фильма ожидать не стоит.
Это история маленького аула и его жителей в лице главного героя, который должен осилить ужас происходящего и при этом остаться человеком.
Производство фильма большая и сложная работа и у тебя получилось хорошо!
3 декабря 2022
«Каш» Дебютный полнометражный фильм Айсултана Сеитова недавно вышел в кинотеатрах Казахстана.
В целом для дебютанта клипмейкера фильм получился очень успешным.
А для Казахстана думаю то, что картина вышла весьма новаторской.
«КАШ» Айсултана Сеитова очень похож на картины «Маяк» Роберта Эггерса и «Заблудившийся» Акана Сатаева.
Что понравилось:
Виртуозная работа всей съемочной группы.
Локации для съемок были очень живописными.
Работа костюмера и гримера была выше всех похвал.
Операторская работа была филигранной.
Видно то что ребята усердно работали над каждым кадром, как Орсон Уэллс в своей дебютной картине.
Музыка была очень к месту и атмосферной.
Кобыз использовали в правильных местах, домбру тоже.
Как бы двойственно не звучало, но в фильме про «голодомор» есть очень точечное использование юмора.
Я понимаю что обывательский зритель мог заскучать смотря на то, как герои пешком идут по одной и тоже степи треть хронометража фильма, но он был максимально аккуратным и к месту.
Вообще не понравилось то, что режиссер решил использовать эти трудные для казахов времена всего лишь как сеттинг.
Не рефлексируя экзистенциальные проблемы общество и о злодейских деяниях кровавых большевиков.
Когда я услышал впервые, что они будут снимать на эту тему, я очень удивился, как удастся режиссеру рассказать эту историю максимально политкорректно.
В конечном итоге импрессивно-демонстративное перо режиссера, были восприняты мной очень двойственно.
Движение камеры были очень по клипмейкерский противоречивы к атмосфере самой картины.
Все таки когда собирался ходить на этот фильм, думал то что иду на социальную драму, арт-хаус.
Если коротко, фильм оказался клипмейкерский странным.
Характеры, драма, сюжет не развивается никуда, но при этом каждый кадр очень красивый.
Есть определенный замкнутый пул, где происходит события примеры:
«Плохой день в Блэк-Роке», «Нечто», «Маяк», «Заблудившийся» в этих фильмах хорошо построенная драматургия присутствует, а здесь ее просто нет.
Думая что это связано с метамодернистской тенденцией современного мирового общество.
Где эмоции и чувства императив, а думать и размышлять мы не хотим.
Учитывая то, что фильм делает очень амбициозный молодой для профессии клипмейкер, итоги первого дебютного фильма больше положительные чем отрицательные.
Дебютным фильм не должен становится великим и новаторским, он должен проложить путь к будущим великим картинам.
Спасибо!
3 декабря 2022