Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земун |
год: | 2021 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Эдуард Жолнин |
сценарий: | Эдуард Жолнин |
продюсеры: | Кира Саксаганская, Василий Балашов, Елена Быстрова, Дмитрий Гребенников, Владимир Пермяков, Владислав Пастернак, Алексей Учитель |
видеооператор: | Максим Эфрос |
композитор: | Анатолий Гонье |
художники: | Дмитрий Гончаров, Евгения Соболева |
монтаж: | Глеб Никульский |
жанры: | фантастика, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $57 056 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Авторы фильма решили использовать тему коровы Земун — персонажа, который не упомянут в научных книгах (его не встретишь даже в обширном пятитомнике «Славянские древности» РАН), он встречается только на лженаучных или фантазийных сайтах. Это недостаток фильма происходит из объективных причина: в вузах культуры не проясняется ни мифология наших далеких предков, ни фольклор недавних дней.
Кроме этого недостатка, в остальном фильм удался, а именно:
1). Деревня показана так, что в неё веришь.
Бытовые реконструкции удались: увидела настоящие дома, мотоциклы, тазики, обои, посуду, одежду, моду — всё, что реально встречаешь в деревнях. Деревенские жители ведут себя и говорят так, как деревенские.
2). Особенная природа.
Черноземные просторы Воронежской области не только красивые, но самобытные! Удалось показать их как живые! Какие краски: золото, мел, как будто вдыхаешь степной воздух.
3). Интересный контраст между реалистичностью и сказочностью.
Начало каждого события в фильме — как в сказке.
Например, так же как в сказке «Морозко» отец выставляет дочь из дома потому что «ему так сказали и он тут ни при чём», так же Егора выставляет с работы начальник.
Теперь Егору приходится вернуться в деревню Яр.
Таксист может довезти Егора только до развилки, что напоминает развилки в сказках. Кроме того, посторонний человек, как и в сказках, не может пересекать развилку — она только для героя.
Само имя Егор в русском фольклоре связано с пастушеством и коровами. Ведь Св. Егорий — покровитель скота.
В деревне живёт ещё Власий — его имя созвучно имени Велес, славянского бога, покровителя скота. Дед Власий помогает Егору и словом, и делом.
Сказочность сочетается с реалистичным деревенским бытом. Граница между явью и архетипом здесь размыта.
4). В фильме показана социальная проблема
С первых секунд брат героя раскрывает нам, в чём кроется главная проблема этой умирающей деревни: все жители разобщены. Это правда, хотя на первый взгляд, многие якобы помогают друг другу.
5). Фильм всё время нагнетает ощущение давления, но финал даёт чувство облегчения, как глоток свежего воздуха, как гроза после душного дня. Это положительно заряжает зрителя.
20 октября 2023
Современный тотемический миф, созданный на экране Эдуардом Жолниным, основан на культе Земуна – коровы. Жители деревни в фильме верят в то, что Земун сопровождает покойников в их последнем пути; дети плетут амулеты в форме коров. В одном из интервью режиссер уточняет, что Земун – это мифологическое животное, упомянутое в славянских ведах. И это не единственная связь фильма со славянской мифологией: юродивый в деревне носит имя древнерусского бога скота Велеса (Волоса). Он буквально пасет мертвых коров, а в трудный момент приходит на помощь главному герою. Отец главного героя, старик Прохор, - пастух, целью всей жизни которого был уход за стадом, хотя никакой прибыли он не получал, а, напротив, бесконечно оказывался в долгах.
Потерявший работу за ошибки прошлого автомеханик Егор – искатель, одиночка и изначально восстающий против отцовских заветов бунтарь. Герой возвращается на малую родину на похороны отца, но сама мифическая структура фильма указывает на то, что эта поездка оказывается путешествием в тотемное царство или иной мир. Дорожная развилка – первый кадр «Земуна». Только до этой развилки подвозит Егора таксист. Герой под влиянием местного предпринимателя решает продать отцовские стадо и землю. Это и есть своего рода бунт мужчины, характер которого считывается и во внешнем образе: щетина, солнцезащитные очки, мотоцикл. Впоследствии облик дополнит ружье, но превратит Егора из бунтаря в активного защитника родительских ценностей.
Путь героя Егор проходит от начала до конца. На этом пути он встречает сверхъестественных покровителей, волшебных помощников: и старуху Варвару, и снабдившую его амулетом девочку, и юродивого «пастуха» Власа. Егор понимает и примиряется с отцом, занимая в итоге его место. Однако к финалу граница между сном и явью, жизнью и смертью несколько стирается. Так или иначе, герой обретет награду. Финал оставляет ряд вопросов, однако не все из них имеют смысл, если помнить, что действие фильма разворачивалось в пространстве ином, нежели реальный мир.
Приземленность «Земуна» - в социальной проблематике. Невозможность устроить свою жизнь человеку с судимостью, нищета и вымирающие деревни, выкупающие плодородный чернозем для поиска никеля бизнесмены. Впрочем, в «заземленных» мотивах оригинальности нет – это не то, чему стоит уделять внимание при обсуждении фильма. Егор как герой поднимается над конкретными социальными условиями или историческим контекстом.
Воспоминания героя о детстве, дожде и живой матери отсылает к сновидениям у Тарковского в «Ивановом детстве». Даже образ немой деревенской дурочки - оммаж «Андрею Рублеву», равно как и ночная сцена у костра. Одинокие пожухлые пейзажи – словно работы художника Эндрю Уайета. Сам мотив защиты родного дома и земли в российском кино – это и «Левиафан», и «Окраина». Режиссер отмечает, что в ходе подготовки к работе над «Земуном» и в процессе съемок на него оказывали влияние тексты Андрея Платонова, а «заземлить» мотивы писателя удалось под впечатлением от просмотра боевика «Безумный Макс: Дорога Ярости». Кроме того, режиссера привлекали эстетизация жестокости и гуманистические идеи в творчестве Мэла Гибсона, что более очевидно нашло отражение в первом варианте сценария «Земуна».
7 августа 2023
Для тех, кто не знаком со славянской мифологией, фильм может показаться обычной криминальной драмой с лёгким налётом мистики. Но именно отсылка к мифу придаёт фильму некую глубину и приподымает над суровой российской 'чернухой'. Земун - небесная корова, почитаемая древними славянами, так как корова - источник молока, а значит и самой жизни. Перед главным героем встаёт моральный выбор: продолжить дело своих родителей, простых сельских жителей, или, в погоне за наживой, уничтожить этот источник жизни, который на протяжении веков кормил его предков. Казалось бы, душа этого человека безнадёжно очерствела за годы жизни в городе и отсидки в тюрьме. Он без колебаний готов на всё ради денег. Не вдохновляет его и умирающая российская деревня, в которой он не видит перспектив. Но по мере происходящего, он начинает сомневаться в правильности своего первоначального решения. По ходу сюжета герой сталкивается с юродивым Власием, который спасает ему жизнь и заставляет задуматься о вечном. Власий - отсылка к другому мифическому славянскому персонажу, Велесу, сыну коровы Земун, покровителю домашнего скота (в христианстве - святой Власий). Велес также является хранителем границы между миром мёртвых и миром живых. Весь сюжет фильма как будь-то разворачивается где-то на этой границе. Порой герой сам не понимает, то ли он уже умер, то ли ещё нет. Балансируя на этой границе, герой проходит трансформацию и переоценку ценностей, а его чёрствая доселе душа - пробуждается.
13 ноября 2022