Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Солдатик |
год: | 2021 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Он никогда не сбегал с поля боя» |
режиссер: | Влад Шенг |
художник: | Евгений Кожевников |
жанры: | драма, короткометражка |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
10 мин |
Третья по счёту короткометражка в фильмографии Влада Шенга (не путать с одноимённой военной драмой Виктории Фанасютиной, хотя тематические параллели очевидны) уже не иронизирует на тему клопов и котов, а исследует территорию детства и памяти. Условно её можно назвать стартовой серьёзной работой парня, ибо за основу использован не находимый на просторах интернета рассказ некой Александры Звенигородской (какой-никакой литературный первоисточник), а смонтированный результат значится побывавшим на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный ангел», созданном при содействии Русской Православной Церкви. Плашка сайта белым по небесному провозглашает: «Доброе кино!» и в описании указано, что среди отборщиков присутствует Духовный экспертный совет, так что можно без зазрения убедиться в том, что за картина перед нами.
Здесь стоит сразу провести черту. Сентиментальность — зыбкое поле. Те, кто удосуживается ступить на эту землю, способны как создать нечто искреннее и честное, так и сфальшивить похлеще тех, кого подобные величины вообще не заботят. Дело даже не в том, каким воспринимается режиссёр в силу возраста: вполне возможно, что его весьма интересуют умилительные сахарно-ванильные новеллы, а ощущение, будто натужная попытка разжалобить аудиторию самому автору более чем в тягость, наверняка окажется надуманным. Дело скорее в не ускользающих от взгляда (и, говоря высокопарно, от души) раздражающих штампах, позволяющих истории скатиться из разряда слезливой байки в болото жёсткой манипуляции чувствами слишком доверчивой и сердобольной части зрителей.
Мы видим в начальной сцене очень бедную семью (благо, Влад показывает усреднённую бедность, не превращая жилище персонажей совсем уж в затхлые трущобы и тем самым сохраняя мало-мальскую достоверность в кадре): злая тётя забирает игрушки, потому что мама их продаёт, потому что папа пока не вернулся из боя. Отчаянное, гипертрофированное давление на фибры происходит буквально с первых секунд, чему, конечно, помогает мелодичная музыка на фоне, а ни в чём само по себе не виноватое, но чересчур намеренно откастингованное личико кудрявого ребёнка подкрепляет общую стратегию истошного доведения до слёз. Далее нет смысла анализировать, ибо так будет продолжаться каждую секунду повествования, под конец даже в разы возросши по взвинчиванию искомых триггеров за счёт пары неожиданных (да кого мы обманываем — ужасно предсказуемых) поворотов, и в этом — главная проблема. Натянутая на одной струне мотивация, разгадываемая по щелчку, похожа на усердно повторяемую, преступно дешёвую уловку, отчего эмоциональный «капкан», расставленный как бы погодя, не схлопывается, обнажая лишь вопиющую тщетность использования неликвидных форм творческого самовыражения.
Такие вот «Ёлки» на минималках — хорошая перспектива попасть в программу вышеупомянутой организации. Но иллюстрированная — укажем совершенно без сарказма, — сказочка о вере в чудо била бы в цель при единственном случае — если б была снята в советские времена, спустя сравнительно мало лет после окончания Второй мировой. Сейчас же, в нынешних реалиях, данный опус свидетельствует о расчётливом выстраивании плана по сбору соответствующих клише согласно ориентированности на определённую жанровую нишу, и план сей, к сожалению, выглядит безыскусным, словно исполненным в угоду метафорическим «старшим» членам общества.
Сколько ни разбирай «Солдатика» — всё равно озноб фатального несоответствия внутреннему отклику не исчезнет.
Брать надо чем-то другим.
2 из 10
24 августа 2024