Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Брайтон 4 |
английское название: |
Brighton 4th |
год: | 2021 |
страны: |
Россия,
Грузия,
США,
Монако,
Болгария
|
режиссер: | Леван Когуашвили |
сценаристы: | Борис Фрумин, Леван Когуашвили |
продюсеры: | Леван Когуашвили, Иракли Родоная, Олена Ершова, Инна Брауде, Панос Папахадзис, Элис Остин, Кирилл Михановский, Мира Сталева, Ава Исмаилова, Стефан Китанов, Janus Pawlowski, Абылай Жакашов, Армен Зулоян |
видеооператор: | Фидон Папамайкл |
художники: | Лаша Замбахидзе, Eka Bichinashvili, Тинатин Квиникадзе |
монтаж: | Николай Метин, Elene Asatiani, Davit Kiknadze |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $22 313 |
Мировые сборы: | $25 292 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 июня 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Давно хотела посмотреть этот фильм, но постоянно откладывала. Оказалось не зря... 'Брайтон 4' хоть и выиграл сразу 3 приза на фестивале Трайбека и обзавелся довольно высокими рейтингами (6,8 в IMDB, 7,0 в Кинопоиске, 89 % из 100 от критиков на Rotten Tomatoes), является крайне невнятным и вялым кинотворением. Но он явно понравится российским патриотам.
Повествование 'Брайтон 4' начинается в Грузии. Мы знакомимся с бывшим известным борцом, который теперь является пожилым мужчиной. Его брат страдает от игромании и в итоге доигрался до того, что остался без жилья. А сам он собирается отправиться в Америку - к сыну.
Причина поездки не радостная - до родителей дошли вести, что сын чем-то сильно обеспокоен, не спит по ночам и совсем забросил учебу.
И вот, мужчина оказывается в Америке. В месте, где традиционно проживают выходцы из России и СНГ. Герой оказывается в обшарпанной перенаселенной общаге, где общим для всех является русский язык. Все много работают, мало получат и в общем-то существуют, а не живут.
Проблемы сына оказались сходны с проблемами брата главного героя - вместо того, чтобы потратить с трудом заработанные деньги на что-то важное и нужное, он проиграл их в карты опасным мафиози...
Короче говоря, 'Брайтон 4' предлагает образ мигрантской жизни на Брайтон-Бич как некую консерву, в которой до сих пор существуют лихие 90-е.
Сложно понять, что именно понравилось всем тем людям, которые поставили высокие баллы этому фильму. Сюжетно он очень простой, предсказуемый и к тому-же с элементами натужных сюжетов, которые могут существовать лишь в сценариях не очень хороших сценаристов, но не в реальности. Какой-то выдающейся режиссерской, актерской или операторской работы тут тоже нет.
Возможно американцы просто считают своим долгом хвалить фильмы о тяготах мигрантов в Америке? Типа похвалили - помогли, внесли вклад, чтобы этого больше не было?
Возможно россияне, грузины и прочие представители СНГ смогли высоко оценить идею единения развалившегося СССР в обшарпанной комнатенке на территории США? Или увидели что-то, что вызвало у них чувство ностальгии?
Короче, для меня 'Брайтон 4' остался загадкой. Сочувствия герои не вызвали. Понимая того, что они делают и почему - тоже. Веры в то, что показанное хоть как-то отражает реальность - тем более. И дело не в том, что я не верю в то, что мигранты в Америке могут жить в таких ужасных условиях. Дело в том, что невозможно сопереживать героям, чья мотивация неизвестна. А этот фильм предлагает нам реальность, в которой люди как-то вот уж очень хреново живут без всяких перспектив на улучшение ситуации. А зачем они продолжают там жить и мучаться - загадка.
7 сентября 2023
«Валико, если большой самолет и твой вертолет связать цепью, кто победит?- Цепь.» (из фильма «Мимино»)
Ужасно некорректно по нынешним временам брать в качестве заголовка русскую кальку с армянского приветствия. Особенно, если учесть, что как раз армян-то в фильме и нет. Но «Брайтон, 4-ый» де факто о тех временах, когда чарджуйские дыни, грузинское гостеприимство, украинские песни, рижские духи, армянский коньяк воспринимались как родные на огромном пространстве в 1/6 часть суши планеты. Хотя действие фильма происходит в наши дни. Хостел в Бруклине снят как осколок бывшего СССР. Тесный, обшарпанный, некомфортный, с общими холодильником и туалетом, с коммунальными интригами, мелочными интересами и искренним состраданием и соучастием. Здесь обитают полулегалы всех мастей: русские, украинцы, грузины, узбеки. Бывший оперный певец днем распевается в общей душевой, а по вечерам служит швейцаром. Света задолжала за электричество и теперь «Света может остаться без света». Школьные знания русского языка еще позволяют каламбурить. Здесь продают «итальянские» ботинки, сделанные в Китае. Здесь ценят настоящий сулугуни, только сегодня привезенный из Тбилиси, хотя чего только в Нью-Йорке нет, но вот такого сыра не бывает. Здесь на кухне под вино рассказываются байки про нелегальный путь с Багам во Флориду в бурю и шторм на лодке вместе с попутчицей- эпилептичкой. Здесь все про всех знают. Или догадываются, но не желают знать. Как можно 4 года делать ремонт в тбилисской квартире? Задавая этот риторический вопрос, старшая по коммуналке тем самым гонит от себя страшную догадку- квартира то уже проиграна мужем, как и все деньги, направляемые в Грузию из США.
Сыр с тбилисского рынка- 8 килограммов за 50 лари- в эту нью-йоркскую коммуналку имени СССР привозит бывший борец-чемпион Кахи. А черно-белые документальные кадры подтвердят: правда, борец и действительно чемпион. Бросится в глаза надпись на бортиках советского дворца спорта: « Уфимцы приветствуют участников соревнований». В роли Кахи - непрофессиональный актер, Олимпийский чемпион Мюнхена и Монреаля по вольной борьбе Леван Тедиашвили. Черно-белая хроника- подарок части своей биографии от актера герою. Сын - Сосо- врач. Но в Нью-Йорке работает грузчиком. Без документов на иное рассчитывать и не приходится. Есть шанс получить грин-карт, жениться на русской американке - Лене. И брак-то не по расчету, а по любви, а все равно нужно 15 тысяч долларов, а в наличии- минус 14 тысяч, карточный долг.
Эту историю режиссер Леван Когуашвили снял в манере сочетания несочетаемого. Такое ощущение, что он вдохновлялся двумя, полярно- противоположными режиссерскими манерами- Георгия Данелия (или Отара Иоселиани) и Ульриха Зайдля. И оказался абсолютно прав. Фактически, «Брайтон, 4-ый» - это эпикуреец Иоселиани в гостях у холодного мизантропа Зайдля. Грузино- русско-узбекская коммуналка, оторвавшись от родины, променяв советскую неустроенность на американскую обшарпанность по цене шанса на Великий Счастливый Случай, продолжает петь, пить, переживать, интриговать, сочувствовать в том же градусе, что и на родине, то есть, по максимуму. Стены, что там, что сям, давно требуют ремонта, шкафы и кровать того и гляди развалятся. Но это не мешает наслаждаться самой большой роскошью на планете - роскошью человеческого общения. Эпизод, в котором пьянющий казах поет на русском языке грузинскую песню «Сулико», неимоверно фальшивя в компании, состоящей исключительно из представителей самой поющей нации - грузин, это чистое грузинское кино советского периода. И смех, и грех - все уравнено в правах. И это придает кино невероятно витальную силу. Дом русских престарелых, американская семейная пара в возрастной категории 80+, местные авторитеты с Брайтон бич в кафе «Volna» с южнорусским говором - все эти эпизоды сняты с хирургической стерильностью Зайдля. Без осуждения, без отвращения, без гнева. С холодной констатацией того, что люди сами лучше всяких бесов могут устроить себе ад на земле. И этот ад не геенна огненная, а полярная холодность.
Цепь, которая всегда выйдет победителем в споре вертолета и большого самолета, в фильме Когуашвили - это не родные горные пейзажи и не грузинское солнце. Цепь в «Брайтон, 4-ый» - это стремительно уходящая способность любить родных просто за то, что они родные. Они могут проиграть деньги, разбить в драке лицо, они способны спустить в унитаз все надежды и планы, но останутся родными. Про это не только кино: и литература, и театр, и все современное искусство стали забывать. Американская бабуля, прикованная к американскому дедуле, находящемуся уже в пограничном состоянии сумеречного сознания, попытается флиртовать с Кахи, который подрабатывает массажем- они ведь в одной возрастной категории. Кахи спокойно уйдет от стариков. Чувства в обмен на деньги - это не по-советски. Зато сын, спустивший последние деньги отца, не станет объектом упреков и воспитания. Несостоявшаяся жена Лена- та устроит операцию «Буря в пустыне», с кулаками набросившись на бугаев, которые обставили в карты Сосо. По-русски она скажет все крепкие слова жениху-лузеру, выплачет все обиды. А потом покорно отдаст подранный в сражении локоть на обработку перекисью Сосо. А тот, проводя ватой по любимому локтю, будет сидеть с подбитым глазом, и с большой металлической ложкой у края раны, которую держит только что потерявший все отец, чтобы синяка не было. Цавет танем - возьму твою боль. Так говорят армяне, которых в фильме нет. Великая картина о великой стране, которой не стало. И о великой общности людей – советском народе, который история разметала по всему свету, а он, без денег и без документов, все равно оказался самым счастливым, потому что умеет брать себе боль другого. Качество, которое сейчас почти исчезло.
26 апреля 2023