Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сибирь и он |
год: | 2019 |
страны: |
США,
Россия
|
режиссер: | Вячеслав Коптуревский |
сценарий: | Вячеслав Коптуревский |
продюсеры: | Anna Elnikova, Вячеслав Коптуревский, Mor Shamay |
видеооператор: | Wayland Bell |
композитор: | Ясухико Фукуока |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Питер Гринуэй писал, что есть две темы, о которых стоит снимать кино, это любовь и смерть. Не берусь судить, насколько он сам реализовал в своем творчестве эту формулу, но фильмы о любви и смерти снимались и будут сниматься, и зрители спорили и будут о них спорить.
Глухая, цивилизационно отсталая сибирская провинция. Нищета, разруха, безысходность, гомофобия. Молодой парень Саша, отчаянно влюбленный в Диму, мужа своей сестры Анны. До слёз, до потери дыхания. Типичный деревенский мент Дима, влюбленный в брата своей жены Сашу, в чем никогда никому не признается, даже самому себе, потому что жизненные обстоятельства загнали его в угол. А ведь шанс есть — они вместе едут в глухомань, узнать, что происходит с бабушкой Саши и Анны, которая перестала выходить на связь. Несколько дней наедине, шанс поговорить, выяснить отношения, решить — что делать дальше. Но тень беды уже зависла над ребятами, подобно свинцовому сибирскому небу, и такие нужные слова застревают в горле. Вероятно, именно это и должно было привлечь западного зрителя — вот она, загадочная русская душа, для которой любовь — это всегда страдание. И смерть.
В фильме много спорного. Мне, например, никогда не были близки крупнофокусные съемки, когда объектив камеры буквально утыкается в лица, тела и предметы, причем надолго. Это позволяет сэкономить на декорациях и массовке, но смазывает восприятие. Подобно тому, как в театре между актером и зрителем всегда должно быть расстояние, так и между камерой и объектом съемки необходима дистанция, иначе картинка не донесет сути изображаемого. Вот суровая красота сибирской природы снята совсем по-другому — статично и с правильного расстояния. К сожалению, сибирские пейзажи существуют как бы сами по себе, не помогают раскрытию драматизма, равнодушно взирая на происходящее. Почему «Сибирь»? Да где угодно могло это всё произойти… Виолончельная музыка японца Фукуоки тоже не слишком подходит для саундтрека, ощущение безысходности она создает, но трудно поверить, чтобы Дима и Саша стали ее когда-нибудь слушать.
Не избежал фильм и сценарных ляпов, главным из которых для меня стал невидимый в кадре ребенок Димы и Анны. Любовь любовью, смерть смертью, но наличие младенца не могло не наложить отпечатка на поведение и папы, и родного дяди. А иначе зачем вообще о нем упоминать ?? Вероятно, у Вячеслава Коптуревского еще нет своих детей, и он не может спроецировать авторский взгляд на этот аспект бытия, по крайней мере, пока.
А вот к актерской игре претензий нет. И Коптуревский, и Шубочкин буквально проживают свои роли, задевая «за живое». Именно благодаря им и возникает то странное, удивительное и чудесное, что принято называть «магией кино». При наличии видимых недостатков сценария, неудачного операторского решения, депрессивного саундтрека, выпадающей из канвы Сибири и всеобщей безысходности, фильм… производит сильное и хорошее общее впечатление !! Вот это и есть искусство.
Давненько я не ставил на «Кинопоиске» положительных оценок, но в данном случае формула любви и смерти сработала как надо.
10 из 10
25 февраля 2021
Если за просмотром вы не заснёте и не опротивитесь грязно-пьяных интерьеров в виде просаленных матрасов с рваными обоями, примите дружеский привет. Повезло режиссёру/сценаристу/актёру (в фильме он снимается с очень короткой стрижкой) Вячеславу Каптуревскому — TLA Releasing взяли фильм под своё крыло «как есть». К медведям и лаптям добавился образ русских людей с гомофобным подсознанием, вылезающим наружу в каких-то особых моментах даже если сам человек гомосексуален. Когда гомосексуал, то есть «САМ ОН» проявляет гомофобность, то тут становится не до иронии. Приняв за правду, что главному герою-полицейскому, по сути профессии народному охраннику, действительно сложно разобраться в происходящем в его окружении, невольно думаешь «А почему?».
Спасибо Вячеславу за этот киновопрос. Трудно представить художественный ответ на него, скорее документальный, в который можно включить историю гомофобной 121 статьи УК СССР, закон о гомопрапаганде, новый вариант конституции исключающий брак между гомосексуалами в России. Добавлю, отдалённые сёла пустеют на общем фоне урбанизации и неравенства в обеспечении города и села (подушевое финансирование объектов образования, слабое развитие сельской инфраструктуры и др.), соответственно и качество сельского образования под вопросом, а не только толерантность.
Отмечу, в фильме нет открытых сцен гомофобии. Стоит добавить, что в советские времена гомосексуалы часто уезжали в отдалённые края Сибири, где жизнь без помогающего «плечом» социума была немыслима из-за трудных и суровых условий проживания. Проживающих не интересовало с кем живут вновь прибывшие, т. к. сама жизнь человека в этих краях была героическим и трудным поступком. Ныне тенденция переселения сменилась на большие города. Идея трудного проживания неявно показана в фильме (безысходность на дороге, отсутствие отелей и магазинов в небольшом поселении).
Тема важная, а работа слабая со всех сторон (кроме живописных сибирских пейзажей), даже не тянет на подобие Горбатой горы. И всё равно говорю «Спасибо!» всему кино-окружению Вячеслава и ещё раз ему самому. Верю, что его следующее кино будет в разы сильнее!
5 из 10
9 мая 2020